Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка

1. Характеристика педагогической деятельности

Педагогическая
деятельность — это целенаправленное,
мотивированное воздействие педагога,
ориентированное на всестороннее развитие
личности ребенка и подготовку его к
жизни в современных социокультурных
условиях.

В основе педагогической
деятельности лежат закономерности
практики воспитания. Педагогическая
деятельность реализуется в образовательных
учреждениях и осуществляется специально
подготовленными и обученными людьми —
педагогами.

Характер и содержание
педагогической деятельности определяется
ее предметом, мотивами, целью, средствами
и результатом.

Цель
педагогической деятельности — создание
условий для осуществления перспектив
развития ребенка как объекта и субъекта
воспитания. Реализация данной цели
выступает результатом
педагогической деятельности, который
диагностируется сопоставлением качеств
личности ребенка в начале педагогического
воздействия и по его завершению.


Предметом
педагогической деятельности является
организация взаимодействия с
воспитанниками, направленного на
освоение социокультурного опыта как
основы и условия развития.

В педагогической
деятельности выделяются как внешние,
так и внутренние мотивы.
К внешним относят мотивы личностного
и профессионального роста, к внутренним
— доминирование, гуманистическую и
просоциальную направленность.

Средствами
педагогической деятельности выступают:
теоретические и практические знания,
на основе которых осуществляется
обучение и воспитание детей; учебная и
методическая литература; наглядность,
ТСО.

Способами передачи
опыта общественного поведения и
взаимодействия в педагогической
деятельности являются объяснение,
демонстрация, наблюдение, игра, совместный
труд.

Б. Т. Лихачев
выделяет следующие структурные компоненты
педагогической деятельности:

  • знание
    педагогом потребности, тенденций
    общественного развития, основных
    требований, предъявляемых к человеку;

  • научные
    знания, умения и навыки, основы опыта,
    накопленного человечеством в области
    производства, культуры, общественных
    отношений, которые в обобщенном виде
    передаются подрастающим поколениям;

  • педагогические
    знания, воспитательный опыт, мастерство,
    интуиция;

  • высочайшая
    нравственная, эстетическая культура
    ее носителя.


Специфической
характеристикой педагогической
деятельности является ее продуктивность.
Н. В. Кузьмина, И. А. Зимняя различают
пять уровней продуктивности педагогической
деятельности:

  • непродуктивный;
    педагог умеет пересказать другим то,
    что знает сам;

  • малопродуктивный;
    педагог умеет приспособить свое
    сообщение к особенностям аудитории;

  • среднепродуктивный;
    педагог владеет стратегиями вооружения
    учащихся знаниям, навыкам, умениям по
    отдельным разделам курса;

  • продуктивный;
    педагог владеет стратегиями формирования
    искомой системы знаний, навыков, умений
    учащихся по предмету и в целом;

  • высокопродуктивный;
    педагог владеет стратегиями превращения
    своего предмета в средство формирования
    личности учащегося; его потребностей
    в самовоспитании, самообразовании,
    саморазвитии.

Предлагаем ознакомиться  Как перестать бояться романтических отношений

1. Понятие и сущность развивающей среды

В отечественной
педагогике и психологии термин «среда»
появился в 20-е годы, когда достаточно
часто употреблялись понятия «педагогика
среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда
ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая
среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде
исследований последовательно и
обстоятельно доказывалось, что объектом
воздействия педагога должен быть не
ребенок, не его черты (качества) и даже
не его поведение, а условия, в которых
он существует: внешние условия — среда,
окружение, межличностные отношения,
деятельность. А также внутренние условия
— эмоциональное состояние ребенка, его
отношение к самому себе, жизненный опыт,
установки.

В самом широком
контексте развивающая образовательная
среда представляет собой любое
социокультурное пространство, в рамках
которого стихийно или с различной
степенью организованности осуществляется
процесс развития личности. С позиций
психологического контекста, по мнению
Л. С. Выготского, П. Я.

Чтобы образовательное
пространство выступало как развивающая
образовательная среда, в ходе взаимодействия
входящих в него компонентов оно должно
приобрести определенные свойства:

  • гибкость,
    обозначающую способность образовательных
    структур к быстрому перестраиванию в
    соответствии с изменяющимися потребностями
    личности, окружающей среды, общества;

  • непрерывность,
    выражающуюся через взаимодействие и
    преемственность в деятельности входящих
    в нее элементов;

  • вариативность,
    предполагающую изменение развивающей
    среды в соответствии с потребностями
    в образовательных услугах населения;

  • интегрированность,
    обеспечивающую решение воспитательных
    задач посредством усиления взаимодействия
    входящих в нее структур;

  • открытость,
    предусматривающую широкое участие
    всех субъектов образования в управлении,
    демократизацию форм обучения, воспитания
    и взаимодействия;

  • установку
    на совместное деятельное общение всех
    субъектов образовательного процесса,
    осуществляющееся на основе педагогической
    поддержки
    как особой, скрытой от глаз воспитанников
    позиции педагога.


В центре развивающей
среды стоит образовательное учреждение,
работающее в режиме развития и имеющее
своей целью процесс становления личности
ребенка, раскрытие его индивидуальных
возможностей, формирования познавательной
активности. Это обеспечивается за счет
решения следующих задач:

  • создать
    необходимые предпосылки для развития
    внутренней активности ребенка;

  • предоставить
    каждому ребенку возможность самоутвердиться
    в наиболее значимых для него сферах
    жизнедеятельности, в максимальной
    степени раскрывающих его индивидуальные
    качества и способности;

  • ввести
    стиль взаимоотношений, обеспечивающих
    любовь и уважение к личности каждого
    ребенка;

  • активно
    искать пути, способы и средства
    максимально полного раскрытия личности
    каждого ребенка, проявления и развития
    его индивидуальности;

  • ориентироваться
    на активные методы воздействия на
    личность.

Предлагаем ознакомиться  15 правил, которые помогут вам выжить в любом коллективе

Активное исследование
роли развивающей образовательной среды
в целостном педагогическом процессе
ведется в последние годы в трудах
отечественных
ученых А. И. Арнольдова, Е. В. Бондаревской,
С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, Ю.
С. Мануйлова, А. В. Мудрака, Л. И. Новиковой,
В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова, Ю. С.
Мануйлова, В. В.
Серикова, И. В. Слободчикова, В. М.
Полонского и др.

В
исследованиях В. В. Давыдова, В. П.
Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова
рассматривается
понятие об образовательной среде,
существенными показателями которой
выступают следующие характеристики:

  • каждому
    возрасту соответствуют определенные
    психологические новообразования;

  • обучение
    организовано на основе ведущей
    деятельности;

  • продуманы,
    структурированы и реализуются взаимосвязи
    с другими видами деятельности.

В дошкольной
педагогике под термином «развивающая
среда» понимается «комплекс
материально-технических,
санитарно-гигиени-ческих, эргономических,
эстетических, психолого-педагогических
условий, обеспечивающих организацию
жизни детей и взрослых» (5). Цель создания
развивающей среды в дошкольном
образовательном учреждении — обеспечить
жизненно важные потребности формирующейся
личности: витальные, социальные, духовные.

1. Структура педагогического процесса в доу, его компоненты, их взаимосвязь

Деятельность
любого образовательного учреждения
осуществляется как целостный педагогический
(учебно-воспитательный, образовательный)
процесс.


Педагогический
процесс — целенаправленное, организованное,
содержательное взаимодействие
педагогической деятельности взрослых
и детей. Слово «процесс» свидетельствует
о растянутости во времени, а слово
«педагогический» говорит о направленности
на преобразование личности ребенка.

Педагогический
процесс — система, в которой происходит
интеграция процессов формирования,
развития, воспитания и обучения. Целостная
система педагогического процесса
включает в себя подсистемы, внедренные
одна в другую: учебный процесс,
воспитательный процесс, процесс общения,
процесс саморазвития и др.

В рамках
педагогического процесса тесно
взаимодействуют два взаимосвязанных
и в то же время относительно самостоятельных
процесса:

  • обучение — передача
    подрастающему поколению совокупности
    знаний, умений и навыков, накопленных
    человечеством;

  • воспитание —
    освоение подрастающим поколением норм
    и правил поведения, принятых в обществе.

Предлагаем ознакомиться  Умение договариваться — психология

Интеграция процессов
обучения и воспитания в структуре
целостного педагогического процесса
выражается в нескольких аспектах:

  • оба эти процесса
    протекают в рамках одного образовательного
    учреждения, осуществляются одним и тем
    же человеком (педагогом) и направлены
    на достижение общей цели — подготовку
    личности к активной жизнедеятельности
    в обществе;

  • воспитание всегда
    содержит в себе элементы обучения, а
    обучение в свою очередь всегда носит
    воспитывающий характер.


Отличительные
особенности процессов отчетливо
проявляются при выборе форм и методов
достижения цели.

Если в обучении
используются преимущественно
регламентированные формы работы и
методы воздействия на познавательную
сферу, то в воспитании доминируют разные
виды детской деятельности (художественная,
игровая, трудовая, общение) и воздействие
осуществляется на мотивационную сферу.

Понятие «педагогический
процесс» употребляется в узком и широком
смысле. В
широком смысле
— это совокупность всех условий, средств,
методов форм, направленных на реализацию
цели дошкольного образования. В узком
смысле,
имеется ввиду совокупность всех условий,
средств, методов, направленных на решение
конкретной задачи.

Построение
педагогического процесса в ДОУ
основывается на следующих принципах:

  • учет возрастных
    возможностей детей, опора на интересы
    ребенка;

  • решение воспитательных
    и образовательных задач в единстве;

  • учет положения о
    ведущей деятельности, смене деятельности
    и компенсаторной взаимосвязи разных
    видов деятельности
    в едином педагогическом
    процессе;

  • осуществление
    взаимодействия воспитателя и детей
    при руководящей роли взрослого;

  • создание развивающей
    среды.

По мнению И. П.
Подласого, организация педагогического
процесса предполагает три этапа:
подготовительный, основной, заключительный.

На первом,
подготовительном, этапе педагогического
процесса определяются цель, конкретные
задачи, выясняется
состояние вопроса, планируются,
прогнозируются результат, схема процесса,
подбираются методы воздействия с учетом
основной задачи, возраста детей и
концепции воспитания.

План реализуется
на втором,
основном,
этапе педагогического процесса. Здесь
же осуществляется педагогическое
взаимодействие воспитанника и воспитателя,
ведется постоянный оперативный контроль
за промежуточными результатами, который
позволяет обнаружить отклонения, ошибки
и сразу же произвести коррекцию, ввести
необходимые дополнения и изменения.

Третий,
заключительный, этап предназначен для
анализа результатов, в ходе которого
проводится исчерпывающий анализ причин
получения положительных результатов
и образования недостатков.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector