Список психических расстройств у детей и взрослых

Содержание
  1. Анакликтическая депрессия
  2. Дезинтегративное расстройство детского возраста
  3. Диагностические критерии и методы
  4. Кретинизм
  5. Нарушения питания и аппетита
  6. Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве
  7. Про психические расстройства
  8. Психические расстройства у детей
  9. Расстройства выделения
  10. Расстройства двигательных навыков
  11. Расстройства научения
  12. Расстройства питания в раннем возрасте
  13. Расстройства развития речи и языка
  14. Расстройства речи и речевого поведения
  15. Расстройства физиологических функций
  16. Расстройства, впервые диагностируемые в младенчестве и детстве
  17. Расстройства, связанные с дефицитом внимания и гиперкинетическим поведением
  18. Расстройство сиблингового соперничества
  19. Реактивное расстройство привязанностей
  20. Список сексуальных и парафильных расстройств
  21. Стереотипные двигательные расстройства
  22. Тики
  23. Умственная отсталость
  24. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
  25. Заключение

Анакликтическая депрессия

Редко встречается, но интересна с психологической точки зрения так называемая анакликтическая депрессия, развивающаяся у младенцев при отсутствии должного ухода за ними. В течение первого месяца ребенок становится плаксивым, требовательным, цепляется за взрослых. В это время он может проявлять агрессию к другим детям, биться головой о край кровати, наносить себе удары по голове, вырывать волосы целыми прядями.

На второй месяц течения депрессии плач часто переходит в рыдания, у ребенка исчезает аппетит, снижается вес. На третьем месяце плач сменяется хныканьем, ребенок отказывается от контакта, большую часть времени лежит на спине с маскообразным выражением лица. При отсутствии необходимого контакта со взрослыми (прежде всего с матерью) ребенок в возрасте двух месяцев и старше не отслеживает взглядом движущиеся предметы, в возрасте более пяти месяцев не интересуется игрушками и не выражает невербальных просьб взять его на руки, в восемь месяцев не проявляет явных признаков привязанности к родителям.

Дезинтегративное расстройство детского возраста

Дезинтегративное расстройство детского возраста представлено, в частности, детским аутизмом. Его можно назвать внутренним одиночеством. Характерный набор признаков: углубленность в себя, расстройство коммуникации, снижение уровня интеллекта и гибкости мышления, причудливое поведение и манерность, атипичные сенсорные реакции.

Диагностические критерии и методы

Не смотря на предложенный перечень признаков психоза наверняка и точно диагностировать его самостоятельно не сможет ни один родитель. Прежде всего, родители должны показать свое чадо психотерапевту. Но даже после первого приема у профессионала говорить о психических расстройствах личности рано. Маленького пациента должны обследовать следующие врачи:

  • невропатолог;
  • лор;
  • логопед;
  • психиатр;
  • доктор, который специализируется на болезнях развития.

Иногда пациента определяют в стационар для обследования и проведения необходимых процедур и анализов.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Нарушения питания и аппетита

Перечень пищевых расстройств включает в себя:

· Нервная анорексия.

· Расстройство пищевого поведения.

· Булимия Нервная.

· Цицеро.

Поедание несъедобного (пика) в младенчестве и детстве

Характеризуется стойким влечением к употреблению непищевых веществ (грязь, краски, клей). Обычно служит частным симптомом общего психического расстройства, включая умственную отсталость. Лишь в редких случаях пика отражает относительно изолированное психопатологическое поведение вследствие ненормальных отношений с матерью и социумом.

Про психические расстройства

Психические отклонения характеризуются проблемами, которые люди испытывают со своими мышлением и чувствами. Они не известны с точки зрения их причин, но симптомы психического заболевания научно обоснованы и хорошо известны. Лечение, обычно включающее как психотерапию, так и медикаменты. Для большинства типов психических заболеваний и проблем с психическим здоровьем лечение доступно и эффективно.

Психические расстройства у детей

Проблемы в детском возрасте, часто обозначаются как расстройства развития или обучения. Они возникают и диагностируются, когда ребенок находится в школьном возрасте. Хотя некоторые взрослые могут также иметь некоторые из симптомов, но отклонения появилась в какой-то момент в детстве человека.

Список психических расстройств у детей:

· Аутистического спектра (ранее синдром Аспергера, расстройство аутизма и ретт).

· Привязанности.

· Дефицит внимания / гиперактивность (ADHD / ADD).

· Аутизм.

· Расстройство поведения.

· Расстройство или письменное выражение.

· Разрушительное расстройство настроения.

· Энкопрез.

· Энурез.

· Выразительное расстройство языка.

· Математические.

· Умственная отсталость, см. Интеллектуальная Инвалидность.

Предлагаем ознакомиться  Ваш первый рабочий день. Как себя вести на новой работе?

· Оппозиционное.

· Расстройство чтения.

· Руминации.

· Селективный мутизм.

· Тревожное.

· Социальное (прагматическое) нарушение коммуникации.

· Стереотипное расстройство движения.

· Заикание.

· Туретта.

· Переходный тик расстройства.

Расстройства выделения

Расстройства выделения существуют в двух формах: недержания мочи и недержания кала. Для диагноза необходимо повторение эпизодов на протяжении периода свыше трех месяцев; при этом ребенку должно исполниться как минимум 3–4 года.

Недержанием кала (энкопрезом) называют неподобающее извержение фекалий с пачканьем одежды, постели или пола. Им страдает малый процент детей старше 5 лет. Причиной недержания кала (помимо соматических причин) может быть как желание привлечь к себе внимание, так и банальная месть. В психоанализе это нарушение трактуется как наказание себя за «внутреннюю грязь», «плохое в себе».

Для больных характерны трудности сосредоточения, гиперактивность, низкая переносимость фрустрации. В семьях таких детей часто доминирует мать, роль отца в воспитании предельно снижена. Мать подавляет стремление ребенка к самостоятельности, неадекватно наказывает его за дефекацию. В этих случаях поведение детей можно сравнить с поведением кошек.

Недержание мочи (энурез) как функциональное нарушение чаще проявляется в форме никтурии (ночного недержания мочи). Нарушение встречается очень часто, причем у мальчиков в два раза чаще, чем у девочек. Порой энурез длится до 10–12-летнего возраста. В числе причин заметная роль принадлежит глистным инвазиям.

Недержание всегда сопровождается скрытыми переживаниями тревоги и страха. Эффективная психотерапия предполагает выяснение и ликвидацию негативных психогенных факторов, проведение с ребенком эмоционально-рациональной терапии и классическое обусловливание нормального энуреза путем систематического ночного пробуждения ребенка родителями. Следует поддерживать самооценку ребенка и избегать бесполезного в этих случаях наказания.

Расстройства двигательных навыков

Расстройства двигательных навыков диагностируют в случаях отставания двигательных навыков (прежде всего координационных движений) от возрастных требований.

Расстройства научения

Расстройства научения проявляются затруднением понимания и усвоения знаний, предусмотренных программами дошкольного и школьного обучения, в частности чтения и письма, счета и т.д.

Расстройства питания в раннем возрасте

Расстройства питания в раннем возрасте так или иначе связаны с проблемой кормления. Мать, не имеющая должного опыта, считает главным критерием нормального развития вес ребенка. Она придает сверхценное значение его питанию и буквально заставляет есть, игнорируя отказы.

Возникающий порой эмоциональный дискомфорт ребенка мать заглушает еще более усердным кормлением. Ребенок отвечает на это срыгиванием пищи. Нередко он продлевает процесс питания с помощью «жевания жвачки», когда срыгнутая пища вновь пережевывается. Конфликт с матерью обычно достигает максимума в 9-месячном возрасте.

Расстройства развития речи и языка

К специфическим языковым или речевым нарушениям относятся расстройства экспрессивного типа (присутствует восприятие, но нет должного воспроизводства речи), рецептивного типа (отсутствует должное понимание при сохранении воспроизводства речи), смешанного рецептивно-экспрессивного типа (затруднения как восприятия, так и воспроизводства речи), фонологические расстройства (расстройства звукообразования), а также заикание.

Расстройства речи и речевого поведения

К расстройствам речи и речевого поведения относят заикание, речь взахлеб и элективный (выборочный) мутизм.

Заикание (логоневроз, логофобия) подразумевает нарушение плавного течения речи. Начинается обычно после сильного испуга. Затруднения заметны сильнее при волнении. При заикании нередко имеет место стремление мыслей обогнать речь. Произнося одно, заикающийся уже думает о следующем. Налицо несоответствие между течением мыслей и речи (внутренний конфликт).

Гиперсосредоточенность на конечной цели (гладкой речи) мешает подсознательно следить за соответствием. Понимание недостатка служит основой развития комплекса неполноценности. Ему способствует и реакция окружающих. У субъекта развивается страх публичной речи и внешне немотивированная агрессия против слушателей. Так формируется порочный круг. Заикание нарушает коммуникативную сторону жизни ребенка, приводя к повышенной замкнутости.

Различают заикание клоническое (речь характерна частым повторением звуков, слогов и слов) и тоническое (произнесение начала слова или фразы затруднено вследствие повышения тонуса речевой мускулатуры). Длительно существующее заикание практически всегда сопровождается разнообразными тиками.

Коррекция заикания подразумевает отработку связанных элементов поведения и речи, таких как спокойствие, хладнокровие, уверенность, ритмичное дыхание, плавная интонация, непрерывное течение речи, вживание в речевой процесс. По сути, активируются попытки перевода внимания с конечной цели (гладкой речи) на собственно процесс речеобразования.

Предлагаем ознакомиться  Нервные тики – временная неприятность или тяжелое заболевание?

Например, ребенка обучают говорить:

  • только на выдохе;
  • при полном звуке голоса;
  • при мягком произношении согласных;
  • при замедленном темпе речи.

Применяются модификации речевого стиля: произнесение слов нараспев, шепотом, ритмичная речь, остановка речи при появлении симптомов заикания. Дается парадоксальное предписание «перезаикать» собеседника. Тренировки строятся с постепенным повышением уровня трудности: чтение, свободный разговор, вопросы и ответы, разговор в присутствии нескольких лиц.

У более взрослых «запас прочности» вырабатывается с помощью усложненных приемов: глубокого дыхания и расслабления мышц и гортани во время речи, неожиданных высказываний в адрес говорящего, речи, состоящей из коротких отрывков, с паузами и в быстром темпе, с воображением различных фобогенных ситуаций.

Речь взахлеб. Это расстройство беглости речи, включающее нарушение скорости и ритма речи, в результате чего речь становится непонятной. Речь производит впечатление беспорядочной, неритмичной, состоящей из быстрых и резких скороговорок, которые обычно содержат неправильно составленные фразы (периоды пауз и вспышек речи не связаны с грамматической структурой предложения). Окончания многих слов «проглатываются».

Элективный (выборочный) мутизм представляет собой намеренное и упорное нежелание говорить в тех выборочных ситуациях, которые, напротив, требуют обратного, а именно разговора. Подобное поведение встречается в школьной практике; дети при этом могут прибегать к жестам или искажать голос там, где требуется говорить нормально.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  1. заикание;
  2. энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Расстройства, впервые диагностируемые в младенчестве и детстве

Детские расстройства психики охватывают период от рождения до 16-летнего возраста. Подобно большинству психических расстройств, они обычно обнаруживаются исподволь и редко диагностируются тотчас. К сожалению, многие родители не способны тонко замечать девиантное поведение своего ребенка в его раннем возрасте.

Существуют стандартные этапы нормального биологического развития. Отклонение индивидуального развития (онтогенеза) от естественного может рассматриваться либо как вариант расстройства, заложенного в самом ребенке, либо как вариант замедленного онтогенеза по независящим от ребенка причинам. Устранение негативных факторов и создание благоприятных условий позволяет частично компенсировать нарушения, поскольку механизм развития изначально является гибким и адаптивным.

Расстройства, связанные с дефицитом внимания и гиперкинетическим поведением

Речь идет о чрезмерно активном, слабо управляемом, подчас разрушительном стили поведения. Выделяют два варианта (две формы) этого расстройства: более легкая степень выраженности носит название детской гиперреактивности, более явная степень выраженности — дефицит внимания с гиперактивностью.

Детская гиперреактивность (греч. hyper — сверх лат. activus — деятельный) подразумевает отклонение от возрастных норм индивидуального (онтогенетического) развития. Расстройство характеризуется повышенной невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью сверхактивного поведения. Все это приводит к снижению успеваемости в школе и низкой самооценке.

Дефицит внимания с гиперактивностью представляет более выраженную степень данного расстройства. Она отличается стойкой невнимательностью и еще более импульсивным гиперактивным поведением. Интеллект в целом не страдает. Обычно такие дети бросаются от одного дела к другому, оставляют каждое на полпути, демонстрируют неимоверную энергию и энтузиазм.

Взрослые быстро устают от их буйной деятельности. Они вынуждены конфликтовать с ребенком, пытаясь привить нормы социального поведения. Конфликты, порча имущества и случайные травмы, вытекающие из этого поведения, заставляют думать о злонамеренности. На самом деле в ребенке отсутствует привычный контроль за своим поведением, что вызвано не воспитанием, а биологическими факторами.

Им попросту скучно заниматься чем-либо монотонным. При дефиците внимания с гиперактивностью ребенок физически не может сдержать свои импульсы. Их невнимательность мешает учебе, а гиперактивность угрожает учебной атмосфере в классе. Внимание таких детей привлекает лишь быстросменяемая и легкоусваиваемая (поверхностная) информация, например компьютерные игры.

Предлагаем ознакомиться  Что такое саморегуляция: понятие, классификация и методы

Диагностика базируется на нарушении внимания, импульсивности мышления и поведения, физической гиперактивности.

Расстройство сиблингового соперничества

Расстройство сиблингового соперничества характеризуется эмоциональными нарушениями после появления (рождения) младшего ребенка в семье (брата, сестры). Они часто возникают в семьях с детьми от разных родителей. Выражением такого расстройства является соперничество и ревность между детьми с целью получения внимания или любви родителей. При крайней патологии степень негативных чувств доходит до проявлений холодной жестокости.

Реактивное расстройство привязанностей

Реактивное расстройство привязанностей предполагает привязанность к другим людям в инфантильной форме, не соответствующей возрасту. Это редкое расстройство, которое тесно связано с патологической опекой (обычно с отсутствием заботы о ребенке или жестоким обращением). Психологически привязанность является компенсацией комплекса ненужности.

Список сексуальных и парафильных расстройств

Отклонения связанные с либидо и сексуальными предпочтениями:

· Диспареуния.

· Эректильное (ЭД).

· Эксгибиционизм.

· Женские и мужские расстройства оргазма.

· Женское расстройство сексуального возбуждения.

· Фетишизм.

· Холодность.

· Гипоактивное полового влечения.

· Стойкое расстройство генитального возбуждения (PGAD; в настоящее время не признана диагностическая категория).

· Преждевременное (раннее) семяизвержение.

· Сексуальная зависимость (не признанная диагностическая категория в настоящее время).

· Сексуальный Мазохизм и Садизм.

· Трансвеститное.

· Вагинизм.

· Вуайеристическое.

Стереотипные двигательные расстройства

Стереотипные двигательные расстройства отличаются повторяющимися нефункциональными движениями. Они носят самостимулирующий характер, замещая нормальное поведение. Часто могут проявляться и в форме самоповреждающего поведения — кусания себя или битья головой. Связано с умственной отсталостью и может поражать до 25 % лиц из числа глубоких умственных инвалидов.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Умственная отсталость

Диагноз «умственная отсталость» ставят в случаях, когда интеллектуальное и адаптивное функционирование находится значительно ниже среднего уровня для данной возрастной группы. Исходным критерием для умственной отсталости является IQ ниже 70 с дальнейшим подразделением на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.

Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста

К эмоциональным расстройствам, специфическим для детского возраста, относят, в частности, фобические расстройства. В данных группе наиболее заметны проявления так называемые фобической триады: страха темноты, замкнутого пространства и разлуки. Эти страхи, видимо, ассоциативно связаны с травмирующим перинатальным или ранним постнатальным опытом.

Страх разлуки считают патологическим, когда он слишком силен и длителен или когда возникает в подростковом (не свойственном) возрасте. Например, ребенок боится спать отдельно, не уживается в детских учреждениях, не выходит из дому один и т.п. Страх разлуки нередко лежит в основе школьной фобии, которая проявляется в виде уклонения от посещений школы.

Причина такой фобии (тревожного расстройства) связана с опасениями ребенка разлуки с близким человеком, его главным защитником. В основе страха лежит чрезмерная привязанность к матери (или иному объекту привязанности) в связи с несамостоятельностью самого ребенка, неадаптированностью его к социальному окружению. Такой ребенок с раннего возраста отличается повышенной пугливостью и завышенной подчиняемостью.

Заключение

  1. Эта информация предназначена только для личного использования в образовательных или исследовательских целях.
  2. Этот список не предназначен для замены профессиональной консультации, диагностики или ухода от лицензированного специалиста по психическому здоровью.
  3. Единственное намерение — обучение интересующийся людей.

Если вы считаете, что можете страдать от одного из этих расстройств, обратитесь к специалисту по психическому здоровью.

Диагностические критерии психических расстройств обобщены в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector