Глава 1 Психология как наука

.3. Нормативная и учебно-материальная база образования

10.1.
Отрасль
науки, изучающая проблемы обучения и
образования, назы­вается дидактикой.
Это
относительно самостоятельная наука,
которая изучает общие закономерности
обучения, его принципы и организаци­онные
формы.

Термин
«дидактика» заимствован из греческой
терминологии. Впервые этот термин был
введен в педагогику в XVII
в. немецким ученым В. Ратке, который под
дидактикой понимал научную дисциплину,
занимающуюся изучением теории обучения.
Фун­даментальным трудом, раскрывающим
основы дидактики как науки, стала
«Великая дидактика» чешского
ученого-педагога Я. Коменского,
рассматривавшего дидактику как «всеобщее
искусство всех учить все­му».

Значительный
вклад в развитие и разработку дидактики
внесли И. Песталоцци, К. Ушинский, О.
Остроградский, Н. Корф и др. Так, К.
Ушинский в своих педагогических трудах,
отличающихся глубиной и оригинальностью,
рассматривал обучение как важнейшее
средство воспитания. Он считал, что
обучение должно строиться на основе
уче­та возрастных и педагогических
особенностей развития детей. К.

Ушинский
выделял такие важнейшие принципы
обучения, как посильность, последовательность,
наглядность, осмысленность, прочность,
повторе­ние, системность. Большое
внимание ученый уделял уроку и методам
обучения. Критикуя рутину в проведении
уроков и учитывая быструю утомляемость
детей, К. Ушинский рекомендовал перемену
занятий и разнообразие методов обучения.


Современная
дидактика стремится выйти на мировые
позиции. Она изучает новые технологии,
формы и методы обучения.

Как
и каждая наука, дидактика
состоит из понятий,
среди которых выделяют такие основные,
как «обучение», «познавательная
деятель­ность», «учение»,
«преподавание» и др. Рассмотрим
некоторые из них.

Обучение

путь получения знаний, процесс овладения
знаниями, передачи и усвоения знаний,
умений и навыков, а также способов
позна­вательной деятельности. В
процессе обучения реализуются цели
образо­вания. Это процесс двусторонний,
осуществляемый преподавателем и
обучающимися в их взаимодействии.

Учение

система познавательных действий
обучаемого, направ­ленная на решение
учебно-воспитательных задач. Это сложный
процесс овладения знаниями, умениями
и навыками.

Преподавание

деятельность педагога по управлению
учебной (познавательной) деятельностью
обучающихся, направленная на усвое­ние
ими учебного материала.

Активная
познавательная
деятельность—характерная
черта учеб­ной деятельности. В ней
выражается интеллектуально-эмоциональный
отклик на процесс познания, живое участие
обучающегося в процессе обучения, в
выполнении индивидуальных и общих
заданий, его интерес к деятельности
преподавателя и сокурсников. Активность
в познаватель­ной деятельности ведет
к формированию важных личностных
качеств, которые способствуют развитию
личности в целом.

Содержание
образования

один из компонентов процесса обуче­ния.
Это система научных знаний, умений и
навыков, овладение которы­ми обеспечивает
всестороннее развитие умственных
способностей обу­чающихся, формирование
мировоззрения, моральных качеств и
поведе­ния, осознание своего долга и
ответственности, подготовку к трудовой
деятельности.

Знания

это целостная система научных понятий
о законах разви­тия природы, общества
и мышления, накопленных человечеством
в про­цессе активной преобразующей
деятельности, направленной на дальней­шее
познание и изменение объективного мира.

Навыки

это упрочившиеся, доведенные до
автоматизма способы выполнения действий.
В дидактике рассматривают навыки
интеллек­туальные (анализ, синтез,
обобщение, абстрагирование), практические
(трудовые) и учебные (работа с компьютером,
чертежами, измеритель­ными приборами,
справочной литературой и др.).

Умения—это
возможность успешного осознанного
выполнения дей­ствий на основе
приобретенных знаний и навыков для
решения постав­ленных задач в
соответствии с заданными условиями. К
умениям отно­сят, например, трудовые
умения, умение решать математические
задачи, строить чертежи, а также логические
и другие умения.

10.2.
Правильный
отбор содержания образования определяет
качество обу­чения и его влияние на
личность. В процессе усвоения содержания
обра­зования осуществляется всестороннее
развитие умственных и физичес­ких
сил, формируется активная жизненная
позиция, которая помогает будущему
специалисту освоить совокупность наук,
техники, искусства, культуры общественной
жизни.

На
разных этапах развития общества
содержание образования каче­ственно
меняется в зависимости от разных
факторов. Оно зависит от со­циально-экономических
условий, уровня развития производства,
науки, техники и культуры, развития в
стране образования и педагогической
теории, от тех целей и актуальных задач,
которые ставит общество перед
учебно-воспитательными учреждениями
разного типа, а также от перс­пективы
развития самого общества.

В
настоящее время содержание образования
обусловлено необходи­мостью формирования
гуманитарного мышления, овладения
родным и иностранными языками, знания
литературы, нравственной, эстетической
культуры, изучения естественно-математических
дисциплин, совершен­ствования трудовой
подготовки, ознакомления с профессиями,
рыноч­ной экономикой.

Главной
целью образования
является всестороннее развитие лич­ности
как наивысшей ценности общества, развитие
ее умственных и физических способностей,
таланта, воспитание высоких нравственных
качеств, формирование активного
гражданина, способного к сознатель­ному
общественному выбору, и обогащение на
этой основе интеллек­туального и
культурного потенциала народа, повышение
его образова­тельного уровня,
обеспечение народного хозяйства
квалифицирован­ными кадрами.

Образование
в России строится на основе гуманизма,
демократии, национального сознания,
взаимоуважения. Выделяют следующиеприн­ципы
построения образования:

  • научный
    и светский характер системы образования;

  • доступность
    для каждого гражданина всех форм и
    типов образова­тельных услуг,
    предоставляемых государством;

  • равенство
    условий каждого человека для полной
    реализации его способностей, таланта,
    всестороннего развития;

  • гуманизм,
    демократизм, приоритетность
    общечеловеческих духовных ценностей;

  • независимость
    образования от политических партий,
    обществен­ных и религиозных организаций;

  • органическая
    связь с мировой и национальной культурой,
    тради­циями;

  • взаимосвязь
    с образованием других стран;

  • интеграция
    с наукой и производством;

  • гибкость,
    прогностичность, единство и непрерывность,
    разнооб­разие образования;

  • объединение
    государственного управления и
    самоуправления в образовании;

  • приоритетность
    бесплатного образования в Украине;

Предлагаем ознакомиться  Психология болезней: Спина (боль)

• обязательность
полного общего среднего образования.
Структура
образования:

  • дошкольное
    образование;

  • общее
    среднее образование;

  • внешкольное;

  • профессионально-техническое;

  • высшее;

  • последипломное
    образование;

  • аспирантура;

  • докторантура;

  • самообразование.
    Образовательные
    уровни:

  • начальное
    общее образование;

  • базовое
    общее среднее образование;

  • полное
    общее среднее образование;

  • профессионально-техническое
    образование;

  • базовое
    высшее образование;

  • полное
    высшее образование.
    Образовательно-квалификационные
    уровни:

  • квалифицированный
    рабочий;

  • младший
    специалист;

  • бакалавр;

  • специалист;

  • магистр.

10.3.
Все
учебные заведения организовывают свою
работу
на основе госу­дарственных стандартов,
включающих базовый
учебный план, который
дает представление о содержательном
наполнении
и соотношении основ­ных областей
знаний по годам обучения, дополнительном
времени для углубленного изучения или
введения новых курсов, курсов по выбору
и факультативов, дополнительных занятиях
и консультациях, предельно возможной
нагрузке на обучаемого в неделю.

Нормативные
документы регламентируют наиболее
важные стороны деятельности колледжа,
техникума, института и др. К
основным норма­тивным документам,
определяющим содержание, порядок и
качество подготовки специалистов,
относятся квалификационная
характеристика, учебный план определенного
вида учебного заведения, график учебного
процесса, типовая учебная программа,
рабочая учебная программа дис­циплины.

Квалификационная
характеристика

документ для каждой спе­циальности,
определяющий профессиональное назначение
специалиста, перечень знаний, навыков
и умений, необходимых для успешного
вы­полнения трудовых обязанностей.

Учебный
план
регламентирует
содержание подготовки, последова­тельность
изучения дисциплины, виды учебных
занятий по курсам и се­местрам.

График
учебного процесса
определяет
календарные сроки всех ви­дов занятий,
экзаменационных сессий, каникул,
выполнения дипломных работ, производственной
практики, сдачи государственных
экзаменов.

Типовая
учебная программа

это основа решения задач фунда­ментальной
и профессиональной подготовки
специалистов. В такой про­грамме
раскрываются роль и значение данной
дисциплины в подготовке специалистов,
содержание учебного материала,
информационно-методи­ческое обеспечение.

Учебно-материальная
база учебного
заведения предполагает нали­чие
классных комнат, лабораторий с
соответствующим оборудованием, программ,
учебных планов, учебников и учебных
пособий, а также технических средств
обучения (дидактических материалов и
технических устройств информационного
характера: визуальных, к которым
относят­ся машины, устройства,
статические и подвижные модели, цветные
и черно-белые схемы и т. п.; аудиальных
(слуховых—магнитофонных лент с
магнитофонами, радиоаппаратуры);
аудиовизуальных (зрительно-слу­ховых)
—телевизоров, кинопроекторов,
видеомагнитофонов, компью­теров и т.
п.).


Эффективное
использование учебно-материальной базы
в учебно-вос­питательном процессе
способствует улучшению как учебной,
так и про­фессиональной подготовки
будущего специалиста.

.3. Понятие о принципах обучения, их характеристика

11.1.
Процесс
познания идет от живого созерцания к
абстрактному мы­шлению и от него — к
практике. Усваивая знания, обучаемые
познают объективный мир. С этой точки
зрения усвоение знаний является
разно­видностью познания.

Таким
образом, специфика процесса обучения
состоит в том, что обучение протекает
под руководством педагога; источниками
знаний являются не только излагаемый
преподавателем материал, но и книги,
средства массовой информации (фильмы,
радио- и телепередачи, газе­ты, журналы),
практические и лабораторные занятия;
обучающиеся изу­чают объективный мир
в познанном, обобщенном и систематизирован­ном
виде, воспринимают знания, выраженные
в словесно-понятийной форме, а чувственное
восприятие играет вспомогательную
роль; прак­тика является средством
совершенствования знаний и источником
но­вых знаний; в единстве с обучением
и на его основе формируются на­учное
мировоззрение и нравственные принципы
обучающихся; разви­ваются умственные
способности; теория познания определяет
сущность обучения, его воспитательный
характер.


Как
и процесс научного познания, процесс
обучения сложен и проти­воречив. Его
движущими силами являются внутренние
противоречия —
источники развития и совершенствования:

  • между
    постоянно возрастающими требованиями
    общества к обра­зованию, которые
    диктуются социально-экономическим
    прогрес­сом, и возможностями процесса
    обучения в данных условиях.

  • между
    познавательными задачами, которые
    выдвигаются процес­сом обучения, и
    уровнем знаний, умений, умственного
    развития обучаемых (между знанием и
    незнанием);

  • между
    преподаванием и учением, требующим
    самостоятельности и активности
    обучаемых.

Существует
ряд
условий,
при которых возникающие противоречия
становятся движущими силами учебного
процесса:

а) раскрытие
значимости знаний для обучаемого и для
общества в це­лом;

б) определение
преподавателями познавательного уровня,
интеллек­та обучаемых;

в) умелая
организация познавательной деятельности
студентов; кон­центрация внимания на
главном.


Процесс
обучения имеет свою логику движения:
от незнания — к знанию, от знания
неполного—к знанию полному.

Естественнонаучной
основой процесса обучения является
учение о высшей нервной деятельности
человека. Для дидактики особое значе­ние
имеет учение о пластичности нервной
системы, динамическом сте­реотипе,
сигнальных системах. Учение о типах
высшей нервной деятель­ности дает
педагогу возможность индивидуализировать
процесс обуче­ния, а знание закономерностей
движения основных нервных процессов
(возбуждения и торможения) — правильно
организовывать его.

Процесс
обучения выполняет три основные функции:
образователь­ную, воспитательную и
развивающую.

Образовательная
функция —
основная, определяющая. Главное назначение
обучения — вооружение знаниями,
формирование специ­альных и общенаучных
умений и навыков. С философской точки
зре­ния знание — это результат познания
действительности в виде фактов, выводов,
закономерностей, идей, теорий, которыми
располагает наука. Знания непрерывно
обновляются, их объем быстро растет.
Требования к знаниям: полнота,
систематичность, осознанность,
действенность.

Предлагаем ознакомиться  Проверочный тест по структуре общения


Воспитательная
функция предполагает
решение основных задач в процессе
учения, формирование мировоззрения,
духовных, нравствен­ных, трудовых,
эстетических представлений, убеждений,
взглядов, идей и т. п.

Развивающая
функция обеспечивает
процесс создания личности, развивает
ее восприятие, мышление, волевую,
эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти
функции взаимосвязаны и взаимодействуют
в процессе комплекс­ного планирования
и решения задач образования, воспитания
и развития личности обучаемого с
использованием разнообразных форм,
методов и средств обучения.

11.2.
Процесс
обучения как совместная деятельность
педагога и обучаю­щихся подразделяется
на два взаимосвязанных процесса:
преподавание как деятельность педагога
и учение как деятельность обучаемого.
Пре­подавание
состоит
из нескольких слагаемых: знания педагогом
своего предмета; умения организовывать
учебно-воспитательный процесс; зна­ния
современных методов и средств обучения
и др.

Руководящая дея­тельность
преподавателя включает ряд структурных
элементов: состав­ление
календарно-тематических планов,
организацию учебной работы; стимулирование
внимания и интереса к предмету; контроль
и внесение изменений в организацию
обучения с последующим анализом
результа­тов учения, общение. Последнее
оказывает сильное влияние на мотива­цию
учения, создание эмоционально-психологического
климата в учеб­ном коллективе.


Учение—активный
познавательный процесс, в котором
проявляют­ся и формируются умственные
силы обучаемого, моральные и волевые
черты его характера, свойства личности
и темперамента.

Преподавание
и учение — две стороны единого
учебно-воспитатель­ного процесса в
любом учебно-воспитательном учреждении.
Нельзя осу­ществлять преподавательскую
деятельность без ориентации на
деятель­ность обучаемых, на то, как
они усваивают знания, насколько активны
в процессе обучения.

Существует
несколько подходов к организации
усвоения знаний. Среди
них выделяют рефлекторно-ассоциативную
теорию и
теорию
поэтапного формирования умственных
действий. Первую
рассматри­вают известные психологи
Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые
предлагают такую утвердив­шуюся в
отечественной дидактике структуру
процесса усвоения знаний:

  1. восприятие

    отображение в сознании человека
    отдельных свойств предметов и явлений,
    действующих в данный момент на органы
    чувств;

  2. понимание
    (осмысление) —
    установление связей между пред­метами
    и явлениями, процессами, выяснение их
    строения, соста­ва, назначения,
    вскрытие причин явлений или событий,
    т. е. ана­лиз, синтез, сравнение и т.
    п.;

  1. обобщение
    предполагает
    выделение и объединение существенных
    черт предметов и явлений действительности,
    изучаемых в данный период;

  2. закрепление
    обеспечивает
    прочное запоминание, углубляет и
    рас­ширяет знания, развивает
    учебно-познавательные умения и на­выки;

  3. применение—умение
    использовать полученные знания на
    прак­тике в учебном процессе и жизни.

Теорию
поэтапного формирования умственных
действий представ­ляют такие
ученые-психологи, как А. Леонтьев, П.
Гальперин, Д. Эльконин, Н. Талызина и др.
По их мнению, высокая эффективность
подготов­ки специалиста (возможно, и
учащихся) обеспечивается прежде всего
полнотой ориентировки обучаемых в
осваиваемом действии, чего нет при
традиционном обучении.

I этап
— формирование мотивационной основы
действия (предварительное ознакомление
с действиями и условиями их выполнения);

II этап
— формирование действий в материальной
форме с развер­тыванием всех операций,
которые в них входят;

III этап
— формирование деятельности с
использованием внешней речи, т. е.
выполняя какое-то действие, обучаемые
проговаривают, что они будут делать
дальше;

IV этап—формирование
действия во внутренней речи;


V этап—переход
действий в обобщенные процессы мышления,
что позволяет выполнять их безошибочно,
самостоятельно и качественно.

Последний
этап наглядно показывает различие
рассмотренных теорий; при традиционном
обучении знание является результатом
пред­варительного заучивания,
запоминания и затем применения, а при
по­этапном формировании умственных
действий знание приобретается в процессе
самой деятельности (но специально
организованной), и в результате оно
переходит в обобщенные процессы мышления.

Обе
рассмотренные теории имеют много
положительного, но у них есть и
отрицательные стороны. Поэтому
преподавателю следует твор­чески
подходить к использованию рассмотренных
концептуальных по­ложений.

Составляющими
процесса обучения являются следующие
компо­ненты (по Ю. Бабанскому): целевой,
стимулирующе-мотивационный, содержательный,
операционно-деятельностный,
контрольно-регулиро­вочный,
оценочно-результативный. Они отражают
развитие взаимо­действия педагогов
и обучаемых в учебном процессе.

Так,
целевой
компонент представляет
собой осознание педагогами и принятие
целей и задач изучения темы или учебного
предмета в целом.

Стимулирующе-мотивационный
компонент предполагает
стиму­лирование педагогом у обучаемых
интереса к занятиям, потребности в
решении поставленных учебно-воспитательных
задач, развитие моти­вов учения и
познавательной активной деятельности
обучаемых.

Содержательный
компонент определяется
учебным планом, госу­дарственными
учебными программами и учебниками по
данному пред­мету.


Операционно-деятельностный
компонент непосредственно
отра­жает процессуальную сущность
обучения. Он реализуется посредством
определенных методов, средств и форм
организации преподавания и уче­ния.

Контрольно-регулировочный
компонент предполагает
осуществ­ление контроля со стороны
преподавателя за ходом решения
поставлен­ных задач и самоконтроля
обучающихся за правильностью учебных
дей­ствий, результатов учения. Обратная
связь в течение занятий помогает
регулировать, корректировать учебный
процесс.

Оценочно-результативный
компонент предполагает
оценку знаний обучаемых, самооценку
ими достигнутых в процессе обучения
результатов согласно поставленным
задачам, проектирование новых задач,
вос­полнение пробелов в знаниях и
умениях.

Все
компоненты учебного процесса закономерно
взаимосвязаны. Так, цель определяет его
содержание. Цель и содержание требуют
опре­деленных форм, методов и средств
стимулирования и организации обу­чения.
По ходу обучения необходим контроль.
Все компоненты процес­са обучения в
совокупности обеспечивают конечный
результат — при­обретение знаний,
умений, навыков.

Предлагаем ознакомиться  Восстановление после психоза

11.3.
Принцип—
это руководя­щая идея, основное правило
или требование к деятельности.

Принципом
обучения называют
исходные требования к процессу обучения,
вытекающие из закономерностей его
эффективной организа­ции. В современной
дидактике выделяют следующие принципы:

  • гуманистическая
    целенаправленность (обучение
    и воспитание всесторонне развитой
    личности с учетом ее индивидуальности
    и социальных условий);

  • связь
    с жизнью, с
    задачами, которые решают общество,
    коллек­тив, личность в их единстве;

  • сотрудничество
    преподавателя
    и студента, семьи и общественно­сти,
    трудового (студенческого) коллектива
    в достижении намечен­ных задач
    обучения и воспитания;

  • научность
    в
    организации обучения (разработка целей,
    отбор со­держания, выбор методов и
    форм организации обучения, разработ­ка
    новых технологий обучения);

  • наглядность,
    единство
    абстрактного и конкретного,
    материально-предметного, наглядно-образного,
    словесно-знакового и др.;

  • доступность
    в
    обучении, единство научного и
    эмпирического, учет индивидуальных
    уровней развития творческих способнос­тей
    обучающихся;

  • прочность,
    систематичность и последовательность
    в
    реализа­ции содержания и использования
    новых технологий, методов, форм
    организации на разных этапах обучения;

  • сознательное
    и активное отношение учащейся молодежи
    к обу­чению при
    руководящей роли преподавателя;

  • сочетание
    различных форм, методов и средств
    обучения в
    зави­симости от задач и содержания;

  • создание
    необходимых условий для обучения.

3История становления отечественной психологии

2.1.
Первые
психологические представления
обозначились в древнем
мире в связи с попытками мыслителей
того времени дать ответ на вопрос: что
такое душа?Душа понималась
как независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и неживыми
предметами- анимизм
(лат.
анима – дух, душа) – древнейшими
взглядами, согласно которым у всего,
что существует на свете, есть душа..


Сторонник первого
подхода Демокрит (около 460-370 до н. э.)
утвер­ждал, что душа состоит из
подвижных атомов, которые приводят тело
в движение. Со смертью тела погибает и
душа.

Платон (428-348 до н.
э.), напротив, утверждал, что душа
бессмерт­на. Цель души — познание
идей, которые существуют вечно и сами
по себе, образуя особый мир, противостоящий
миру материи.

Идеи античных
философов были систематизированы и
развиты Аристотелем (384-322 до н. э.) в
трактате «О душе». Этот трактат был
первым собственно психологическим
трудом, в связи, с чем Аристотеля часто
называют основателем психологии. В его
представлении душа — бестелесная
сущность живого тела, посредством
которой человек чувст­вует и мыслит.

В
средние века в результате
усиления позиций религии душа
рас­сматривается в основном как
божественное, сверхъестественное
начало, руководящее человеком в его
поисках высшего смысла жизни.

В то же время
накапливается знание об анатомо-физиологических
осо­бенностях организма человека как
одной из основ психики. В связи с этим
особо следует отметить деятельность
арабских ученых Ибн-Сины (Авиценны,
980-1037), Ибн-Рушды (Аверроэса, 1126-1198), а
также вы­дающегося деятеля эпохи
Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519).

Второй
этап в становлении психологии
связывают с развитием есте­ственных
наук в XVII
в., когда ведущие ученые того времени
пытались сформировать новые представления
о мире и человеке, рассматривая психологию
как науку о сознании. Так, французский
ученый Р. Декарт (1596-1650) в своих трудах
предпринял попытку раскрыть механизмы
поведения человека, используя в качестве
аналога законы механики и введя новое
понятие — «рефлекс».

Душа, по Декарту,
приравнивалась к сознанию как способности
ин­дивида путем самонаблюдения, или
интроспекции (от лат.— гляжу внутрь),
получать знание о собственных психических
явлениях.

Большую
роль в развитии психологии на этом этапе
сыграли ученые Б. Спиноза (1632-1677) и Г.
Лейбниц (1646-1716), которые разрабатыва­ли
вопросы о соотношении физиологического
и психического, а также Дж. Локк
(1632-1704), который ввел в психологию понятие
ассоциации
— связи между явлениями, при которой
возникновение одного из них вызывает
появление другого.

3-й
этап(вторая
половина XIX века – 10-е годы XX века) –
психология выделяется из философии в
самостоятельную науку.

Начало
этапа было обусловлено расширяющимся
применением экспериментальных методов
исследования психических явлений и
стремлением ученых ввести в их анализ
количественные оценки. Первые результаты
принципиально нового характера были
представлены в книге И.М.Сеченова
«Рефлексы головного мозга» (1866), что
считается началом этапа объективной
психологии.

Одновременно
для изучения психических явлений
зарубежными исследователями широко
используется метод интроспекции
(самонаблюдения), позволивший В.Вундту
и Э.Титченеру
прийти к выводу, что человеком управляет
не душа, а сознание, обладающее особой
психической причинностью.

В то же время
Д.Уотсон
предложил отказаться от изучения
сознания и сосредоточить основное
внимание психологии только на том, что
доступно методу наблюдения – на поведении
человека, обусловленному совокупностью
связей «стимул-реакция». Попытки
преодолеть эти и некоторые другие
противоречия между научными взглядами
ученых привели к формированию в зарубежной
психологической науке нескольких
самостоятельных, зачастую противопоставленных
друг другу направлений и школ (психоанализ,
бихевиоризм, когнитивизм, гештальтпсихология
и др.).

4-й этап
(с 20 годов XX века) — предметом
психологии становятся закономерности
и механизмы функционирования психики
человека, а также групповых психологических
явлений,связан со становлением
отечественной психологической школы.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector