3.3. Стили общения и стили педагогического руководства

1. Общая культура — условие профессионализма педагога

Главной
предпосылкой успешного выполнения
педагогом его профессиональных функций
— обучения, образования и воспита­ния
— является личная (индивидуальная)
педагогическая культура.

Современные
исследователи (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская,
К. М. Левитан, Н. В. Седова и др.) рассматривают
педагогиче­скую культуру человека
как интеграцию, синтез природных и
при­обретенных личностных свойств,
обеспечивающих высокий уро­вень
деятельности учителя, воспитателя,
работника досуговой сферы — вообще
педагога в широком смысле слова.

Заметим,
что в названии этой главы ключевое
понятие — «куль­тура». Его истолкование
даст нам возможность уяснить содержа­ние
и специфику одного из видов культуры,
который является предметом наших
размышлений. Среди множества определений
культуры наиболее удачными в данном
контексте представляют­ся те из них,
которые трактуют это системное социальное
явле­ние и как фонд ценностей, созданных
людьми, и как способ творческого освоения
мира, реализации сущностных сил инди­вида,
социальной группы.

Следует
различать культуру социума (совокупный
продукт ци­вилизации) и культуру
отдельного человека, которая имеет
пер­сонифицированный характер и
является достоянием того или иного
конкретного члена общества. Социологи
полагают (и с этим нельзя не согласиться),
что культурный уровень личности
определяется прежде всего мерой
«присвоения» общечеловеческих ценностей
через призму собственной индивидуальности,
в процессе само­развития и
самосовершенствования.

Общая
культура педагога служит точкой отсчета
его квалифи­кации и профессионального
роста. Зададимся вопросом: «Можно ли
доверить столь тонкое, ответственное,
значимое дело, как обу­чение и
воспитание, человеку с ограниченным
кругозором, бед­ностью эмоционального
опыта, догматическим мышлением, вред­ными
привычками?

Поскольку
носителем культуры, в том числе и
определенных педагогических качеств,
выступает конкретная личность с осо­бым
мировосприятием, складом характера,
творческим потенци­алом, эти качества
приобретают индивидуальную окраску,
что само по себе может дать дополнительный
импульс для позитив­ного влияния на
воспитанников.

Уместно также вспомнить
не­однократно высказанную классиками
педагогики мысль о безус­ловном
приоритете учителя, воспитателя, его
личного примера в системе средств
педагогического воздействия. В. А.
Сухомлинский писал, что ничто так не
удивляет, не увлекает подростков, ничто
с такой силой не пробуждает желания
стать лучше, как умный, интеллектуально
богатый и щедрый человек. Ум воспитывается
умом, совесть — совестью, преданность
Родине — действенным служением Родине.

Что
же входит в содержание общей
культуры педагога! Это
преж­де всего его жизненные установки
(то, что А. С. Макаренко назы­вал
перспективными линиями) и приоритеты
общечеловеческих ценностей — Истины,
Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.д.
Культурным мы называем человека с
широким спектром духов­ных и физических
потребностей — в труде, познании,
искусстве, спорте, общении с природой;
обладающего достаточным науч­ным,
политическим, художественным кругозором;
соблюдающе­го общепринятые нормы
поведения в обществе, производствен­ной,
бытовой обстановке.

Ядром
общей культуры личности являются
образованность и воспитанность в их
гармоническом единстве. Если основу
образо­ванности составляет накопленный
человеком фонд теоретических и конкретных
знаний, дающих возможность представить
целост­ную картину мира, то сущность
воспитанности заключается в гу­манном
отношении к окружающим, в культуре
труда, поведения и быта. Вот как писал
об этом А. П. Чехов брату Николаю,
худож­нику по профессии:

«Воспитанные
люди… уважают человеческую личность,
а по­тому всегда снисходительны,
мягки, вежливы, уступчивы… Не лгут они
даже в пустяках. Ложь оскорбительна для
слушателя и опошляет его в глазах
говорящего… Они не могут уснуть в
одеж­де… дышать дрянным воздухом,
шагать по оплеванному полу… Чтобы
воспитаться… нужны беспрерывный дневной
и ночной труд, вечное чтение, штудировка,
воля… Тут дорог каждый час…» [1, с.
54-55].

Показателем
общего развития педагога является
уровень его познавательных процессов:
мышления, внимания, восприятия, памяти,
воображения. Результативность
профессиональной пе­дагогической
деятельности во многом определяется
также сте­пенью развитости
эмоционально-волевой сферы, богатством
и «дисциплиной» чувств, т. е. умением
сдерживать себя, не подда­ваться
настроению, прислушиваться к голосу
разума.

Человеку, обладающему эмоциональной
культурой, присущи душевная чут­кость,
эмпатия, что часто бывает необходимо в
различных учеб­но-воспитательных
ситуациях. Специальные исследования и
прак­тика свидетельствуют о важном
значении особенностей характера
педагога. Такие качества, как энергичность,
общительность, са­мостоятельность,
оптимизм, чувство юмора, способствуют
успеш­ному решению дидактических и
воспитательных задач. Напротив, апатия,
замкнутость, склонность к негативному
восприятию жиз­ни — предпосылки
профнепригодности педагогического
работ­ника.

Одно
из ведущих мест в общем развитии личности
педагога занимает его моральный облик,
определяющий избирательность отношений
человека с окружающим миром на основе
критериев добра и зла. История культуры
знает немало попыток в лаконич­ной
форме определить «золотое правило»
морали (нравственно­сти). К. А.


В
«Маленьком принце» А. Сент-Экзюпери в
аллегорической форме раскрыл нравственную
силу «приручения», духовной общ­ности
воспитателя и воспитанника и ответственности
за это «при­ручение».

Нетрудно
заметить, что во всех приведенных мнениях
о сущ­ности нравственности звучит
мысль о служении людям, гуман­ности,
заботе о благе ближнего. Такая позиция
полностью согла­суется с целевой
установкой педагогической деятельности,
на­правленной на поддержку, развитие,
совершенствование чело­века.

Подлинно
культурную личность нельзя себе
представить «сред­нестатистической
единицей», находящейся в состоянии
покоя. Овладение культурой предполагает
поступательное движение, мо­билизацию
внутренних духовных ресурсов и прежде
всего — об­щетворческих способностей
и умений — интеллектуальных,
ху­дожественных, технических, социальных
(организаторских, уп­равленческих) и
других.

Примеры
целенаправленной реализации в
профессиональ­ной работе общенаучного
кругозора, широты духовных запро­сов,
творческих способностей дают известные
педагоги-масте­ра. Еще в молодые годы
А. С. Макаренко, будучи студентом
Полтавского учительского института, а
затем преподавателем, инспектором,
заведующим колонией несовершеннолетних
пра­вонарушителей, изучал труды из
различных областей естествен­ных и
гуманитарных наук, увлекался отечественной
и западно­европейской классической
литературой.

«Прошу
зачислить меня студентом на основное
отделение ин­ститута. К сожалению, я
не хочу подвергать себя риску коллокви­ума.
Я не знаю, в чем он будет состоять. Для
того, чтобы комиссия имела представление
о моей подготовке, посылаю краткое
изло­жение «Вместо коллоквиума».
Математикой никогда особенно не
интересовался.

Астрономию знаю хорошо.
Солидные знания имею по общей биологии.
Химию практически не знаю, но читал
Мен­делеева, Морозова, Рамзая.
Интересуюсь радиоактивностью. Гео­графию
знаю прекрасно. История — мой любимый
предмет. Почти на память знаю Ключевского
и Покровского, несколько раз про­читывал
Соловьева. Читал все, что имеется на
русском языке по психологии…

Люблю
изящную литературу. Более всего почитаю
Шекспира, Пушкина, Достоевского, Гамсуна.
Чувствую огромную силу Тол­стого, но
не могу терпеть Диккенса. Я думаю, что
обладаю спо­собностями (небольшими)
литературного критика» [2, с. 400— 401].

Впоследствии
А. С. Макаренко благодаря глубокому
знанию психологии, этики, эстетики,
художественной литературы разра­ботал
психолого-педагогические, этические и
эстетические осно­вы воспитания в
детском коллективе и семье.

В
трудах В. А. Сухомлинского мы находим
многочисленные эк­скурсы в разные
сферы гуманитарного и естественно-научного
знания, истории философии, культуры,
искусства, что позво­лило автору
исследовать педагогические проблемы
в широком контексте мировой общественной
мысли. Главным источником информации
для него были книги.

Современный
педагог-новатор, учитель физики и
математи­ки В. Ф. Шаталов широко
использует на уроках культурологиче­ский
материал, показывая школьникам единство
научного и ху­дожественного познания.
В одной из его книг приводится такой
пример:

«Компактные,
необычные опорные сигналы, вызывая
живой интерес учащихся, побуждают их к
активному труду, к поиску… В одном из
разделов физики X класса есть такой
опорный сиг­нал: гостиница «Донбасс».
Он связан с понятием «звуковой
резо­нанс». Во всех учебниках
отмечается, что в Колонном зале Дома
Союзов — одном из лучших акустических
залов мира — время затухания звука до
неслышимого предела — 4 секунды.

В этой
своей характеристике он уступает только
знаменитым «Гранд Опера» и «Ла
Скала». Но вот оказывается, что в
вестибюле гос­тиницы «Донбасс»
в г. Донецке время реверберации — так
назы­вают затухание звука — более 7
секунд! Это, правда, не зал, и архитекторы
вовсе не задавались целью создавать
такое акусти­ческое чудо, но сколько
живого интереса вызывает у учащихся
сообщение о нем во время урока.


Глубокое
знание законов восприятия, ассоциативного
мышле­ния позволило автору разработать
и внедрить в практику препода­вания
новые технологии, связанные с «опорными
сигналами». Тем самым В. Ф. Шаталов
обогатил дидактические принципы
нагляд­ности и доступности обучения.

Предлагаем ознакомиться  Женская дружба: правда или миф

Таким
образом, педагогическая культура
личности не рожда­ется в вакууме, вне
общего развития субъекта деятельности,
а вырастает из общей культуры, являясь
ее своеобразным продол­жением и
надстройкой.

1. Профессионализм и саморазвитие личности педагога

Ученые,
занимающиеся проблемами образования,
обращают внимание на многосторонность
этого феномена, что было рас­смотрено
ранее (образование как ценность, как
система, как про­цесс, как результат).
Совершенно очевидно, что реализация
всех этих аспектов образования связана
с личностью педагога, с необ­ходимостью
постоянного ее совершенствования и
повышения уров­ня профессионализма.

Что
такое профессиональное становление
педагога? Как долго идет этот процесс?
Что требуется для эффективного продвижения
по профессиональной лестнице?

Ответы
на эти вопросы волнуют многих молодых
специали­стов, получивших диплом об
окончании вуза. Но немногие из них
задумываются, что начало карьеры любого
специалиста заклады­вается еще в
период обучения. И от того, насколько
грамотно поведет себя беспечный студент,
напрямую зависит его будущая успешность.

В
данной главе речь пойдет не только о
профессии педагога, но и об основных
принципах профессионального развития
любого человека.

Результатом
профессионального становления любого
субъекта деятельности является его
профессиональное мастерство. Мастер­ство
определяется как высокое искусство в
какой-либо области, а мастер — это
специалист, достигший высокого искусства
в своем деле.

Профессиональное
мастерство проявляется в профессиональной
деятельности и характеризуется, прежде
всего, профессиональной целесообразностью,
индивидуально-творческим характером,
опти­мальностью в выборе средств (Н.
В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин
и др.).

В
педагогической энциклопедии понятие
«педагогическое мас­терство» трактуется
как высокое и постоянно совершенствуемое
искусство обучения и воспитания. Можно
ли ему научиться спе­циально? Или
способность к творчеству — удел
избранных? Боль­шинство ученых
склоняются к убеждению, что развить в
себе твор­ческие способности можно,
если заниматься этим постоянно и
целенаправленно.

Ни
для кого не секрет, что в течение жизни
человеку прихо­дится менять поле
деятельности; не всегда выбор, сделанный
после окончания школы, бывает осознанным.
Но так или иначе любая работа требует
развития определенных навыков. И самый
главный навык, который должен быть у
каждого высококвалифицирован­ного
специалиста, — это навык самообразования.
Особенно это важно для педагога — как
утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет
до тех пор, пока учится.


Давайте
разберемся, что же это такое —
самообразование!

Самообразование
можно рассматривать в двух значениях:
как «самообучение» (в узком смысле —
как самонаучение) и как «само­созидание»
(в широком — как «создание себя»,
«самостроительство»). Мы будем иметь в
виду второе значение, так как нас
интересует проблема самосовершенствования.
В данном случае самообразова­ние
выступает одним из механизмов превращения
репродуктивной деятельности человека
в продуктивную, приближающую индиви­да
к творчеству. Поэтому профессиональный
рост также можно назвать и поиском
своего пути, обретением собственного
голоса.

Каковы
функции самообразования?

М.
Князева [1] выделяет несколько таких
функций:

1) экстенсивная
— накопление, приобретение новых знаний;

  1. ориентировочная
    — определение себя в Культуре и своего
    места в обществе;

  2. компенсаторная
    — преодоление недостатков школьного
    обучения, ликвидация «белых пятен» в
    своем образовании;

  3. саморазвития
    — совершенствование личной картины
    мира, своего сознания, памяти, мышления,
    творческих качеств;

  4. методологическая
    — преодоление профессиональной узо­сти,
    достраивание картины мира;

  5. коммуникативная
    — установление связей между науками,
    профессиями, сословиями, возрастами;

  1. сотворческая
    — сопутствие, содействие творческой
    работе, непременное дополнение ее;

  2. омолаживания
    — преодоление инерции собственного
    мыш­ления, предупреждения застоя в
    общественной позиции (чтобы жить
    полноценно и развиваться, нужно время
    от времени отказы­ваться от положения
    учащего и переходить на положение
    учаще­гося);

  3. психологическая
    (и даже психотерапевтическая) —
    сохра­нение полноты бытия, чувства
    причастности к широкому фронту
    интеллектуального движения человечества;

10) геронтологическая
— поддержание связей с миром и через
них
— жизнеспособности организма.


Таким
образом, самообразование — необходимое
постоянное слагаемое жизни культурного,
просвещенного человека, занятие, которое
сопутствует ему всегда.

В
современной культурной ситуации
самообразование может предопределять
социокультурную независимость и
самостоятель­ность личности. Поскольку
феномен самообразования порожден
кризисом мировой образовательной
системы, именно оно и про­кладывает
путь к выходу из этого тупика.

Самообразование
ценно не как узкое «набирание» знаний,
а как путь развития и интеллекта, и
личности в целом, ее свобод­ное движение
в культуре, неформальное общение с ней
— а зна­чит, это полное, многостороннее,
естественное самочувствие че­ловека
в ноосфере, неформальное бытие человека
в знании.


Рассматривая
самообразование как вид свободной
духовной дея­тельности, можно назвать
его самым свободным путем к ускорен­ному
саморазвитию,
когда
оно представляет собой целую систему
направленного, разумного формирования
человеком разных сто­рон своего
духовного Я.

Особо
отметим, что одной из составляющих
любого творчества являются понимание
и оценка культуры, движение в контексте
тех культурологических процессов,
которые происходят в совре­менном
обществе. Самообразование все чаще
направляется в сфе­ру приобретения
и уточнения наших общих идей, преодоления
профессиональной замкнутости.

Выстраивается
цепочка: образование себя средствами
культу­ры — выстраивание общества
вокруг себя средствами своей лич­ности.
Но как стать Личностью? Как создать
себя?


По
всей видимости, для того чтобы получить
желаемый ре­зультат и приблизить свой
реальный образ к идеалу, нужно уметь
управлять собственным развитием.

Что
это значит?

Прежде
всего, это означает умение взять на себя
личную от­ветственность за собственную
жизнь. Перекладывая эту ответствен­ность
на других, вы попадаете в зависимость
от них, и ваше раз­витие замедляется.

Совершенно
необходимо выстроить свою
профессионально-образовательную
стратегию, которая учитывала бы именно
ваши конкретные особенности и запросы,
а также образовательную тра­екторию
как способ достижения желаемой цели.

Образовательная
траектория —
возможность личности на ос­нове выбора
определять свой образовательный путь,
удовлетво­ряя потребности в образовании,
в получении квалификации в из­бранной
области, в интеллектуальном, физическом,
нравственном развитии с учетом
сформированности интересов и склонностей,
спроса на рынке труда, самооценки
возможностей. Реализация намеченного
плана напрямую связана с навыками
самоорганиза­ции и саморегуляции.

В
самоорганизации
личности
проявляется психологическая
под­готовленность к профессиональной
деятельности. Как отмечает Н. Р. Битянова
[2],
саморегуляция

это процесс произвольного управления
своим поведением, благодаря которому
происходит разрешение конфликтов,
овладение своим поведением, перера­ботка
негативных переживаний.

Иными
словами, для того чтобы добиться хороших
результа­тов, надо постоянно изучать
себя, знать свои достоинства и недо­статки,
постепенно формировать в себе тот
внутренний стержень, на котором будет
строиться не только профессиональное,
но лич­ностное развитие.

По
К. Юнгу, каждый индивидуум обладает
тенденцией к ин­дивидуализации, или
саморазвитию. Индивидуализация
— это
про­цесс «становления собой», напрямую
связанный с понятием лич­ностного
роста.


Что
же понимают под личностным
ростом психологи?

К.
Юнг считал, что личностный рост — это
расширение зна­ний о мире и о самом
себе, сознательной осведомленности
[3].

Автор
индивидуальной психологии А. Адлер
рассматривал лич­ностный рост как
движение от центрированности на самом
себе и целей личностного превосходства
к конструктивному овладению средой и
социально полезному развитию [4].

Один
из основателей гуманистического
направления в психо­логии А. Маслоу
рассматривал личностный рост как
последова­тельное удовлетворение
«высших» потребностей на основании
до­стигнутых базовых. Расти, по Маслоу,
это значит не оставаться в потенциальности.
«Лучший выбор жизни» всегда находится
в нас. Личностный рост не заключается
в единичном достижении, это особое
взаимоотношение с миром и самим собой
[5].


Психолог-гуманист
К. Роджерс считал, что личностный рост
(или актуализация) выражается в стремлении
становиться все более компетентным и
способным настолько, насколько это
возможно биологически, и в той мере, в
какой этот рост усиливает орга­низм
и «самость» [6].

Виктор
Франки, создатель логотерапии и
экзистенциального анализа, в качестве
движущего фактора развития личности
выде­лял стремление человека к поиску
и реализации собственного смыс­ла
жизни. Личностный рост, по Франклу,
заключается в обретении конкретного
смысла жизни данной личностью в данный
момент.

Таким
образом, личностный рост — это качественные
измене­ния личностного развития,
затрагивающие основные жизненные
отношения, «ядро» личности. Отношение
к своей прошлой жизни как к прошлому и
направленность в будущее позволяют
говорить о таких качественных изменениях
в личностном росте. Любая ос­тановка
в этой непрерывности может быть чревата
наступлением застоя и началом деградации
личности [7].

Предлагаем ознакомиться  Как забыть всё, что было?

С
точки зрения деятельностного подхода
в психологии, опти­мальное развитие
личности происходит в процессе успешного
овладения профессиональной деятельностью,
значимой для субъекта.


Иными
словами, чем большего вы достигаете в
профессио­нальном становлении, тем
больше развиваетесь как личность.

Профессия
педагога имеет свою специфику: он
работает с Че­ловеком, а значит его
собственная личность является мощным
«рабочим инструментом». И чем совершеннее
этот инструмент, тем успешнее
профессиональный результат. Таким
образом, именно
в педагогической профессии личностный
рост — непременное условие достижения
профессионализма.

Что
же такое профессионализм!

Профессионализм
— степень овладения индивидом
профес­сиональными навыками, а
профессионал — индивид, основное занятие
которого является его профессией;
специалист своего дела, имеющий
соответствующую подготовку и квалификацию
[8].


Профессионализм
как психологическое и личностное
образо­вание характеризуется не
столько профессиональными знания­ми,
навыками, сколько непередаваемым
искусством постановки и решения
профессиональных задач, особым пониманием
дей­ствительности в целом и трудных
ситуаций деятельности.

Таким
образом, саморазвитие — это результат
профессиональ­ного творчества, а не
только прироста знаний, умений и навыков.

Призванием
становится интерес, помноженный на
труд, — писал В. А. Сухомлинский [9].

Как
замечает Н. Битянова, настоящий глубокий
и широкий профессионализм (об этом
свидетельствует овладение им многи­ми
выдающимися людьми) не может вырастать
у человека из за­нятий только одной
той деятельностью, которой он посвятил
себя, особенно если эта деятельность
сложна по своему характеру.

Вы­сокий
профессионализм хотя и невозможен без
развития у чело­века специальных
способностей, которые как своим
содержанием, так и формой были бы тесно
притерты к требованиям конкретной
деятельности, и без соответствующих
этим требованиям знаний и умений, но
важнейшим условием достижения такого
профессиона­лизма также обязательно
является и мощное развитие у человека
общих способностей, и превращение
общечеловеческих ценно­стей в его
собственные ценности, что означает
нравственную вос­питанность его
личности [2].

Помимо
этого важную роль в обретении
профессионализма играют и другие
условия:

личное
отношение к профессии;

понимание
своих личных ограничений и ресурсов
профессио­нальной деятельности;

личный
опыт жизни в целом, а не профессиональные
тре­бования (определяет отношение к
вариантам саморазвития);

особенности
индивидуального видения средств
деятельности (являются основным
содержанием формирования личности
спе­циалиста);

проблемные
ситуации, цели и методы профессиональной
дея­тельности;

методологические
установки и нормы профессионального
мы­шления (возникают в сознании
человека в результате рефлек­сивного
освоения им профессиональной деятельности).

Наряду
с этими процессами появляется субъективная
позиция и новый тип освоения деятельности
— отношение к ней. Тем са­мым формируется
индивидуальная профессиональная картина
мира — новообразование в структуре
профессии и активное к ней отношение.
Все это напрямую связано с понятием
самосознания,
т.
е. осознанием и оценкой человеком самого
себя как субъекта прак­тической и
познавательной деятельности, как
личности.

Специфика
профессионального
педагогического самосознания за­ключается
в том, что оно вырастает из личностного
самосозна­ния, так как педагог в
процессе выполнения своей профессио­нальной
деятельности отдает часть себя, своих
духовных ресурсов другим. Собственно,
ориентация
на другого, на
взаимодействие
с этими другими и
определяет тот образ педагогической
деятельно­сти, на который ориентируется
педагог.

Профессиональное
самосознание содержит
представление профес­сионала о себе
и свой ценности, своем вкладе в общее
дело. Струк­туру профессионального
самосознания в общем виде можно
оха­рактеризовать следующими
положениями:

  1. сознание
    своей принадлежности к определенной
    профес­сиональной общности;

  2. знание,
    мнение о степени своего соответствия
    профессио­нальным эталонам, о своем
    месте в системе профессиональных ролей;

  3. знание
    человека о степени его признания в
    профессио­нальной группе;

  4. знание
    о своих сильных и слабых сторонах, путях
    самосо­вершенствования, вероятных
    зонах успехов и неудач;

  5. представление
    о себе и своей работе в будущем (Е. А.
    Кли­мов).

Педагогическое
самосознание тесно связано с рефлексией,
с обращением к своему внутреннему миру,
с оценкой тех процес­сов, которые
происходят в нем.

В
профессиональном
становлении можно
выделить две составля­ющие: становление
личностное
и
становление статусное
(внеш­нее).
Как правило, достижение определенного
уровня в личност­ном плане влечет за
собой и продвижение по карьерной
лестнице, находит свое отражение во
внешних проявлениях. В большинстве
случаев человек, успешно осваивающий
свою профессиональную деятельность,
получает признание в обществе.

Рассмотрим,
как происходит формирование
профессионализма в личностном плане.

Е.
И. Рогов [10] выделил здесь три направления:

изменение
всей системы деятельности, ее функций
и иерархи­ческого строения (в ходе
выработки соответствующих трудовых
навыков происходит движение личности
по ступенькам профес­сионального
мастерства, развивается специфическая
система спо­собов выполнения
деятельности — формируется личностный
стиль деятельности);

изменение
личности субъекта, проявляющееся как
во внеш­нем облике (моторике, речи,
эмоциональности, формах обще­ния),
так и в формировании элементов
профессионального само­сознания
(профессионального внимания, перцепции,
памяти, мышления, эмоционально-волевой
сферы), что в более широком плане может
рассматриваться как становление
профессионально­го мировоззрения;

изменение
соответствующих компонентов установки
субъекта по отношению к объекту
деятельности (это проявляется: в
когнитив­ной сфере — в уровне
информированности об объекте, степени
осознания его значимости; в эмоциональной
сфере — в интересе к объекту, в склонности
к взаимодействию с ним и удовлетворенно­сти
от этого несмотря на трудности; в
практической сфере — в осознании своих
реальных возможностей влияния на
объект).


В
результате установка субъекта
воздействовать на объект заме­няется
потребностью во взаимодействии, что
позволяет говорить о становлении
профессиональной культуры.

Профессионализм
имеет широкий спектр проявлений — от
дилетантства (т. е. поверхностных
профессиональных знаний, уме­ний и
навыков) до формирования жестких
профессиональных стереотипов (иногда
вплоть до профессиональной деформации
личности).

Какие
факторы оказывают преимущественное
влияние на про­фессиональное
становление?

Естественно,
прежде всего это личностные особенности
и же­лание развиваться.

Если
исходить из идеи субъектности, признавая
человека твор­цом собственной жизни,
то одной из характеристик субъекта
вы­ступает активность. В данном случае
мы говорим об активности как осознанном
и управляемом процессе, а не об импульсивных
действиях.

По
мнению психологов, социальная активность
представляет собой показатель того,
насколько и как индивид использует свои
возможности. Как пишет Е. И. Рогов, одним
из важнейших при­знаков общественной
активности личности является свободное
волеизъявление человека, самодеятельность
личности и ее спо­собность ставить
цель, предвидеть результаты деятельности
и ре­гулировать ее интенсивность.

Не
менее значимым выступает фактор самой
профессиональ­ной деятельности,
которая заставляет развивать определенные
личностные качества как профессионально
значимые, необходи­мые и обязательные.
Развитие этих качеств существенно
влияет на самооценку педагога, которая,
в свою очередь, выступает в каче­стве
одного из показателей личностной
активности.

Далее
отметим и способ вхождения в профессию.
От того, ка­ким образом человек начал
свою профессиональную деятельность,
насколько отличались его ценностные
установки от ценностных установок той
среды, в которой он оказался в начале
освоения профессии, зависит и качество
его становления в дальнейшем.

Еще
один фактор, который можно назвать
существенным, — это длительность
пребывания в профессиональной
деятельности, т. е. стаж. Не всегда
увеличение стажа говорит о повышении
уров­ня профессионализма. Иногда
наблюдается противоположная тен­денция,
когда человек оказывается во власти
стереотипов, кон­сервируется, перестает
развиваться.

Особенно часто в эту ловушку
попадают педагоги, что напрямую связано
с их социальной ро­лью: передавать
готовый опыт ученикам, активно влиять
на ста­новление их личности, нести
ответственность за их жизнь и здо­ровье.
Все это зачастую способствует усилению
авторитаризма и невосприимчивости к
новому опыту.

Существуют
и негативные факторы, осложняющие
процесс профессионального становления
педагога. Прежде всего к таким факторам
относятся кризисы. Р. А. Ахмеров [11]
выделил некото­рые из них.

Кризис
нереализованности. Человек начинает
думать: «Моя жизненная программа не
выполнена», «Жизнь не удалась», «Не
повезло». Он не видит свои достижения
и успехи или недооцени­вает их и в
своем прошлом не усматривает существенных
собы­тий, полезных с точки зрения
настоящего и предстоящего.

Кризис
опустошенности. Возникает, когда в
настоящей жизни слабо представлены
актуальные связи, ведущие от прошлого
и настоящего в будущее. Человек чувствует,
что «выдохся» и не спо­собен на
осуществление задуманного.

Предлагаем ознакомиться  Равнодушие в отношениях. Никогда не делайте шагов к близости в ответ на равнодушие.

Кризис
бесперспективности. Возникает, когда
по тем или иным причинам в сознании
слабо представлены потенциальные связи
событий, планы, мечты о будущем. Человек,
обладая активно­стью, имея определенные
достижения и ценные личные качества,
все же затрудняется в построении новых
жизненных программ, не видит для себя
путей самоопределения, самосовершенствования.

В
тяжелых случаях эти кризисы могут
сочетаться в разных вари­антах
(«опустошенность бесперспективность»,
«нереализован-ность опустошенность»).
Каждый человек переживает их по-сво­ему.
Но если педагог подготовлен к кризисам,
знает об их существовании, ему легче с
ними справиться или помочь в пре­одолении
их другим людям.

Перейдем
ко второй, внешней,
стороне профессионального рос­та
педагога и
рассмотрим факторы, влияющие на него.
В общих чертах их можно разделить на
три группы.

Прежде
всего это индивидуальные особенности
человека.

Каждый
из нас обладает определенным набором
свойств, ко­торые либо обусловлены
биологически, либо приобретаются в
процессе обучения и воспитания.Склонность
к той или иной де­ятельности, а также
качества, необходимые для ее осуществле­ния,
— вот что зачастую является определяющим
для получения эффективного результата.

Следующий
фактор — потребность общества в тех
или иных специалистах, спрос на людей
определенных профессий и опре­деленного
уровня квалификации. Не секрет, что с
развитием ры­ночной экономики
значительно выросла актуальность
когда-то «непрестижных» специальностей
(финансистов, экономистов, бухгалтеров)
и многие молодые люди кинулись получать
именно такое образование.

Но уже сегодня
спрос на эту категорию работ­ников
постепенно падает, рынок наполнен, и
через несколько лет востребованность
их будет существенно ниже, чем рассчиты­вали
бывшие абитуриенты. Поэтому, планируя
свою профессио­нальную самореализацию,
необходимо внимательно изучить
ста­тистику и данные социологических
исследований: ни в какой другой сфере
следование моде не может привести к
таким дорого­стоящим последствиям,
как в выборе профессии; платье можно
поменять, а вот дело жизни — не всегда.

Кстати,
современная ситуация на рынке образования
характе­ризуется небывалым спросом
на образовательные услуги. Естествен­но,
что в новых социально-экономических
условиях многим лю­дям пришлось
кардинально менять сферу деятельности,
получать новые специальности, учиться
новым технологиям. Все это требу­ет
значительного увеличения количества
учебных заведений, а зна­чит, и
преподавателей.

Кроме того, для
сегодняшнего образован­ного человека
недостаточно узкоспециальных знаний.
Как правило, для повышения профессионального
авторитета требуется масса новых умений
(владение компьютерными технологиями
обучения, умение обращаться с оргтехникой
и т. д.). Поэтому именно педа­гогическая
деятельность может быть самой актуальной
в ближай­шие годы.

И,
наконец, третий фактор — близлежащие
возможности. К ним относятся те ресурсы,
которыми обладает человек при вы­боре
своей профессии: реальное знание о
будущей работе от чле­нов семьи,
возможность протекции, расположение
образователь­ного учреждения вблизи
от места жительства, определенный
уровень знаний, ограничивающий выбор
конкретного учебного заведения,
материальное положение и т.д.

Теперь
рассмотрим все этапы, которые проходит
специалист в своем профессиональном
продвижении.

В
настоящее время в науке нет общепринятого
разбиения жиз­ненного пути профессионала
на этапы или фазы. Воспользуемся одним
из вариантов, предложенным Е. А. Климовым
[12, с. 418— 424].

Оптант
(или
фаза оптанта, оптации). Этап выбора
профессии.

Адепт
(или
фаза адепта). Это человек, уже ставший
на путь приверженности к профессии и
осваивающий ее (обучение в спе­циализированном
учебном заведении: вузе, училище и т.д.).

Адаптант
(или
фаза адаптации, привыкания молодого
специ­алиста к работе). Адаптации
требует вхождение во многие тонко­сти
работы. Деятельность педагога связана
со множеством непред­виденных ситуаций
(хотя их типы в общем-то ограниченны),
для разрешения которых требуется
определенный навык. Считается, что для
учителя эта фаза длится 3—5 лет.

Интернал
(или
фаза интернала). Это опытный работник,
кото­рый уже может самостоятельно и
успешно справляться с основ­ными
профессиональными функциями на данном
трудовом посту. Он уже как бы внутри
профессии, стал своим как в сознании
других, так и в самосознании.

Мастер
(или
фаза мастерства). Работник выделяется
какими-то специальными качествами,
умениями, или универсализмом, ши­рокой
ориентировкой в профессиональной
области, или тем и другим. Он обрел свой
индивидуальный, неповторимый стиль
де­ятельности, его результаты стабильно
хороши, он имеет основа­ния считать
себя незаменимым работником.

Авторитет
(или
фаза авторитета). Это мастер своего
дела, из­вестный широко в своем кругу
или за его пределами (в отрасли, на
межотраслевом уровне, в стране).
Профессионально-производ­ственные
задачи он решает успешно за счет большого
опыта, уме­лости, умения организовать
свою работу, окружить себя помощ­никами.

Наставник
(или
фаза наставничества). Авторитетный
мастер сво­его дела, имеющий
единомышленников, последователей,
учени­ков. Он передает опыт молодым,
следит за их ростом. Его жизнь наполнена
осмысленной перспективой.


Если
немного укрупнить представленные этапы,
то они могут выглядеть так:

довузовский
этап;

вузовский;

послевузовский.

Первый
этап — довузовский.


Предположим,
что вы выбрали профессию при доминирова­нии
какого-то одного из указанных выше
факторов. Как это отра­зится на вашем
продвижении в профессии?

Если
вы полагались в основном на свои
индивидуальные осо­бенности и
предпочтения, знаете, на что вы способны,
— счи­тайте, что дальнейшее
профессиональное становление пойдет
у вас более интенсивно. Ведь именно
заинтересованный человек мо­жет легче
освоить привлекательную для него
деятельность.

Если
вы ориентировались в основном на
потребности обще­ства, то вам надо не
только овладеть знаниями в определенной
области, но и выработать в себе некоторые
качества, необходи­мые для будущей
работы, которыми вы, возможно, не
обладаете.

В
случае если вы поступили в тот или иной
вуз, пойдя по пути наименьшего
сопротивления, тогда вам придется в его
стенах всерьез задуматься, где же можно
применить те знания, которые вы получили
авансом, «про запас».


Таким
образом, преимущественное положение
имеют те сту­денты, которые сделали
свой выбор осознанно, с учетом
индиви­дуальных склонностей, — их
профессиональное становление бу­дет
более качественным.

Второй
этап — вузовский.

Его
мы рассмотрим более подробно далее, в
специальном па­раграфе этой главы,
так как он имеет огромное значение для
всей последующей профессиональной
деятельности человека.

Третий
этап — послевузовский.


Динамика
профессионального становления специалиста
в по­слевузовский период включает
три стадии:

адаптация
к профессии, во время которой происходят
интери-оризация и ассимиляция
нормативно-ценностного профессиональ­ного
плана;

индивидуализация,
которая может иметь конструктивную или
деструктивную тенденцию;

интеграция,
на уровне которой обозначаются различия
в пла­не субъектной включенности в
профессию, что выражается в ха­рактере
педагогического творчества и степени
инновационности деятельности конкретного
специалиста.


По
мнению ученых, самый тяжелый период на
данном этапе — период адаптации.

Трудности
профессиональной адаптации связаны с
ограничен­ным видением сферы и путей
профессиональной самореализации.
Отмечается, что для преодоления этих
трудностей необходимы специально
организованная работа по осознанию
личного отно­шения к профессии и
принятие профессионального выбора
через самопринятие.

У
каждого специалиста период адаптации
занимает разный отрезок времени, но
менее болезненно его проходят молодые
спе­циалисты, имеющие лучший уровень
подготовленности. Причем это относится
не только к багажу теоретических знаний,
но и к набору совершенно определенных
умений, речь о которых пойдет в следующем
параграфе.

Вопросы
для самоконтроля

1. Какое
значение имеет для человека самообразование?
Чем
оно отличается от
обучения?

2. Чем
определяется профессионализм человека?

  1. Какие
    факторы влияют на профессионально-образовательную
    стратегию? Что оказало наибольшее
    влияние лично на вас?

  2. Проанализируйте
    жизненный путь известных вам людей.
    Что послужило определяющим в их
    профессиональном становлении: талант,
    случай или способность к самосозиданию?

Источники

  1. Кан-Калик
    В. А., Никандров Н.Д.
    Педагогическое
    творчество. — М., 1990.

  2. Ильин
    Е. Н.
    Минувших
    дней итоги… — Л., 1991.

  3. Леей
    В.
    Исповедь
    гипнотизера. — Кн. 2. — М., 1994.

  4. Львова
    Ю. Л.
    Творческая
    лаборатория учителя. — М., 1992.

  5. Самоукша
    Н. В.
    Игры,
    в которые играют… — Дубна, 1996.

  6. Атватер
    И.
    Я
    Вас слушаю. — М., 1988.

  7. Радионова
    К Ф.
    Взаимодействие
    педагогов и старших школьников. — Л.,
    1989.

  8. Кан-Калик
    В. А.
    Учителю
    о педагогическом общении. — М., 1987.

  9. Российская
    Педагогическая Энциклопедия. — М.,
    1999. — Т. 2.

10. Леонтьев
А. А. Педагогическое
общение. — М.; Нальчик, 1996.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector