Направленность личности в психологии

. Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются
ее психологические свойства и особенности, обычно
называемые «чертами личности». Их очень много. Но все это
труднообозримое число свойств личности психологи пытаются
условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим
уровнем личности является биологически обусловленная
подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства
психики, врожденные свойства типа нервной системы и
темперамента.

Следующая подструктура включает в себя
индивидуальные особенности психических процессов человека,
т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия,
ощущений, мышления, способностей, зависящих как от
врожденных факторов, так и от тренировки, развития,
совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности
является также ее индивидуальный социальный опыт, в который
входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и
привычки.

Эта подструктура формируется преимущественно в
процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим
уровнем личности является ее направленность, включающая
влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды,
убеждения человека, его мировоззрение, особенности
характера, самооценки. Подструктура направленности личности
наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием
воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию
общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из
подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и
знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто
избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с
другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других,
нужны определенные психологические знания в сочетании с
наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления
исследования личности: в основе первого лежит выделение в
личности тех или иных черт, в основе второго –
определение типов личности. Черты личности объединяют
группы тесно связанных психологических признаков.

Иерархическая структура личности (по К.
К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше
социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления,
памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности
эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов
возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически
отсутствует)

. Психологический рост (по Адлеру)

Психологический рост – это прежде всего
движение от центрированности на себе и целей личного
превосходства к задачам конструктивного овладения средой и
социально полезного развития, сотрудничества с людьми.
Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное
общественное чувство и кооперация, сотрудничество –
основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут
породить изоляцию, недостаток социального интереса и
развитие некооперативного стиля жизни, основанного на
нереалистической цели личного превосходства. Такими
ситуациями являются: 1) органическая неполноценность,
частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому,
что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из
чувства неполноценности и неспособности успешно
соревноваться с другими.

Адлер указывает, однако, что дети,
которые преодолевают свои трудности, могут
«сверхкомпенсировать» первоначальные слабости и развить
свои способности в необычайной степени; 2) избалованные
дети также имеют трудности в развитии чувства социального
интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих
силах, поскольку другие всегда делали все за них.

Предлагаем ознакомиться  Структура и функции общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции

Вместо
того что бы кооперироваться с другими, они начинают
выдвигать односторонние требования к друзьям и семье.
Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил,
что избалованные дети, как правило, испытывают мало
подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так
хорошо манипулируют; 3) отверженность – третья
ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка.

Нежелательный или отвергнутый ребенок никогда не знал любви
и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить
в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей
способности быть полезными и получить уважение и любовь
окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Чтобы
помочь человеку преодолеть явный или замаскированный
«комплекс неполноценности» (в стремлении к личному
превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять
специфический стиль жизни человека; 2) помочь человеку
понять себя; 3) усилить социальный интерес.

Для понимания
жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер
просил человека рассказать самые ранние воспоминания или
наиболее выдающиеся события его детства. Адлер считал, что
основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной
схеме апперцепции, определяемой недостижимой и
нереалистичной целью превосходства над всеми другими.

Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль,
понял себя – значит научился видеть ошибки, которые он
делает в повседневных жизненных ситуациях, научился
понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о
себе вместо заботы о других лежит в большинстве
психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно
увести человека от исключительного интереса к себе,
перевести его на конструктивную работу с другими в качестве
значимого члена общества.

Адлер делал это так: «Я говорю
пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете
следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как
вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни в
одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже
если это потребует затраты некоторого количества вашего
времени, энергии или даже денег».

События жизненного пути

Понятие «событие» в психологию было перенесено из обыденной жизни и, поскольку не было подвергнуто строгому анализу, до сих пор сохраняет в себе элемент житейского понятия.

Этот термин наиболее часто используется в рамках событийно-биографического подхода, а также ситуационного подхода.

Особенностью первого теоретического направления является признание уникальности жизненного пути каждого человека. Эта уникальность определяется способами переживания событий. Событийно-биографическая концепция подчеркивает разнонаправленность и прерывность жизненного пути.

Особенность ситуационного подхода заключается в изучении ситуационных детерминант (факторов) поведения. Это направление разрабатывалось в рамках интеракционистской психологии, которая основными своими функциями объявила описание, классификацию и анализ стимулов и ситуаций, а также исследование взаимодействия личности и ситуации в поведении.

Фактически ситуационный подход развивался в полемике с «персонологами», отстаивающими первостепенность качеств личности в прогнозировании поведения. В последнее время в развитии ситуационного подхода, как отмечает Дж. Форгас, наметились две тенденции: во-первых, акцент, который ранее делался на физическом или экологическом окружении, теперь заметно смещается на социальное или культурное окружение; во-вторых, если раньше в большинстве теорий ситуации рассматривались как объективные, измеряемые сущности, то теперь теории стали более когнитивно и феноменологически ориентированы, одним из основных моментов в них стало появление ситуации как воспринимаемого феномена.

Предлагаем ознакомиться  Кибербезопасность: как защитить личные данные в сети

Тем не менее, существенным недостатком ситуационного подхода продолжает оставаться лабораторный характер проводимых исследований, с чем связана проблематичность сопоставления событий реальной жизни человека и ситуаций, отобранных для исследовательских целей.

Ситуационный подход изучает ситуацию (событие) в форме как простейшего (стимульного) фактора, так и все более усложняющегося (ситуация, окружение) феномена. «В качестве наиболее сложного и интересного на этом континууме появляется понятие «жизненная ситуация». При его введении происходит смыкание предмета исследования ситуационного подхода с предметом психологии жизненного пути человека». И уже с позиции такого подхода ведется активная исследовательская работа как в отечественной, так и в зарубежной психологии.

В советской и пост-советской психологии данные вопросы исследуются в рамках направления, известного как «жизненный путь личности» (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Для изучения жизненного пути применяется биографический метод (Б.Г. Ананьев). В рамках данного метода разработаны методики «Психологическая автобиография», каузометрия и др. Основной единицей анализа служит событие, так как оно рассматривается как простейший элемент жизненного пути.

Количество причинно-целевых связей, в которые включены жизненные события, определяют значимость события. Но последний факт небесспорен, поскольку между событиями существуют другие виды связей (а не только причинно-целевые), как существует значимое событие, мало связанное с другими.

В источниках по психиатрии также можно встретить описание результатов, полученных с помощью биографического метода, так как клинический анамнез является наиболее распространенной формой автобиографии. Но здесь акцент ставится на роли различных событий жизненного пути в возникновении и течении болезни.

Значительное количество работ, существующих по проблемам воздействия событий на личностное развитие, характеризуется специфичностью. Так, при исследовании жизненных ситуаций наибольшее внимание уделяется стрессовым жизненным событиям и способам совладания с ними. Понятие «стратегия преодоления трудностей» (coping) понимается как процесс конструктивного приспособления, «в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей.».

Концепция совладания особенно востребована в последнее время – время кардинальных социокультурных преобразований. Изменение шкалы ценностей, быстрый слом стереотипов, кризис самосознания укладываются в чрезвычайно значимую для построения образа мира характеристику – нестабильность социальной ситуации. Новые реалии требуют не просто адаптации к ней, но совладания с нею, то есть создания соответствующих образцов поведения.

Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом: а) происходит «первичная оценка» ситуации — когнитивный процесс с эмоциональными компонентами; б) оцениваются собственные возможности, включая возможную поддержку со стороны окружающих; в) на основе неудач или новой информации можно прийти к третичной оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые альтернативы поведения.

Мы же здесь отметим, что совладание с трудным событием может потребовать и перестройки личностной системы или некоторых ее уровней. Ригидность данной структуры не может привести к эффективной адаптации. Поэтому в исследованиях, посвященных изучению конструктивных стратегий преодоления, можно было бы сделать акцент на взаимосвязи преодоления и развития.

И уже опираясь на такой подход, мы можем выделить три варианта последствий столкновения личности с трудным событием жизни:

— закрепление оправдавших себя установок, убеждений и ценностных ориентаций, которые перед лицом новых требований стабилизируются (во внутреннем диалоге это может быть представлено так: «Я был прав»);

— дальнейшее развитие имеющихся диспозиций, черт личности, вызванное недостаточностью наличного уровня личностной структуры («Оказывается, жизнь богаче, чем я о ней думал!»);

Предлагаем ознакомиться  10 важных советов подросткам мальчикам. Психология подростка мальчика. Советы родителям подростков 9-15 лет

— разрушение программ поведения, особенно в случае совершенно непривычных, совершенно новых или очень тяжелых требований, что может ощущаться как «потеря себя», «потеря смысла жизни» («Я ни на что не годен»), когда обесцениваются результаты предшествующих стадий личностного развития («Когда я выяснил, чего я действительно могу достичь в этой жизни, я понял, какими мелочами все это время занимался»).

Деструктивное воздействие может оказаться столь велико, что процесс разрушения станет необратимым, ведущим к патологии, к акцентуации. К. Леонгард, а затем и А.Е. Личко в своих исследованиях показали, что акцентуации личности могут развиваться под воздействием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, которые предъявляют повышенные требования к наиболее уязвимому месту в характере.

Это, однако, крайний вариант. Как правило, почувствовав начало этого процесса, личность совершает напряженную работу, которую можно было бы назвать процессом «обретения себя». Такое отношение к жизненным испытанием зафиксировал Ф. Ницше: «То, что меня не убьет, сделает меня сильнее».

Основное противоречие, с которым сталкивается личность, это противоречие между мотивационной сферой и изменившимися «внешними» факторами, которое при наличной регулятивной системе (имеющемся личностном потенциале) она разрешить не может. То есть, прежде всего, ставятся под удар установки, ценностные ориентации, вся диспозиционная система, «обслуживавшая» регулятивный механизм жизнедеятельности личности.

В результате разрешения этого противоречия личность может перейти на качественно новый способ жизнедеятельности: то, что служило поводом и причиной для переживания, перевоплощается в результате реакции преодоления во внутренний опыт, осознание которого будет регулировать дальнейшие принципы, создавать новые ценности и программу жизнедеятельности.

Очевидно, в этом смысле М.К. Мамардашвили писал о человеке, что это «единственное существо в мире, которое. находится в состоянии постоянного зановорождения…», а М.М. Бахтин формулирует идею незавершенности, незавершимости человека, его несовпадения с самим собой. Называя человека «бесконечной функцией», автор подчеркивает постоянное движение, в котором находится человек, «текучесть» феноменов его внутреннего мира.

К группе теорий преодоления (совладания) примыкают многочисленные исследования психологического стресса. От физиологического понимания стресса как неспецифической (то есть одной и той же, вне зависимости от стимула) реакции организма на любое воздействие извне переходят сейчас к признанию специфичности реакции в том смысле, что она осуществляется на значимый раздражитель.

В теориях стресса оценивается взаимосвязь между основными жизненными изменениями и степенью их влияния на организм. Т. Холмс и Р. Рахэ сотавили шкалу-опросник недавнего опыта, который широко используется в настоящее время. Данная шкала содержит перечень из 38 жизненных изменений (событий) в здоровье, работе, семье, личной жизни, финансовой сфере (см. табл. 5.1).

События здесь могут быть как с акцентом на объективных обстоятельствах (смена места учебы, места жительства), так и на субъективных (изменение личных привычек, принятие важных решений, связанных с будущим). Испытуемые оценивали события в баллах, соответствующих выраженности стрессогенности событий, используя при этом за образец событие «вступление в брак», которое имело заранее оценку в 500 баллов.

После этого полученные для каждого события баллы разделили на 10 и назвали их «единицами жизненных перемен» (life change units (LCU)). Общий итог баллов выступит показателем выраженности жизненного стресса. Подобные шкалы-“градусники” по определению уровня стресса разрабатывались и другими исследователями.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector