Способы преодоления боязни школы

Виды школьных страхов: что вызывает тревогу у детей

Школьные страхи – обобщающее наименование многочисленных и разнообразных тревог ребенка, связанных с пребыванием в учебном заведении. Что конкретно боится ученик? Чаще всего переживания учащихся связаны со следующими ситуациями.

Что может помочь ребёнку справиться со страхом?

1. Общение. Разговаривайте с ребёнком, спрашивайте у него, чего он боится и почему. Рассказывайте о своих страхах и о том, что вам помогло их преодолеть. Если ребёнок не хочет отвечать, то спросите, чего боится его игрушка (в игровой форме). Вербализация страха притупляет его силу, и он уменьшается.

2. Рисование и лепка. Страх можно нарисовать и выкинуть, можно залить водой или нарисовать себя рядом — «не боящегося». Можно слепить и изменить в нём что-то, сделать смешным.

3. Сказка. Сказку можно сочинить вместе. Попросите ребёнка сочинить историю, в которой он является главным героем и сталкивается с чем-то страшным (важно аккуратно к этому подвести), пусть ребёнок даст волю своей фантазии, но в конце обязательно попросите его завершить сказку так, чтобы он вышел победителем. Читайте сказки, где главный герой побеждает свои страхи. Обсуждайте их.

4. Игры. Вы можете вместе с ребёнком проиграть момент встречи со страхом. Пусть он среди всех своих игрушек выберет ту, что ему напоминает страх, и ту, что похожа на него самого. Спросите, когда страх приходит к нему и что говорит. Пусть ребёнок станет своим страхом и поиграет «за» него. Когда ребёнок принимает на себя роль страха, он прорабатывает его и часто перестаёт бояться.

5. Песочница, песок. Игры с песком очень успокаивают детей. Если у вас есть песочный стол, то обязательно предложите ребёнку порисовать на нём — любые сюжеты или просто героев. Подобного рода занятия укрепляют нервную систему.

6. Досуг. Хорошие впечатления — залог отличного настроения. Что может порадовать ребёнка? Прогулки, игры, творчество и, конечно же, вы рядом!

7. Специалист. Мы живём в XXI веке, и найти подходящего специалиста не составляет труда. Главное — желание. Мы, детские психологи, всегда готовы помочь ребёнку и поддержать его родителей. Лично я обожаю сказкотерапию, поэтому на занятиях с дошкольниками пользуюсь этим методом. Мы слушаем сказки, сочиняем, проигрываем и оставляем свои страхи в кабинете психолога!

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Иллюстрация: Shutterstock (xnova)

Боязнь контактировать с одноклассниками

Нередко страхи перед школой возникают из-за плохих отношений ребенка со сверстниками. Тревожный и застенчивый ученик из-за отсутствия коммуникативных навыков не может найти общий язык с одноклассниками. Его постоянно унижают и обижают ровесники, он – объект насмешек и издевательств.

Боязнь не соответствовать родительским ожиданиям

Часто родители внушают ребенку, что он должен быть самым лучшим учеником в классе. От него требуют отличных результатов по всем предметам. Школьника страшат возможные неудачи в школе. Он боится, что из-за плохих отметок его разлюбят родители.

Из-за чего возникают школьные страхи: причины

Навязчивые страхи часто провоцируют реальные психотравмирующие ситуации, произошедшие в стенах учебного учреждения. Конфликты со сверстниками, непринятие новенького в сложившийся коллектив, издевательства и насмешки болезненно переживаются незрелой личностью, не умеющей дать адекватный отпор обидчикам.

Типичная причина формирования иррациональных страхов – некорректное поведение педагогов. Авторитарные, требовательные, нечуткие преподаватели неосторожным словом и некорректным замечанием лишают робкого и застенчивого ученика спокойствия и психического равновесия. «Классическая» преподавательская стратегия – высмеивание недостатков школьника перед классом – внушает ребенку мысль о своей неполноценности и никчемности.

Причины школьных страхов пускают корни в особенности отношений внутри семьи. Благодатная почва для развития комплекса неполноценности и алогичной тревоги – гиперопека. Часто взрослые чрезмерно опекают ребенка, не позволяют ему самостоятельно преодолеть преграды, выполняют всю посильную для школьника работу вместо него.

Предлагаем ознакомиться  9 МАГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ СТРИЖКИ...

Распространенная ошибка родителей, способствующая формированию страхов – постоянное недовольство деятельностью ребенка, завышенные требования, несправедливая критика. Взрослые часто хотят, чтобы их отпрыск был отличным учеником и имел хорошую успеваемость по всем предметам. Они сурово наказывают школьника за плохую оценку, обвиняют в отсутствии прилежания и старательности.

Негативные внушения от родителей формируют у ребенка убежденность в его неполноценности. Возникает замкнутый круг: школьник испытывает сильный страх перед наказанием, нервное напряжение приводит к еще большему ухудшению успеваемости, он получает новую порцию критики от родителей. Такая юная личность – потенциальный «клиент» психиатров в будущем.

Причина страхов – неопределенность в стратегии родительского воспитания, так называемый «маятниковый стиль». Эта та ситуация, когда мать требует от своего отпрыска соблюдения одних правил, а отец настаивает на диаметрально противоположных вещах. Ребенок не понимает, чего от него хотят, и не знает, как правильно поступить. Внутренний конфликт лишает его стабильности и делает неуверенным человеком.

Виновник страхов– невнимание и неуважение к юной личности. Родители, занятые строительством бизнеса или обустройством личной жизни, игнорируют потребности малыша и не придают значения его переживаниям. Маленькой личности некому поведать о своих проблемах, он не встречает понимания и сочувствия. Ребенок ощущает себя лишним «изгоем». Психологический дискомфорт провоцирует возникновение анормальных страхов.

Как проявляются фобии: свидетельства проблемы

Навязчивый неуправляемый страх проявляет себя не только при нахождении в учебном учреждении. Паника возникает уже при предвкушении необходимого похода в школьные пенаты. Неконтролируемые панические страхи, достигшие размеров фобии, проявляются вегетативными нарушениями, поведенческими изменениями, эмоциональными расстройствами.

Ребенок, охваченный страхами, жалуется на головную боль, трудности в дыхании, неприятные ощущения в эпигастральной области. У некоторых учеников предвкушение похода в школу вызывает повышение температуры до субфебрильных значений. Ученик, попавший в плен страхов, страдает от бессонницы, ему мучают ночные кошмары. Изменяется пищевое поведение школьника: он теряет аппетит или, наоборот, начинает много и часто кушать.

Фиксируется нестабильность эмоционального статуса. Он часто беспричинно плачет. Ученик, охваченный страхами, выглядит подавленным и отрешенным. Дружеским компаниям он предпочитает одиночество. Иногда учащийся становится раздражительным и агрессивным. Он провоцирует ссоры и драки с одноклассниками.

Деструктивные школьные страхи требуют незамедлительной врачебной помощи, поскольку незрелая психика ребенка самостоятельно не способна устранить это разрушающее чувство. Несвоевременная коррекция психоэмоционального состояния школьника приводит к быстрому отягощению фобии и присоединению к ней тяжелых депрессивных состояний.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте.

Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются.

Предлагаем ознакомиться  Боюсь спать одна ночью что делать. Гипнофобия — боязнь сна

Помощь родителей

Роль родителей в формировании детской психики очень значимая. От них зависит, будет ребенок спокойным или будет бояться каждого шороха.

Увидев симптомы дидаскалейнофобии, нужно поговорить, узнать, угнетают ли ровесники, как относятся учителя, есть ли друзья. Важно не давить на ребенка. Задавать вопросы спокойным тоном.

Другие советы:

  1. Объяснить ребенку, почему он должен ходить в школу. Сказать, что родители хотят иметь умного сына или дочку. Рассказать о том, что в учебном заведении можно встретить хороших друзей. Обязательно нужно поделиться собственными приятными воспоминаниями. Не стоит говорить, что в школе ожидают только позитивные моменты.
  2. Отводите ребенка в школу. Особенно важно это делать в первых классах, тогда он будет чувствовать себя в безопасности. При прощании обязательно улыбайтесь.
  3. Нужно начать готовить к обучению заранее. Читайте вместе книги, смотрите полезные мультфильмы, учите считать и грамотно отвечать на вопросы.

Частая проблема у школьников — заниженная самооценка. Получив плохую оценку, они считают себя глупыми. Родителям стоит создать ощущение успеха, чтобы ребенок понял, что он может быть хорошим учеником. Накопление негатива приводит к депрессии.

Проблемы детей воспринимайте серьёзно. Даже если родителям проблемы кажутся несущественными, нельзя демонстрировать пренебрежение. Лучше расскажите, какие есть варианты преодоления проблемы.

Причины

Часто маленьких детей, которые посещают детский сад, пугают школой подростки или взрослые, рассказывают, что задают много уроков, за несделанное домашнее задание учитель может наказать, что родители негативно реагируют на плохие оценки и бьют своих детей.

Для детей школа —это место, где нужно вести себя хорошо и выполнять все задания.

Дети, которые уже посещают школу, также могут испытывать к ней страх. Это последствия длительного процесса, когда ребенок подвергается негативному влиянию сверстников или взрослых.

Основные причины фобии у учеников начальных классов:

  • издевательства со стороны сверстников или старшеклассников;
  • невозможность адаптироваться в новом коллективе;
  • неумение строить отношения с одноклассниками;
  • постоянные угрозы;
  • публичные высказывания от учителей.

Часто жертвами боязни школы становятся дети-изгои. У них нет друзей, опоры и поддержки. Ребенок не умеет давать отпор и сопротивляться, он становится жертвой постоянных унижений.

Другая распространённая причина появления дидаскалейнофобии — чрезмерные нагрузки. Современные школьные программы являются максимально сложными для детей. Материала много, времени мало.

Некоторые дети посещают спортивные секции или творческие кружки. Желательно, чтобы их было не больше 1-2.

У некоторых школьников природа страха отличается от предыдущих. Они боятся, что будучи в школе, с родными может случиться что-то ужасное. Иногда этот страх настолько сильный, что ребенок считает себя ответственным за жизнь каждого члена семьи. Подобная психологическая травма — результат семейных ссор и скандалов.

Причины сильных детских страхов:

1. Негативный детский опыт — это любая травмирующая ситуация, то есть то, что сильно напугало ребёнка: собака, поезд, громкий крик и так далее.

2. Ошибки в воспитании — нарушенная привязанность, отсутствие гармоничных отношений между мамой и ребёнком могут служить катализатором детских страхов.

3. Тревожные родители — эмоциональное беспокойство, напряжённость взрослых, установка на неудачу и наличие своих собственных нерешённых страхов (особенно у мамы) передаются ребёнку. Такие установки, как «Ты упадёшь», «Ты ударишься», «Тебя может сбить машина» и так далее формируют чувство тревоги в ребёнке, которое потом трансформируется в страх.

4. Конфликты и агрессия в семье. Конфликты между родителями сильно влияют на детей. Часто дети чувствуют вину за ссоры родителей и боятся оказаться их причиной. Агрессивное поведение по отношению к любому человеку ещё ни разу не было признано положительным. Когда родители доминируют, наказывают и властвуют, у ребёнка теряется базовое доверие к миру и ощущение безопасности. Как следствие, такие дети находятся в постоянном ожидании беды, что формирует проявление страхов.

5. Фильмы, компьютерные игры, видеоролики. Ко мне часто приводили на консультации детей, которые в ютьюбе насмотрелись страшных роликов. Не зря фильмы имеют возрастные ограничения, ведь дети не могут критически посмотреть на происходящее в сюжете (будь то фильм или игра) и начинают бояться повторения подобного рода ситуаций в их жизни.

Предлагаем ознакомиться  Какие девушки нравятся парням

6. Психические расстройства. Страх может быть признаком невроза, невропатии. Для того чтобы это определить, нужна диагностика у нескольких специалистов.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.

Психотерапия

Бывает, что боязнь школы становится неконтролируемой и проявляется ежедневно. Нужно обращаться к специалисту. Отличное решение — пройти курс психотерапии у детского психиатра.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Страх выступления перед широкой аудиторией

Многие дети чувствуют себя уверенно в узком кругу родных и друзей. Однако перспектива прочитать стихотворение перед классом или решить пример у доски лишает таких ребят спокойствия и уверенности.

Страх перед определенным распорядком

Боязнь учеников младшего школьного возраста часто связана с необходимостью соблюдать установленный распорядок. Ученики переживают, что они могут опоздать на урок. Их страшит, что они не успеют завершить задание до окончания урока. Их тревожит, что они могут дома забыть форму для физкультуры. Такие страхи характерны для детей, от которых родители не требовали соблюдения режима дня и не приучали к соблюдению порядка.

Страх перед преподавателями

Некоторые ребята панически боятся учителей и директора. Часто такие страхи связаны с тем, что они не стали «любимчиками» у педагогов. Преподаватели демонстрируют неприязнь к ученику, занижают оценки, критикуют его недостатки перед классом.

Страх перед экзаменами и проверочными работами

Не каждый учащийся уверен в достаточности своих знаний. Школьник сомневается, что сможет правильно выполнить задания проверочных работ. Он очень боится допустить ошибку и получить низкий балл на экзамене. Такой страх часто связан с предвкушением наказания со стороны взрослых.

Страх разлуки с родителями

Ученикмладшего школьного возраста боится расстаться с родителями, поскольку только в их присутствии он чувствует себя спокойно и уверенно. Такая тревога присуща ребятам, которых чрезмерно опекают взрослые.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector