Почему ребенок не хочет ходить в школу? 5 причин

Причина 5: ребенок считает, что к нему придираются

Ребенок уверен, что его усилия недооценили, а учитель специально занижает ему оценки.

Что делать? Прежде чем помогать ребенку справиться с несправедливостью жизни, надо понять, насколько его требования адекватны. Часто дети из-за завышенных ожиданий не могут найти общий язык с учителем. Они могут ожидать, например, что их будут хвалить за все так же, как хвалят дома.

Учитель — представитель объективной системы оценки. Если ребенок не сделал половину заданий, то странно ожидать восторгов и громадной похвалы.

Хвалить надо за ощутимый результат. Научите ребенка стараться и достигать результатов без постоянного желания услышать заветное «молодец».

Следует помнить, ребенок не только учится, но и получает социальный опыт. Контакт с людьми, которые относятся к нему предвзято, — это тоже часть жизни.

Отношения со сверстниками

Одна из самых частых причин отказа ходить в школу – плохие отношения с одноклассниками. К сожалению, так уж заложено самой природой, что дети довольно часто бывают слишком жестокими. Они не способны видеть ситуацию так же объёмно, как это делают взрослые. Отсюда возникает иная оценка её последствий и собственных действий.

Сверстники могут издеваться над тем, у кого имеются какие-либо внешние недостатки. Но зачастую всеобщее неприятие возникает из-за какой-то особенности ребёнка и из-за его поведения. Обычно это происходит, когда ученик переходит в новый коллектив. 

В таком случае, как правило, он хочет как-то выделиться, продемонстрировать себя с «лучшей» стороны. Но всё это может быть выражено в искажённой форме. Дети могут просто неправильно понять поведение своего сверстника, сочтут его слишком наглым. Отсюда и появится общая неприязнь к нему.

Характер учителя

Причиной, по которой ребёнок отказывается ходить в школу, может быть учитель, а точнее его характер. Такое часто случается в младших классах. Здесь многое зависит от темперамента самого ребёнка. Так, спокойный и неуверенный в себе ученик может быть просто подавлен властолюбием и энергичностью учительницы.


А, возможно, наоборот, учитель слишком спокойный, а ребёнок шустрый. В этом случае тоже возникает диссонанс, который приводит к серьёзным проблемам в учебном процессе и, как следствие, вызывает у ребёнка нежелание регулярно посещать школу.

Личные проблемы

Если ребёнок раньше охотно посещал школу, и вдруг внезапно весь пыл, касающийся учёбы, угас, то вполне возможно, что причиной этому стали какие-либо его личные проблемы. Подростки, например, часто отводят уроки и домашние задания на второй план, когда впервые влюбляются. Первую влюблённость ребёнок, конечно, может переживать по-разному. Но если нет взаимности, то у него может начаться стресс.

Возможные причины

На самом деле причин, по которым ребёнок отказывается посещать школу, может быть много. Рассмотрим наиболее распространённые из них. 

Замыкание в себе и агрессия

Если же ученик не просто не хочет ходить в школу, а становится агрессивным и замыкается в себе, то необходимо бить тревогу. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем та, что была описана выше. В этом случае одним только банальным «прогулом» обойтись не получится. Если каждый поход в школу сопровождается слезами, необходимо незамедлительно приступать к поиску причины проблемы. Чем быстрее она будет найдена и устранена, тем лучше.

Как решать проблему?


Обнаружив, что у ребёнка пропал интерес к учёбе, родители должны прежде всего выяснить причину, по которой это произошло. При этом важно учитывать возраст своего чада. 

Предлагаем ознакомиться  Почему возникает стресс при информационном голоде?

О чём нужно помнить?

Прежде всего, родители должны помнить о том, что столь короткая фраза ребёнка – «Не хочу» может иметь разный смысл.

Об эксперте

Беатрис Коппер-Руае (Béatrice Copper-Royer) – клинический психолог, специалист по детскому и подростковому поведению, автор книги «Боюсь волка, боюсь всего».

Однообразие


Возможно, ему уже просто надоело учиться, так как однообразные занятия (а именно к таковым относится обычная учёба, подразумевающая ежедневные ранние пробуждения и посещение учебного заведения) быстро утомляют любого человека, и тем более ребёнка. 

Если проблема заключается только в этом, то решить её не сложно. Достаточно просто позволить своему чаду пропустить лишь один учебный день. В таком случае можно будет добиться сразу трёх положительных эффектов. 

  • Во-первых, это станет хорошей профилактикой настоящего переутомления. 
  • Во-вторых, ребёнок за этот день, ставший для него «законным выходным», успеет соскучиться по своему классу, по учителю и по самим занятиям. 
  • Ну а, в-третьих, родитель, позволивший немного отдохнуть от школы, в глазах ребёнка станет лучше. 

Первоклассники

Если ребёнок только-только начал ходить в школу, то скорее всего причина отсутствия желания учиться кроется в плохой адаптации. В семилетнем возрасте наступает кризис, который во многом связан с поступлением в школу. Прежде чем отдавать ребёнка в первый класс, необходимо проконсультироваться с психологом.

Он поможет определить, готов ли ребёнок к учебной деятельности. Если же он уже посещает школу, но отказывается это делать регулярно, то также следует обратиться к психологу за рекомендациями, которые помогут смягчить процесс адаптации.

Подростки

В подростком возрасте дети чаще всего отказываются ходить в школу. Связано это с кризисом подросткового возраста. Ребёнок перестаёт учиться, так как на первый план у него выходит общение со сверстниками и увлечение любимыми занятиями. В таком случае можно попробовать на него повлиять, трансформировав хобби в научный интерес. К тому же, не помешало бы ему напомнить, что школа – это отличное место для общения с одноклассниками и одноклассницами.

Причина 1: не получается наладить отношения с одноклассниками

У ребенка недостаточно развит социальный интеллект — поэтому стать душой компании не выходит, а очень хочется. Натянутые отношения со сверстниками отбивают желание ходить в школу и отражаются на успеваемости.

Суть проблемы — в сниженных навыках коммуникации. Ребенок плохо понимает других. Он не представляет, как уравновесить чужое «надо» и свое «хочу» и сделать так, чтобы было комфортно и ему, и окружающим в общении с ним. Как правило, корни этой проблемы родом из раннего детства.

Что делать? Моментально помочь здесь невозможно. Нельзя взять и сделать из плохих навыков хорошие. Это очень кропотливая, долгая работа.

Часто причины кроются в нарушенных отношениях внутри семьи. Дело в том, что и родители с ребенком, возможно, не смогли наладить контакт. Поэтому они не в силах помочь и подсказать, как построить взаимоотношения с в школе.

Один из путей решения проблемы — начать с себя. Здраво оцените ваши отношения с ребенком. Возможно, вы чрезмерно близки, не можете отказаться от гиперопеки или недооцениваете его способности. Это тоже вредит коммуникации со сверстниками. От других людей ребенок ждет такого же отношения, как в семье, поэтому и не может занять правильную позицию в общении с одноклассниками.

Нельзя научить тому, чего не умеешь сам. Если у родителей недостаточно развиты навыки межличностной коммуникации, стоит отвести ребенка на психологический тренинг. На таких занятиях дети учатся общаться под руководством психолога, который дает им задания и упражнения.

Если у вас с ребенком налажен нормальный контакт, надо вместе разбирать ситуации, в которых он столкнулся с трудностями. Ваша задача — сделать так, чтобы ребенок во время разговора задумался и попробовал поставить себя на место других детей или учителя. Спрашивайте у него, что другой человек думает, что чувствует, почему ведет себя так, а не иначе. Так он научится анализировать мотивы других людей.

Предлагаем ознакомиться  Деградация на работе: как бороться с отупением в офисе

Причина 3: уроки вызывают чувство беспомощности

Ребенок не понял новую тему, ему вовремя не помогли, и он потерялся в материале, а новые задания накатывают, как снежный ком. Отстав от класса, тяжело наверстать упущенное, и это становится одной из причин отказа ходить в школу.

Что делать? Если ребенок отстал, его нужно подтянуть. Помощь учителя — самый понятный и простой способ, потому что он знает критерии оценки и требования к ученику.

Но часто ребенка повергает в беспомощность неумение общаться. Его надо научить разговаривать с учителем — с этим авторитетным, важным взрослым, от которого зависит положение в коллективе. Как задать вопрос, как не бояться, как открыто контактировать с учителем — все это важно уметь школьнику, чтобы нормально себя чувствовать на уроке. Объясните, что опасаться нечего, и спросить, если что-то неясно, — правильно, а не стыдно.

Родителям, в свою очередь, не стоит каждый раз бежать к преподавателю и выяснять, что случилось. Просто научите ребенка преодолевать барьер и общаться без страха.

Обидевшись на учителя, ребенок должен получать в семье установку «давай я тебе помогу разобраться». Говоря «я сейчас позвоню учителю, и тебя не будут обижать», вы только усилите чувство беспомощности.

Причина 4: школьный буллинг

Травля со стороны одноклассников — самая веская причина нежелания появляться в школе. Ребенку страшно, одиноко и непонятно. И тут родители действительно могут ему помочь.

Существуют разные стадии буллинга — от легкого поддразнивания до жестокой травли. Легкое поддразнивание — это более-менее норма, здесь не надо влезать и выяснять отношения с мамами и папами других детей. Скандаля с другими родителями, вы ухудшаете положение ребенка.

Что делать? Если у вас с ребенком доверительные отношения, вы обязательно заметите ранние стадии буллинга. Если ребенка травят в школе, открыто или тайно, —обязательно нужно сразу вмешаться. В большом стрессе ребенок будет по привычке действовать как жертва и не сможет противостоять насилию со стороны других детей.

В этой ситуации лучше всего сменить школу. Однако этого мало, нужна поддержка психолога, потому что и в другом коллективе ребенок будет использовать старый поведенческий шаблон.

Пути выхода из ситуации

Если вы пришли к выводу, что нежелание посещать школьный коллектив не надуманная, а реально существующая проблема с глубоким дном, сделайте ряд несложных действий.

  1. Поговорите с ребёнком. Лучше делать это в непринуждённой атмосфере. Например, проведите выходные вместе в парке, на аттракционах. Создайте себе и сыну или дочери хорошее настроение. В момент эмоционального всплеска человека легче разговорить. Если он упорно не хочет обсуждать эту тему, не давите. В таком случае попробуйте получить информацию от друзей или педагогов. При любых изменениях в поведении малыша или подростка обязательно пообщайтесь с классным руководителем, выслушайте его советы. Учитель видит наших детей в таких ситуациях, которые нельзя создать в домашних условиях. Часто дети доверяют любимым педагогам самое сокровенное, то, о чём боятся сказать родителям. Если вы получили информацию, постарайтесь подать её детям так, чтобы они не поняли, откуда она просочилась. Иначе, из союзника учитель превратится в предателя.
  2. Многие родители выбирают школу, отталкиваясь от её престижности и профиля. Если говорить о младшей школе, то выбирать необходимо не школу, а учителя. Важно, чтобы малышу нравилась его учительница, и они подходили друг другу по темпераменту. Там, где симпатия и любовь, проблем не будет. Даже если где-то он будет отставать в силу своих возможностей, при правильной тактике заботливого учителя это не станет трагедией. Желание учиться не пропадёт. Если говорить о профиле, то самый подходящий возраст для перевода – 8–9 класс. В случае, когда делается ставка на 1–2 предмета, можно изучать их и при помощи репетитора, обучаясь в любимой школе.
  3. Педагогический коллектив – это отдельная тема. Но, если в двух словах: дети, которых любят и воспринимают как индивидуумов, учитывая их особенности и способности, всегда будут любить свою школу. Соответственно, они будут стараться учиться, принимать участие в кружках, секциях. Школьный коллектив будет восприниматься как семья. В вашем случае всё по-другому? Изучите отзывы о школах своего района и задумайтесь о смене коллектива.
  4. Если причина в конфликте с одноклассниками, постарайтесь разобраться в ситуации как можно быстрее. Получите информацию из разных источников. Не спешите искать виновных. Ребёнок может быть неправ, но из страха быть наказанным исказит ситуацию. Такое случается часто. Выслушайте все стороны, свидетелей, и только потом принимайте решение и начинайте что-то делать. Постарайтесь примирить стороны конфликта. Но, если речь идёт об издевательстве, или ситуация сильно затянулась, советы психолога не дают результата – ищите другую школу.
  5. В случае отставания от программы по одному, двум предметам, позанимайтесь с ребёнком сами или прибегните к помощи репетитора. Когда всё начинает получаться, дети чувствуют свою силу и значимость, их самооценка увеличивается и жизнь налаживается. Одарённых ребят лучше отдавать в профильные школы, с расширенной и усложнённой программой. Это будет давать им больше возможностей, и увеличивать интерес к учёбе. Если ребёнок слаб, все попытки дополнительных занятий не увенчались успехом, не расстраивайтесь. В жизни есть много профессий, подходящих вашему малышу или подростку. Ориентируйте его на тот вид деятельности, который ему нравится. Что для этого делать, подскажет психолог.
  6. Отнеситесь серьёзно к проблемам на личном фронте. Приведите примеры из своей школьной жизни. Отвлеките ребёнка, если нужно, поплачьте вместе с ним. Объясните, что в жизни всё меняется, и скоро он будет смеяться над тем, что сегодня вызывает тоску. Школьная любовь редко заканчивается продолжительными отношениями, её нужно пережить как ветрянку. Нелишними здесь будут и советы психолога.
  7. Решайте свои межличностные проблемы таким образом, чтобы не вовлекать детей. У них должны остаться папа и мама. Даже если они больше не живут вместе. Контролируйте детей и поддерживайте контакт друг с другом. Часто случается ситуация, когда папе ребёнок говорит, что он у мамы, а маме наоборот. На деле –  предоставлен сам себе.
  8. Педагоги вашего ребёнка – не специально обученные церберы. Они вам не враги, а друзья. Лучшее, что вы можете сделать – поддерживать плотную связь со школой. Ребёнок будет понимать, что он находится под контролем, а вы будете в курсе всех школьных дел. В таком случае нежелание посещать школу, возникает редко.
Предлагаем ознакомиться  Глава 6 Мотивация. Общая психология

Школьники 7-10 лет

Если, будучи уже во втором или третьем классе, ребёнок отказывается посещать школу, значит, на то есть какие-то серьёзные причины, например, конфликты со сверстниками или учителями.


Также причиной проблемы в этом возрасте может стать слишком большая нагрузка. В таком случае необходимо пересмотреть режим дня своего чада, особое внимание обращая на время сна и бодрствования. 

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=qtGHAwiWArc

Лучший способ выявить причину, по которой ребёнок отказывается ходить в школу – спросить у него самого. Но делать это нужно осторожно, чтобы занятие не было похоже на допрос. Он не должен чувствовать, будто из него вытягивают информацию. Если имеется возможность, то можно отправиться в школу вместе с ребёнком и собственными глазами увидеть, где и как проходит учебный процесс.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector