Сочинение ЕГЭ 2019. Чарская. О самоотверженности.

Вступление

Самопожертвование свойственно далеко не каждому. Только сильные духом люди способны ставить на первое место благополучие других людей, жертвуя собственным комфортом, здоровьем, жизнью.

Самопожертвование – умение не смотря ни на что, вопреки всем преградам и обстоятельствам помогать тем, кто нуждается в помощи, поддержке, сочувствии, любви.

«в доме боярина никиты филимоныча» − егэ

Вариант 1

Характер человека проявляется в сложные жизненные моменты удивительным образом. Так, Л.А. Чарская в своем тексте поднимает проблему проявления самоотверженности крепостной девушкой.

На примере «любимой наперсницы боярышни» писатель показывает, как крепостной девушке была дорога хозяйка и что ради спасения ее жизни Матрёша готова была пострадать и даже погибнуть. Благодаря сметливости она смогла отправить Уленьку вместе с матушкой в безопасное место, а сама, переодевшись в наряд боярышни, встретила опричников Ивана Грозного.

Действительно, весёлый нрав и смелая душа «сенной девушки» помогли ей сыграть роль радушной хозяйки дома бояр Крутоярских. Малюта Скуратов был поражён таким приёмом и обещал упросить «надёжу — государя» помиловать боярскую семью. Так оправдалась самоотверженность Матрёши: её боярышня вместе с родителями была спасена.

Автор считает, что самоотверженность крепостной девушки проявляется в готовности спасти «своих хозяек», рискуя жизнью.

Безусловно, я согласна с мнением Л.А. Чарской. И хотя люди, привязанные друг к другу, не всегда готовы пожертвовать чем-либо в целях спасения близкого душе человека, на самоотверженный поступок способны только великодушные и благородные личности. Социальный статус и положение в обществе, на мой взгляд, играет в этом не самую важную роль.

Таким образом, могу сделать вывод, что действительно самоотверженность человека проявляется в готовности прийти на помощь, жертвуя своими интересами во благо других людей.

Вариант 2

В чем проявляется самоотверженность человека? Каковы ее проявления? Именно на эти проблемные вопросы пытается дать ответ Л. А. Чарская. Писательница, пытаясь разобраться в данной проблеме, повествует о наперснице боярской семьи, спасшей жизнь своим господам. Во времена массовых репрессий, опричнины Ивана Грозного, направленной на разгром знатных старинных родов, царским опричником Малютой Скуратовым было принято решение истощить род Крутоярских.

Поверенная Матреша — единственный человек, не растерявшийся от такой новости, решила ценой собственной жизни, свободой, благополучием спасти находившуюся в доме боярышню:”… выдавайте меня все за хозяюшку нашу… чтобы истинный след их замести…”. Жертвование девушки во благо другого человека- истинное самопожертвование:

” Здравствуй, боярин… Я боярышня Ульяна Крутоярская.… ”. Матреша совершенно альтруистически выдала себя за боярышню, спасши ей тем самым жизнь. Авторская позиция очевидна. Самоотверженность проявляется в готовности спасти людей, рискуя жизнью, собственным благополучием. Нельзя не согласиться с мнением автора.

Поистине, доблестные и рыцарские поступки могут говорить лишь о геройской душе, способной бескорыстно жертвовать собой во имя других. Попытаюсь подкрепить свое убеждение примерами из русской классической литературы. Вспомним, к примеру, философский роман Федора Михайловича Достоевского ”Преступление и наказание”.

Писатель обращается к данной проблеме, показывая историю судьбы, цельного характера, способного отдавать все ради счастья других. Соня Мармеладова отправляется за Раскольниковым на каторгу, чтобы разделить его участь. Она обладает “бесконечно ненасытимым состраданием”. Эта девушка была способна на большие жертвы ради близких людей. Также из сострадания к своей семье Соня идет жить “по жёлтому билету” таким образом зарабатывая на хлеб.

Усилить мою точку зрения мне также поможет произведение Михаила Горького ”Старуха Изергиль”. В рассказе мы встречаемся с романтическим героем Данко, призывающим победить тьму и пожертвовавший собой ради людей. Лирический герой умер, разорвав себе грудную клетку и достав оттуда свое сердце, держа его как факел, как символ выхода человека из безысходного положения.

Вариант 3

Лишь преданность друзей — сокровище владык,

Оно прекраснее, чем все богатства мира, — считал Пьер де Ронсар. ….

Также в данном тексте говорит о покорном и верном отношении слуг к хозяевам и поднимает проблему преданности людям.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю времен Ивана Грозного. События развиваются в доме боярина Никиты Филимоныча Крутоярского. Сам барин был брошен в темницу, а его семья подвергалась гонениям. Молодой холоп сообщает хозяевам: «Спасайтесь! (13)Хозяина нашего в тюрьму бросили! (14)А сейчас за тобой и боярышней поганые опричники сюда явятся с самим злодеем Малютою во главе!».

Предлагаем ознакомиться  11 самых распространенных психических расстройств

Одной из самых преданных служанок хозяевам оказалась. Матреша, чтобы дать возможность своим господам скрыться, помогает боярыне с дочерью собраться и уехать, а себя выдает за их дочь Уленьку. Верная служанка искренне защищает хозяев и делает практически невозможное. Самоотверженный поступок Матреши состоял и в том, она смогла расположить к себе грозного Малюту Скуратова. Впоследствии он освободил ее хозяина из темницы.

Преданность Матреши заслуживает уважения, потом она отправилась вместе с хозяевами в ссылку «и не раз скрашивала им тяжёлые дни весёлой шуткой да звонкой песней». Позиция автора состоит в том, что преданность близким людям проявляется в готовности помогать им в трудных ситуациях, ограждать их от неприятностей, рисковать ради них жизнью, следовать за ними всюду. С позицией трудно не согласиться. Каждый человек будет стремиться помогать близким тогда, когда им тяжело.

В жизни можно найти большое количество примеров того, что семья ради здоровья одного из ее членов жертвует всем: временем, деньгами, жильем. Представьте себе горе матери, ребенок которой болен раком. Чтобы дитя выздоровело, родители порой продают собственное жилье и оплачивают лечение ребенка. В большинстве случаев семья выигрывает, ей удается вырвать жизнь ребенка из цепких лап смерти. И тогда жизнь продолжается, пусть теперь она сложная, бедная, но члены семьи остаются вместе.

Таким образом, преданность и умение жертвовать собой ради ближнего – это великая сила.

Вариант 4

В современном мире большинство людей забывает о том, в чем проявляется самоотверженность. Многие не задумываются над данным вопросом, считая, что им это не нужно. Автор данного текста, русская детская писательница и актриса Л. А. Чарская, поднимает проблему проявления самоотверженности.

В данной ситуации не растерялась лишь служанка Матрёша, которая быстро приняла решительные действия для спасения всех (предложение 16 – 17). Я считаю, что этим автор подчеркивает, что неважно происхождение человека при проявлении решительных действий в сложной ситуации. Далее Л. А. Чарская замечает, что самоотверженные действия Матреши состояли в том, что она подвергала себя опасности, выдавая себя за хозяйку.

Девушке удалось расположить к себе Малюту Скурату, проявив в общении с опричником мужество и «холодный ум». Грозного воина тронул «тёплый прием», и он сделал все, чтобы помиловали боярина Крутоярского: «упрошу надёжу-государя его помиловать». Также писательница подчеркивает, что преданность Матреши заслуживает уважения, так как девушка отправилась в ссылку вместе с хозяевами.

Такое завершение помогает осознать, что только самоотверженный человек идет против собственных желаний и интересов. Оба примера, дополняя друг друга, показывают, что самоотверженность является важной составляющей в жизни человека. Л. А. Чарская убеждена, что самоотверженность проявляется в поступках, например, помощь близким людям.

Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что самоотверженным человеком можно называть того, кто рискует своими интересами ради спасения других. В настоящее время можно наблюдать, как люди с легкостью забывают о данном качестве, считая, что они всегда в безопасности. Свою точку зрения докажу примером из литературы.

Так, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» мы видим Соню Мармеладову, которая отправилась за Раскольниковым на каторгу, чтобы быть с ним вместе. Девушка пошла на жертву ради близкого человека. Таким образом, можно сделать вывод, что самоотверженные люди – это великодушные люди, которые ставят чужие интересы выше собственных. Я считаю, что любой человек должен помогать нуждающимся в трудную минуту.

I.

От полудня вплоть до ночи, полупьян, В пышном тереме пирует царь Иван. С ним опричники, бояре и князья. Льется в кубки многохмельная струя; В круговую ходят с брагою ковши, Все гуторят, все хохочут от души… За дубовыми столами шум и гул; Стало душно во светлице, распахнул Торопливою рукою царь Иван Соболями отороченный кафтан.

Хмельный пот с лица румяного отер, Разгорелся в ретивом его задор, Взор хвастливый устремился на гостей, Говорит он: «Будьте, други, веселей, — Коли пир мой вам пришелся по душе, Осушайте брагу хмельную в ковше, Рушьте лебедь, — кто задумчив на пиру, Тот хозяину, что волк, не ко двору! Бусурманскую Казань я победил, Я крамолу в Новегороде смирил, Из-под Пскова, из-под, Астрахани я Вывел лютую измешцишу, друзья!

Предлагаем ознакомиться  11 самых распространенных психических расстройств

Поднимался тут Иван-царевич млад, Разрумянившись, алее кумачу, Наклоняется он к царскому плечу, Молвит батюшке — веселому царю: «Не прогневайся, что правду говорю. Ты грозен — силен в Москве и за Москвой. Не прогневайся, мой батюшка родной, — Нет славней тебя на всей святой земле… Да не вывести крамолу во Кремле;

А крамола-то с тобою за столом Запивает яства сладкие вином, — И сидит к тебе по правой стороне: Он сынок тебе, он кровный братец мне! Ты казнить велел крамолу на позор, — А как ехал я с Феодором вечор, — То забыл он твой родительский приказ, Челобитные выслушивал не раз И ослушников не вешал, не казнил, — Не спросяся твоей милости — щадил!..

» Хмуро грозный царь встает из-за стола, — Все затихли, все замолкли, — налегла Туча черная над пиршеством, и вот Царь к опричникам такую речь ведет: «Гой, вы, вороны лихие, кто из вас Мой царевый нынче выполнит приказ? Кто из дома, дома царского, птенца, Как ослушника державного отца, Сына юного Феодора возьмет И на казнь его в застенок отведет?»

Гости скромные потупились — молчат, Взять царевича в опалу не хотят… Лишь один Скуратов с места поднялся, — Содрогнулася тогда палата вся, — Хочет выполнить хмельной царя приказ… Затуманились, поднять не могут глаз Ни на грозного царя, ни на того, Кто как коршун взял царевича его И безвинного в застенок к палачам С пира царского, смеясь, уводит сам…

Оробели все; один почетный гость, — Царский шурин превозмочь не может злость, Князь Никита свет Романович, — рукой Отстраняет чашу с брагою хмельной, Вставши с места, низко кланяясь дарю, Говорить: «За хлеб, за соль благодарю!» И уходить за царевичем вослед…

Царь нахмурился; в лице кровинки нет. Хочет гневаться, а что-то горло жмет; Слезы душат… разрыдается вот-вот!.. Но привыкший больше к гневу, — не к добру, — Молча, тяжко с места сходит, — и к одру Он нетвердою походкой на покой Удаляется, сжимая посох свой…

Ii.

Пир окончился у грозного царя…

Занимается румяная заря; Дрогнул, колокол собора. Тяжело Подымает царь похмельное чело: Освежается прохладною водой, Раздвигает складки полога рукой: Видит — солнце уже встало над Москвой И проникло в царский терем и лучи Загорелися на золоте парчи… Сердце екнуло у грозного царя, — И заря ему сегодня — не заря!..

Только встал на ноги резвые с одра, Все припомнил, царь, что сделано вчера. Словно тяжкий сон предстал вечерний пир, — Помутился Божий свет и Божий мир! Сын Феодор, сын родимый, где-то он? Неужели в самом деле умерщвлен; Неужели он, родитель, сгоряча Предал Федора на пытку палача! Для того ли он, как цветик по весне, Сладким выкормлен и холен в тишине? Для того ли черны кудри, что смола, Рассыпалися вдоль белого чела, Соболиную его целуя бровь, Что-б спаяла их запекшаяся кровь!

И понес в свою молельню царь тоску… В келье тихо, благолепно; к потолку Льется кроткое мерцание лампад, У икон горит алмазами оклад, Окна алою завешены тафтой… Пахнет воском, кипарисом и травой… И склонился царь в молитве теплой ниц Перед тихою святыней образниц. Слезы горькие из глаз его текли, Он молил о вновь преставленном с земли, И шептали имя Федора уста, И смирялася венчанного мечта. Умереть ему хотелося теперь…

Только слышит он — стучится кто-то в дверь. Вздрогнул царь; святой молитвою смягчен, Отмыкал замок тесовой двери он. Перед ним стоял Никита, старый князь, И промолвил он, Ивану, наклонясь: — Государь, наш светел-батюшка, позволь Поднести тебе от Федора хлеб-соль; Просит милости твоей он — бьет челом, Хочет видеться он с батюшкой-царем!

Царь разгневался и четки уронил. — Разве мертвые выходят из могил? Что-то этого не слышал я досель… Аль в тебе еще вчерашний бродит хмель, Али шутишь ты, Романыч, надо мной?.. Не язви меня обидою такой?!. Коль люба тебе седая голова, — Береги ты пуще золота слова!.

Предлагаем ознакомиться  Направленность личности в психологии

И держал царю Никита речь в ответ: — Не на правду ли наложишь ты запреть! Православный царь — не ворог; я — не трус! И — прищурился — смеется в сивый ус.

Царь задумался и молвил не спеша: — Говори же мне, правдивая душа, Не вчера ли я смеялся не к добру, Не вчера ли огорчился на пиру, — И не сам ли, вняв наветам и речам, Предал сына я на пытки палачам? Или это все один постылый сон, И царевич будет снова возвращен!.. Ах, когда бы!.. — и тяжелая слеза Омрачила государевы глаза…

И сказал царю Никита, просияв: — Пред тобою, государь мой, я не прав! Я вчера к себе царевича увез, — Жалко стало мне несчастного до слез, А в застенок я разбойника послал, — Он за Федора казнь смертную приял, — И того ты в поминанье запиши, А царевича за здравие души… Хочет видеть он любезного отца! И повел царя Никита до крыльца; То не светел месяц сходится с зарей, — С грозным батюшкой царевич молодой.

Всколыхнулася отцовская душа, Обнимает царь Феодора спеша, И целует крепко в алые уста, Просит мира ради Господа Христа, Бьет повинную потупленным челом… И к Никите обращается потом:

— Спас ты сына мне, — спас душу от греха Подарю тебе заморские меха, Награжу тебя богатою казной, Звонкой утварью и пышною парчой… Мало этого — землями одарю!..

Отвечал Никита, кланяясь царю: — Мне не надо ни казны, ни деревень От богатства только прихоти да лень. Если в доме много всякого добра, — Плохо спится нам до белого утра. А коль милость твоя будет, — посули, — Слово царское правдивее земли, — Кто в Никитиной усадьбе погостит, Милость царская грехи тому простит, — Будь убийца, будь злодей он — но его Бог помилует, как гостя моего!..

Отдел второй. Поэмы и баллады.

Иллюзии. Стихотворения К. М. Фофанова. СПб.: Издание А. С. Суворина. Типография А. С. Суворина, стр. 285-292, 1900

Авторская позиция

Автор восхищается доктором Янсеном, его образом жизни, его умением жить не ради себя, а ради других. Он убежден, что таких людей очень мало осталось в мире, и посчастливится тому, кто повстречает их на своем жизненном пути.

Аргумент 1

Вспоминается образ Сони Мармеладовой из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Девушка ради спасения своей семьи – отца-пьяницы, мачехи, больной чахоткой, и их детей – от голодной смерти решилась торговать своим телом.

Не всякий смог бы вынести подобные унижения и остаться при этом человеком, не попрекать, не обвинять окружающих. Думаю, у таких людей просто нет выбора – поступить по-другому, против своей совести они не смогут никогда.

Аргумент 2

Другой литературный герой, Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», ради спасения народа от тьмы и смерти разорвал свою груди и вынул из нее сердце. Он освещал сердцем путь к спасению, и оно горело, словно факел. Выбравшись из лесной чащи, люди забыли о своем герое. А один из них, самый осторожный, растоптал его сердце ногой.

Проблема

Б.Л. Васильев поднимает проблему самопожертвования, рассказывая историю доктора Янсена, который всю жизнь заботился об окружающих, завоевывал уважение и авторитет среди населения, жил ради людей.

Благодаря своей духовности доктор смог настолько добиться расположения своих пациентов, что они причислили его чуть ли не к рангу святых.

Своя позиция

Позиция автора мне ясна и понятна. Действительно, редко встретишь человека, который живет ради чужого благополучия. Не ради родных или близких, а ради совершенно чужих ему людей. При этом он не требует благодарности или чего-то другого взамен. Такое самопожертвование достойно уважения и восхищения.

Заключение

Жертвовать собой ради других – удел немногих. Сложно сказать, правы они или нет, но без таких людей жизнь была бы гораздо более жестокой и опасной, чем она есть сейчас.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector