7 причин, почему дети не хотят учиться

Раннее начало обучения

Это дети, которые начали целенаправленно и систематически учиться с четырёх-пяти лет. Это те дети, которые читают с четырёх, пишут с пяти, виртуозно считают на абакусе с шести. Один только вопрос меня (как специалиста) мучает: зачем? Зачем мы учим читать, если звуки поставлены не все, а фонематический слух оставляет желать лучшего?

Не сформирован познавательный интерес

Дети по своей природе любознательны! Вспомните детей, которые только научились вставать и начинают исследовать пространство вокруг, им же интересно всё: и ковер на полу, и дверь шкафчика, и кот, лежащий на диване, и цветы… Да, они всё пробуют на вкус, нюхают, смотрят, слушают, трогают руками, пока ещё плохо управляя своим телом. Детям нужен этот опыт! Ребёнок хочет познать окружающий мир доступными средствами, удовлетворить жажду познания.

Что часто делает родитель? Сажает ребёнка в манеж, закрывает на замки все шкафчики, убирает всё с полок. Что остаётся делать ребёнку? Довольствоваться тем, что дают. Немного позже ребёнок интересуется вашими делами: он хочет лепить пирожки, наливать чай в чашку, мыть посуду, нажимать на кнопки стиральной машины… Некоторые мамы, не понимая важности этого этапа в формировании мотивации, отстраняют детей от взрослых дел, потому что «некогда», «не охота», «сама быстрее сделаю».

Отсутствие умения ждать и трудиться

Этих детей «перекормили» игрушками и подарками. Им всегда дарили много, порой слишком много вещей. Они ещё и пожелать не успевали, помечтать о новой игрушке, а она уже у них появлялась. Часто родители новыми игрушками заменяли общение. Такие дети не научены прикладывать усилия, преодолевать препятствия, договариваться, чувствовать радость от нового. Любая трудность при обучении вызывает в них отказ от работы.

Некачественное обучение в школе

Да-да, появилась и такая причина в наше время. Когда учитель ведёт два класса и работает в две смены, когда детей в классе по 34-36 вместо положенных 25, когда количество требуемых от учителя отчётов заметно превышает количество часов на подготовку к урокам, о каком качестве тут будет идти речь? Дело даже не в личности учителя, с такой нагрузкой физически невозможно качественно учить детей!

Учителю элементарно некогда подумать, что если Вася так не понял материал, то надо с ним попробовать вот так. Родители — не специалисты, тоже не могут оценить, что именно не идёт у ребёнка, какое умение не сформировано, чтобы вовремя оценить и помочь. Если ребёнок что-то не понял, не усвоил, не отработал, то учиться он не захочет. Кому же хочется чувствовать себя постоянно неуспешным?

Предлагаем ознакомиться  Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции

Отсутствие поддержки от родителей

Вроде, все родители желают своим детям добра, вроде, каждый твердит о важности образования, запрещает гаджеты. Почему же ребёнок не слышит? Он вас слышит и даже, скорее всего, понимает и старается. Но каждую маленькую удачу (написал диктант не с десятью ошибками, как обычно, а всего с пятью) родители склонны не замечать («Всё равно же двойка!»).

Биологические причины, мешающие ребёнку усваивать учебный материал

У ребёнка есть особенности развития, о которых родитель знает или не знает. Чаще подозревает, но не хочет об этом думать, надеясь, что «всё само собой пройдёт». Чаще не проходит, а только усугубляется с возрастом, и вот в четвёртом классе родители ищут специалистов всех мастей, чтобы только помогли.

Сколько времени упущено, сколько сил было вложено и ребёнком, и родителем совершенно не туда! Чаще такого ученика и школа, и сами родители называют просто ленивым («Он ведь может, но не хочет совсем!»). Напомню только, что лень это защитная реакция организма на перегрузки или на трудности в обучении.

Перегрузки ребёнка

Когда у него нет ни минутки свободного времени, чтобы просто ничего не делать, когда и «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота», может просто не хватать ресурса ещё и на учёбу в школе.

Другие интересы

Возможно, ребенок потерял интерес к учебе, потому что все его мысли занимают другие вещи. У него вроде бы и сил полно, и учителя к нему прекрасно относятся, и с одноклассниками нет проблем — и вдруг все изменилось, ему уже ничего не надо. Например, подростковая влюбленность: ребенку ни до чего, он будет целыми днями сидеть и думать про эту девочку или мальчика.

Или вдруг увлекается каким-нибудь экстремальным спортом, и все время занят этим.Что делать родителям. В данном случае возможны разные варианты. Иногда достаточно просто переждать, и все проходит само собой. Но, к сожалению, так бывает не всегда.Если увлечение серьезное, то можно попытаться найти точки пересечения личных интересов ребенка и учебы.

Оценки — не главное

На самом деле причин, по которым дети не хотят учиться, гораздо больше — ровно столько, сколько и самих детей. Какие-то больше характерны для дошкольников и младших школьников, какие-то — для детей постарше. Но каждая из них может «выстрелить» в любом возрасте.Важный момент: если ребенок справляется со сложными математическими задачами, говорит на трех языках, но не умеет управлять своими эмоциями или решать конфликты с одноклассниками, то ничего из вышеперечисленного не будет иметь значение для его успеха в жизни.

Предлагаем ознакомиться  ТОП-15 самых популярных отмазок от работы

Учеба — это важно, но эмоциональная устойчивость, самоконтроль, социальный интеллект, умение разговаривать с разными людьми — намного существеннее.Часто разгильдяи-троечники в итоге добиваются большего успеха, чем примерные отличники. Если троечник не сделал домашнее задание, то он будет думать, как ему выкрутиться, у кого списать, как поговорить с учителем — а это все довольно ценные навыки.

Если же родители во всем помогают: клеят гербарий, готовят слайды для доклада, собирают портфель, — хорошие оценки, которые ученик набирает, ничего ему не дадут для реальной жизни.Безусловно, натаскать на пятерку проще. А развитие социальных и эмоциональных навыков требует большего терпения от родителей, большего спокойствия, включения в жизнь ребенка. Поэтому плохие оценки — это некие знаки неблагополучия, а вот что за ними стоит, надо разбираться.

Плохой контакт с учителем

Учитель, который не входит в контакт, не любит ученика, — довольно массовая причина отсутствия мотивации к учебе. Это чаще всего особенность младшей школы, где критически важна личность учителя и контакт с ним.Недавно одна мама мне рассказывала о том, как ее вызвали в школу, и учительница пожаловалась:

«Я просто не могу работать с вашим ребенком, у меня язва открывается, когда я его вижу». А что, собственно, он делал? Он ниточки какие-то драл и наматывал на палец, а ее это так раздражало, что она уже не могла слушать его ответы. Может ли ребенок в такой ситуации хотеть учиться? Очевидно, нет.Что делать родителям.

Нужно глобально быть на стороне ребенка, неважно — восемь лет ему или семнадцать. Ни в коем случае нельзя ставить его между молотом и наковальней: нападает учитель, а с другой стороны нападаем мы. В этом случае мы просто потеряем контакт с ребенком и тогда уже помочь ему будет трудно.Если ситуация не сильно запущена, можно попытаться восстановить отношения, наладить общение с учителем, что-то объяснить ему, поговорить с ним.

Предлагаем ознакомиться  Кто такой невротик и что такое невроз? ( по Карен Хорни)

Но если мы видим, что это тщетно, значит, надо менять класс или школу. Не надо этого бояться — на кону образование ребенка и его самооценка.Важно не просто защищать ребенка, а выяснить, что на самом деле происходит: понять конкретные причины неприязни, показать, почему учитель так реагирует на него.

Травля в классе

Если в классе плохая атмосфера, ребенка дразнят и обижают, то никакой учебы там, конечно, не будет. Причем плохие отношения со сверстниками могут возникнуть в любом возрасте. Частые признаки неблагополучия при этом — неожиданное заикание, нервные тики, нежелание идти в школу, плохой сон и так далее.

Дети не всегда открыто говорят о своих проблемах, поэтому родителям нужно быть внимательными и чуткими.Если же ребенок приходит с синяками, вдруг начинает слишком часто якобы терять свои вещи или у него пропадают деньги на обед, то, скорее всего, он столкнулся с настоящим буллингом, то есть травлей.

В этом случае надо действовать незамедлительно.Что делать родителям. Если мы заметили тревожные признаки, то сначала расспросим ребенка — возможно, он сам все расскажет. А потом нужно действовать активно, но аккуратно: нельзя сводить счеты с обидчиками, но нужно привлечь к ситуации максимальное внимание взрослых – поговорить с учителями, директором, завучем, родительским комитетом.

И параллельно нужно проводить работу с ребенком, рассказывать, как себя вести в этой неприятной ситуации, ссылаясь на свой опыт. Все мы бывали во всех трех ролях — агрессор, жертва и наблюдатель. Наш опыт поможет сыну или дочери справиться с ситуацией, переосмыслить ее. Ребенок не должен чувствовать, что он всегда жертва.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector