Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте

Литература

Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.— Иркутск,1989.(Ранний возраст: 56—62.)Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— М., 1984 —.Т. 4. (Кризис первого года жизни: 318—340. Раннее детство: 340—368. Кризис трех лет:363—376.)Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г.

Гениями не рождаются (Общество и способности человека. Книга для учителя).—М., 1989.(Окружающая среда и развитие в младенческом возрасте: 135—138.)Развитие личности ребенка.—М., 1987.(Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве: 37—58. Психологическиеособенности детей раннего возраста: 59—73.)

Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987.(Младенчество и первый год жизни: 82—90. Ранний возраст (второй годжизни)Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождениядо семи лет).—М., 1960.Психическое развитие ребенка на первом году жизни (период младенчества): 69—92.Психическое развитие ребенка в раннем детстве (от 1 года до 3 лет): 93—137.)

Валлон А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии.—1990.-№ 5.-С. 129—140.Валлон А. Истоки характера у детей// Вопросы психологии.—1990-№ 6-С. 121-133. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В. Гамезо идр. — 1984.(Психология детей  младенческого возраста: 63—64.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция М., 1990.

(Формирование эмоциональной регуляции поведения у детей до 3-летнего возраст 32—47.)

Глава 10.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Краткое содержание

Усвоение нравственных норм. Три этапа личностного возрастного развития детей в дошкольном детстве, их связь с формированием различных сторон личности ребенка. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника. Усвоение дошкольниками норм и форм поведения. Значение сюжетно-ролевых игр с правилами для личностного развития детей.

Возникновение нравственной саморегуляции поведения Переход к автоматизированным формам нравственного поведения. Проявление моральных качеств личности в общении.Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. Развитие мотивации общения в дошкольном возрасте. Включение в общение мотивов, связанных с учением и трудом.

Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком трудности решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи Появление определенных эмоциональных реакций ребенка на неудачу и успех.

Соотнесение успехов и неудач с возможностями и способностями. Осознание ребенком того, что его успех зависит не только от способностей, но и от прилагаемых усилий. Становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.Формирование основных личностных качеств у ребенка-дошкольника.

Понятие базовых качеств личности ребенка, их происхождение. Связь начала развития базовых личностных качеств с ранним возрастом. Возникновение «внутренней позиции» у ребенка-дошкольника. Появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности.

Подражание и его значение для развития личности дошкольника. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек.Психологические новообразования дошкольного возраста. Возникновение образного и внутреннего символического плана действий. Объединение внутренних . и внешних операций в познавательных процессах восприятия, внимания, памяти и мышления.

Соединение воображения, мышления и речи, возникновение внутренней речи. Завершение формирования речи как средства общения. Использование речи как средства мышления. Становление внутренней нравственной саморегуляции поступков. Развитие мотивации общения с людьми. Выявление индивидуальности  ребенка.

Речь и становление личности

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения.

Предлагаем ознакомиться  Подскажите хорошие успокоительные средства от нервов и стресса

Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности. Поэтому не случайно, что именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка.Говорение и понимание как две стороны в развитии речи по-разному связаны с различными аспектами формирования личности ребенка.

Понимание обеспечивает восприятие, дифференциацию требований и оценок поведения ребенка со стороны взрослых. Это дает возможность корректировать поведение, причем чем более развиты лексическая, семантическая, синтаксическая и другие стороны высказывания (в аспекте его понимания), тем точнее и тоньше способен ребенок различать оттенки и нюансы воспитательных воздействий.

Говорение позволяет ребенку в диалоге уточнять предъявляемые ему требования, получаемые со стороны взрослых оценки и самому влиять на поведение окружающих взрослых людей таким образом, чтобы оно как можно больше соответствовало потребностям его личностного развития.Сложную психологическую проблему представляет вопрос о соотношении того, что ребенок может понимать и говорить, с его собственными личностными качествами.

Суть проблемы состоит в том, в какой мере активная и пассивная речь ребенка раннего возраста отражает достигнутый им уровень личностного развития: ведь далеко не каждый взрослый человек, хорошо владеющий речью, в состоянии осознать и выразить в словах собственные качества личности. Между уровнем индивидуального развития ребенка и тем, что и как он говорит, нет, по-видимому, простой и однозначной связи.

Судить о том, осознает себя ребенок как человека, отличного от других людей, или не осознает, нельзя только на основании того, пользуется или не пользуется он в своей активной речи местоимением «Я». Основанием для подобных психологических выводов скорее могло бы служить то, что ребенок понимает, т. е. его пассивная речь.

Способы психодиагностического оценивания уровня речевого личностного развития ребенка в раннем возрасте необходимо выбирать исходя из того, что он понимает.Однако одного речевого анализа недостаточно для полноценной психодиагностики. Наряду с ним следует использовать анализ поведения, но не в отдельности, а в логической соотнесенности с речью.

Основанием для удовлетворительных выводов могут служить факты совпадения того, что понимает и что делает ребенок. В этой диаде: понимание и поведение — основную роль в развитии играет, по-видимому, понимание. Поэтому, воспитывая ребенка, развивая его как личность, в первую очередь необходимо заботиться об углублении смыслового понимания воспринимаемой речи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Итак, мы рассмотрели процесс познавательного, личностного и поведенческого развития ребенка от рождения до трехлетнего возраста, выявили закономерности, условия и движущие силы этого развития. Попробуем теперь в интегрированном виде представить, с какими достижениями подходит ребенок к критическому возрасту около трех лет, когда о нем впервые начинают говорить как о маленькой личности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Место детства в становлении личности1. Значение периода детства для развития личности.2. Качества личности, формируемые в детстве, их связь с этапами возрастного развития.3. Особая роль школы в формировании личности.4. Пути развития личности в современном обществе.5. Приоритет нравственного начала над остальными сторонами в развитии личности ребенка.6. Опасность формирования агрессивности у детей.

Тема 2. Роль социальных факторов в развитии личности1. Социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка.2. Ведущая роль семьи в формировании личности, изменение ее значения с возрастом ребенка.3. Особенности воздействия школы на личность ребенка в разные периоды детства. 4.Специфика личностно-развивающего влияния внешкольных учреждений.

  1. Формирование личности ребенка через средства массовой информации.
Предлагаем ознакомиться  Тема: Кто такой шопоголик?

Тема 3. Общение с людьми и его влияние на развитие личности1. Общение и взаимоотношения с людьми как факторы развития личности ребенка.2. Взаимоотношения и общение в ведущих видах деятельности.3. Общение и игры.4. Общение и учение.5. Общение и труд. 6. Развитие личности в процессе разрешения внешних и внутренних противоречий.

Тема 4. Основные теории и направления развития личности в детстве1. Различные теоретические подходы к решению проблемы личностного развития детей.2. Психоаналитическая традиция в понимании индивидуальногоразвития ребенка.3. Теория черт и развитие личности в детстве.4.

Социодинамическая и интеракционистская трактовка личностного развития.5. Гуманистический подход к формированию морали ребенка.6. Основные теоретические понятия, используемые при рассмотрении процессов личностного развития детей.7. Сензитивные периоды, ведущие типы общения и кризисы в развитии личности ребенка.

Темы для рефератов1. Значение детства для развития ребенка как личности.2. Основные социальные институты и факторы, влияющие на развитие личности ребенка.3. Взаимоотношения детей и развитие личности.4. Понимание процесса развития личности в детстве в русле различных теорий.

Усвоение нравственных норм

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.Источниками моральных представлений детей являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники.

Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в его становлении как личности.

Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке. Внимательное рассмотрение того, как в онтогенезе развивается общение, какой характер оно принимает при включении ребенка в различные виды совместной с другими людьми деятельности, помогает лучше уяснить те возможности, которые с возрастом открываются для развития личности.

Предлагаем ознакомиться  Теория развития Л.С.Выготского | Диплом по психологии

В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в личностном развитии ребенка по-прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения.

Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие взрослые люди.Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами.

Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таких правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем Дошкольном возрасте.

Именно в них имеет место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (младший дошкольный возраст), затем начинают глубже осознавать сущность самих правил и норм (старший дошкольный возраст).

Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим же правилам и нормам.Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рамки познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками.

Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.

Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально полезных качеств. Это — стремление к признанию и одобрению со стороны, окружающих людей. Из данного качества как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие.

С ним же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам.

Сочувствие и заботливость по отношению к людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector