Особенности проявления свойств темперамента на разных возрастных этапах

Физиологические основы темперамента

Темперамент — это индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, особенности поведения и степень уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Различают собственно темперамент как определенное устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении, и его органическую основу.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э.Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер, в зависимость, прежде всего, от этих последних.

.2
индивидуальные психические особенности, свойства темперамента

Тревожность, импульсивность, эмоциональность — типичные возрастные
особенности старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Таким образом, наиболее ясно обнаруживается принадлежность к свойствам
темперамента тех психических особенностей, которые наиболее типичны для данного
возраста. Та же закономерность обнаруживается и тогда, когда сопоставляют
показатели свойств темперамента друг с другом. В этом случае оказывается, что
корреляция существует только между теми свойствами, которые типичны для данного
возраста.

В.С.Мерлин предполагает, что психическое свойство становится типичным для
определенного возраста в зависимости от степени созревания нервной системы.
Индивидуальные различия в силе возбудительного процесса определяют только такие
индивидуальные психические особенности, которые соответствуют общему уровню
созревания нервной системы.

Качественная сторона этих зависимостей выглядит следующим образом: у
детей 6-7 лет значимые корреляции обнаружены между импульсивностью и интро-экстраверсией,
ригидностью и эмоциональной возбудимостью, эмоциональной возбудимостью и
интро-экстраверсией. Все зависимости на уровне Р < 0,01-0,05. У детей 7-10
лет корреляционная зависимость обнаружена между эмоциональной возбудимостью и
тревожностью (оба показателя); тревожностью и ригидностью, импульсивностью и
эмоциональной возбудимостью. Все зависимости на уровне Р < 0,01-0,02.

У подростков и взрослых коррелируют между собой все свойства
темперамента, кроме эмоциональной возбудимости; большинство из них на уровне Р
< 0,01; 0,001. Следовательно, поэлементная структура темперамента с
возрастом становится более содержательной, включает большее количество свойств
и связи между ними (по материалам В.С.Мерлина.)

.3
экспериментальное изучение изменения свойств темперамента

Целостный подход к изучению развития темперамента предполагает, что
развитие состоит не только в изменении взаимосвязи и отношений входящих в
структуру темперамента элементов, но и в изменении и развитии самих элементов —
свойств темперамента. Поэтому другим направлением исследования развития
темперамента явилось изучение изменения самих свойств темперамента.

Однако, по словам В.С.Мерлина, как показал анализ экспериментального
материала, в одних и тех же картинках понимание характера переживаний героя
различно не только у разных испытуемых одного и того же возраста, но и у
испытуемых разных возрастов. Это связано с тем, что испытуемые разных возрастов
по-разному анализируют объективные условия, изображенные на картинке, с
которыми и соотносят переживания героя.

В некоторых случаях переживания героя
вообще не соотносятся с объективными условиями и носят чисто описательный
характер. Например, испытуемый истолковывает картинку «Девушка стоит у двери и
плачет» — «Девушка плачет». Эта же картинка в других случаях может быть
истолкована на более высоком уровне обобщения: «Девушка очень переживает за
собрание, она плачет, потому что боится, что собрание сорвется».

Таким образом, по особенностям истолкования состояния героя и причин,
вызывающих тревогу, можно судить о характере обобщенности тревожной реакции.

Предлагаем ознакомиться  Эйджизм на работе: как бороться с ним

Мерлин В.С. выделяет пять уровней обобщения реакции тревожности:

) истолкование состояния героя как тревожного, но без соотнесения этого
состояния с объективными условиями, изображенными на картинке, без анализа
причин, вызвавших бедственное положение героя. Например, истолкование картинки
«Лежит мальчик, над ним склонился человек» — «Мальчик плачет»;

) ситуация на картинке истолковывается как угрожающая личности героя.
«Мальчик плачет, потому что он потерял вещи» — истолкование картинки «Лежит
мальчик, над ним склонился человек»;

) причина тревожных высказываний испытуемого — переживание за других:
опоздание кого-то из родных, потеря близкого человека, т. е. ситуация на картинке
истолковывается как угроза для близкого человека;

) ситуация на картинке истолковывается как угроза обществу, коллективу в
каком-то специфическом отношении: тревога из-за возможного ограбления банка,
неуспеваемости в классе и т. п.;

) истолкование ситуации на картинке как угрожающей обществу в целом.
«Девочка плачет, потому что война, кругом фашисты, все жгут: людей и скот. Она
боится за свою деревню».

У детей 6-7 и 10-11 лет распределение ответов по первым двум уровням
примерно одинаково. Наибольшее количество ответов младшие школьники дали по
третьему уровню. Четвертый уровень показали только 7 % детей дошкольного
возраста и то по одной картинке. Распределение ответов по этому уровню у
младших школьников зависит от содержания картинки.

Степень обобщения реакции тревожности связана с уровнем развития
личности, ее направленностью и интересами. Социально-типичная тревожная реакция
предполагает определенный уровень осознания причин, вызывающих тревогу, и
возможность ее истолкования. Исследования показывают, что чем старше ребенок,
тем лучше он осознает объективные условия, изображенные на картинке, и
соотносит с ними состояние героя, уровень обобщения реакции тревожности у него
выше.

Круг причин, вызывающих тревожное состояние героя, у детей дошкольного
возраста ограничен. Ситуация на картинке истолковывается как угроза для самого
героя или близких людей. У подростков истолкование ситуации на картинке
связывается с широким кругом причин, в том числе и социально значимых.
Опознание причин, вызывающих бедственное положение героя, связано со степенью
сознательности испытуемого.

По словам В.С.Мерлина, большие различия между возрастами также обнаружены
в проявлении эмоциональной возбудимости. Эмоциональная возбудимость изучалась
по методике ТАТ; показателем являлось количество словесных реакций с
эмоциональным содержанием в ответ на изображение. Анализ экспериментального
материала обнаружил большие различия между дошкольниками и подростками по
разнообразию и характеру эмоционально-речевых реакций.

Различие обнаружено
прежде всего по характеру реакции на эмоциональный подтекст картинки. Дети 6-7
лет чаще всего не видят эмоционального подтекста, реагируют только на внешнее
выражение эмоций — «Девочка смеется». Подростки, напротив, стремятся вскрыть
внутреннюю ситуацию изображаемого — «Мальчик смеется, но он только делает вид, что
смеется, он делает вид, что ему весело, а на самом деле он вспоминает свою
собаку…»

Различия обнаружены также по количеству эмоциональных оттенков, которые
видны в речевых реакциях дошкольников и подростков. Дошкольники передают очень
грубые оттенки эмоционально положительной реакции: «улыбается, смеется,
хохочет, радуется» (картинка «Первый раз в первый класс»). На эту же картинку
подростки реагируют иначе: «улыбается, сочувствует, ласкает глазами»;
«смеется», «весело смеется», «ласково смеется»; «восхищается, хохочет».

Эмоциональная возбудимость, вызванная ситуацией, изображенной на картинке, у
подростков связана со значительно большим количеством эмоциональных речевых
оттенков, чем у дошкольников. В.С.Мерлин приходит к выводу: в процессе развития
изменяются содержательные характеристики проявлений свойств темперамента.

Они
становятся более обобщенными и более дифференцированными. Полученные данные
показывают, что свойства темперамента развертываются в определенной
последовательности. Изменяется прежде всего содержание проявлений свойства. Чем
моложе ребенок, тем содержание проявлений свойства более узкое. Ребенок,
испытывая состояние тревоги, соотносит его чаще всего с кругом близких людей и
явлений.

Предлагаем ознакомиться  Социально-психологические механизмы общения

Неблагополучие, болезни, потери, расставания — круг основных причин,
вызывающих тревогу за судьбу героя по картине теста тематической апперцепции. У
подростков состояние тревоги вызывается значительно более широким, социально
значимым кругом явлений. Поэтому и истолкование картинок ТАТ происходит на
более высоком уровне обобщения.

Естественно, что свойство темперамента небезразлично к тому, в чем оно
проявляется: узкое содержание проявлений свойства у дошкольников связано с
большей диффузностью, меньшей специфичностью и дифференцированностью, чем у
подростка. Вот почему и приспособительная функция его шире, чем у подростка.

Этим и объясняется соседство эмоциональности и тревожности в одном и том же
факторе у младшего школьника и особая роль эмоциональности в структуре свойств
темперамента у дошкольника, которую мы отмечали. Так как функция и характер
проявления свойств темперамента взаимосвязаны, создается благоприятная
возможность для формирования на основе темперамента свойств личности.

Тревожность при определенных обстоятельствах может быть условием формирования
боязливости, робости, отрицательного отношения к людям и коллективу. У
тревожных школьников при неблагоприятных обстоятельствах жизни в классном
коллективе (положение отверженного) может сформироваться резко отрицательное
отношение к товарищам и учителям.

Развитие темперамента неотделимо от развития психики в целом, и поэтому
он подчинен общим закономерностям развития психического. Вместе с тем развитие
темперамента имеет свои специфические закономерности, которые состоят в
закономерном развитии связей, составляющих структуру темперамента, и в
последовательном закономерном развитии самих его свойств.

Анализ психофизиологических и функциональных зависимостей, составляющих
структуру темперамента, приводит к выводу: интегральной линейной
психофизиологической зависимости в дошкольном и младшем школьном возрасте,
выражающейся в дискриминантах, соответствует отсутствие функциональной
поэлементной зависимости, выражающейся в корреляции и параболической
зависимости.

Значит, можно предположить большую независимость отдельных свойств
темперамента у детей по сравнению с подростками и взрослыми. Причина этой
относительной автономии заключается, видимо, в следующем. Многие индивидуальные
психические особенности, которые у взрослых и подростков зависят
преимущественно от свойств общего типа нервной системы, у дошкольников и
младших школьников в большей степени зависят от мотивов и функционального
состояния в данной ситуации.

Индивидуально-приспособительная деятельность у детей менее эффективна,
чем у взрослых. Это находит подтверждение в исследованиях В.Э.Чудновского
(1963), Т.И.Четвериковой (1963) и других, отметивших противоречивость
характеристик типов темперамента у детей и трудность индивидуальной адаптации.

Компенсаторные механизмы, характеризующие приспособительную деятельность
взрослых, складываются в подростковом возрасте. Структура темперамента
подростка напоминает структуру темперамента взрослых.

Развитие отдельных свойств темперамента идет также и по пути все
возрастающей обобщенности и структурной сложности.

Таким образом, темперамент — структура развивающаяся, она изменяется в
процессе индивидуального развития человека. Темперамент развивается на основе
наследственных механизмов. Вместе с тем темперамент — структура формирующаяся.
Она складывается в процессе жизни и деятельности человека. Наследственное и
приобретенное неразрывно в каждом свойстве темперамента.

Список используемой литературы

1.       Лурия
А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р.Лурия. — СПб.: Питер. — 320 с.

2.       Маклаков
А. Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

3.       Общая
психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В.Гамезо. — М.:
Ось-89, 2007. — 352 с.

4.       Петровский
А.В. Общая психология / А.В.Петровский. — М.: Просвещение, 1976. — 479 с.

5.       Сорокун
П.А. Основы психологии / П.А.Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.

Предлагаем ознакомиться  Как поднять себе настроение

6.       Мерлин
В.С. Очерк теории темперамента / В.С.Мерлин. — М.: Просвещение,
1964. — С.3-18.

.        Петрова
О.О. возрастная психология: Конспект лекций / О.О.Петрова, Т.А.Умнова. —
Ростов-на-Дону: Феникс — 2005. — 222 с.

Активность и пассивность

Данные свойства показывают реакцию человека на негативные события и трудности, а также определяют степень его выносливости, настойчивости и целеустремлённости.

Воспитание, детский опыт, травмы

Ключевую роль в формировании характера ребёнка играют родители и учителя.

Пластичность и ригидность

Эти качества показывают умение человека адаптироваться к окружающей среде, приспосабливаться к новым обстоятельствам.

Понятия: активность, реактивность, сензитивность

Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность.

«Сензитивность как особое свойство сенсорной организации человека характеризует общий «способ чувствительности»». Сензитивность определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность — это свойство, характеризующее степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (например, критическое замечание, обидное слово, резкий, неожиданный звук). Это «черта темперамента, определяемая чувствительностью (сенсорной и эмоциональной)». Наиболее яркие ее проявления — эмоциональность, впечатлительность.

Активность «определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной». Она свидетельствует о том, насколько энергично человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение вникания).

Реактивность

Под этим термином подразумевается непроизвольная реакция психики на раздражающие факторы (они могут быть как внешними, так и внутренними).

Сенситивность

Проявляется в силе воздействия внешних возбудителей, заставляющих психику реагировать тем или иным образом. Разные люди реагируют на одно и то же событие абсолютно по-разному.

Социальная среда

Окружение способно произвести сильное влияние на качества характера. «С кем поведёшься, от того и наберёшься!» — гласит народная мудрость.

Темпы реактивной деятельности

Данное свойство определяет, насколько быстро психика реагирует на внешние раздражители.

Типология темперамента по галену, гиппократу, павлову, русалову

Как сложное и очень значимое для человека образование, темперамент имеет множество трактовок:

Гиппократ (Др. Рим) предложил типы темпераментов. Темперамент — смесь, смешивание в определенном соотношении (по отношению к жидкостям в теле человека). Кровь — «сангва», слизь — «флегма», желчь — «холе», черная желчь — «меланхоле» (4 типа).

И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. 1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила — слабость. Сила НС — ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя. Б) уравновешенность — неуравновешенность.

Уравновешенность НС — возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации. В) подвижность — инертность. Подвижность НС — скорость образования новых условных связей. 2) выделение типов НС. Возможные комбинации: свойства НС возбуждение / торможение = много! Выделение действительных типов.

По В.М. Русалову, «темперамент — это особая психобиологическая категория, охватывающая обобщенные формально-динамические аспекты всего поведения человека». В его основе «лежат свойства общей конституции человеческого организма, которая рассматривается как совокупность всех частных конституций, т. е. всех физических и физиологических свойств индивида, закрепленных в его наследственном аппарате».

Уровень образованности

Немаловажным является желание учиться и познавать мир, стремление к развитию своей личности, а также усидчивость, трудолюбие и нацеленность на успех.

Экстраверсия и интроверсия

Эти качества основаны на эмоциональных реакциях, на быстроте волевых действий.

Эмоциональная возбудимость

С помощью этого свойства можно установить, насколько человек способен контролировать свои эмоции, речь и психические реакции.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector