Аномия – понятие, теория, примеры и преодоление аномии

Что это значит?

Органическая солидарность – это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия – это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По дюркгейму

В своей книге под “аномией” Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

По сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии.

Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия.

Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить.

Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

перейти наверх

Текст научной статьи

С усложнением форм социальной организации, социальных связей и отношений, характер которых отличается противоречивостью и неоднозначностью развития, пространство аномии имеет тенденцию к расширению, объемля собой все сферы общественной жизни. Так аномия становится одним из факторов, продуцирующим саму себя, тем угрожая состояниям устойчивости и социальной целостности.

Предлагаем ознакомиться  Психосоматические заболевания: виды, причины появления, способы лечения

Поскольку аномия представляется нам как важнейший фактор риска, угрожающий национальным интересам, понимаемым предельно широко, создание условий, способствующих ее преодолению, есть предпосылка «снятия» негативных явлений, с нею сопряженных. Возникновение термина «аномия» в качестве социологического понятия связывают с творчеством Э.

Дюркгейма, который ввел его в научный оборот, понимая под ним соcтояние социальной дезорганизации. Аномия как социальное явление является спутницей всякого общества и вызывается множеством причин самого разного характера, но в первую очередь ослаблением и даже разрушением базовых культурных и этических норм, регулирующих основы человеческой деятельности.

В условиях «безнормности», отсутствия или снижения нравственных императивов возникают угрозы для индивидуального и коллективного существования, на что обратил внимание в работе «О разделении общественного труда» Э. Дюркгейм, рассматривая специфику перехода традиционного общества к индустриальному, а в терминологии французского исследователя — от механической солидарности к органической.

Следствием неполноты этого перехода, по мнению ученого, стали утрата коллективных форм жизнеустройства, разрушение традиционных — религиозных и нравственных — ценностей, трансформация патриархально-общинного уклада и мировоззрения, расшатывание основ веками закрепленного социального порядка. Согласно Э.

Дюркгейму, в коммерческом и индустриальном обществе, в котором институт частной собственности получил особое развитие, создаются условия для расширения пространства аномии, которая пронизывает собой все сегменты общества. Развитие капитализма сопровождалось установлением и использованием рационализированных, формализованных практик, которые, потеснив неформальные способы организации жизни, способствовали успешной регуляции всего спектра социальных отношений.

На смену архаичной нормативной системе приходит новая, соответствующая сложности экономического и политического развития, результатом чего становится конфликт между еще не утвердившими себя институционализированными формами социальных взаимодействий и прежними, уже не достаточно эффективными с точки зрения регуляции.

Закрытое общество сменилось открытым, и это, с одной стороны, позволило индивидам и группам индивидов более свободно перемещаться по социальной лестнице, получить более широкие возможности для самореализации. Преодоление границ прежнего, закрытого, бытия позволило минимизировать проявления аномии, с ним связанные, но, с другой стороны, создало условия для ее воспроизводства. Э.

Дюркгейм обратил внимание на хаотичность общественных процессов, свойственную переходным периодам, на неопределенность социальных состояний и ожиданий, сложность фактора предсказуемости будущих сценариев развития, слабость механизмов эффективного управления, и в этом заключается классическое наследие его идей.

В таких условиях проявления аномического характера предопределены: множатся риски социальной дезорганизации, депривации и социального отчуждения, которые могут выступать в самых различных формах, в том числе и в форме самоубийства, анализ которого был блестяще осуществлен Э. Дюркгеймом. Вскрывая причины этого явления, распространенность которого приходится на периоды глубоких социальных преобразований и потрясений — подтверждением чего является и современная практика, — ученый приходит к выводу о зависимости самоубийства от социального контекста — экономического, политического, религиозного.

Предлагаем ознакомиться  Препараты для кодировки от алкоголизма список

Не избежали аномических проявлений и общества эпохи постиндустриализма. Скорость, с которой разворачиваются современные социальные процессы, а также их противоречивое содержание создают условия для воспроизводства социальной аномии. Среди причин первого порядка следует выделить факторы, имеющие отношение к сфере экономики, на что обратил внимание Э.

Дюркгейм, который рассматривал аномию в контексте противоречивых процессов, связанных с разделением труда, и это придает его размышлениям современные черты. Происходящие в сфере экономики противоречивые процессы демонстрируют неравномерность ее развития как внутри самих государств, где обнаруживаются полюса богатства и бедности, и эта пропасть имеет тенденцию к увеличению в большинстве из них, так и между ними.

Экономическая нестабильности, невысокие уровень и качество жизни основной части населения, расширение пространства экономической стратификации, недостаточность материальных и финансовых средств для обеспечения более или менее приемлемого образа жизни, невозможность удовлетворения растущих потребностей, в изобилии предлагаемых обществом потребления, и многое другое благоприятствуют развитию аномии, проявляющейся в самых различных формах — от собственно экономической до профессиональной и моральной.

Особенно остро общество реагирует на проявления экономической депривации, суть, которой состоит в первую очередь в несправедливом распределении материальных ресурсов, что ограничивает уровень потребностей определенных групп населения, с одной стороны. С другой — это недостаточное потребление или вынужденный отказ от необходимых для развития индивида материальных потребностей и необходимого набора социальных услуг.

В ситуации лишения — реального или мнимого, формируемого под влиянием, как объективных условий, так и субъективных ощущений (так называемая относительная депривация), конфликта между социальной реальностью и социальными экспектациями (между тем, что индивиды желают, и тем, что они имеют), возникают состояния, близкие к аномическим.

Экономическая депривация, а значит, и аномия проявляются в различных формах бедности и социального неблагополучия. И этому способствуют не только низкий уровень материального достатка, на что болезненно реагирует индивид, но и невостребованность на рынке труда знаний и квалификационных умений, невозможность реализации в полной мере своих дарований и потенций, иными словами, неудовлетворенность в реализации базовых потребностей, таких как потребность в самовыражении и самоидентификации.

Формируются чувства социальной ненужности, ущемленности, брошенности, следствием чего становятся процессы «затрудненной» социализации, ослабление социабельности, возникновение таких «альтернативных» социальных явлений, как социальное изгойство, эскапизм в различных формах своего выражения. Д. Г. Литинская, рассуждая на тему эскапизма, отмечает, он «рассматривается главным образом как инструментальная стратегия социального поведения, которая служит «бегству от…» повседневных практик контроля, отчужденности, анонимности жизни, присущих современному обществу, и является, в конечном счете, формой адаптации индивида к социуму, даже если ее результатом окажется его частичная социальная дезаптация»[2, 308].

Предлагаем ознакомиться  Развитие воображения у взрослых посредством упражнений

Социальная аномия возникает как результат «множественной» депривации. Значительную роль в расширении пространства аномии играют процессы углубляющейся социальной дифференциации, формой выражения которой является неравенство, при котором индивиды и группы индивидов находятся на различных ступенях социальной иерархии, а социальная пропасть, отделяющая их, все более углубляется, становясь символом социального неблагополучия.

Это и неравный доступ к основным жизненным благам, и неравные шансы в возможности самореализации, и несправедливое вознаграждение и т. д. С углублением неравенства масштабы и объем среднего слоя сокращаются, а доля бедного населения в социальной структуре большинства современных государств увеличивается.

Высокими оказываются и показатели преддонья, к которому относятся те слои населения, или социальные аутсайдеры, у которых достаточно высоки риски оказаться на социальном дне. С усилением факторов неравенства и имущественного расслоения, создающих широкое пространство социальной несправедливости, увеличиваются и риски аномических проявлений.

Связь аномии и социально-экономического статуса очевидна, и это подтверждают результаты социологических исследований: наиболее высокий процент лиц, совершающих девиантные и делинквентные поступки, относятся к низшим слоям. Социальное неравенство, выступающее, в том числе и в форме дифференциации социальных статусов, является одной из причин аномического поведения.

В условиях транзита расширяется пространство социального и морального отчуждения. В нормативно-ценностной системе происходит своеобразный «разлом» по причине того, что прежние идеалы и нормы разрушены, а новые находятся на стадии становления. Сформировавшийся «стык» времен приводит к маргинализации и «вакуумизации», в результате чего конфликт индивида с обществом становится неизбежным, а процессы адаптации к быстро меняющимся условиям внешней среды — все более затруднительными.

Итогом становятся проявления ценностного нигилизма, следование не общепринятым, а отвечающим индивидуальным и коллективным запросам нормам. Происходит размывание этической традиции, ее наполнение псевдосмыслами, ориентация на ложно понимаемый прагматизм. Некритическое восприятие сформировавшихся таким образом этических установок ведет к деформациям и девиациям различного содержания, создавая условия для депривации — индивидуальной и групповой.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, “благодаря” которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие – критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества “А так ли они важны, как думалось?”. Распад социальной целостности.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector