Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

Особенности личности подростков

1. Центральное новообразование подростничества — «чувство
взрослости»- отношение подростка к себе как к взрослому.
Это выражается в желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились
к нему не как к маленькому, а как к взрослому.

Он претендует на равноправие
в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую»
позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,
желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть
— учебы.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения,
которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях
со сверстниками.2. Развитие самосознания (формирование «Я-концепции» система
внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».4.

Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.5. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес
к противоположному полу.6. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.7. Заметное развитие волевых качеств.8.

Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный
смысл.Направленность личности:- гуманистическая направленность — отношение подростка к себе и обществу
положительны;- эгоистическая направленность — он сам является более значимым, чем
общество;- депрессивная направленность — он сам никакой ценности не представляет
для себя.

Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;- суицидальная направленность — ни общество, ни личность для самой себя
не представляет никакой ценности.Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности.
Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности.

Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ
— крайний вариант нормы. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности
транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых
аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении
вызывающих их причин).

С типом акцентуации характера необходимо считаться
при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит
одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций,
для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма
существенно для устойчивой социальной адаптации.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет
предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к
дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются
с повзрослением.

Особенности характера при акцентуациях могут проявляться
не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке,
и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация
при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации
характера: явная и скрытая.Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к
крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных
черт определенного типа характера.

Предлагаем ознакомиться  5 золотых истин, которые помогут понять мужчину

Выраженность черт определенного типа
не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.
Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям.
В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при
действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего
сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации,
отклонения в поведении.

При повзрослении особенности характера остаются
достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть
отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных
условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются
совсем.

Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться
под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные
требования к «месту наименьшего сопротивления».Существует две классификации типов акцентуаций — первая предложена К.
Леонгардом (1968), а вторая Личко А.Е. (1977). Сопоставление
этих классификаций, приводится ниже.

Тип
акцентуированной личности, по К. Леонгарду

Тип
акцентуации характера, по А. Е. Личко

Лабильный
Сверхподвижный
Эмотивный
Демонстративный
Сверхпунктуальный
Ригидно-аффективный
Неуправляемый
Интравертный
Боязливый
Неконцентрированный
или неврастенический
Экстравертный
Слабовольный

Лабильный циклоид
Лабильный

Истероидный
Психастенический
Эпилептоидный

Шизоидный
Сенситивный
Астено-невротический

Конформный
Неустойчивый
Гипертимный
Циклоидный

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, выделяют
10 основных типов акцентуации:1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению,
оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят
начатого до конца, недисциплинированные, легко попадают под влияние
неблагополучных компаний.

Подростки склонны к приключениям, романтике.
Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к
доминированию, лидированию. В патологии — невроз навязчивых идей.2. Застревание. Склонность к «застреванию аффекта»,
к бредовым реакциям.

Люди педантичные, злопямятные, долго помнят обиды,
сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появится навязчивые
идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые
в одно», зашкаленные. В эмоциональном отношении ригидны (ниже нормы).
Иногда могут давать аффективные вспышки (сильное нервное возбуждение),
могут проявлять агрессию.

В патологии — паронояльный психопат.3. Эмотивность. Аффектно лабильные (неустойчивые). Люди
у которых быстро и резко меняется настроение по незначительному для
окружающих поводу. От настроения зависит все — и работоспособность,
и самочувствие и т.д. тонко организована эмоциональная сфера; способны
глубоко чувствовать и переживать.

Склонны к добрым взаимоотношениям
с окружающими. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали,
заботились.4. Педантичность. Преобладание черт педантизма. Люди ригидны,
им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят чтобы все было
на своих местах чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм.

Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии
— эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию (долго помнят и
выливают).5. Тревожность. Люди меланхолического склада с очень высоким
уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе.

Предлагаем ознакомиться  Луиза Хей – таблица излечения болезней

Недооценивают,
преуменьшают свои способности. Застенчивы, пугаются ответственности.6. Циклотимность. Резкие перепады настроения. Хорошее
настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как «тревожные»,
быстро утомляются, снижается творческая активность.

При хорошем настроении
как гипертимные.7. Демонстративность. В патологии психопатия истерического
типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно
в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»).

Много таких людей среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться,
тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая
лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную
одежду — могут быть определены чисто внешне.8.

Возбудимость. Склонность к повышенной импульсивной
реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.9. Дистимичность. Склонность к расстройствам настроения.
Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный
взгляд на вещи, утомляем.

Быстро утомляется в контактах и предпочитает
одиночество.10. Экзальтированность. Склонность к аффективной экзальтации
(близко к демонстративности, но там из-за характера, а здесь идут те
же проявления, но на уровне эмоций, т.е. от темперамента).

1) лабильный — резкая смена настроения в зависимости
от ситуации;2) астенический — тревожность, нерешительность, быстрая
утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии;3) боязливый (сензитивный) тип — робость, стеснительность,
повышенная впечатлительность, тенденция испытывать чувство неполноценности;4) психастенический — высокая тревожность, мнительность,
нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству,
тенденция к образованию ритуальных действий;5) шизоидный — отгороженность, замкнутость, трудности
в установлении контактов (см. экстраверсия — интроверсия), эмоциональная
холодность, проявляющаяся в отсутствии сострадания (см. симпатия) недостаток
интуиции в процессе общения;6) эпилептоидный — недостаточная управляемость, импульсивность
поведения, нетерпимость, склонность к злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева
(иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления,
чрезмерная обстоятельность речи, педантичность;7) неустойчивый (экстравертированный) тип — склонность
легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений,
компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный
характер;8) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость
от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность
к консерватизму.

Ведущая деятельность подростка

В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Хоть актуальность ее по-прежнему сохраняется, и подросток все еще является школьником. Основным противоречием подросткового периода является настойчивое желание подростка получить признание своей личности взрослыми при отсутствии действительной возможности утвердиться среди них.

По мнению Эльконина, ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Относительно самостоятельной областью жизни в начале подросткового возраста является общение, осознанные эксперименты со своим отношением к другим людям. Речь идет о поиске друзей, выяснении отношений, конфликтах и примирениях, сменах компаний. Главной потребностью периода является поиск своего места в обществе, желание стать значимым. И все это реализуется в обществе сверстников.

Предлагаем ознакомиться  Убит горем: советы психологов, как мужчине пережить развод с женой

Возможности широкого общения с группой сверстников для подростка определяется привлекательностью занятий и интересов. Ситуации, когда подростку не удается занять удовлетворяющее место в системе общения внутри класса, заканчиваются уходом из школы в психологическом, а порой и буквальном плане.

Существует определенная динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте:

  • в 10 – 11 лет подростку хочется быть в группе сверстников, заниматься чем-то общим;
  • в 12 – 13 лет подросток пытается занять определенное место в группе сверстников;
  • в 14 – 15 лет подросток пытается стать автономным и ищет признания ценности собственной личности.

Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка

Другой точкой зрения на характер ведущей деятельности подросткового периода занимался Фельдштейн. По его мнению, ключевое значение в психическом развитии подростка отводится общественно полезной, социально признаваемой и одобряемой, неоплачиваемой деятельности, которая включает, в том числе, и интимно-личностное общение.

Просоциальная деятельность может быть и учебно-познавательной, и производственно-трудовой, и организационно-общественной, и художественной, и спортивной, но на что стоит обратить внимание – это то, что подросток ощущает реальную значимость данной деятельности. Содержание деятельности является делом значимым для общества, его структуру определяют цели взаимоотношений между подростками.

Основным мотивом общественно полезной деятельности подростка является личная ответственность и самостоятельность.

Стоит отметить, что общественно полезную деятельность можно встретить и в младших классах, но она имеет не максимально развернутый характер. Разные этапы подросткового возраста характеризуются разным отношением к общественно полезной деятельности. В 9 – 10 лет ребенок начинает испытывать желание самоутвердиться, ищет признание себя во взрослом обществе.

В 10 – 11 лет для ребенка становится важным услышать оценку своих возможностей от других людей. Именно этим обусловлена направленность на занятия, которые схожи с взрослыми занятиями, поиск тех видов деятельности, которые имеют ощутимую пользу и получают общественную оценку. В 12 – 13 лет подростком уже накоплен опыт в различных видах общественно полезной деятельности, и именно он служит толчком в желании признания своих прав, в стремлении попасть в общество при условии осуществления конкретной значимой задачи.

Важно отметить, что необходимо целенаправленное формирование социально значимой деятельности в качестве ведущего типа деятельности на подростковом этапе.

Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества.

Фельдштейн считает, что интимно-личностное и стихийно-групповое общение является ведущим в ситуациях отсутствия возможности реализации социально необходимой и социально поддерживаемой деятельности, упущения возможностей педагогического формирования общественно полезной деятельности подростков.

Важно сказать, что тема основной деятельности подростка по-прежнему вызывает множество споров.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector