Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Почему важно диагностировать эмоциональное выгорание?

Частично ответ на этот вопрос уже был дан в предыдущих пунктах. В первую очередь потому, что эмоциональное выгорание человека может стать первым его шагом к тяжелой затяжной депрессии. Помимо этого, выгорание может оказаться первой (не исключено, что единственной) причиной некачественного труда работника.

Инструкция.

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Ключ к диагностике эмоционального выгорания педагогов.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку — 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома.

Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно-количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.

Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т. д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.

2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».

3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

«Напряжение»

Переживание психотравмирующих обстоятельств: 1(2, 13(3, 25(2, -37(3, 49(10, 61(5, -73(5)

Неудовлетворенность собой: -2(3, 14(2, 26(2,-38(10,-50(5, 62(5, 74(3)

«Загнанность в клетку»: 3(10, 15(5, 27(2, 39(2, 51(5, 63(1, -75(5)

Тревога и депрессия: 4(2, 16(3, 28(5, 40(5, 52(10, 64(2, 76(3)

«Резистенция»

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: 5(5, -17(3, 29(10, 41(2, 53(2, 65(3, 77(5)

Эмоционально-нравственная дезориентация: 6(10, -18(3, 30(3, 42(5, 54(2, 66(2, -78(5)

Расширение сферы экономии эмоций: 7(2, 19(10, -31(20, 43(5, 55(3, 67(3, -79(5)

Редукция профессиональных обязанностей: 8(5, 20(5, 32(2, -44(2, 56(3, 68(3, 80(10)

«Истощение»

Эмоциональный дефицит: 9(3, 21(2, 33(5, -45(5, 57(3, -69(10, 81(2)

Эмоциональная отстраненность: 10(2, 22(3, -34(2, 46(3, 58(5, 70(5, 82(10)

Личностная отстраненность (деперсонализация): 11(5, 23(3, 35(3, 47(5, 59(5, 72(2, 83(10)

Психосоматические и психовегетативные нарушения: 12(3, 24(2, 36(5, 48(3, 60(2, 72(10, 84(5)

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

Предлагаем ознакомиться  Признаки переходного возраста у девочек

• 9 и менее баллов — не сложившийся симптом

• 10-15 баллов — складывающийся симптом

• 16 -20 баллов — сложившийся симптом

• 20 и более баллов — симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром.

Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

• 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;

• 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;

• 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.

В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы:

• какие симптомы доминируют;

• какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;

• объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

• в каких направлениях надо влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;

• какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Методика бойко «эмпатические способности»

Данный метод определения уровня способностей эмпата, как и предыдущий, основывается на однозначных ответах «да» или «нет» на несложные суждения. В этом тесте количество суждений ограничивается тридцатью шестью. Над своими ответами не стоит слишком долго задумываться. При ответе стоит руководствоваться лишь своими внутренними ощущениями.

Нормы теста

Суммарный показатель всего теста может находиться в промежутке от нуля до тридцати шести. У человека высокий уровень эмпатии в том случае, если его суммарный показатель находится в промежутке от тридцати и выше. Средним называется уровень, который располагается в промежутке от двадцати девяти до двадцати двух. В промежутке от двадцати одного до пятнадцати — заниженный показатель эмпатии, а уровень, находящийся ниже этих чисел, является очень низким.

На этом все, что касается методик Виктора Васильевича Бойко. Его тесты очень легко применять на большом количестве людей. После их задействования можно судить как об общем состоянии группы людей, так и в отдельности о каждом индивиде.

Обработка данных теста

Суммируется оценка правильных ответов по каждой из шкал. Оценка каждой шкалы может находиться в промежутке от нуля до шести. Данное число указывает на значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.

Стимульный материал.

1. Недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.

2. Сегодня я доволен результатами своей выбранной профессией не меньше, чем в начале пути.

3. Я ошибся в выборе профессии.

4. Меня беспокоит то, что я стал менее продуктивно, некачественно, медленнее работать.

5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.

6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.

7. Когда я прихожу, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.

Предлагаем ознакомиться  Особенности потребностей, Классификация потребностей и их структура

8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).

9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что они от меня ждут.

10. Моя работа притупляет эмоции.

11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.

12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.

13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.

14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.

15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.

16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру поддержку, услугу, помощь.

17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.

18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. .

19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.

20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.

22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.

23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.

24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.

25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.

26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты партнерами.

27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.

28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо.

29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.

30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».

31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.

33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.

34. Я очень переживаю за свою работу.

35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.

36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.

37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.

38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.

39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе.

40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.

41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.

42. Я оцениванию деятельность партнеров хуже, чем обычно.

43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.

45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.

46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.

47. На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.

48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.

49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.

50. Успехи в работе вдохновляют меня.

51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).

Предлагаем ознакомиться  Конструктивный разговор: значение, понятие, правила и особенности

52. Я потерял покой из-за работы.

53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.

55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.

56. Я часто работаю через силу.

57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.

58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.

59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.

60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.

61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.

62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.

63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.

64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.

66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.

67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.

68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.

69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.

70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.

71. Работа с людьми очень разочаровала меня.

72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.

73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.

74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.

75. Моя жизнь сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.

77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.

78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам, забывая о собственных интересах.

79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.

80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.

81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.

82. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.

83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.

84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Эмпатия

Помимо методики Бойко «эмоционального выгорания» у него также есть работа, связанная с определением эмпатического уровня человека. Эмпатией называется способность человека понять, каково представление окружающего мира в сознании его партнера по общению. Сюда же относят способность ощущать все окружающее так же, как и другие окружающие «эмпата» люди.

Само собой, человек легче справляется с эмпатическими способностями в том случае, если ему близки представления, чувства и эмоциональные реакции его партнера по общению. Важно упомянуть и тот факт, что эмпатический уровень человека становится выше в соответствии с ростом жизненного опыта. Выделяются следующие формы эмпатии: сопереживание как способность представить себя на месте собеседника и перенять на себя все его ощущения и эмоции. Вторая форма — сочувствие, это самостоятельные переживания из-за состояния, в котором находится другой человек.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector