Буллинг в школе – выявить и устранить

Техники и основные принципы разговора с жертвой травли

Важно уметь отличать свои мысли и чувства от того, что переживает жертва:

  • Она может быть в шоке и дезориентирована.
  • Она может не хотеть говорить о произошедшем.
  • Иногда (особенно, если речь идет о родителях, жертва может постараться оградить их от переживаний).
  • Она может считать произошедшее собственным «социальным провалом».
  • Важно! Дать ей возможность самой говорить так, как она может/считает нужным.
  • Использовать приемы активного слушания.
  • Избегать закрытых вопросов, на которые можно ответить односложно.
  • Избегать советов.
  • Не перебивать.

Что делать ребёнку – жертве травли?

Теперь хочется обратиться к детям:

  1. Если вас травят в школе, обзывают, портят одежду и вещи, обязательно расскажите об этом взрослому: родителям, учителю, старшему товарищу. Запомните: попросить помощи – это не слабость, а решение взрослого человека, попавшего в беду.
  2. Не стоит бояться, что «будет хуже», если вы кому-то расскажете о том, что происходит. Будет действительно хуже, если вы останетесь один на один со своей проблемой. Всегда найдется тот, кто сильнее ваших обидчиков и сможет вас защитить.
  3. Если вас травят в интернете, обязательно сохраняйте все переписки, видео, голосовые сообщения, чтобы в дальнейшем использовать их как доказательства совершаемого кибербуллинга.
  4. Если предмет травли можно исправить – исправьте. Если нельзя – не считайте себя виноватыми.

Почему это происходит? как распределяются роли?

У детей есть вполне понятное желание повысить свой социальный статус, стать популярным, обратить на себя внимание. И нередко с помощью травли они пытаются закрыть именно эту потребность.

Для многих буллинг становится возможностью заработать статус в группе сверстников. Наверное, это удивительно, но в большинстве случаев эта стратегия работает! Агрессоров в коллективе воспринимают как более популярных, ведь травля помогает им заработать статус и удержать его с течением времени.

А если говорить о жертве, то чаще всего ею становится тот, кто чем-то отличается от остальных ребят. Но при этом — важно не забывать об этой особенности — стать жертвой буллинга может кто угодно. Никто не застрахован на 100% от этой беды.

Чтобы получить свой статус и поддерживать его, агрессору нужно:

  • Найти подходящую жертву (кого-то неуверенного, физически более слабого, склонного к подчинению и т.д.).
  • Выбрать подходящее время и место для нападения (важно! всегда должны присутствовать свидетели).
Предлагаем ознакомиться  Как настроить себя на работу: секреты мотивации и самоорганизации

В ситуации травли всегда есть определенный набор ролей:

  • Свидетели, которым хочется как можно быстрее уйти из опасной ситуации, если случайно оказались рядом. Им не хочется связываться.
  • Свидетели, которым может нравиться то, что происходит.
  • Свидетели, которым не нравится наблюдать за травлей одноклассника, но они боятся что-то предпринять.
  • Главный обидчик — зачинщик нападения.
  • Помощники зачинщика — могут следить за тем, чтобы жертва не убежала, или чтобы не увидели взрослые.
  • Защитник — тот, кто вступится за жертву.

Буллинг в школе

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Виды буллинга

Социальная травля.
Об ученике распространяют сплетни и слухи (часто они не являются правдой), с ним отказываются общаться, его не берут в совместные школьные проекты, не приглашают гулять, не предлагают пойти в гости и т.д.

Физическая травля. Кто-то более сильный отбирает у ребенка вещи, прячет или портит их. Бьет, толкает, пинает, запирает в школьном классе или туалете, угрожает тем, кто попытается встать на защиту.

Вербальный буллинг. Ученику дают обидные прозвища, смеются над его внешним видом, одеждой, манерой говорить и т.д.

Кибербуллинг. Угрозы, издевательства, оскорбления в соцсетях и мессенджерах. Демонстрация фото и видео, где ученик выставлен не в лучшем свете.

Возможные стратегии поведения с жертвой

  • Конфронтация: можно начать с написания письма или аудиозаписи
  • Встреча с агрессорами — только если жертва готова, взрослому лучше выступать медиатором
  • Игнорирование — это отдельный навык, которому нужно учиться

Техники:

  • Заезженная пластинка: «Нет, я не пойду с вами» — многократное повторение без объяснений
  • Уклонение от нападок: фразы типа «Ты можешь называть меня жирной, но мой вес меня вполне устраивает», «Это может быть твое мнение, но я так не думаю», «Эх, да, но моя мама так вкусно готовит»!
  • Чувство юмора — иногда можно посмеяться над собой (есть ограничения!)
  • Техники концентрации: молитва, «Безопасное место» (техника, в которой ребенок может перенести себя в безопасное пространство в своем воображении).

Жертва

Повод для травли может быть совершенно любой. Чаще всего жертвами становятся дети:

  • с физическими недостатками или особенностями развития (сниженный слух или зрение, ДЦП и др.);
  • неуверенные в себе, замкнутые, с повышенной тревожностью и низкой самооценкой;
  • с особенностями внешности (веснушки, полнота/худоба и др.);
  • с низким интеллектом и проблемами в учебе;
  • «любимчики» учителей или наоборот изгои.
Предлагаем ознакомиться  11 самых распространенных психических расстройств

Что объединяет всех жертв, так это невозможность противостоять обидчику, защитить себя, дать отпор.

Как определить жертву травли?

Жертвой травли может стать абсолютно любой ученик (никогда нет 100% гарантии, что кого-то она обойдет стороной). Всегда помните про главную цель агрессора: повышение собственного статуса за счет принижения другого ученика. Выбор его, вероятнее всего, падет на того, кто просто будет отличаться в наибольшей степени от других ребят.

У кого шанс стать «выделенным» выше?
  • у ребенка с высоким уровнем тревожности: мало друзей, он не уверен в себе и предпочитает проводить время со взрослыми;
  • дети, у которых есть трудности в обучении, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, диабет, эпилепсия, иные хронические заболевания, особенно если они имеют яркое проявление во внешности или поведении, «заметны» для окружающих;
  • часто травят тех, кто не соответствуют общепринятым представлениям о собственном поле: например, слишком маскулинных девочек (тех, у кого много «мальчишечьих» черт);
  • дети, которые подвергаются в семье гиперопеке со стороны родителей и те, у кого мало опыта общения со сверстниками;
  • дети из семей с низким социально-экономическим статусом, иноязычные, инокультурные.

Как отличить травлю от других типов нежелательного поведения?

  • Это обидные/ оскорбительные действия?
  • Это делается специально?
  • Это повторяется, или есть высокий риск повтора?
  • Форма буллинга (физический, вербальный, косвенный, кибер) — НЕ является релевантным критерием для принятия решения.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Распространенность буллинга в зависимости от пола и возраста

Согласно результатам исследования ЛПАП Института образования НИУ ВШЭ (2020 г.), мальчики чаще оказываются вовлеченными в физическую травлю, причем как в роли жертв, так и в роли инициаторов. При этом они реже, чем девочки, оказываются инициаторами социальной травли. А вот девочки-инициаторы травли имеют склонность к тому, чтобы делать это время от времени, мальчики же — на постоянной основе. Как правило, распространенность буллинга падает к старшей школе, классы «группы риска» — 7 и 8.

Решение проблемы: важные вопросы

Один из подходов в решении задач, связанных с буллингом, — проблемно-ориентированный. Поэтому, когда мы пытаемся говорить со школьником, ставшим жертвой, мы можем строить наш разговор, опираясь на наводящие вопросы.

  • В чем заключается проблема?
  • Как ты себя чувствуешь в связи с ней?
  • Дать в сокращенной форме обратную связь для прояснения и для того, чтобы жертва могла почувствовать себя услышанной.
  • Что из того что ты пробовал(а) было успешным, хотя бы частично? Важно акцентировать внимание на том, в чем силен ребенок — так закрепится его положительный опыт.
  • Что ты еще можешь попробовать сделать?
  • Какие у тебя есть варианты дальнейшего поведения?
  • Какие будут последствия каждого из этих вариантов?
  • Какой вариант кажется тебе наилучшим?
  • Как ты собираешься это делать?
  • Признать, что разговор был трудным, поблагодарить за смелость!
Предлагаем ознакомиться  10 важных советов подросткам мальчикам. Психология подростка мальчика. Советы родителям подростков 9-15 лет

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Чем характерен буллинг?

Для начала разберемся в понятиях. Буллингом называют повторяющиеся попытки более сильного индивида (или группы) причинить боль, унизить, расстроить или каким-то иным образом стрессировать менее сильного индивида (или группу) [Olweus, 1993].

  • неравенство сил между жертвой и обидчиком;
  • повторяемость;
  • переживание жертвой чувства беспомощности;
  • активная поддержка, подразумеваемое одобрение или безразличие со стороны других участников ситуации.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

Винить только школьных преподавателей в буллинге в школе нельзя. По большей части, в этом виновата система. Но в глазах родителей это не оправдание, ведь пострадавшими из-за невыполнения школой своих обязанностей являются дети. Много детей – в каждом городе и каждой школе.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector