Когнитивные нарушения при дисциркуляторной энцефалопатии

Когнитивные нарушения – что это такое?

Высшие мозговые функции отвечают за взаимодействие, восприятие и познание окружающей действительности. Это важно знать, чтобы понять, что такое когнитивные нарушения. В функции входят память, гнозис (отвечает за ориентацию), праксис (действия для достижения какой-либо цели), речь и механизмы исполнения. Они предназначены для выполнения задач любой сложности. Действия могут быть как элементарными, так и комплексными высшей трудности.

На основании вышесказанного ответ на вопрос, когнитивные нарушения – что это, приобретает актуальное значение. Сбой даже одной функции приводит к потере способности адаптироваться и препятствует взаимодействию с окружающим миром. Например, больной не может вспомнить предмет, его назначение. В обращении с вещью ведет себя неадекватно. Он может приложить чрезмерные или ослабленные усилия. Это приводит к порче или невозможности взаимодействия с предметом.

Деменции бывают разных видов и происхождений:

  • Деменция  Альцгеймеровского типа,
  • Сосудистая деменция,
  • Деменция с тельцами Леви,
  • лобно-височная деменция
  • и так далее.

Всех их объединяет общий признак — драматическое снижение когнитивных функций,а различаются по особенностям нарушений, возрасту начала заболевания и скорости прогрессирования.

Так Болезнь Альцгеймера может быть сенильного типа (старческого) и пресенильного, т.е. с ранним началом. Однако после клинического дебюта заболевания скорость распада когнитивных функций может быть достаточно велика.Именно поэтому очень важно выявить расстройства на том этапе, когда они не достигли стадии деменции и их лавинообразный ход можно задержать.

Нужно отметить, что причины когнитивных расстройств в молодом возрасте отличаются от таковых в пожилом.

У молодых причинами зачастую могут быть патология перинатального периода или периода рождения. У пожилых причиной снижения может являться легкое снижение памяти и прочих функций в рамках нормального хода старения, однако степень этих изменений в таком случае  очень незначительна.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь. У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события.

Диагностика когнитивных нарушений

Когнитивные способности человека — что это такое

Диагностика когнитивных нарушений проводится с помощью простых тестов. Например, «Мини-Ког», суть которого в том, чтобы запомнить три слова, сказанные врачом, нарисовать циферблат, где стрелки будут указывать точное время, а затем назвать пресловутые три слова. Если пациент не сможет нарисовать циферблат или не вспомнит хотя бы одно слово, необходимо обращаться к специалисту, поскольку нарушение начало развитие.

Другое задание – Монреальская шкала когнитивной оценки, подразумевает ответить на ряд вопросов. Желательно делать это в спокойной обстановке, чтобы человек не нервничал и не чувствовал себя некомфортно. Вопросы следующего характера:

  1. Индивиду показывают картинку с животными и просят назвать каждого;
  2. Назвать ему цифры вразброс, чтобы он повторил, а затем назвал их в обратном порядке;
  3. За минуту нужно назвать максимальное количество слов на одну букву алфавита (например, П);
  4. Задать несколько простых арифметических задачек, например, сколько будет 100-3;
  5. Найти общее между двумя мало похожими предметами, например, это могут быть часы и линейка.

В дальнейшем диагностика проводится в медицинских учреждениях в более серьезной атмосфере и с инструментарием.

Какие расстройства чаще встречаются при цвз

Итак, какие когнитивные нарушения провоцирует нарушение тонуса мозговых сосудов? В зависимости от степени тяжести их делят на лёгкие, среднетяжелые и тяжёлые.

Классификация

Патология делится на несколько видов. По степени выраженности клинической картины:

  • умеренно выраженное когнитивное расстройство;
  • легкое проявляемое когнитивное расстройство.

Это состояния, при которых не наблюдается деменция, то есть слабоумие, особенно если это легкое когнитивное развивающееся расстройство. Но если вовремя не обнаружить проблему и не начать адекватное лечение, больной может стать слабоумным.

Предлагаем ознакомиться  Эффективные средства от депрессии, стресса и бессонницы

Если патологический процесс не начать лечить, развивается слабоумие (деменция). Причины появления патологии различны — заболевания, отравления и травмы. Но это всегда приводит к тому, что проявляется нарушение человеческих когнитивных функций. Изначально ухудшается память, больной не узнает родственников, не понимает, где находится.

Установить, умеренное это когнитивное расстройство или другой вид заболевания, должен врач во время проведения диагностических процедур.

Когнитивные искажения

Когнитивное искажение – это иррациональное мышление человека, систематические ошибки суждений. Возникают из-за стойких убеждений и веры индивида во что-либо, упрямства и неумения уступить и признать ошибку. Этим охотно пользуются маркетологи и экстрасенсы:

  • Человеку свойственно подражать окружающим, такова его природа. Если большинство покупает некий товар или верит в то, что черная кошка несет беды, индивид с когнитивным искажением примет эти факты на веру.
  • Также срабатывает эффект «якоря» – ассоциации, связанной с некоторым явлением.
  • Эффект ореола, когда некое мнение начинает поочередно охватывать всех вокруг, например, одобрительный отзыв о ком-то телевизионной звезды, к которому прислушаются десятки, сотни людей.

Когнитивные нарушения у детей

Исследования показали, что 20% детей до 14-ти лет имеют такую патологию. Нарушение когнитивных функций у детей проявляются в виде:

  • затруднений выражаться связанной речью;
  • низкого уровня запоминания и вспоминания;
  • нарушений психомоторики;
  • заторможенности процессов мышления;
  • рассеянного внимания и плохой сосредоточенности;
  • неадекватности проявлений эмоций и чувств.

Причины нарушений зачастую связаны с особенностями протекания беременности и родов:

  • внутриутробная гипоксия;
  • травмы при родах;
  • отсутствие полноценного питания (авитаминоз);
  • инфекционные болезни ЦНС.

Сложность определения заболевания определяется тем, что перенесенные в раннем детстве травмы мозга могут не проявляться долгое время. Это объясняется тем, что мозг развивается до 20-ти лет. Признаки когнитивных нарушений не проявляются активно до момента созревания пораженной зоны. Незначительные отклонения в развитии могут быть истолкованы индивидуальными особенностями развития.

Легкое когнитивное нарушение

Характеризуется дисфункциями на уровне нейродинамических связей. Определяется субъективной оценкой или при помощи нейропсихологического анализа. Синдром когнитивных нарушений легкой степени в жизни проявляется по ряду признаков:

  • заторможенность обработки поступающей в мозг информации;
  • плохая оперативная память;
  • неспособность в высокой степени менять виды деятельности;
  • быстрая утомляемость при умственной работе;
  • большая рассеянность, неспособность сконцентрироваться;
  • затруднения в подборе слов.

Лекарственные средства

Лекарственная терапия используется тогда, когда другие подходы оказываются неэффективными и применение медикаментов необходимо из соображений безопасности пациента. Необходимость продолжения лекарственной терапии должна быть оценена ежемесячно. Выбор лекарственных средств должен производиться с целью коррекции наиболее стойких поведенческих нарушений.

Антипсихотики часто используются несмотря на то, что их эффективность показана только у пациентов с психотическими нарушениями. У других пациентов (без психотических рассройств) вряд ли можно рассчитывать на успех, и есть вероятность развития побочных явлений, особенно экстрапирамидных нарушений. Может развиваться поздняя (отсроченная) дискинезия или поздняя дистония; зачастую эти нарушения не уменьшаются даже при снижении дозы или при полной отмене препарата.

Выбор антипсихотического средства зависит от его относительной токсичности. Общепринятые антипсихотические средства, такие как галоперидол, обладают относительно низким седативным действием и оказывают менее выраженный антихолинергический эффект, но более часто вызывают экстрапирамидные нарушения; тиоридазин и тиотиксен в меньшей степени способствуют развитию экстрапирамидных симптомов, но обладают более выраженным седативным влиянием и более существенными антихолинергическими эффектами, чем галоперидол.

Антипсихотические средства второго поколения (атипичные антипсихотики) (например, оланзапин, рисперидон) имеют минимальное антихолинергическое действие и вызывают меньше экстрапирамидных симптомов, чем широко применяемые антипсихотики, однако применение этих лекарственных средств в течение продолжительного времени может ассоциироваться с возрастанием риска гипергликемии и общей летальности.

Если применяются антипсихотические препараты, они должны назначаться в низких дозировках (например, оланзапин 2,5-15 мг перорально однократно в сутки; рисперидон — 0,5-3 мг перорально каждые 12 ч; галоперидол — 0,5- 1,0 мг перорально, внутривенно или внутримышечно) и на короткий период.

Антиконвульсанты — карбамазепин, вальпроаты, габапентин и ламотриджин могут быть использованы для контролирования эпизодов неконтролируемого волнения. Существуют доказательства того, что бета-блокаторы (например, пропранолол в начальной дозировке 10 мг с постепенным наращиванием дозы до 40 мг 2 раза в день) оказываются полезными у некоторых пациентов с психомоторным возбуждением. В этом случае пациентов необходимо мониторировать на предмет артериальной гипотензии, брадикардии и депрессии.

Предлагаем ознакомиться  Дезориентация — потеря во времени, пространстве и в себе

Седативные средства (в том числе короткодействующие бензодиазепины)иногда используются в течение короткого периода времени для облегчения состояния тревожности, однако они не могут быть рекомендованы для длительного приема.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни.

Нарушение мозговых функций у детей

Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.

Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.

Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.

Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:

  • заболевания, затронувшие кору головного мозга;
  • врожденное нарушение обмена веществ;
  • перинатальное поражение нервной системы, возникшие в период формирования плода.

В последнем случае речь идет о:

  • родовых травмах;
  • гипоксии головного мозга;
  • инфицировании плода в период вынашивания.

В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.

Нарушения такого типа можно разделить на три вида в зависимости от степени их тяжести:

  1. Легкие. Посторонним видно, что у больного незначительное ухудшение памяти и концентрации внимания. Он может забывать, где положил свои вещи, с трудом подбирает слова, если ему нужно высказаться, испытывает массу трудностей в незнакомом месте. При умственных занятиях любого рода человек очень быстро устает. В результате этого немного нарушается профессиональная и социальная активность, но все-таки больной еще не беспомощен и может себя обслуживать.
  2. Умеренные. Одновременно ухудшаются два-три когнитивных процесса. Человек постоянно все забывает, не может найти дорогу даже к знакомым местам, умственная деятельность затруднена. Такой больной уже нуждается в посторонней помощи, так как постоянно испытывает трудности даже в повседневных делах.
  3. Тяжелые. Эту стадию еще называют деменцией. Больной абсолютно дезориентирован во времени, мало что помнит, не способен даже обслужить себя. Без постоянной посторонней помощи тут не обойтись. В особо тяжелых случаях такой пациент полностью утрачивает все психомоторные навыки, теряет речь. Часто возникает после инсульта. Особого внимания заслуживает сосудистая деменция, главной причиной возникновения которой являются поражения сосудов в мозге.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом. Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление.

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях.

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Предлагаем ознакомиться  Плюсы прокрастинации или когда откладывание дел приносит пользу

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Помимо упомянутых причин, снижение когнитивных функций может наблюдаться в результате:

  • Черепно-мозговых травм,
  • Сосудистых заболеваний,
  • Демиелинизирующих заболеваний,
  • Инфекционных заболеваний,
  • Нарушений метаболизма и работы гормональной системы,
  • Опухолей,
  • Нейродегенеративных заболеваний ЦНС.

Нужно помнить, что применение различных психоактивных средств может влиять на когнитивные функции. У пожилых обязательно нужно учитывать применение лекарственных  средств, причем не только неврологического профиля, так для довольно большого числа препаратов описан эффект негативного влияния на концентрацию внимания, память и прочие Высшие психические функции.

Для определения наличия когнитивных расстройств основными методиками является клиническое интервьюирование и применение тестов. Вспомогательными методиками являются электрофизиологический методы, такие  как «вызванные когнитивные потенциалы».

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства. Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению. К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Причины когнитивных нарушений

Факторы неправильного функционирования мозговой деятельности возникают из-за внешних обстоятельств и по причине внутренних органических изменений. Когнитивные искажения могут быть вызваны:

  1. Дефицитом снабжения кровью мозговых клеток.
  2. Возрастными изменениями организма.
  3. Неправильным обменом веществ.
  4. Алкогольными, наркотическими и другими отравлениями.
  5. Нервно-эмоциональным перенапряжением, частыми стрессовыми ситуациями.
  6. Травмами головы.
  7. Заболеваниями нейродегенеративного типа (Альцгеймера, Паркинсона и другие).
  8. Болезнями, связанными с нейроинфекциями (ВИЧ, энцефалит, рассеянный склероз).

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

Профилактика когнитивных нарушений

Чтобы избежать такого рода патологий, необходимо родителям позаботиться в раннем возрасте о развитии своих детей. Существует ряд действенных методик, развивающего характера. Они укрепляют мозговые механизмы и нервную систему в целом. Такие упражнения полезно делать в любом возрасте. Нарушение когнитивных процессов можно предотвратить, если выполнять следующие действия:

  1. Принимать препараты, обеспечивающие организм всеми необходимыми веществами и витаминами (например, антиоксиданты).
  2. Вести жизнь по правильному распорядку (питание, физические нагрузки, сон).
  3. Ввести в практику ряд специальных упражнений игрового характера, обеспечивающих когнитивную стимуляцию (тренинги по развитию внимания, памяти, логического мышления).
  4. Очень полезно изучение иностранного языка или освоение музыкального инструмента.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция
    . Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий
    . Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия
    . Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия
    . Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector