Поведенческие теории лидерства — Энциклопедия по экономике

Введение

Управление должно обеспечивать
упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное
функционирование и развитие.

Современная научно-техническая революция
коренным образом изменила условия и характер производственных, хозяйственных и
социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в
состоянии единолично управлять всем.

Иными словами, управление должно
обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность,
нормальное функционирование и развитие.

Целью конкретного управленческого процесса
является изменение или, наоборот, сохранение управленческой ситуации, т. е.
такой совокупности обстоятельств, которые оказывают (могут оказать в будущем)
положительное или отрицательное влияние на организацию. Эффективное управление
должно быть своевременным, что требует выбора наиболее удачного момента для
начала соответствующей деятельности, оптимальной последовательности отдельных
этапов, исключения неоправданных перерывов и потерь времени. Важность учета
этих обстоятельств в условиях постоянного усложнения хозяйственных процессов
трудно переоценить.

Теории власти, лидерства и влияния
изучаются уже давно.

Например, Фред Филдер известен как один из
первых экспертов по управлению, вставших решительно на позицию поддержки теории
случайностей. Он считал, что эффективность стиля управления может быть оценена,
если только этот стиль соответствует данной ситуации. Он также считал, что
успех или эффективность того или иного стиля управления зависит от трех
факторов: отношений руководителя с подчиненным, структуры производственных
заданий и уровня власти руководителя.

Еще одним ситуационным подходом является
теория движения к цели, разработанная Робертом Хаусом. Свое название эта теория
получила на основе выводов о том, что преуспевающий лидер обязан выполнять три
вида задач. Он должен, прежде всего, объяснить подчиненным, как наилучшим
образом достичь поставленных целей, разработать и внедрить методы их
достижения. В процессе выполнения производственных функций руководитель
осуществляет координационную и направляющую деятельность.

В теории власти выделили семь типов.
Следует заметить, что за последние годы преодолены существенные
интеллектуальные, а в ряде случаев и финансовые различия между руководителями и
подчиненными.

Актуальность работы заключается в том,
главная цель руководителя организации заключается в эффективности ее
функционирования. Управление происходит, прежде всего, за счет лидерства и
власти в организации, а также способности влиять на различные изменения.

Цель курсовой работы — провести анализ
поведенческих теорий лидерства.

Задачи:

1.  Изучить понятие лидерства

2.       Проанализировать теории лидерства
с точки зрения поведенческих позиций

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе изучаются сущность и характерные черты современного менеджмента,
а также рассматривается понятие лидерства (руководства) в современных
организациях. Во второй главе проводится анализ поведенческих теорий: Концепция типов руководства
МакГрегора, Теория стилей руководства К. Левина, Четыре системы Р. Лайкерта,
управленческая решетка Блэйка и Мутона.

Предлагаем ознакомиться  Как бросить девушку: советы для безобидных расставаний

менеджмент лидерство руководство
поведенческий

2 Понятие лидерства (руководства) в
современных организациях

Руководство или лидерство — процесс влияния на подчиненных, являющийся
способом заставить их работать на достижение единой цели.

Руководить (в бизнесе) — означает быть способным заставить весь коллектив
стремиться к выполнению задач» стоящих перед организацией.

Прежде всего, руководство стоит рассматривать как процесс, который, в
свою очередь, может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя,
направленные на достижение промежуточных, оперативных целей. Другим элементом
руководства является непосредственно влияние на учеников, подчиненных, друзей и
т. п.

Наличие такового со стороны одного человека позволяет выделить лидера,
способного подчинить себе остальных с их добровольного согласия. Такая
готовность быть ведомым может быть как осознанной, так и подсознательной.
Обычно человек согласен идти за кем-то, подчиняться лишь в случае, если видит в
этом те или иные выгоды для себя. Это может быть награда, поощрение, личная
выгода и т. д.

Уровень подчинения зависит от мотивации, личных взаимоотношений,
организаторских талантов руководителя, качества руководства.

Третий элемент лидерства — обязательное наличие последователей и общей
цели, на достижение которой будут направлены совместные усилия. Как упоминалось
в теме о мотивации, личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить
их во имя решения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, то
есть цели индивида в группе должны быть либо подчинены целям всей группы, либо
не должны мешать их достижению. Чтобы ситуация складывалась именно так, а никак
иначе, руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

Начать следует с рассмотрения идеи о том, что результаты руководства
изначально заложены в системе его осуществления. Результат руководства —
производная от качества его исполнения.

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в
какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом,
обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы,
за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для
нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную
роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в
группе [3, c. 68].

Предлагаем ознакомиться  Боязнь заболеть — это какая фобия?

В психологии приняты различные классификации лидеров:

по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т.
д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой
должности;

неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих
способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение
обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы,
навязывает свое мнение.

Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их
аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть
полномочий делегирует другим членам группы.

Анархичный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни
на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует.
Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в
группе распределяются хаотично.

В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а
чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им
коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников
совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не
обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не
возложены никакие официальные обязанности.

Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то
взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной
деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать
конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового
развития.

Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как
правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом
чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития
оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание
позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель,
будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности,
нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате
сообщества.

В корпоративных группировках также, как и в группах высокого
социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и
руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания
лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом
плане групп носят принципиально различный характер.

Предлагаем ознакомиться  Основные виды стресса. их классификации и характеристики

Так, если в корпоративных
группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным
приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в
просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно
эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый
фундамент реализации формальной власти [13, c. 81].

Заключение

Поведенческий подход (1940-50-е гг.) рассматривает лидерство как набор
образцов поведения руководителя по отношению к подчиненным. Эти теории
основываются не на лидерских качествах, а на лидерском поведении, на стиле
руководства. Основная идея поведенческих теорий — лидерами не рождаются, а
становятся, т.е. возможна подготовка лидеров по специально разработанным
программам.

Стиль руководства — привычная манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, оказывающая на них влияние и побуждающая их к
достижению целей организации. Стиль руководства конкретного лидера определяется
по следующим параметрам: степень делегирования полномочий; использование типа
власти; приоритетность заботы о выполнении задачи или заботы о человеке; тип
коммуникационных связей.

К числу основных поведенческих моделей лидерства относятся теория «X» и
«Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р.
Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и
Э. Харриса и др.

Основные теории лидерства различают два возможных поведения лидера:

поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к
потребностям работников, забота о развитии персонала);

поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой
ценой (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных, недооценке
необходимости развития персонала).

В целом поведенческие теории лидерства способствовали усилению внимания к
вопросам обучения эффективным формам поведения. Задача организации
представлялась не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе
отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления
людьми.

Поведенческий подход заложил основы для классификации стилей руководства,
направил усилия менеджеров на поиск оптимального стиля, однако уже в начале
1960-х гг. стал рассматриваться как ограниченный, так как не учитывал целого
ряда других важных факторов, определяющих эффективность управленческой
деятельности в той или иной ситуации.

Основной вывод представителей поведенческих теорий лидерства сводился к
следующему. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных
задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их
развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы,
дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями,
которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector