Краткая характеристика детей с задержкой психического развития. учебно-методический материал на тему

Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном учреждении в атмосферу школьного обучения повышает требования к их интеллектуальным возможностям. Как правило, у подавляющего большинства детей с ЗПР уже в первые недели обучения наблюдается школьная дезадаптация,которая находит отражение в следующих проявлениях:

—  трудности в усвоении ребенком образовательной программы;

—  эмоционально-личностные проблемы  (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным занятиям, предметам или педагогам, конфликты с детьми или чрезмерная обособленность от сверстников и т. д.);

— нарушение поведения (отказ идти в детский сад или в школу, проявление нетерпеливости на уроках или занятиях, повышенная возбудимость, снижение познавательной активности, помехонеустойчивость и др).

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Заметив такие особенности ребенка, воспитателям или педагогам стоит предложить родителям обратиться к психологу для проведения более глубокой диагностики  психического развития ребенка.  По результатам обследования специалист продумает целесообразность  рекомендовать родителям получить дополнительную консультацию и других специалистов (невролог, психиатр, логопед, дефектолог, либо предложит маршрут (в форме индивидуальной программы) для коррекции и устранения проблемы.

            ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗПР  

1. Недостаточная сформированность произвольного внимания,дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения  

Отмечая снижение устойчивости внимания у детей с ЗПР, выделяют специфику его нарушений. У некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале выполнения заданий, а затем постепенно снижается. У других детей с ЗПР сосредоточение внимания наступает лишь после осуществления какой-либо деятельности. Для третьей группы характерна периодичность в сосредоточении внимания.

2. Недостаточная сформированность процессов памяти

Наблюдается более длительный период приема и переработки сенсорной информации; снижение объема долговременной и кратковременной памяти, а так же недоразвитие произвольного запоминания (продуктивность непроизвольного запоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у детей с нормальным развитием).

Предлагаем ознакомиться  Агрессивный ребенок. Причины агрессии и методы коррекции поведения. консультация по теме

3. Недостаточная сформированность мыслительных процессов

Снижение уровня всех мыслительных операций:  анализа, обобщения, абстракции, переноса.

4. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы

Преобладание игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость, недостаточно развитое воображение, низкая умственная работоспособность.

Работоспособность, как форма психическойдеятельности заключает в себе следующие показатели: систематичность, непрерывность, динамичность, упражняемость.

Интенсивное развитие умственной работоспособности является  отличительной особенностью психического здоровья ребенка.

Грамотно проведенная диагностика позволяет осуществлять дифференцированный подход к психологической коррекции выявленных у ребенка нарушений, так как дает возможность учитывать форму задержки развития, степень тяжести, специфические особенности нарушений высших корковых функций.

                             Психологическая диагностика ребенка с ЗПР

Традиционно выделяют три типа трудностей в обучении:

— низкая интенсивность учебной деятельности

— низкая эффективность учебной деятельности

— сочетание признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности

Как я отметила выше, при всех формах ЗПР наблюдается недоразвитие внимания. Различные свойства внимания оказывают неодинаковое влияние на успешность обучения детей. Например, при развитии у ребенка элементарных математических представлений или при обучении математическим операциям в школе, ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность овладения чтением связана с устойчивостью внимания, а усвоение русского языка зависит от точности распределения внимания.

Знание  этих закономерностей имеет большое значение в организации психокоррекционного процесса и подбора психотехнических приемов.

Всем желаю успешного подбора маршрута для детей нуждающихся в Вашей помощи, уважаемые коллеги!                                                                                  

Оцените статью
Консультант
Adblock detector