Социально-психологический климат в коллективе — Студопедия

Что влияет на климат

На климат влияет ряд факторов:

Тип организации, коллектива. Открытая или закрытая, частная или государственная, научная или производственная организация. Семья, класс, преступная группа, благотворительное объединение.Образ и уровень жизни участников коллектива.Микро (повседневные для конкретного человека) и макро (город, страна, культура общества) условия: нормальные, осложненные, экстремальные.

Для благоприятного климата необходимо внимание со стороны руководителя не только к производственным вопросам, но и к личным проблемам участников коллектива. То есть демократический стиль.Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива

Личное мнение, настроение и поведение человека – вклад в общий климат. В основе этого – пропуск внешних факторов и событий через призму собственного характера и склада личности.Сочетание особенностей всех участников образует новое коллективное качество – психику коллектива. Потому большую роль играет психологическая совместимость участников, прежде всего по темпераментам.

Большое влияние на формирование климата оказывает руководитель

Следует обращать внимание на его личностные качества, отношение к другим участникам, авторитет, стиль руководства. Положительный климат создает руководитель, который:

  • принципиален;
  • ответственен;
  • активен;
  • дисциплинирован;
  • добр, отзывчив и контактен;
  • обладает организаторскими способностями.

Отрицательно на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.

От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:

  • быть доброжелательным и уважительным в отношениях;
  • предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
  • замечать и отмечать активность и творчество сотрудников;
  • способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
  • мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
  • быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.

Что может делать руководитель для благоприятного климата:

  1. Обоснованно с позиции психологии подбирать кадры.
  2. Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
  3. Изучить и практиковать теорию психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
  4. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.

Благоприятный и неблагоприятный климат

Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.
Предлагаем ознакомиться  Как стать идеальной женой (практичные советы)

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).

Вариант а.

Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала
коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с
полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования
условий и организации труда, не происходит работы на износ.

Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с
необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают
перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала
коллектива.

Вариант Б.

Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при
крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с
несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного
коллектива, организации труда и управления. Отсюда — наметившаяся тенденция
свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом
уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции
роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки
данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В.

Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала
коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной
отдачей — на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое
падение социально-экономической эффективности.

Эти варианты социально-психологического климата, разумеется, не
исчерпывают их реального многообразия.

Социально-психологический климат педагогического коллектива
профессионального образовательного учреждения закрытого типа имеет свои
особенности. Они обусловлены прежде всего целями и задачами, стоящими перед
профессиональным образовательным учреждением закрытого типа как организацией
образования.

Влияние на социально-психологический климат может оказывать и внешняя
среда. Сотрудники имеют постоянные контакты с людьми преступившими закон
(осужденными преступниками) или их близкими, что требует проявления высоких
моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать
психоэмоциональное направление в процессе обращения.

Особенностью, существенно влияющей на социально-психологический климат
является то, что коллективы образовательных учреждений закрытого типа —
зачастую коллективы мужские, за редким исключением.

.4 Факторы, определяющие социально-психологический климат

Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический
климат в коллективе. Попробуем их перечислить.

Удовлетворенность работой.

Большое значение для формирования благоприятного климата имеет то,
насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой,
соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать
творческий потенциал, профессионально расти.

Предлагаем ознакомиться  Какой цвет цветов что означает и как его понять?

Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда,
оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным
обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным
обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень
своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и
личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали.

Групповая совместимость и сработанность

Межличностные отношения, возникающие в результате общения людей в их
группе, определяют психологическую совместимость. Под психологической
совместимостью понимают способность к совместной деятельности. Людям, похожим
друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению
чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку.

В основе
психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу
взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу
«как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является
межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу.
Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных
эмоций.

Разграничивают явления совместимости и сработанности. Эффект
совместимости чаще возникает в личных отношениях, а эффект сработанности обычно
является результатом формальных, деловых отношений, связанных с деятельностью.
Основа сработанности — успешность и результативность именно совместной
деятельности, что предполагает согласованность в работе между ее участниками.

Например, представьте себе экипаж лодки из восьми гребцов и рулевого.
Успех здесь в большей степени будет зависеть от сработанности спортсменов, хотя
и совместимость имеет значение. Конечно, помимо согласованности, сработанность
включает в себя и единомыслие, общность точек зрения, единодушие, дружеские
отношения.

Каждый член коллектива в соответствии со своими деловыми и личностными
качествами, социальной ролью занимает определенное положение в системе
групповых межличностных отношений.

Сплоченность коллектива

Сплоченность группы проявляется прежде всего в эмоциональной сфере. Вряд
ли в сплоченной группе могут одновременно уживаться радость и горе, и когда
кто-то плачет, никто не будет смеяться.

Факторы, влияющие на сплоченность группы.

отношение членов группы к лидеру;

доверительные, искренние отношения;

длительность совместного времяпровождения;

признание личного вклада каждого члена коллектива.

Взаимоотношения в коллективе, его сплоченность в значительной мере
зависят от того, что собой представляют сами члены коллектива, каковы их
личностные качества и культура общения, проявляющаяся в степени эмоциональной
теплоты, симпатии или антипатии. Члены трудового коллектива являются
представителями различных темпераментов, половозрастных групп, обладают
различными привычками, взглядами, интересами.

Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет
на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического
настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или
мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива
отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие.

Предлагаем ознакомиться  Часть II. Основы нейропсихологии.

Члены сплоченного коллектива, как правило, не спешат его покидать, т.е.
уменьшается текучесть рабочей силы.

Характер коммуникаций.

В основе психологического климата в группе лежат индивидуальные
особенности каждого участника, их взаимная коммуникабельность, оценки и мнения,
реакции на слова и поступки окружающих, а также социальный опыт членов группы.
Низкая коммуникативная компетентность сотрудников также ведет к коммуникативным
барьерам, росту напряженности в межличностных отношениях, непониманию,
недоверию, конфликтам.

При анализе психической совместимости важно учесть типы коммуникативного
поведения (классификация В.М. Шепеля):

коллективисты: общительные, поддерживающие любое начинание, инициативные;

индивидуалисты: склонные решать задачу в одиночку, тяготеющие к
персональной ответственности;

претензионисты: наделенные тщеславием, обидчивостью и желанием
(претензиями) находиться в центре внимания при выполнении работы;

подражатели: избегающие осложнений, имитирующие чужие манеры;

пассивные (приспособленцы): слабовольные, не проявляющие инициативы и
поддающиеся постороннему влиянию;

изолированные: неконтактные, имеющие несносный характер.

Стиль руководства.

Авторитарный стиль обычно порождает враждебность, покорность и
заискивание, зависть и недоверие. Но если этот стиль приводит к успеху, который
оправдывает его использование в глазах группы, он способствует благоприятному
социально-психологическому климату, как, например, в спорте или в армии.

Попустительский стиль имеет своим следствием низкую продуктивность и
качество работы, неудовлетворенность совместной деятельностью и ведет к
формированию неблагоприятного социально-психологического климата.

Попустительский стиль может быть приемлем лишь в некоторых творческих
коллективах.

Таким образом, руководитель может существенно повлиять на характер
межличностных отношений в рабочем коллективе, на отношение к совместной
деятельности, удовлетворенность условиями и результатами работы.

Роль непосредственного руководителя в учебном процессе и на производстве
— мастера, бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в
создании благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти представители управления призваны самым активным образом
участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических
состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения,
межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность
в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым
(независимо от своих индивидуально-психологических особенностей).

Характер выполняемой деятельности.

Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для
здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность
и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на
социально-психологическом климате в рабочем коллективе.

Глава 3. Конфликт как часть социально-психологического климата коллектива

Оцените статью
Консультант
Adblock detector