Тема 2.5 Толпа. Психологические аспекты работы при большом скоплении людей

Page 3

Задачи психологической помощи при работе с пострадавшими:

— выявление группы риска;

— работа с острыми стрессовыми реакциями;

— создание сети социальной поддержки.

Основные принципы работы:

— пострадавшим необходимо дать возможность отреагировать аффективное состояние (истероидные реакции, плач, нервная дрожь, агрессия и т.д.);

— базовый момент помощи — поиск психологического ресурса;

— необходимо активно подключать людей к деятельности (оформление документов, подготовка к похоронам и т.д.);

— лица с симптомами психиатрических заболеваний направляются в медицинские пункты для оказания им соответствующей психиатрической помощи.

Задачи психологической помощи при работе с очевидцами:

— ориентация этих людей на оказание помощи пострадавшим других групп;

— снижение риска возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

— работа с острыми стрессовыми реакциями, связанными с чрезвычайной ситуацией.

— привлечение людей к посильной деятельности с целью снижения уровня неадекватной поведенческой активности.

Задачи психологической помощи при работе с наблюдателями:

— отслеживание вероятности возникновения массовых негативных реакций.

Основные принципы работы:

— выявление инициаторов негативных массовых реакций и удаление их с места массовых скоплений людей.

Помощь пострадавшим, относящимся к группам «свидетелей» и «зевак» будет заключаться в переориентации очевидцев и наблюдателей на оказание помощи пострадавшим.

Этих людей можно также занять любой несложной работой: найти и принести воды, подогреть чай, принести аптечку, отнести записку и т.д. (главное – включить их в деятельность). Это позволяет им чувствовать себя нужными.

Еще одна группа людей, к которым применяется психоте­рапия в зоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в по­добных ситуациях является психологический стресс. Спе­циалисту необходимо владеть умением своевременно опреде­лять симптомы психологических проблем у себя и у своих то­варищей, владеть эмпатическими способностями, умением организовать и провести занятия по психологической раз­грузке, снятию стресса, эмоционального напряжения.

Владе­ние навыками психологической само- и взаимопомощи в ус­ловиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большое значение не только для предупреждения психической травматизации, но и для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрого реагирования в чрезвы­чайных ситуациях.

Задачи психологической помощи при работе со специалистами, участвующими в ликвидации последствий ЧС:

— сохранение работоспособности специалистов;

— профилактика негативных последствий профессионального стресса.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС, ЕГО ПРОФИЛАКТИКА. ПРИЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Профессиональный стресс – стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности.

К первичным последствиям профессионального стресса относятся негативные психические состояния, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Среди них – состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации.

Залогом сохранения, развития, укрепления здоровья и профессионального долголетия личности является стрессоустойчивость. Стрессоустойчивость во многом зависит ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, от его желания и умения пользоваться теми или иными приемами саморегуляции.

Психическая саморегуляция – это сознательные воздействия человека на психические явления (процессы, состояния, свойства), свою деятельность, собственное поведение с целью поддержания или изменения характера их протекания.

Методы саморегуляции.

Физические упражнения.

Наиболее эффективными способами восстановления психической работоспособности являются простые и доступные большинству людей физические упражнения. Физические упражнения уменьшают последствия стресса, они помогают разрядить энергию и позволяют разуму переключиться на другую деятельность. Накопить впрок результаты от физических упражнений невозможно, упражнения должны быть регулярными.

Дыхательные техники.

В ситуациях эмоционального напряжения дыхание задерживается, становится напряженным, прерывистым. Ровное, спокойное дыхание есть показатель отсутствия чрезмерных эмоциональных нагрузок. Произвольно регулируя частоту, глубину, характер и ритм дыхания, можно успокаивающе воздействовать на нервную систему.

Существует три основных типа дыхания: ключичное, грудное и диафрагменное (брюшное). Они различаются между собой в соответствии с типом вдоха, открывающего дыхательный цикл.

1. Ключичное дыхание — самое короткое и поверхностное. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.

2. Грудное дыхание – более глубокое дыхание, вдыхается большее количество воздуха. При грудном типе дыхания наблюдается большее расширение грудной клетки, за которым следует поднятие ключиц на вдохе. Наиболее часто встречающийся тип дыхания.

3. Диафрагменное (брюшное) дыхание – самое глубокое из всех типов дыхания. При таком дыхании вдыхается больше всего воздуха, насыщается кислородом большее количество крови за один дыхательный цикл. Именно этот тип дыхания является наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого в борьбе с чрезмерным стрессом.

4. Полное дыхание (включает все 3 вида): оно начинается с брюшного и заканчивается ключичным. При комбинированном дыхании все отделы легких наполняются.

Содержание упражнений: перевод дыхания на управляемое, «брюшное дыхание». При брюшном дыхании происходит более полная вентиляция легких, повышается насыщение крови кислородом. Определено, что фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха успокаивающей. Произвольно меняя соотношение вдоха и выдоха в цикле дыхания можно добиться соответственно мобилизующего или успокаивающего эффекта. Кроме того, сам факт фиксации внимания на произвольной регуляции дыхания меняет направленность внимания и способствует эмоциональному успокоению.

А) Успокаивающее дыхание.

При этом типе дыхания вдох производится быстроиэнергично, а выдох — медленно, после задержки дыхания, вызывает снижение тонуса центральной нервной системы, нормализацию кровяного давления, снятие эмоционального напряжения. Вначале тренировать дыхание лучше на счет. На 4 счета – вдох, на 8 – выдох, на 2-3 счета – пауза.

Б) Тонизирующее (мобилизующее) дыхание.

Предлагаем ознакомиться  Непереносимость громких звуков у человека причины. Нервное раздражение, или почему меня раздражали звуки Очень раздражают звуки: что делать

Медленный вдох и быстрый выдох, наоборот, тонизирует нервную систему, создает определенное психическое возбуждение, помогает преодолеть сонливость при утомлении. При мобилизующем дыхании вдох в 1,5-2 раза длиннее выдоха, пауза несколько короче выдоха. Дыхание: на счет 8 –вдох, 2-3 — пауза, на 4 счета – выдох.

Тема 2.5 толпа. психологические аспекты работы при большом скоплении людей

Толпа — относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

«Когда голос берет толпа, уже не важ­но, что она хотела сказать».

Доминик Опольский

На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой; ее противопоставляли личности, органи­зованной группе и в то же время пыта­лись быть похожими на нее и позаим­ствовать некоторые качества, прису­щие ей; толпой пытались управлять не только для того, чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само­мобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

  • кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;
  • единый объект внимания;
  • отсутствие общей  осознанной цели;
  • высокую степень контактности людей и их пространственную близость;
  • чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;
  • высокую степень их конформиз­ма и др.

В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно  в одном месте.

Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее  армейское подразделение или бойцов, организованно  штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический  концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д . и т. п.

Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на  людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи, артисты или, как бывало в советские времена, на уличный прилавок «выбросили» дефицитный товар, или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень.

Или, не приведи Господь, началась бандитская перестрелка со стрельбой. Или произошел мощный взрыв. Если ситуация развивается по какому-либо из  подобных сценариев. Завлекательных, драматических или даже катастрофических, может возникнуть особый социально- психологический феномен, который при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных  форм социального поведения.

Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой  организационно-ролевой структурой, не связанных между собой общим центром внимания и  эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой  каждым из участников взаимодействия положительно  зависит от достижения ее другими участниками. Наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества.

В толпе людей цели всегда одинаковые, но обычно не бывают общими, а при их пересечении возникает  острейшее отрицательное взаимодействие.

При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие) способны создать  единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большом социуме.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться  и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу.

Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе  в равной мере признаки группы и толпы.

Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Русская поговорка: «Мужик умен, да мир дурак» – передает мысль о потере личности здравого смысла в массе.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной  анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Исследователи феномена толпы так­же отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности лю­дей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Предлагаем ознакомиться  15 неожиданных признаков женской красоты, которые привлекают мужчин на уровне подсознания

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция – это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла.  Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются  низшие, более примитивные пласты психики.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается  восприимчивость к импульсам, источник которых находится  внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается  восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального  довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами  может оказаться несвоевременной и просто опасной.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше

Тема № 9. «толпа. психологические аспекты работы при большом скоплении людей»

Толпа — относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

«Когда голос берет толпа, уже не важ­но, что она хотела сказать».

Доминик Опольский

На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой; ее противопоставляли личности, органи­зованной группе и в то же время пыта­лись быть похожими на нее и позаим­ствовать некоторые качества, прису­щие ей; толпой пытались управлять не только для того, чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, уг­розы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом само­мобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

  • кратковременность и бесструктурность скопления множества людей;
  • единый объект внимания;
  • отсутствие общей осознанной цели;
  • высокую степень контактности людей и их пространственную близость;
  • чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей;
  • высокую степень их конформиз­ма и др.

В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте.

Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или бойцов, организованно штурмующих укрепленный пункт, публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт, бригады, работающие на крупной стройке, сотрудников учреждения на плановом профсоюзном собрании и т. д . и т. п.

Терминологически не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот на улице произошло что-то необычное. Неожиданно появились скоморохи, артисты или, как бывало в советские времена, на уличный прилавок «выбросили» дефицитный товар, или человек выпал из окна и разбился. Или пошел сильный ливень.

Или, не приведи Господь, началась бандитская перестрелка со стрельбой. Или произошел мощный взрыв. Если ситуация развивается по какому-либо из подобных сценариев. Завлекательных, драматических или даже катастрофических, может возникнуть особый социально- психологический феномен, который при всем многообразии его форм, имеет общие черты, отличающие толпу от организованных форм социального поведения.

Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, не связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения ее другими участниками. Наличие такой цели создает предпосылку для сотрудничества.

В толпе людей цели всегда одинаковые, но обычно не бывают общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие.

При некоторых условиях люди, отличающиеся от остальных определенными чертами (этнос, сословие) способны создать единство интересов и объединиться в историческую или политическую общность; наоборот, слаженно действующий социальный субъект может раствориться в большом социуме.

В нашем случае толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа превратиться в толпу.

Пример: Хорошо организованная массовая демонстрация несет в себе в равной мере признаки группы и толпы.

Предлагаем ознакомиться  Виды, симптомы, диагностика и лечение психозов

Соотношение системных и агрегатных (стадных) качеств во многом определяется и решение старого спора между социальными психологами о том, группа или индивид склонны к более экстремальным решениям. Пока в группе преобладают нормативные отношения, она сглаживает экстремистские настроения своих членов и принимает более взвешенные решения; когда же начинают преобладать свойства толпы, мышление радикализируется.

Русская поговорка: «Мужик умен, да мир дурак» — передает мысль о потере личности здравого смысла в массе.

Пример. Представьте полный зал, где рассказан очень смешной анекдот, все смеются. Вы только вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе.

Циркулярная реакция (эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных, си­туациях.

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых. Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома. В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу.

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций: радости, грусти, злобы и т.д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных черт личности.

Исследователи феномена толпы так­же отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности лю­дей, т.е. их способности самостоятель­но и рационально оценивать происходя­щее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник ко­торых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррацио­нальное и общественно опасное пове­дение людей. Выраженная в достаточ­но умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллектив­ного восприятия искусства или поли­тической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внима­ние будет сосредоточено на общих про­блемах.

Помимо циркулярной реакции в тол­пе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

Итак, циркулярная реакция — это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и скука, страх, ярость.

Эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, более примитивные пласты психики. Регрессия способна подчас достигать невероятных глубин.

У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсам извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода.

Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться подальше

Виды толпы.

Выделяют 4 вида толпы с соответствующими подвидами.

1.Окказиональная толпа (случайность) — скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда исторических факторов, среди которых — степень укорененности урбанистической культуры.

С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми, но и менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызвало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в мини- юбках стало событием чуть ли не политического значения.

2. Конвенциональная толпа (конвенция — «условность»)

Собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт и т. д.

Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям.

3.Экспрессивная толпа (экспрессия — выражение) — ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение, и т. д. Спектр широк, а главная отличительная черта — ритмичность выражения.

Речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге, манифестации, громко поддерживающих любую команду, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

3.1. Экстатическая толпа – экстремальная толпа экспрессивной толпы.

Пример: В экстазе люди самозабвенно стегают себя цепями на религиозном шиитском празднике «шахсей- вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм в неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут одежду на себе в ритме рока.

4.Действующая толпа.

Политически наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

а) Агрессивная толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, прозрачно выражены в названии.

Различают поведение

Оцените статью
Консультант
Adblock detector