Человек, личность, индивид, индивидуальность

История исследований личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспери-ментальный.Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до началаXIXв.

В первые десятилетия XIXв. наряду с философами и писателями пробле-мами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клиничес-ких условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.

При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил названиеклинический. Вплоть до началаXXв. философско-литера-турный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

Основными проблемами психологии личности в философско-лите-ратурный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном твор-честве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установ-лено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы.

Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, затор-моженности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психо-терапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов.

Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдель-ных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его лич-ность и понять более или менее комплексные формы его социального поведе-ния.

Предлагаем ознакомиться  Телесноориентированные практики в индивидуальной и групповой психологической работе

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собран-ных в клинике единичных данных.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф. Лазурский разра-ботал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.

Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей наз-вание «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспери-ментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности.

Из всех определений личности, предложенных в начале эксперимен-тального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирую-щаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Подходы к изучению личности в отечественной психологии

В отечественной психологии подходы к пониманию личности и ее развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой.

Б.Г. Ананьеврассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: как биологический вид, как индивида в онтогенезе, как личность, как часть человечества.

С точки зрения К.А. Абульхановойличность есть субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе становления личности лежит развитие таких качеств, как активность, способность к организации времени, социальное мышление.

Согласно подходу А.Н. Леонтьева и А.В. Петровскоголичность высту-пает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

В.В. Мясищеврассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм отражения.

Суть подхода К.К. Платоновав том, что личность имеет динамическую функциональную структуру, элементами которой являются направленность, опыт, особенности психических процессов, биопсихические свойства.

Д.Н. Узнадзеполагает, что личность – это целостное и духовное образо-вание. Мотивы и поступки личности могут носить и неосознанный характер.

В соответствии с подходом Д.И. Фельдштейнав онтогенезе личность развивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости.

Современные теории личности

Теории личности – это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности (табл. 2).

Таблица 2

Теории личности

Теория

Сущность теории

Психодинамическая теория

(З.Фрейд)

В рамках этой теории – личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З. Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго

Аналитическая

теория

(К. Юнг)

Согласно данной теории личность – совокупность врож-денных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношений отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессозна-тельного и сознательного, а также экстравертированной и интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока: коллек-тивное бессознательное, индивидуальное бессознательное, индивидуальное сознательное. Архетипы – наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.).

Архе-типы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе и т.д.

Когнитивная

теория

(Дж. Келли)

Согласно теории личность – это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов

Поведенческая

теория

(А. Бандура)

Личность в этой теории – это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости – с другой

Деятельностная теория (С.Л.Рубинштейн,

А.Н. Леонтьев,

А.В. Брушлинский)

Согласно этой теории личность – это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль

Предлагаем ознакомиться  написала бывшему, как вернуть его ??

Существуют следующие основные типы современных теорий личности (табл. 3).

Психодинамические теорииописывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, или внутренних (субъективных), характеристик.

В социодинамических теорияхглавная роль отводится внешней ситуации и не придается существенного значения внутренним свойствам личности.

Интеракционистские теорииоснованы на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Таблица 3

Современные теории личности

Основание для классификации

Типы теорий личности

Способ объяснения поведения

Психодинамические

Социодинамические

Интеракционистские

Способ получения данных о личности

Экспериментальные

Неэкспериментальные

Угол зрения на личность

Структурные

Динамические

Экспериментальные теорииличности построены на анализе и обобщении собранных опытным путем фактов.

Неэкспериментальными называют теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения, опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Главной проблемой структурных теорийявляется выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называются теории, основная тема которых – преобразо-вания, изменения в развитии личности, т.е. ее динамика.

Факторы социализации, формирования и развития личности

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоя-тельства, к числу которых относят: макро — и микросреду, воспитание, деятель-ность, социальное взаимодействие и искусственную среду обитания человека (табл. 1).

Таблица 1

Социальные факторы формирования и развития личности

Факторы

Характеристика факторов

Макросреда

Это общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международный связей и отношений и т.д.

Микросреда

Это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студен-ческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие, ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой

Воспитание

Специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, полити-ческое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и т.д.

Деятельность

Игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практи-ческих действий, поведения

Социальное взаимодействие

Все многообразие его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми

Искусственная среда обитания

Это современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая созда-ется современными радио-, теле- и другими техническими устройствами

Предлагаем ознакомиться  Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

Формирование и развитие личности

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значе-ния общества и различных социальных групп для развития личности, законо-мерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий.

Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия – недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2–3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психоло-гической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э. Эриксону, возникают не на пустом месте – их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возник-нуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно.

Таблица 5

Оцените статью
Консультант
Adblock detector