Воображение детей

Диагностика мышления: основные формы и особенности мышления.

Всякое познание
начинается с живого созерцания. Предметы
воздействуют на органы чувств человека
и вызывают в головном мозге ощущения,
восприятия и представления.

Познание человеком
окружающего мира осуществляется в двух
основных формах: чувственного познания
и абстрактного мышления. Путем чувственного
отражения мы познаем отдельные предметы
и их свойства. Мышление радикально
расширяет возможности человека в его
стремлении к познанию всего окружающего
мира.

В своем становлении мышление
человека проходит две стадии: допонятийную
и понятийную. Допонятийное мышление –
начальная стадия развития мышления. К
этому типу относятся наглядно-действенное
и наглядно-образное мышление детей
дошкольного возраста. Переход от
образного мышления к понятийному идет
через формирование образных схем, как
переходного звена, от вторичных образов
(представлений) к понятиям.

Основными
операциями логического мышления являются
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, классификация.

Диагностика памяти: что такое память.

Память – это
основа психической жизни, основа нашего
сознания. Человек получает информацию
благодаря разным органам чувств: зрению,
слуху, обонянию, осязанию и вкусу.
Соответственно этому выделяют: зрительную,
слуховую, обонятельную, осязательную
и вкусовую память. Кроме того, в зависимости
от характера запоминаемого материала,
существуют: память на слова (словесная
или вербальная); на образы (образная);
на движения (двигательная); на эмоции,
чувства, переживания (эмоциональная),
память на расположение предметов в
пространстве, на временные отрезки, на
числа, фамилии, лица и мн.др.

Если человек
заучивает материал, многократно его
повторяя, зазубривает информацию или,
наоборот, быстро запечатлевает, как бы
фотографирует, то такое запоминание
называется механическим,
или непосредственным, т.е. запоминанием
без дополнительных средств.

А когда
человек старается запомнить, ищет для
этого какие-то способы или приемы,
анализирует, осмысливает, каким-либо
образом организует материал, то речь
идет о принципиально другом, качественно
более высоком запоминании – о логическом
или опосредствованном,
т.е. запоминании
с помощью каких-либо средств. В этом
случае речь идет о культурной памяти.
Культурная память – это всегда
произвольная память.

Предлагаем ознакомиться  Зависть - причины, признаки, как избавиться от чувства зависти

Методики для диагностики воображения детей 4-х лет:

Для определения
уровня развития воображения детей
следует сопоставить результаты
диагностических методик с теоретическими
данными об этапах развития процесса. В
данном разделе предложены наиболее
простые для применения методики. Определение
уровня развития данного психического
процесса фиксируется в сводной таблице
при помощи знаков:

Выше среднего
( ) –
Ребенок безошибочно выполнил все
задания, старательно и быстро справился
с тестом.

Средний уровень
(V)
– Ребенок допустил незначительные
ошибки, после помощи взрослого исправил
их.

Ниже среднего
(-) –
Ребенок с трудом справлялся с заданиями,
допускал многочисленные и «грубые»
ошибки, отказывался принимать помощь
взрослого.

Низкий уровень
(!) –
Ребенок совершенно не справился с
заданиями, отказывался их выполнять,
ссылаясь на свое незнание и т.п.

Особенности развития памяти детей дошкольного возраста.

В младшем возрасте
память ребенка носит непроизвольный
характер. Малыш хорошо запоминает все,
что представляет для него жизненный
интерес, вызывает сильный эмоциональный
отклик. Прочно усваивается и то, что он
видит и слышит много раз. Хорошо развита
двигательная память – ребенок лучше
запоминает все то, что было связано с
собственным движением и манипуляциями.
Любимое занятие детей – игра. Именно,
играя, малыш без особого труда может
усвоить огромное количество новой и
важной информации.

Как показывают
психологические исследования, ребенок
младшего возраста (3-4 года) запоминает
произвольно чрезвычайно мало материала.
В среднем, из 15 названных ему слов ребенок
запоминает лишь 2,12 (14%). Можно с уверенностью
сказать, что дети этого возраста еще не
готовы использовать какие-либо
вспомогательные средства; подсказки,
картинки, вопросы в значительной степени
мешают ребенку вспоминать.

К концу дошкольного
периода у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже
умеет рассматривать предметы, вести
целенаправленные наблюдения, развивается
произвольное внимание и, в результате,
появляются элементы произвольной
памяти. Элементы произвольного поведения
– это главное достижение дошкольного
возраста.

Предлагаем ознакомиться  Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Произвольная память проявляется
в ситуациях, когда ребенок самостоятельно
ставит цель: запомнить и вспомнить.
Желание ребенка запомнить надо всячески
поощрять, это залог успешного развития
не только памяти, но и других познавательных
способностей: восприятия, внимания,
мышления, представления и воображения.

Дошкольный
возраст – начальный период формирования
операционных структур интеллектуальной
активности, вербального интеллекта
личности. И в дальнейшем, успешность
запоминания и гибкость памяти ребенка
будут определяться уже не столько силой
природной памяти, сколько особенностями
его развивающейся интеллектуальной
деятельности. Начало этому процессу
может быть положено с помощью игр,
заданий и упражнений, направленных на
развитие памяти ребенка.

Свойства внимания:

Свойства внимания

Определения

Концентрация
(сосредоточенность, от лат. с
oncentrum
— центр

Способность
внимания ограничивать сферу своего
распространения на отдельном объекте
при отвлечении от всего остального и
сохранении высокой интенсивности.

Объем

Способность
внимания отчетливо выделять из общего
фона определенное количество однородных
объектов (норма – 5-7 неорганизованных
в систему объектов)

Распределение

Способность
внимания выделять с одинаковой
отчетливостью разнородные объекты,
которые позволяют выполнять одновременно
два или большее число действий (не
допускает при этом быстрого переключения,
а выполняется одновременно).

Устойчивость

Способность
внимания длительное время удерживать
объект в фокусе внимания.

Колебание

Способность
внимания с определенной частотой
изменять отчетливость восприятия
объекта, который находится в фокусе
внимания.

Переключение

Способность
переключать фокус внимания с одного
объекта на другой.

Итак, высокий
уровень развития этих свойств обеспечивает
условие успешного освоения разнообразных
видов деятельности. Низкий уровень
развития даже одного свойства может
быть препятствием к освоению какой-либо
деятельности или влиять на качество ее
выполнения.

В дошкольном
возрасте у ребенка функционирует
непроизвольное внимание, которым ребенок
не может управлять сам и которое зависит
от внешних и внутренних неосознаваемых
факторов. Под руководством взрослого
весь дошкольный период ребенок учится
пользоваться выработанными человеческими
культурными средствами, управляющими
вниманием: знаковыми и организующими.

Предлагаем ознакомиться  Что такое миопатия мышц и как её лечить

Этими средствами ребенок сначала
пользуется во внешнем плане, а затем
они усваиваются и превращаются в
психический механизм, управляющий
вниманием ребенка изнутри. Организующие
средства формируются в процессе освоения
различных видов деятельности, они
способствуют развитию к концу дошкольного
возраста элементов произвольного
внимания, которое становится ведущим
в младшем школьном возрасте под влиянием
учебной деятельности.

Сущность внимания.

Природу внимания
можно понять только через анализ
деятельности, то есть через предмет, на
который направлена деятельность , и
через действия, которые человек совершает
в деятельности, «оно следствие и
проявление организации деятельности»,
— говорит Ю.Б.Гиппенрейтер в своей статье
«Деятельность и внимание».

Источником
активности внимания человека являются
его потребности, которые заставляют
избирательно реагировать на те явления
внешней среды, мысли и чувства, которые
могут служить удовлетворению потребностей
(биологические потребности, социальные,
потребности, которые удовлетворяют
культурные и духовные запросы личности,
необходимые для развития и проявления
своего внутреннего мира).

Внешние
раздражители также могут управлять
вниманием, если они связаны с деятельностью
человека, его потребностями. Особенности
внешних предметов или ситуации внешнего
явления могут привлечь и удержать
внимание человека, если они выделяются
из общего фона, тогда они сигналят о
возможной опасности или активизируют
познавательные потребности.

Такое
внимание называют первичным
(непроизвольным), его механизмом является
ориентировочный рефлекс. На основе
непроизвольного внимания развивается
произвольное внимание. Механизмом
произвольного внимания является волевое
действие. Произвольное внимание
формируется в процессе освоения разных
видов деятельности под руководством
взрослого.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector