Что мы понимаем под валидностью метода исследования?

Методики «Не-я» (автор Визгина а.В.)

Методика
относится к классу проективных методов,
и состоит в том, что испытуемый побуждается
генерировать образ абстрактного
персонажа, непохожего на него по
личностным качествам. Испытуемому
предлагается инструкция: «Вообразите
непохожего на Вас человека (пол и возраст
соответствует полу и возрасту испытуемого),
отличающегося от Вас по своим личностным
особенностям.

Методика
«Не-Я» имеет диагностическую ценность,
только будучи включенной в батарею
тестов (включая МСС и другие личностные
методики, в т.ч., и опросниковые).

Тест 20 утверждений на самоотношение м. Куна, т. Макпартленда

Тест
представляет собой технику, основанную
на использовании нестандартизированного
самоописания с последующим контент-анализом.
По замыслу авторов, испытуемый должен
в течение 12 минут дать 20 различных
ответов на вопрос, обращенный к самому
себе: «Кто Я такой?» Спонтанные
ответы записываются в любой
последовательности независимо от логики
и грамотности.

Модификация
теста предполагает 10 различных ответов
на вопрос, обращенный к самому себе:
«Кто Я такой?». Полученные ответы
подвергаются контент-анализу и кластерному
анализу. Регистрируемые показатели:
ответы испытуемых, их количество и
количество всех слов в ответах.


Достоинством
данной методики состоит в потенциальном
богатстве оттенков самоописания и в
возможности анализировать самоотношение,
выраженное языком самого субъекта, а
не навязанным ему языком исследования.

Регистрируемыми
показателями, измеряющими рефлексивную
активность по данной методике, выступают:
количество ответов и количество всех
слов в ответе на вопрос «Кто я такой?».

Шкала т. В. Дембо–с. Я. Рубинштейн

Основное
назначение методики заключается в
изучении самооценок личности по заданным
характеристикам. Предлагается несколько
горизонтальных линий в 10см, каждая линия
представляет собой шкалу оценивания
здоровья, ума, счастья, самой личности.
Слева находятся самые волевые, самые
умные, самые здоровые, добрые, самые
счастливые, самые общительные, самые
хорошие, самые способные, самые смелые
люди.

Справа – наоборот, безвольные,
глупые и т.д. Испытуемый должен отметить
знаком «х» на линии место, где он
находится. Интерпретация дается на
основании оценки местоположения на
линии по каждому из параметров
(подсчитывается расстояние от отметки,
сделанной испытуемым до правого конца
шкалы).

Полученные данные по методике
позволяют судить не только об общем
самопринятии (принятии себя) и частных
самооценках, но и позволяет выявить
глобальное эмоционально-ценностное
отношение индивида к своему «Я» –
уровень самопринятия. Такая методика
дает возможность не только выявить
самооценку индивида, но и сравнить с
групповым показателем.

Диагностические
особенности методики заключаются в
простоте проведения и организации
исследования, возможно делать повторные
замеры , а также в вариативности
характеристик для самооценки.
Регистрируемые показатели: самооценка
воли, самооценка ума, самооценка доброты,
самооценка здоровья, самооценка
счастливости, самооценка общительности,
оценка себя как хорошего человека,
самооценка способностей.

Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (авторы b.C. Мухина и к.А. Хвостов)

Проективный
метод психодиагностики развивающейся
личности рассчитан на изучение депривации
структурных звеньев самосознания детей,
подростков: юношей и девушек. Метод
состоит из 44 черно-белых тематических
рисунков, на которых изображены ситуации
общения.

Инструкция:
«Сейчас будет показан набор рисунков.
На них изображены преподаватель, родители
и сверстники. Вам предлагается представить
себя на месте изображенного юноши
(девушки), дать за него ответ и сказать,
что бы Вы стали делать на его (ее) месте».
При этом юноше (девушке) показывают тот
персонаж, от лица которого он будет
отвечать во всех предъявляемых ситуациях.

Предлагаем ознакомиться  Контрольноезадание №5. Ощущение и восприятие

При
анализе ситуаций сопоставляется
количество реакций определенного типа
при взаимодействии со взрослыми,
родителями, сверстниками, а также
просматривается их зависимость от
депривации той или иной структуры
самосознания: имя, притязание на
признание, половая принадлежность,
психологическое время, общий уровень
адаптированности.


Таким
образом, рассмотрены основные методики
диагностики самосознания взрослых и
подростков. Для детей дошкольного и
младшего школьного возраста используются
другие методики.

Валидность «по содержанию».

Содержательная валидность требует того, чтобы каждое задание, задача или вопрос, принадлежащие к определенной области, имели равные шансы стать заданиями теста. Валидность по содержанию оценивает соответствие содержания теста (заданий, вопросов) измеряемой области поведения. Тесты, составленные двумя командами разработчиков, проводятся на выборке испытуемых. Надежность тестов подсчитывается путем расщепления заданий на две части, в результате чего получают индекс содержательной валидности.

Валидность методики это

Валидность методики определяет соответствие того, что изучается данной методикой, тому для изучения чего именно она предназначена.

Например, если психологическая методика, которая основана на осведомленном самоотчете, назначена для исследования некого качества личности, такого качества, которое не может быть верно, оцененным самим человеком, то такая методика не будет валидной.

В большинстве случаев ответы, которые дает испытуемый на вопросы о наличии или отсутствии развитости в нем этого качества, может выражать то, как сам испытуемый воспринимает себя, или каким бы ему хотелось быть в глазах других людей.

Валидность также является основным требованием к психологической методике изучения психологических конструктов. Существует масса разных видов данного критерия, и нет пока единственного мнения о том, как правильно назвать эти виды и неизвестно каким именно видам методика обязана соответствовать. Если же методика оказывается невалидной внешне или внутренне, не рекомендуется ее использовать. Существуют два подхода к валидизации методики.

Теоретический подход выявляется в том, чтобы показать насколько действительно методика измеряет именно то качество, которое, как придумал исследователь, и обязана измерять. Это доказывается через составление с родственными показателями и теми, где связей не могло бы быть. Поэтому для подтверждения теоретического валидного критерия нужно определить степень связей с родственной методикой, имеется в виду конвергентный критерий и отсутствие такой связи с методиками, которые имеют иную теоретическую базу (дискриминантная валидность).

Оценивание валидности методики может быть количественной или качественной. За прагматическим подходом оценивается эффективность и практическая значимость методики, и для ее проведения используется независимый критерий извне, как показатель встречаемости данного качества в повседневной жизни. Таким критерием, например, может быть успеваемость (для методик на достижения, тестов на интеллект), субъективные оценки (для личностных методик), специфические способности, рисование, моделирование (для методик специальных особенностей).

Для доказательства валидности внешних критериев, выделяется четыре типа: критерии исполнения – это критерии такие, как количество выполненных заданий, время, потраченное на обучение; субъективные критерии получают вместе с опросниками, интервью или анкетами; физиологические – частота пульса, давление, физические симптомы; критерии случайности – используются, когда к цели имеет касательство или влияние определенного случая или обстоятельств.

При выборе методики исследования имеет теоретическое и практическое значение определение охвата изучаемых характеристик, как важной составляющей валидности. Информация, которая содержится в названии методики практически всегда не является достаточной для суждения об области ее применения. Это просто имя методики, но под ним всегда кроется еще много чего.

Хорошим примером будет методика корректурной пробы. Здесь в сферу изучаемых свойств включаются концентрация внимания, устойчивость и психомоторная скорость процессов. Такая методика дает оценку выраженности этих качеств в личности, хорошо соотноситься со значениями, полученными из других методов и обладает хорошей валидностью.

Вместе с тем полученные в результате проведения корректурной пробы значения подвержены большему влиянию других факторов, относительно которых методика будет неспецифичной. Если применить корректурную пробу, чтобы измерить их, то валидность будет невысокая. Выходит,что определяя область применения методики, валидный критерий отображает уровень обоснованности результатов исследования.

Предлагаем ознакомиться  Как побороть лень, апатию и усталость — 7 простых рецептов от эмоциональной комы

При небольшом количестве сопровождающих факторов, которые имеют влияние на результаты, достоверность оценок, полученных в методике будет выше. Еще достоверность результатов определяется с помощью набора измеряемых свойств, их важностью при осуществлении диагностики сложной деятельности, существенностью отображения в материале методики предмета измерения.

Валидность теста это

Тест – это стандартизованное задание в результате применения, которого получаются данные о психофизиологическом состоянии человека и его личностные свойства, его знания, способности и навыки.

Валидность и надежность тестов – это два показателя, которые определяют их качество.

Валидность теста определяет степень соответствия исследуемого качества, характеристики, психологического свойства к тесту, с помощью которого они определяются.

Валидность теста является показателем его эффективности и применяемости к измерению необходимой характеристики. Самые качественные тесты имеют 80% валидности. При валидизации следует учитывать, что от контингента испытуемых и их характеристик, будет зависеть качество результатов. Получается, что один тест может быть как высоко достоверным, так и совсем невалидным.

Существует несколько подходов к определению валидности теста.

При измерении сложного психологического явления, которое имеет иерархическую структуру и его невозможно исследовать, применяя всего один тест, применяют конструктивную валидность. Она определяет точность исследования сложных, структурированных психологических явлений, качеств личности, измеряемых с помощью тестирования.

Валидность за критерием – это такой критерий теста, за которым определяется исследуемое психологическое явление в настоящий момент и прогнозирование особенностей этого явления в будущем. Для этого результаты, полученные при тестировании соотносятся со степенью развития измеряемого качества на практике, оценка специфических способностей в определенной деятельности. Если валидность теста имеет значение минимум 0,2 то применение такого теста является оправданным.

Содержательная валидность – это критерий теста, который применяется для определения соответствия области его измеряемых психологических конструктов, демонстрирует все полноту множества измеряемых показателей.

Прогностическая валидность – критерий, за которым можно предсказать характер развития исследуемого качества в будущем. Такой критерий качества теста очень ценный, если смотреть с практической стороны, но могут быть сложности, поскольку исключается неравномерность развития данного качества в разных людей.

Надежность теста – это критерий теста, который измеряет уровень стабильности результатов, полученных после тестирования, при повторном исследовании. Определяется путем вторичного тестирования спустя определенное количество времени и расчета корреляционного коэффициента результатов, полученных после первого и после второго тестирования.

Также важно, учитывать особенности самой процедуры проведения тестов и социально-психологической структуры выборки. Один и тот же тест может иметь разную надежность, зависимо от пола, возраста, социального статуса исследуемых. Поэтому надежность может иногда иметь неточности, ошибки, которые истекают из самого процесса исследования, поэтому ищутся пути, как уменьшить влияние определенных факторов на тестирование. Можно утверждать о надежности теста, если она составляет значение 0,8-0,9.

Валидность и надежность тестов очень важны, потому что определяют тест, как измерительный инструмент. Когда надежность и валидность неизвестны, тест считается неприменяемым для применения.

В измерении надежности и валидность имеет место также этический контекст. Это особенно важно, когда результаты тестирования имеют значимость в использовании их для принятия жизненно важных решений людей. Одних людей принимают на работу, других отсеивают, одни студенты проходят в учебные заведения, а другие должны еще доучиться сначала, кому-то определяется психиатрический диагноз и лечение, а кто-то здоров – это все говорит о том, что подобные решения принимаются на основании изучения оценки поведения или специальных способностей.

Предлагаем ознакомиться  Что такое нервная анорексия: Симптомы и способы помощи

Конструктная валидность.

Конструктная валидность имеет отношение к теоретическому конструкту самому по себе и включает в себя поиск факторов, объясняющих поведение при выполнении теста. Как особый тип конструктная валидность канонизирована в статье Кронбаха и Миля (1955). Авторы оценивали с помощью этого типа валидности все тестовые исследования, которые не были прямо направлены на предсказание некоторых значимых критериев. Исследование содержало информацию о психологических конструктахл.

Набор средств

В общий набор способов валидизации авторы обычно включают:

  • неформализованные (от незамысловатых приемов внимательно просмотреть перечень альтернатив в анкете до более мудреных процедур теоретического поэтапного анализа) ;
  • формализованные, куда относят процедуры и технологии математической статистики: проверку статистических гипотез, вычисление оценок, корреляционный анализ, построение интервалов доверительных, оценку отношений между переменными, дисперсный, факторный, регрессионный и структурный анализы и так далее.

Прогностическая

Продолжаем рассматривать методы валидизации. Прогностическая валидность устанавливается также по внешнему, достаточно надежному критерию. Но сведения о нем собираются спустя некоторое время после проверки.

Внешним мерилом обычно бывает проявленное в каких-либо оценках призвание индивидуума к тому виду занятий, для которых он отбирался по итогам диагностических тестов.

Хотя эта метода наиболее отвечает задаче диагностических средств – предсказанию грядущей успешности, его применять весьма сложно. Точность прогноза пребывает в обратной подчиненности от времени, назначенного для такого предсказания. Чем больше после измерения проходит времени, тем большее число факторов нужно учитывать, оценивая прогностическую значимость технологии. Однако учесть все факторы, воздействующие на предсказание, почти невозможно.

Ретроспективная

Согласитесь, валидизация – это весьма замысловатый процесс. Известно, что ретроспективная валидность выявляется на базе критерия, отражающего состояние качества или события в прошлом. Может применяться для мгновенного получения данных о предсказательных источниках технологии. Так, для ревизии того, в какой мере хорошие итоги теста умений соответствуют скорому обучению, можно сравнить прежние экспертные заключения, оценки успеваемости и так далее у лиц с низкими и высокими на данный момент диагностическими индексами.

Способы установления валидности

Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами.

Оценка очевидной валидности подразумевает проверку соответствия теста его предназначению.

Оценка содержательной валидности — это проверка методики на наличие в ней всех составляющих, необходимых для всестороннего исследования того или иного явления или фактора.

Оценка конструктивной валидности проводится в том случае, когда для изучения определенного сложного показателя проводится ряд экспериментов. Она включает в себя:

  • конвергентную валидизацию — проверку взаимосвязи оценок, полученных с использованием различных комплексных методик;
  • дивергентную валидизацию, которая состоит в том, чтобы методика не подразумевала оценки посторонних показателей, не касающихся основного исследования.

Оценка прогностической валидности подразумевает установление возможности предвидения перспективного колебания изучаемого показателя.

Эмпирическая валидность.

Если в случае с содержательной валидностью оценка теста производится за счет экспертов (устанавливающих соответствие заданий теста содержанию предмета измерения), то эмпирическая валидность измеряется всегда с помощью статистического коррелирования: подсчитывается корреляция двух рядов значений — баллов по тесту и показателей по внешнему параметру, избранному в качестве критерия валидности.

Выводы

Валидность и надежность тестов — это взаимодополняемые показатели, которые дают наиболее полную оценку справедливости и значимости результатов исследований. Зачастую они определяются одновременно.

Надежность показывает, насколько результатам теста можно доверять. Имеется в виду их постоянство при каждом повторном проведении аналогичного испытания с одними и теми же участниками. Низкая степень надежности может говорить о намеренном искажении или безответственном подходе.

Понятие валидности теста связано с качественной стороной эксперимента. Речь идет о том, соответствует ли выбранный инструмент оценке того или иного психологического явления. Здесь могут быть применены как качественные показатели (теоретическая оценка), так и количественные (расчет соответствующих коэффициентов).

Оцените статью
Консультант
Adblock detector