Управление эмоциями — можно ли контролировать свои чувства, приемы и упражнения

Что говорит психология

Психологи советуют не сдерживать свои эмоции, но не выплескивать их на окружающих. Есть другие способы, как научиться контролировать и сдерживать свои эмоции, являющиеся продуктивными:

  • проецирование чувств на лист бумаги;
  • использование раскрасок-антистресс;
  • хороший способ снятия напряжения – занятия спортом или трудом, связанным с физической активностью;
  • просмотр любимого кинофильма или чтение книги;
  • релаксация под подходящее музыкальное сопровождение или аудиокнигу.

Психологи советуют найти себе увлечение, чтобы у человека было дело, приносящее ему удовольствие. Специалисты рекомендуют делиться переживаниями с близкими людьми (женой, мужем, родителями, друзьями), которые могут оказать не только моральную поддержку, но и дать дельный совет.

Виды чувств

В зависимости от отношения к другой системе, существуют следующие виды чувств:
— позитивными: другая система оказывала только полезные воздействия;
— негативные: только вредные;
— амбивалентные: и полезные, и вредные; встречаются в большинстве случаев.

В зависимости от влияния на активность системы, чувства могут быть следующих видов:
— стеническими (от греч. – сила): побуждают к интенсивной деятельности (любовь, страсть, ненависть…)
— астеническими (от греч. – бессилие): расслабляют или парализуют (презрение, восхищение…)

В зависимости от типа системы, к которой возникло чувство, они могут быть:

— материальными: к материальным системам, предметам, инструментам, технике, людям, животным, растениям…;

— нравственными: к законам, принципам, традициям, нормам и морали надсистемы, формируемых ею для создания гармонии и успешной самореализации. Если поведение системы соответствует этим законам, морали, то система испытывает положительные чувства: доброжелательные, дружеские, партнерские, справедливости, патриотизма, солидарности… Если же поведение их нарушает, то возникают отрицательные чувства: зависти, равнодушие, пренебрежение… Также возникают в результате развития системы в определенной среде, ее воспитания другими системами;

Предлагаем ознакомиться  Что делать, если мужчина охладел

— интеллектуальными: к результатам деятельности — приобретенным знаниям, умениям, навыкам, созданным или улучшенным системам. Например, чувство ясности, когда понятны все элементы и связи исследуемой системы; чувство уверенности, сомнения, недоумения, догадки… Возникновение этих чувств мотивирует к продолжению деятельности для поиска истинных знаний, их доказательства, проверки на практике и применения в творчестве;

— эстетическими: к привлекательности, комфортности, красоте воспринимаемых систем. Наиболее сильные эстетические чувства могут вызывать естественные системы (природные пейзажи, экосистемы, леса, моря…), произведения искусства, шедевры, музыка, пение, танцы, картины, спорт, дизайн… Эти чувства могут возникать не только при восприятии существующих систем, но и при их самостоятельном создании, например, когда сами поем, танцуем, пишем… Эти чувства удовлетворяют потребность в эстетическом переживании: красоты, уюта, комфорта, роскоши… Эти переживания необходимы для определения уровня гармонии и ее создания в окружающей среде.

Поэтому они наиболее ярко проявляются в творческой деятельности. К таким чувствам относятся: наслаждение (цветом, формой, движением, звуками…), чувство красивого, величественного (масштабного), возвышенного, трагического (вредности, опасности, потери…), комического (противоречивости, безвредной ошибки)

Особенности эмоций

К важным особенностям эмоций относятся:

— идеаторность: могут возникать в ответ на ситуации, которые в данный момент не происходят, а существуют только в виде воспоминаний о прошедших или идеи и мыслей о возможных, воображаемых ситуациях.

— коммуникабельность: могут передаваться между системами. Личные переживания и сопереживание с другими системами формируют эмоциональный опыт, который влияет на принимаемые решения и отношения между системами. Также эта особенность влияет на воспитание и развитие эмоций. Так родители, испытывая и демонстрируя эмоции ребенку, могут научить его правильно выражать их, проявлять или скрывать их в определенный момент.

— пластичность: могут выражаться с различной интенсивностью. Например, радость может бурно проявляться при восторге или достаточно спокойно при получении удовольствия.

Предлагаем ознакомиться  Почему постоянно думаешь о человеке

— двухсторонняя связь с состоянием: не только изменение состояния системы может вызвать эмоции, но и эмоции могут вызвать его изменение. Например, радость может вызвать улыбку, и улыбаясь может возникнуть радость.

Эмоции отличаются от:
— настроений: быстро меняются, имеют меньшую продолжительность и большую интенсивность.
— чувств: возникают только при изменении личного состояния и не зависят от состояния других систем: «мне весело» — это эмоция, а «я люблю то-то…» — это чувство.

Поэтому эмоции не могут быть амбивалентными;
— аффектов: могут внешне никак не проявляться, значительно продолжительнее и слабее. Также аффекты воспринимаются как внешняя активность, а эмоции – как внутренняя. Эмоции также могут возникнуть после аффекта, например, когда испытываешь радость после вспышки восторга от выигрыша миллиона в лотерею.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector