Формы общения консультация на тему

Внеситуативно — деловая форма общения дошкольников

Внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками начинает проявляться в некоторых детей 6-7 лет. В то же время тенденция к ее появления, элементы этой формы общения состоят в большинстве старших дошкольников.

Количество внеситуативное контактов возрастает до 50% от всех взаимодействий ровесников. Общение со сверстниками значительно выходит за пределы общей предметной деятельности. Значительные изменения происходят в развитии сюжетно-ролевой игры, растет ее условность, схематизм. Сложность в построении игры предъявляет требования к ее предварительного планирования.

Содержание коммуникативной потребности состоит в стремлении к сотрудничеству и сотворчеству с ровесником. Игра имеет по-настоящему общий характер с едиными правилами, требованиями, с согласованностью действий, учетом интересов партнеров. Опыт предыдущих совместных игр детей накапливается, ведет к определенному обобщение представлений детей об игре, о роли каждого ребенка в ней.

Образуется четкий образ ровесника, отношения с ним становятся более стабильными (наблюдается такое явление, как дружба), возникают симпатии. Происходит формирование субъектного отношения к другим детям, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать.

Вместе с познанием ровесника у детей развивается понимание Я-образа, особенно своих практических действий.

Главное средство общения — речи. Особенности общения со сверстниками ярко проявляются в темах разговоров, которые становятся все более внеситуативное. Характерные обсуждения разнообразных широких тем относительно прошлого и будущего, родной природы и далеких стран и тому подобное.

Вклад внеситуативно-делового общения в развитие заключается в формировании способности ребенка понимать другого как самоценное личность, в пробуждении интереса к его внутреннему миру, мотива расширить представление о себе.

ВЫВОДЫ о развитии форм общения дошкольника с ровесником:

— Коллектив исследователей под руководством А.Г.Рузськои отличает трех онтогенетически последовательных формы общения со сверстниками в дошкольном возрасте;

— Возрастная динамика общения и совместной деятельности дошкольников заключаются в росте содержательности, избирательности, стабильности отношений, потребности в общении и сотрудничестве, их интенсивности и ориентированности на интересы сверстников; — У ребенка от рождения до 7 лет. Последовательно меняются такие формы его общения со сверстниками: эмоционально-практическая (младенец — ранний возраст) ситуативно-деловая (4-6 г.); позаситуатив-но-деловая (6-7 г..).

Ситуативно-деловая форма общения дошкольников

Ситуативно-деловая форма общения со сверстниками возникает в 4-6 лет и является наиболее типичной для дошкольного детства.

Потребность в общении со сверстником становится значительно более интенсивной, выходя на первый план. Так, Е. А. Аркин приводит пример, когда мальчик 5-ти лет на предложение бабушки поиграть с ней ответил: «Мне нужно детей». Это связано с тем, что общение со сверстником является необходимым условием организации сюжетно-ролевой игры, которая имеет коллективный характер.

Главным содержанием потребности детей в общении со сверстниками заключается в стремлении наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия с партнером по деятельности. Сотрудничество отличается от соучастия более тесным взаимодействием детей, кооперативным характером их деятельности. Сотрудничество детей носит преимущественно игровой характер и сосредоточено не на результате деятельности, а на ее процессе.

Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушками, привлекательной ролью в игре и тому подобное.

«Ладно, ты будешь капитан, а я твой помощник», — соглашается Роман М. (5 стр. 10 мес.).

«Ты бери мишку, а я, так и быть, возьму зайца», — заявляет Таня

Д. (5 л.).

«Саша, давай сначала ты меня подкатите, а потом я тебя», — предлагает Дмитрий Д. (6 л. 11 мес.).

Предлагаем ознакомиться  "Формирование коммуникативных компетенций дошкольников посредством игры" статья по теме

Возникают первые совместные игровые действия. Игра на одинаковый сюжет объединяет разнонаправленные, слабо согласованные действия. Например, в разыгрывании сюжета «Семья» «мама» идет на работу, а «отец» готовит «ребенка» до сна. «Мама» дома покормила «ребенка», а «воспитатель» -вновь дает ей завтрак. Возникает интерес к действиям партнера, их сравнение с собственными, выступающий в вопросах, насмешливых репликах, оценках действий другого.

Например, Лена З. (4 р. 7 мес.) Готовит кроватку, чтобы положить свою «дочку» (куклу) спать. Диана Р. (5 л.) На расстоянии наблюдает за действиями Лены. Когда увидела, что вместо одеяла Аленка приготовила листок бумаги, решительно подбегает.

Диана: А твоя кукла замерзнет. Разве такое одеяло нужна?

Аленка: А у меня сейчас лето.

Диана: Ну и что! Все равно это одеяло не годится.

Аленка: Вот своей кукле даш лучшую, а моей эта нравится.

Как отмечают М.И.Лисина, А. Г. Рузский, А. А. Смирнова, детям свойственна особая манера поведения, в которой ярко проявляются склонность к конкуренции и соревнования. Это указывает на то, что в содержании потребности в общении со сверстником на втором месте после стремление к содействию находится такой компонент как желание уважения и признания. Дети требуют признать их собственные достижения, а действия товарищей оценивают придирчиво, выразительно подчеркивая собственные качества.

Дети используют такие средства общения, как выразительные, изобразительные, знаковые. Дети много и увлеченно разговаривают между собой, но речь остается ситуативным. О.О.Смирнова осуществила контент-анализ высказываний в ситуациях свободного взаимодействия детей 3-7 лет, обнаружив такие основные темы Я-высказывания о себе;

Ситуативно-деловое общение со сверстниками способствует развитию основ личности и самосознания, а также — любознательности, смелости, оптимизма, активности, творческого и самобытного ядра личности. При отставании в развитии этой формы общения со сверстниками у детей наблюдается пассивность, замкнутость, недоброжелательность.

Ход занятия.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в страну вежливости. Давайте мы с вами поздороваемся по-особому.

Когда я скажу вы начнете хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути.Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;

2 хлопка – здороваемся плечиками;

3 хлопка – здороваемся спинками.

Воспитатель: молодцы, ребята. Скажите, как мы начинаем общение с людьми?

Ответы детей: говорим здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: все верно. А какие еще вежливые слова вы говорите и слышите от других людей?

Ответы детей: спасибо, пожалуйста, извините, простите, до свидания.

Воспитатель: верно, ребята.

Воспитатель: когда мы общаемся друг с другом, мы используем важные правила. Чтобы узнать первое правило общенияотгадайте мою загадку: что есть у каждого из вас, но другие используют это чаще?

Ответы детей: это имя.

Воспитатель: правильно, это ваше имя. А ответьте мне, вы знаете что обозначают ваши имена?

Ответы детей: нет (некоторые дети отвечают, что знают).

Воспитатель: давайте я познакомлю вас со значением ваших имен (воспитатель рассказывает значение имен).

А теперь давайте мы с вами поиграем в интересную игру, она называется «Ласковое имя». садитесь в круг. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, назовет одно или несколько своих ласковых имен. Важно запоминать, кто вам бросил мячик.

Воспитатель: молодцы, ребята! Посмотрите на шкатулке открылся один замок, это означает, что мы с вами разгадали одно правило обращения друг к другу. Скажите мне какое?

Предлагаем ознакомиться  Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика Факторы социализации и формирования личности

Ответы детей: обращаться всегда нужно по имени.

Воспитатель: правильно, а ко всем ли мы можем обращаться по имени?

Ответы детей: нет, ко взрослым мы обращаемся по имени и отчеству.

Воспитатель: молодцы, ребята. А сейчас давайте попробуем разгадать второе правило. Ко мне выйдут двое ребят, и я завяжу вам глаза, а вы попробуете поговорить друг с другом (воспитатель завязывает детям глаза, и они проигрывают ситуацию). Скажите, вам было удобно разговаривать?

Дети отвечают, что нет.

Воспитатель: а почему как вы думаете?

Дети: потому что мы не видели друг друга.

Воспитатель: все верно. А теперь скажите мне какое правило обращения вы сейчас узнали?

Ответы детей: нужно видеть с кем разговариваешь и смотреть собеседнику в глаза.

Воспитатель: правильно, давайте посмотрим правильно ли мы отгадали правило. Да правильно, второй замок на шкатулке открылся. А сейчас мы с вами немножко отдохнем и поиграем в игру «Испорченный телефон».

Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

Воспитатель: мы с вами поиграли, теперь можно разгадать последнее правило обращения. А для этого поиграем в одну игру, она называется «Комплимент».

Встаньте все в круг, мы будем по кругу передавать мячик и говорить при этом что-нибудь хорошее друг другу, например, Ваня, ты очень добрый мальчик!

Воспитатель: все вы молодцы, сказали друг другу много хорошего. Давайте подумаем какое из этого можно вывести правило?

Ответы детей: обращаясь к кому-либо нужно говорить приятное, комплименты,

Воспитатель: правильно, дети. Вот и открылся последний замок на шкатулке, давайте посмотрим, что же там внутри (показывает шкатулку, в которой лежит волшебная палочка). Все вы сегодня большие молодцы, давайте назовем все три правила.

Ответы детей: обращаться нужно всегда по имени или имени отчеству, если обращаешься ко взрослому, нужно смотреть в глаза и говорить приятные слова, комплименты.

Воспитатель: все правильно, а теперь я прощаюсь с вами. До свидания, дети!

Занятие 3.

Тема «Спасибо – это главное».

Цель – обучение детей использованию слов благодарности.

Задачи:

Воспитательные:

— воспитывать культуру общения и речи.

Образовательные:

— учить употреблять различные средства выражения благодарности;

— учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

Развивающие:

— развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас

Материалы и оборудование:

Ход занятия:

Дети слушают песню «О дружбе» И. Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

— Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях.Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

— А что значит дружба, друг? (ответы детей)

— Почему мы называем другом только некоторых людей?

— Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

— Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем. Наша игра называется «комплименты». Сейчас я дам Ване мяч и скажу комплимент. Ваня, ты очень добрый мальчик. Ваня передает мяч следующему игроку и тоже говорит комплимент и так пока мяч не вернется снова ко мне.

Предлагаем ознакомиться  Что означает оранжевый цвет в психологии — особенности и интересные факты

Воспитатель: вы все молодцы. Порадовали друг друга комплиментами и сделали приятное. Ребята, скажите, что помогает, а что мешает дружбе?Ответы детей: помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.

Воспитатель: все правильно. А теперь скажите мне, мы можем общаться с другом только словами?

Ответы детей: нет, можно еще показать жестами, мимикой.

Воспитатель: верно, ребята. Сейчас мы с вами попробуем. Наша игра называется «через стекло». Давайте разделимся на две команды и представим, что между вами толстое стекло через которое ничего не видно, одна показывает, например, мне холодно, я хочу пить, а другая команда отгадывает.

Воспитатель: какие вы молодцы, ребята. Вам понравилось так разговаривать друг с другом?

Дети отвечают: да, очень понравилось.

Воспитатель: ребята, а всегда ли мы правильно с вами говорим с друзьями? Вот, например, у вас нет настроения, друг вас о чем-то спросил, вы ему ответили, а он обиделся. Вы же ничего обидного не сказали, почему же тогда он обиделся?

Ответы детей: потому что, мы можем ответить грубо, резко.

Воспитатель: все верно ребята. Сейчас мы с вами попробуем проговорить фразы с разной интонацией.

1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)

2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с гневом).

3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).

4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность просьбы).

5. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).

6. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно, таинственно).

7. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно, решительно).

8. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно, равнодушно, гневно, с восторгом).

Воспитатель: ребята, вы поняли. Что можно обидеть друга не только словами, но и тем как вы их сказали?

Ответы детей: да, поняли.

Физкультминутка «Мы – друзья»:

Вправо – влево повернись! (повороты вправо – влево)

Будем веселиться, (хлопки)

Прыгать (прыжки)

И кружиться. (кружение)

Много радостных людей, (идем по кругу)

Добрых верных нам друзей.

Ссориться не будем, (подходим к центру)

Про печаль забудем! (отходим назад)

Воспитатель: скажите мне какие вы знаете пословицы и поговорки о дружбе и друзьях?

Ответы детей: Не имей сто рублей, а имей сто друзей, друзья познаются в беде. один за всех и все за одного.

Воспитатель: вы верно назвали поговорки и пословицы.А я вам расскажу еще несколько: Дружба – самое дорогое сокровище, дружба-дороже денег, без друга в жизни туго, нет друга – ищи, а нашел – береги.

Релаксация: обсуждение занятия, чем понравилось, что интересного узнали дети.

Занятие 2.

Тема занятия «Путешествие в страну вежливости».

Цель – обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств в общении.

Задачи:

Обучающие: учить детей использовать речевые и неречевые средства общения.

Воспитательные: воспитывать дружеские чувства у детей.

Развивающие: развивать в детях чувства сотрудничества.

Материалы и оборудование: мяч, повязка на глаза.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector