Реферат: Я — концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

Выдержка из текста

Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот довольно продолжительный период онтогенеза, который обычно делится на две стадии: раннюю юность (15-18 лет) и позднюю юность (19-23 года).

На данном этапе развития фактически завершается созревание основных физиологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценной продуктивной жизнедеятельности. Юность — это время выбора жизненного пути. Юноши осмысляют свою жизненную позицию, активно строят планы, которым суждено или не суждено будет осуществиться в зрелости.

Начинается процесс достижения поставленных жизненных целей — профессиональная подготовка, работа по выбранной специальности, поиск жизненного партнёра и создание семьи. Поэтому предпосылки самореализации, самоосуществления личности следует искать именно в юношеском возрасте. В этот период формируются задатки, впоследствии определяющие самореализационный личностный потенциал.

Сегодня, признавая огромный потенциал интеллектуальных и личностных возможностей, скрытых в юношестве, правительство делает ставку именно на новое поколение. Возросло количество предлагаемых государством грантов и различных вариантов поддержки студентов, талантливых молодых учёных, писателей, музыкантов.

Смена социальной ситуации развития, вхождение в образовательную среду вуза является составляющим этапом становления «авторства собственной жизни», которое влечёт за собой формирование определенных новообразований личности и предполагает изменение детской системы отношений и ценностных ориентаций личности на взрослую.

Однако, юность — это лишь начало взрослой жизни. Порой она воспринимаемое лишь как «черновой вариант», который запросто можно переписать заново. Упоение долгожданной свободой, ощущение того, что вся жизнь впереди создаёт большую опасность выбора ошибочных путей, которые затем могут привести к нежелательным последствиям в жизни уже взрослого человека.

Вот почему так важно понимать сущность тех психических изменений, которые происходят с личностью на пороге вхождения во взрослую жизнь, оказывать своевременную психологическую поддержку и осуществлять фасилитацию в профессиональном и личностном развитии юноши.

Предлагаем ознакомиться  Клинические формы дизартрии | Социальная сеть работников образования

Недостаточность знаний о структуре и особенностях протекания развития на данном этапе онтогенеза, насущная необходимость её теоретического и практического изучения, а также потребность в определении роли активности личности как субъекта собственного развития определяют актуальность нашего исследования.

Целью данного исследования является изучение самосознания, самоопределения и личностного самосовершенствования в юношеском возрасте.

Объект исследования – личность юноши.

Предмет исследования – самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юношеском возрасте.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

  • на основе анализа научной литературы по выделенной проблеме определить основные изучаемые понятия: самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование;
  • описать особенности развития личности на данном этапе онтогенеза;
  • определить основные жизненные задачи, стоящие перед юношей на пороге вхождения во взрослость;
  • описать особенности формирования самосознания и характеристики Я-концепции юноши;
  • выделить основные компоненты, и раскрыть сущность самоопределения в юношеском возрасте;
  • обозначить роль активности личности юноши в организации процесса собственного развития.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные данные в работе педагогов, кураторов и службы сопровождения для решения и предупреждения проблем социализации и адаптации юношей. Материалы, полученные в ходе исследования, могут быть также использованы в разработке курса педагогики и возрастной психологии.

Личностное самоопределение и саморазвитие

Личностное самоопределение человека в более осознанном возрасте невозможно без стремления к саморазвитию. Саморазвитие подразумевает такие основополагающие понятия, как самопознание, самоактуализация, самообразование.

Человек должен четко понимать, кто он есть на самом деле. Осознавать свои способности, навыки, таланты. Самопознание подразумевает также раскрытие в себе новых способностей, испытание своих сил в разных сферах деятельности. Личность должна четко понимать, что ей нравится, какие у нее интересы.

Есть три уровня самопознания:

  1. Биологический – познание себя, как организма;
  2. Социальный – познание своих возможностей в овладении новыми знаниями, навыками и нормами поведения;
  3. Личностный – способность принимать решения, делать выбор, организовывать свою жизнь.
Предлагаем ознакомиться  Секреты успешного проведения собеседования

Если человек не воспринимает себя как уникальную личность, он не будет понимать, в каком направлении ему двигаться, и соответственно не будет иметь никакой мотивации к действию. Такие люди обычно ничего не достигают, плывут по течению и проживают скучную серую жизнь.

Немаловажную роль в самоопределении играет самооценка человека, так как она формирует силу воли, уверенность в себе и собственных силах. Адекватная самооценка способствует саморазвитию. Добиваюсь определенных успехов, она повышается и повышается вера в себя, что мотивирует человека идти дальше и не останавливаться на достигнутом.

Разобравшись в себе и своих жизненных ценностях и приоритетах, человеку проще ставить перед собой конкретные цели и достигать их. Для достижения определенных целей необходима правильная мотивация. Она возможна лишь в том случае, когда человек точно знает, чего он хочет и что ему нужно.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector