01. Меняемся | НЛП для начинающих

Содержание
  1. Ричард бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». например, вы можете прекрасно знать о существовании нлп, но не испытывать никакого желания ему научиться. оно просто находится все фокуса вашего интереса. это – «знать и не хотеть». а вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как нлп и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».
  2. Однажды в голландии мне нужно было взять билет на поезд до лейдена, где я проводил тренинг. я подошёл к кассе, сказал как меня учили «лейде», и увидел непонимание на лице кассирши. дальше я попробовал разные способы произнесения буквы «е, а так же «лёйде», «лэйде» и даже «лойде». непонимание меньше не становилось. пока кто-то в очереди за спиной не сказал «лейде», кассирша сказала что-то вроде «а-а!» и пробила билет. я был уверен, что я произносил «лейде» точно так же, хотя бы в одном из вариантов. потом я тренировался на окружающих — русские в этой голландии мой «лейде» прекрасно понимали, вредничали только голландцы.
  3. И все же, что изучает нлп в первую очередь.
  4. Основы
  5. «мушкетёры 20 лет спустя»
  6. «это не слон — это муха!»
  7. Еще немного компьютерной риторики.
  8. Как это работает
  9. Лучшие книги по нлп
  10. Манипуляции
  11. Нлп для обучения
  12. Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения — у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.
  13. Работа на логических уровнях

Ричард бендлер как-то сказал, что есть два способа себя ограничивать: «знать и не хотеть» и «не знать и не хотеть». например, вы можете прекрасно знать о существовании нлп, но не испытывать никакого желания ему научиться. оно просто находится все фокуса вашего интереса. это – «знать и не хотеть». а вот когда вы просто не знаете о том, что есть такая замечательная штука, как нлп и, соответственно, не хотите ему научиться – это «не знать и не хотеть».

«Сознательная Некомпетентность» — вы понимаете, что вы хотите научиться кататься на велосипеде, говорить по-английски и правильно делать реверанс. Может вы наконец узнали о их существовании, или увидели в сериале, как кто-то лихо делает реверанс, или вас позвали кататься на велосипеде, и тут вы поняли, чего лишены в жизни. Короче, вы захотели этому научиться. Знаний и опыта у вас нет, но уже появилась мотивация.

Дальше вы начинаете собирать информацию, тренироваться или ходить в кружок любителей классического реверанса. И после некоторого количества занятий, сосредоточившись на процесс вы способны это делать: «Для того, чтобы автомобиль поехал, сначала нужно повернуть ключ, сдвинуть эту ручки и нажать на эту педаль». Это состояние «Сознательной Компетентности» — вы способны делать что-то, удерживая на нём ваше сознательной внимание.

Однажды в голландии мне нужно было взять билет на поезд до лейдена, где я проводил тренинг. я подошёл к кассе, сказал как меня учили «лейде», и увидел непонимание на лице кассирши. дальше я попробовал разные способы произнесения буквы «е, а так же «лёйде», «лэйде» и даже «лойде». непонимание меньше не становилось. пока кто-то в очереди за спиной не сказал «лейде», кассирша сказала что-то вроде «а-а!» и пробила билет. я был уверен, что я произносил «лейде» точно так же, хотя бы в одном из вариантов. потом я тренировался на окружающих — русские в этой голландии мой «лейде» прекрасно понимали, вредничали только голландцы.

Интуитивное обучение часто бывает более быстрым. Цитата из замечательной книжки Джоны Лерер «Как мы принимаем решения»

«Рассмотрим, к примеру, эксперимент, известный как «айовский игровой тест». Он был разработан нейробиологами Антонио Дамасио и Антуаном Бекара. Игра проводилась следующим образом: человеку — «игроку» — выдавалось четыре колоды карт, две черных и две красных, и 1000 долларов на игру. Каждая карта сообщала игроку, выиграл он деньги или проиграл.

Общая рекомендация состояла в том, чтобы переворачивать карты из одной из четырех колод и выиграть как можно больше денег. Но карты были распределены по колодам не случайным образом. Ученые их подтасовали. Две колоды состояли из крайне рискованных карт. Выигрыши там были больше (100 долларов), но штрафы в них тоже были непомерные (1250 долларов).

Сначала процесс выбора оставался совершенно случайным. Не было никакой причины отдавать предпочтение какой-то конкретной колоде, так что большинство людей пробовало брать из каждой стопки, ища наиболее прибыльные карты. В среднем людям требовалось перевернуть около пятидесяти карт для того, чтобы начать тянуть исключительно из прибыльных стопок.

Но Дамасио интересовала не логика, а эмоции. Все время игры участники эксперимента были подсоединены к компьютеру, который измерял электрическую проводимость их кожи. Обычно более высокие уровни проводимости свидетельствуют о нервозности и беспокойстве. Ученые выяснили, что уже после десятка карт рука игрока становилась более «нервной», когда тянулась к опасной колоде.

Предлагаем ознакомиться  страх при пробуждении : форум доктора Горбатова - отзывы, симптомы, лечение: 11777

И все же, что изучает нлп в первую очередь.

Во-первых, крайности, и их регулярное проявление. Если человек, к примеру, постоянно в чем-то ошибается, то это уже проявление некой черты, может быть гениальности, пусть и со знаком минус. Почему так происходит (?), как это можно использовать в дальнейшей жизни человека и в опыте других людей (?). Но, прежде всего, нас интересует успех, причем стабильно повторяющийся успех – и в этом технологичность.

Во-вторых – пошаговое описание. Что послужило толчком к какому либо действию; что служит критерием оценки действий; что поддерживает в пути; на что человек опирается, когда достигает цели – на собственный или чужой опыт; от чего-то убегает или к чему-то стремится. Эти моменты помогает выяснить особая техника задавания вопросов для пошагового описания мотивов, действий и достигнутых результатов.

Если сотрудник всегда (именно всегда) добивается успеха в переговорах с любыми клиентами. Притом независимо трудный клиент или доброжелательный, холодный контакт или подпорченный. Тогда нас интересует как это происходит? За чем он следит, что отбрасывает? Какие выводы делает и как их использует?

И как результат замена неэффективных привычек на новые, эффективные, приносящие результат. Другими словами если Вы привыкли из 10 переговоров удачно завершать 1 или 2, заменим привычкой из 10-ти делать 8 удачных! Была привычка бояться «холодных звонков», сидеть 30 минут настраиваться на звонок… заменим привычкой получать удовольствие от «холодного звонка».

Была привычка утром вставать в плохом настроении, бродить все утро раздраженным, вялым, заменим на привычку — вставать бодрым и довольным! Если совсем упростить, то НЛП это сборник эффективных стратегий в многих областях жизни. Стратегий, позаимствованных у самых лучших и успешных людей. Стратегий в виде четких, логичных последовательностей и алгоритмов: шаг 1, шаг 2, шаг 3 и т.д.

Многие хотят научиться искусству ведения переговоров. Для этого можно пригласить десять самых лучших переговорщиков компании и выявить их профессиональные убеждения, изучить стратегии, которые они используют, проанализировать их поведение. Полученную информацию систематизируют, обобщают, и на ее основе разрабатывают универсальную модель переговоров.

Здесь появляется второй аспект применения НЛП – моделирование, создание и пошаговое описание модели успеха, настолько простой, но при этом работающей, что ей можно научить практически кого угодно.

Возможности применения НЛП разнообразны. Это не только технология познания себя и окружающих, но и эффективное средство для выявления алгоритмов успеха. Другими словами, НЛП помогает людям узнать, чего они хотят, дает четкое представление об исходе любой ситуации. Но для этого Вы должны быть динамичными, изменять свои действия в зависимости от полученных результатов. И тогда Вы добьетесь успеха в жизни.

Если перевести с гуманитарного языка на язык программирования то можно написать так: внутри человеческой головы информация хранится и ее обработка происходит в том виде, в котором человек воспринимает окружающий мир, то есть в виде картинок, звуков, ощущений тела, вкусов и запахов. Что легко можно проверить, эту модель легко передать другому человеку, так, чтобы он понял, эта модель подходит к 100% ситуаций,  с этой моделью можно что-то делать, этой модели можно задавать вопросы, эта модель полезна.

Основы

С чего начать изучение нейролингвистического программирования? Есть базовые, основные приёмы, разработанные ещё полвека назад Дж. Гриндером и Р. Бендлером и продолжающие совершенствоваться по сей день. Для начала нужно освоить их теоретически, чтобы потом научиться применять на практике.

1. Субъективный опыт: прошлое человека, которое оказывает на него огромное влияние.

2. Пресуппозиции — смысловые компоненты НЛП:

  • карта ещё не есть территория;
  • сознание, как и жизнь, — это системный процесс;
  • позитивное намерение — основа любого поведения;
  • раппорт (налаживание доверительных отношений);
  • обратная связь, а не поражение;
  • и многие другие.

3. Репрезентативные системы: как человек получает информацию преимущественно извне (визуальные, аудиальные, кинестетические и дискретные образы).

4. Метамодели и метапрограммы.

5. Милтон-модели: пустая информация, которую человек наполняет сам в соответствии со своими убеждениями, желаниями, принципами.

Ключи доступа: одна-единственная вещь или фраза может заставить человека совершить действие.

Это основные теоретические принципы НЛП. Без их освоения добиться результатов на практике будет крайне сложно. Найти их подробные описания можно в научно-популярной литературе (список дан ниже).

«мушкетёры 20 лет спустя»

Одно из самых простых и действенных упражнений НЛП, позволяющих увидеть, насколько незначительна та проблема, которая сейчас не даёт спокойно жить и мешает счастью. Многие практикуют его, даже не подозревая, что оно относится к технике нейролингвистического программирования.

  1. Переживите заново волнующее событие. Например, сын принёс «двойку» из школы. Или у вас течёт крыша, а денег на ремонт пока нет.
  2. Представьте себя спустя 20 лет. Это должна быть красивая мечта, но максимально приближенная к реальности. Т. е. не стоит представлять себя женой олигарха или Президентом, если для этого нет никаких предпосылок.
  3. Насладитесь созданной иллюзией.
  4. А теперь найдите в своей мечте сегодняшнюю проблему. Как вы думаете, через 20 лет эта «двойка» будет такой же актуальной? Она повлияет на развитие вашей жизни, помешает двигаться к своей мечте? Да и про крышу вы вряд ли вспомните спустя годы.
Предлагаем ознакомиться  Психические расстройства: разнообразные нарушения человеческой психики

Так что всё относительно. Даже если ребёнок завалил экзамен, это ещё ничего не значит. Пересдаст через год, пойдёт работать, добьётся в этой жизни всего сам через эту трудность. Не говоря уже о никчемной двойке за урок по математике. Да, неприятно. Но проведите воспитательную работу (в спокойных тонах) и забудьте об этом навсегда.

Для восстановления душевного равновесия и достижения гармонии внутри себя НЛП предлагает и другие упражнения:

  1. «Спасибо, Господи, что взял деньгами!» (для решения финансовых проблем).
  2. «Ретроспектива» (изучение ужасов военного времени для осознания собственного счастья).
  3. «Техника взмаха» (изменение отрицательного образа на положительный).
  4. «Кинотеатр» (взгляд на проблему со стороны).
  5. Техника от Уолта Диснея (произошедшее нужно увидеть глазами мечтателя, реалиста и критика).

«это не слон — это муха!»

Согласитесь, что большинство проблем на самом деле представляют собой снежный ком. Человеку свойственно постоянно думать о том, что его тревожит, рассматривать это нечто со всех сторон, отыскивая какие-то новые грани. Домыслы, сомнения, страхи нарастают и любое незначительное неприятное происшествие превращается в огромный неразрешимый клубок трудностей.

В НЛП есть упражнение, которое предлагает пройти обратный путь и сделать из этого страшного раздутого слона маленькую и ничего не значащую муху.

  1. Создайте расслабляющую атмосферу. Позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал.
  2. Во всех подробностях представьте волнующую вас вещь (событие): как вас уволили, как вы потеряли кошелёк, как разводились. Это должна быть максимально яркая картинка.
  3. Теперь обесцветьте её, чтобы она напоминала старинную чёрно-белую фотографию.
  4. Начните мысленно отодвигать её от своего внутреннего взора всё дальше и дальше, пока она не превратится в точку на горизонте.
  5. Всматривайтесь в неё, пытайтесь рассмотреть детали вплоть до того, пока не устанете и вам это не надоест.

Последний шаг. Теперь найдите в своей жизни нечто положительное, что гораздо глобальнее этой проблемы. Например, вас уволили, но дети-то живы и здоровы. Если б с ними что-то случилось, это было бы во сто раз больнее. Потеряли кошелёк? Зато у вас есть на карточке солидный НЗ. Вы же не стали после этого нищим и бомжом. Развелись? А разве после этого не стало легче дышать и не появилось больше свободного времени для себя любимой?

Одним словом, НЛП предлагает превращать плохих слонов в своей жизни в никчемных мух. Попробуйте сами и убедитесь в невероятной эффективности упражнения.

Еще немного компьютерной риторики.

Программистам человеческих мозгов гораздо труднее — в мире существует жесткая и часто внеэкономическая конкуренция за право программировать чьи-нибудь мозги.

Несмотря на глубокое родство компьютерного и нейролингвистического программирований – это не облегчает процесс изучения НЛП, а дополняет множеством переменных. Читать про НЛП — это совсем не то же самое, что действовать. Например, в НЛП для любой работы с любым человеком нужно устанавливать раппорт.

И поддерживать его в течение всего сеанса. Могу поспорить, что в момент применения «штучек» из только что выученного по книжке (или даже на курсах) репертуара технологий НЛП Вы этот самый раппорт потеряете. Психологи хорошо держат раппорт, но плохо программируют. Компьютерные программисты хорошо программируют, но плохо держат раппорт.

На мой взгляд, это одна из самых больших разниц между работой с компьютером и работой с человеком. А без раппорта НЛП не работает, как и во многих других видах знаний (вспомните аксиомы, без которых нет геометрии, например).

Как это работает

Человек не может воспринимать окружающий мир объективно, так как пропускает его через собственные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные), через призму приобретённого опыта, личных убеждений и принципов. Кто-то не может жить без церкви, другие открыто ненавидят религию. Одни ищут работу, где платят больше, другим важнее, чтобы она была по душе. Некоторым нравится в людях внешняя красота, другие в восторге от умственных способностей собеседника.

Согласно НЛП, если учесть все вышеперечисленные моменты и понять, как тот или иной человек пропускает через себя информацию и что для него представляет особую важность, используя определённые приёмы, от него можно добиться чего угодно. Но сначала должна быть проведена кропотливая работа с убеждениями и физиологическими особенностями.

Если менеджер будет упорно уговаривать воцерковлённую бабушку купить товар с бесовскими символами, он потерпит крах. Нужно вовремя предложить альтернативный вариант, чтобы покупка оказалась и ей приятной, и принесла выгоду компании. Здесь вступают в ход такие приёмы НЛП, как эмоционально значимые слова и создание позитивных ожиданий.

Если сотрудник сидит в закрытой позе (руки и ноги скрещены), трудно требовать повысить эффективность труда. Но, освоив метод отзеркаливания, позу можно открыть и беседовать уже более непринуждённо.

Лучшие книги по нлп

  1. Балыко Д. Запретов.net. 40 правил НЛП для жизни в кайф.
  2. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек — в принцы. Нейро-лингвистическое программирование.
  3. Бендлер Р., Гриндер Д. Рефрейминг: ориентация личности с помощью речевых стратегий.
  4. Бергер Е. НЛП для счастливой любви. 11 техник, которые помогут влюбить, соблазнить, женить кого угодно.
  5. Бивер Д. Как быстро усвоить большой объём знаний. Учимся без мучений. Новейшие методы НЛП.
  6. Боденхамер Б., Холл М. НЛП-практик. Полный сертифицированный курс.
  7. Давыдова И. НЛП для бизнеса и жизни. Искусство гипнотического убеждения.
  8. Дж. О’Коннор. НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов.
  9. Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП.
  10. Плигин А. Как призрак неудачи превратить в аромат жизненного успеха.
Предлагаем ознакомиться  Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости." статья по теме

Прежде чем использовать НЛП для влияния на других людей, проверьте, как эта техника работает на вас самих. Начать стоит, изменив собственную жизнь к лучшему, создав идеальный «Я-образ», а затем уже экспериментировать в социуме.

Манипуляции

Два мини-тренинга на ощущения:

1. Опишите для инопланетянина вкус горячего шоколада.

2. Внимательно прочтите мою фразу и выполните то, что я скажу: уроните ручку на пол и попробуйте ее поднять. (получилось ?)

1. Даже очень хорошо зная предмет (объект, ситуацию) нельзя передать ощущения об этом другому СЛОВАМИ, пока он сам не захочет это ощутить.

2. Между действиями «попробовать поднять ручку» и «поднять ручку» — колоссальная разница. Первое действие не кончается, а второе легко выполнимо.

Что касается «верить» или «не верить»

Есть 2 формулировки : 1) НЛП – это, блин, ерунда, так как недостаточно доказательств, что оно работает. 2) НЛП- это реальность, так как достаточно доказательств, что оно работает.

Эти два утверждения неравнозначны, в них наличествует нарушение простой логики — если у нас недостаточно доказательств в пользу чего-либо, то по определению мы не можем вынести решение ни «за», ни «против», посему высказывание номер один просто не имеет смысла.

И чтобы сделать эти два высказывания равнозначными (как минимум), должно быть:

1) НЛП- это, блин, ерунда, так как достаточно доказательств, что оно НЕ работает.

2) НЛП — это реальность, так как достаточно доказательств, что оно работает.

Люди делятся в отношении НЛП на 2 группы — кто верит что НЛП работает, и те кто верит что НЛП не работает. И те и другие — ВЕРЯТ 🙂 А что такое вера — это принятие какого-то факта без доказательств.  Например – Вы верите в расписание электричек метро?! – иначе Вам пришлось бы посвятить всю жизнь сидению на остановке и ежедневной проверке фактического времени прихода поезда и указанного в расписании. А оно Вам надо?

Нлп для обучения

Так в чём же плюсы НЛП, когда столько написано книг по психологии, изучено столько человеческих мозгов при помощи МРТ и предложено моделей человеческой коммуникации?

А в НЛП используется очень удачный способ изучение человеческой успешности – моделирование внутренних процессов. Ведь один и тот же навык можно описывать разными способами. Например, мы можем изучить язык, собрать статистику и вывести набор правил: «в безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова», «не пишется слитно с существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение».

Но внутренние, интуитивные стратегии несколько отличаются — бессознательно мы учимся другим способом. Посмотрите на слово:

САМАЛЁТ

Вы понимаете, что оно с ошибкой. Но как вы об этом узнали? Представьте его мысленно. У кого-то ошибка будет выделена цветом: САМАЛЁТ, у кого-то другим шрифтом или курсивом: САМАЛЁТ, а может быть будет другой размер буквы: САМАЛЁТ, или она будет подчёркнута:

Оперантное обучение не задаёт жёсткого паттерна поведения — у вас появляется склонность делать более эффективные вещи. но остаётся некий разброс, который даёт гибкость. это отличается от якорей, которые чётко вызывают заданную реакцию.

Здесь подкреплением является ваша собственная эмоция. Негативная показывает чего надо избегать, устанавливает «границы». Позитивная показывает, к чему стоит стремиться. То есть и негативное, и позитивное подкрепление важны и полезны.

Работа на логических уровнях

Учебники НЛП описывают несколько степеней принятия реальности индивидом, от чего зависит то, как он ее проживает. Все реальности располагаются параллельно и взаимодействуют друг с другом. Человеку полезно осознавать реальные события на всех уровнях. Это дает возможность понимать свои внутренние побуждения и моделировать реакции относительно определенных событий, людей, восприятия информации.

Важно осознать, что уровни логики, располагающиеся на самой верхушке, не могут функционировать без нижних, т. к. воплощаются за их счет. Низшие уровни подчиняются высшим. Формирование целей и осознание проблем приходит на нижних уровнях. Но, исходя из системы управления на уровнях, решать проблемные моменты следует на высших уровнях. Лучшим методом решения проблем является нахождение их истоков.

Проработка логических степеней является одной из самых эффективных методик взаимодействия жизненных установок с индуцированными целями. Все, чего хочет достичь человек, должно находиться в полной гармонии с высшими уровнями, т. е. соответствовать понятиям, убеждениям, личным ценностям и восприятию мира.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector