Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Содержание
  1. Не забывайте, что сдв — это болезнь
  2. Что такое проблемы с концентрацией?
  3. Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки
  4. Используйте CogniFit (“КогниФит”), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых
  5. СДВГ у детей. Как помочь своему ребенку?
  6. 1. Особенности поведения при этом синдроме
  7. 2. Сопутствующие нарушения
  8. Расставьте приоритеты
  9. Избирательность памяти
  10. Минимальная рассеянность
  11. Мнимое снижение внимания
  12. Последствия
  13. Потеря концентрации внимания – о чем сигнализирует симптом?
  14. Поэтическая натура летает высоко…
  15. Причины нарушения концентрации внимания
  16. Причины проблем с концентрацией внимания
  17. Причины ухудшения памяти и внимания у взрослых
  18. Проблемы с концентрацией у взрослых
  19. Разновидности нарушения
  20. Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак сдвг
  21. Самопомощь
  22. Создайте благоприятную рабочую среду
  23. Старческая невнимательность
  24. Ученическая рассеянность внимания
  25. Функциональное расстройство внимания
  26. Цели и методы диагностики
  27. Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Не забывайте, что сдв — это болезнь

Причем болезнь, которая передается по наследству. Это не ваш личный недостаток, не моральный изъян и не какой-то невроз. Это не слабохарактерность и не неспособность повзрослеть. Истоки этого синдрома коренятся в биологии, а не в слабости характера, помните об этом.

Что такое проблемы с концентрацией?

Концентрация – это способность эффективно фокусировать наше внимание на задании, которое мы выполняем. Кроме того, при хорошей концентрации внимания мы способны блокировать различные отвлекающие факторы, например, посторонние звуки или даже наши собственные мысли.

Когда уровень концентрации внимания оптимален, нам легче выполнять работу, мы делаем меньше ошибок и тратим на неё меньше времени, лучше запоминаем информацию.

Проблемы с концентрацией, снижение концентрации внимания – это неспособность сконцентрироваться и сосредоточиться на нужном стимуле. При этом нас может отвлекать шум, звук мобильного телефона, различные мысли и т.д., в результате чего мы перестаём выполнять задачу.

Уровень концентрации человека зависит от следующих факторов:

  • Вовлечённость, приверженность задаче
  • Интерес к задаче
  • Способность её выполнить
  • Физическое и эмоциональное состояние
  • Подходящие условия с минимумом отвлекающих факторов

При выполнении этих условий мозгу гораздо легче сфокусировать внимание на важных стимулах и блокировать все остальные нежелательные стимулы и отвлекающие мысли.

Проблемы с концентрацией внимания

Для повышения концентрации не нужны никакие пищевые добавки

Как научиться концентрировать внимание? Некоторые пищевые добавки, обещающие улучшить внимание и решить проблемы с концентрацией, являются дорогими и неэффективными.

Зачастую в их состав входит какой-то витамин или микроэлемент, которые вы легко можете найти в любом другом питании, причём в гораздо большем количестве и дешевле. Поэтому никакие дополнительные пищевые добавки для укрепления памяти, концентрации или внимания вам не нужны.

Единственное, что вы должны принимать – это назначенное доктором лекарство, в том случае, если у вас серьёзное нарушение концентрации внимания.

Используйте CogniFit (“КогниФит”), программу-лидер в области когнитивного тестирования и стимуляции для детей и взрослых

Как развить концентрацию внимания? Концентрация – это когнитивный процесс, который можно улучшить с помощью подходящей тренировки.

Батарея клинических упражнений от CogniFit (“КогниФит”) – это профессиональный инструмент, доступный всем.

С помощью простых и увлекательных онлайн игр CogniFit (“КогниФит”) позволяет протестировать и тренировать мозговые функции, которые нарушаются при снижении концентрации.

Изучение пластичности мозга показало, что чем больше мы используем нейронную сеть, тем сильнее она становится. Это также относится к нейронным сетям, задействованным в способности к концентрации: распределённое внимание, фокусированное внимание, когнитивная гибкость и ингибиция.

Программа когнитивной стимуляции от CogniFit (“КогниФит”) для улучшения концентрации была разработана опытной командой учёных, неврологов и когнитивных психологов.

Программа сначала с точностью тестирует уровень концентрации внимания и другие основные когнитивные функции, а затем на основе полученных результатов автоматически предлагает комплексную персонализированную когнитивную тренировку.

Программа CogniFit (“КогниФит”) рекомендована для детей от 6 лет и взрослых и доступна онлайн.

Упражнения CogniFit на концентрацию внимания

СДВГ у детей. Как помочь своему ребенку?

Дети с СДВГ испытывают трудности в концентрации внимания и в связи с этим не всегда могут справлять с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий, вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на учебе или других занятиях.

Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы как в школе, так и дома. Такие дети часто имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными, непослушными, «терроризирующими» семью и сверстников в школе. При этом, они сами могут страдать от низкой самооценки, им трудно заводить друзей и дружить с другими детьми.

Предлагаем ознакомиться  Как ухаживать за девушкой: 11 советов

На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга. Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

1. Особенности поведения при этом синдроме

1. Симптомы невнимательности.

Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

2. Симптомы гиперактивности.

Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.

3. Симптомы импульсивности.

Очень часто на занятиях в классе подростки и дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь на разнообразные уговоры.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так что же отличает детей с СДВГ?

СДВГ выявляется, если поведение ребенка отличается от поведения других детей того же возраста и уровня развития в течении достаточно длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем они проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка в школе и дома. Ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать эти нарушения поведения.

2. Сопутствующие нарушения

• Проблемы в учебе

Дети с синдромом ДВГ не могут полностью обрабатывать отдельные виды информации. Один ребенок хуже понимает то, что видит, другой – то, что слышит. В результате гиперактивные дети с дефицитом внимания имеют проблемы в изучении школьных предметов.

• Депрессия

Ребенок отгораживается от окружающего мира и большую часть времени грустит. У малыша с синдромом дефицита внимания обычно низкая самооценка, и он проявляет мало интереса к жизни. Ребенок может спать или есть заметно больше либо меньше обычного.

• Страхи

Чрезмерные страхи могут сделать малыша ранимым и пугливым. Его обычно преследуют тревожные мысли. Малыш бывает слишком активным, спокойным или замкнутым. Обратите внимание, что детские страхи и депрессия ребенка могут быть связаны не только с СДВГ, но с другими причинами.

Поведение ребенка при СДВГ может быть крайне невыносимым. Оно часто заставляет родителей испытывать вину и стыд. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что Вы плохо его воспитали.

СДВГ – это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение в школе и дома, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. помочь ребенку раскрыть свой потенциал и вернуть его к полноценной жизни.

Расставьте приоритеты

Сложные задания выполняйте тогда, когда вы свежий и отдохнувший. В этом случае вы сможете эффективно решить их, а затем уделить внимания более простым. Если же наоборот, сначала вы выполните то, что попроще, при решении более сложных задач вы будете уставшим. Расставить приоритеты поможет список задач в порядке убывания их значимости и сложности.

Избирательность памяти

Избирательность – естественное свойство памяти. Мы забываем то, что для нас не имеет ценности, значимости или вызывает неприятные эмоции. Да, иногда это бывают и важные рабочие моменты, если те не представляют субъективного интереса.

То же происходит с вниманием. Мы легко замечаем и анализируем то, что нам интересно. Не удивительно снижение концентрации при необходимости составить отчет на работе, несколько часов повозиться с цифрами. Подумайте, что именно натолкнуло вас на мысли об ухудшении памяти и внимания. Может быть, что-то утратило для вас ценность?

Предлагаем ознакомиться  Девиантное поведение: примеры и признаки отклонений

Минимальная рассеянность

Минимальная невнимательность и забывчивость обуславливается неумением сосредоточить свое внимание на важных объектах, из-за глубокого погружения в свои личные проблемы.

Данный тип нарушения возникает по причине того, что человек не может отвлечься от внутренних переживаний. Личные переживания отвлекают его от всего, что он делает.

Мнимое снижение внимания

  • Развивается как следствие затруднений в распределении внимания: когда человек не может сконцентрироваться на определённом предмете и отвлекается на разные объекты. Специалисты называют проблему следствием глубокой внутренней концентрации: человек думает о какой-либо проблеме и не может полностью сосредоточиться ни на чем другом. К этой группе нарушений относятся:
  • профессорская рассеянность, при которой размышления упорядочены, но направлены на решение только сложных задач;
  • поэтическая рассеянность, когда человек постоянно мечтает и не обращает внимания на окружающую реальность.

Последствия

Если человек постоянно отвлекается, это негативно снижается на его способности к обучению и работоспособности.

При невозможности сконцентрироваться на выполняемой задаче возникает раздражительность, ухудшается психо-эмоциональное состояние.

При этом у части детей с расстройством внимания проблема проходит сама по себе или во взрослом возрасте человек приспосабливается к ней и не испытывает проблем.

Потеря концентрации внимания – о чем сигнализирует симптом?

«Не могу сконцентрироваться ни на чем» – довольно распространённая жалоба среди пациентов, страдающих нарушениями психологического характера.

Часто больные не понимают, что неврозы, переживания и страхи могут негативным образом отразиться на таких познавательных процессах как память, внимание и мышление.

В большинстве случаев, как правило, люди игнорируют данную проблему, не беря во внимание тот факт, что отсутствие лечения психических нарушений может привести к более серьёзным проблемам.

Поэтическая натура летает высоко…

При данном нарушении внимания человек находится постоянно в состоянии мечтательности и фантазий. Это вид не имеет возрастных ограничений. Он относится в основном к людям, у которых творческий характер, для них нормально быть постоянно в задумчивости, поиске, осмыслении.

Причины нарушения концентрации внимания

Чаще всего проблемы с вниманием возникают на фоне синдрома дефицита внимания — проблемы, которая возникает не только у детей, но и взрослых.

Неврологи рассматривают синдром как хроническое нарушение, для которого нет эффективного лечения. Считается, что часть детей перерастает гиперактивность и забывчивость и приспосабливается к этим проявлениям во взрослом возрасте.

Кроме синдрома дефицита внимания, нарушения концентрации провоцируют следующие болезни и патологии:

  • депрессии и депрессивные состояния;
  • гипопрозексии, гиперпрозексии и парапрозексии;
  • эпилепсии.

Иногда импульсивность и невозможность долго концентрироваться становятся следствием перенесённых травм головы. Чаще всего это происходит у детей, когда кости черепа еще развиваются и больше подвержены повреждениям.

Причины проблем с концентрацией внимания

Очень важно понимать, почему нарушена концентрация, поскольку в ряде случаев, в первую очередь, необходимо лечить первопричину данной проблемы.

  • Усталось и эмоциональный стресс могут привести к ухудшению концентрации.
  • Гормональные изменения, например, при менопаузе или беременности, могут влиять на наши когнитивные функции.
  • Проблемы с концентрацией связаны с определёнными физическими и психологическими расстройствами, такими, как, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ).
  • Недосып и недостаток отдыха. Когда мы не даём нашему мозгу необходимый и достаточный отдых из-за нехватки времени или стресса, он работает хуже. Недосып – одна из самых очевидных причин проблем с концентрацией.
  • Голод и неправильная диета также могут быть причинами ухудшения концентрации внимания. Голод – это очень неприятное ощущение в теле, с помощью которого наш организм предупреждает нас о нехватке питательных веществ и энергии. Это ощущение будет полностью поглощать наши когнитивные ресурсы, не позволяя сосредоточиться на чём-то ещё. Недостаток питательных веществ также нарушает корректную работу мозга.
  • Чрезмерное беспокойство. Всем нам хорошо знакомо, что если мы очень сильно о чём-то переживаем, нам сложно сконцентрироваться на других вещах. Как правило, это проходит. Однако есть люди, постоянно испытывающие повышенную тревожность и чрезмерное беспокойство, что не даёт им возможности концентрироваться на чём-то ещё.
  • Физическая боль. Концентрация снижается при продолжительной физической боли, когда мы получаем травму или страдаем хронической болью или фибромиалгией.
  • Медикаменты и наркотики. Некоторые лекарства могут влиять на концентрацию и внимание. Наркотики нарушают работу мозга и когнитивные функции, при этом больше всего страдает внимание.
  • Среда, в который мы работаем, также может ухудшить наше внимание. При наличии большого количества отвлекающих факторов – шума, людей, гаджетов и т.д. – вероятнее всего, мы начнём отвлекаться и потеряем концентрацию.
  • Наша индивидуальная способность концентрироваться. Есть люди, способность к концентрации у которых выше, чем у других, ровно как и одни люди более “гибкие”, чем другие. Однако это не означает, что концентрацию нельзя развить. Концентрация как мышца, её тоже можно тренировать.

Причины ухудшения памяти и внимания у взрослых

Ухудшение памяти отражается на трудовой сфере, в личной жизни человека. Память – место хранения образов, помогающих в восприятии и реагировании. Дисмнезия – ухудшение памяти. Часто сопровождается снижением концентрации внимания. Узнайте из статьи причины феномена.

Предлагаем ознакомиться  Личностный рост: слагаемые успеха в развитии личности

Проблемы с концентрацией у взрослых

У взрослого нарушена концентрация внимания когда:

  • Он часто забывает.
  • Долго не может сосредоточиться на выполнении задания.
  • Ему трудно продолжить чтение.
  • Ощущения, что голова “не соображает”, рассеянность.
  • Отвлекается, когда слышит чью-то речь.
  • Его легко “выбить из колеи”.
  • Слишком долго выполняет задание.

Разновидности нарушения

Рассеянное внимание может быть разных видов:

  • функционального вида;
  • поэтического вида;
  • минимального вида.

Рассеянность и забывчивость у детей — главный признак сдвг

Нередко рассеянность и забывчивость у детей и совсем еще молодых людей характеризуется в неумении контролировать себя. Внимание у ребенка зависит от многих психологических процессов, которые происходят в организме. В самом начале своего пути ему требуется мотивация и контроль со стороны родителей.

Рассеянность и неспособность к самоконтролю часто является одним из главных признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Если у ребенка имеется данное нарушение, то у него возникает рассеянность типа «порхающее» внимание. Главными особенностями этого состояния являются низкий уровень концентрации и быстрое непроизвольное переключение внимания.

Самопомощь

Вооружившись пониманием проблем ADHD и помощью структурированных стратегий, внестите реальные изменения в свою жизнь. Многие взрослые с синдромом дефицита внимания нашли осмысленные способы управления своими симптомами, воспользовались своими дарами и ведут продуктивную, полноценную жизнь.

Не обязательно прибегать к внешней помощи – по крайней мере, сразу. Многое можно сделать, чтобы помочь себе контролировать симптомы.

Создайте благоприятную рабочую среду

Используйте списки, цветные стикеры, напоминания, заметки, файлы. Если возможно, выберите работу, которая мотивирует и интересует. Обратите внимание, как и когда работаете лучше, применяйте эти условия для своей рабочей среды, насколько сможете.

Это поможет объединиться с менее творческими, более организованными людьми – партнерством, которое станет взаимовыгодным.

Старческая невнимательность

При расстройстве пожилому человеку сложно сконцентрироваться на каком-либо деле и переключать внимание с одной задачи на другую. Это нарушение развивается вследствие естественных процессов старения и требует активной врачебной помощи только при выраженной степени, когда проблема с концентрацией мешает вести привычный образ жизни.

Ученическая рассеянность внимания

Как следует из названия, проблема возникает у детей школьного возраста, иногда сохраняется у студентов.

При расстройстве внимание ребёнка становится чрезвычайно подвижным, он постоянно отвлекается и переключается с одного предмета на другой.

Перемещение внимания происходит самопроизвольно, и в итоге ребёнок не может полноценно сконцентрироваться на одной задаче. Проблема чаще всего наблюдается при синдроме дефицита внимания, реже сопровождает различные виды психопатий.

Функциональное расстройство внимания

Невнимательность этого вида может проявляться практически у любого человека в результате монотонного и однообразного рабочего процесса.

Это вид сбоя может проявиться из-за проблем со сном, постоянных головных болей, а также, если у человека имеются какие-нибудь болезни.

Цели и методы диагностики

Первичный этап диагностирования при нарушениях внимания и рассеянности включает следующие обследования:

  1. Осмотр невролога. Во время обследования врач должен оценить состояние мелкой моторики, а также выявить невралгические симптомы.
  2. Проведение анкетирования с заполнением диагностической карты.
  3. Проведение нейропсихологического тестирования. Во время этого обследования оценивается уровень внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительного задания и другие состояния.

Помимо этого проводятся инструментальные обследования и сдаются лабораторные анализы:

Эх, рассеянным мне быть и невнимательным жить…

Рассеянность внимания могут вызвать различные причины. Для начала стоит выделить факторы физиологического, не патологического вида, которые провоцируют невнимательность, истощение, скачки и инертность внимания:

  1. На фоне возникновении физической и умственной усталости.
  2. При хроническом недосыпании, бессоннице.
  3. При профессии, которая требует выполнения одних и тех же монотонных действий или сосредоточивания на одном и том же объекте. Часто расстройство объема и ослабление внимания вызывает работа за конвейером, за рулем.
  4. Иногда у людей некоторых профессий, в процессе своей работы, вырабатывается привычка, при которой наблюдается сосредоточивание на предмете своих научных изысканий, что влечет игнорирование всего окружающего, это так называемая инертность внимания ( расстройство переключаемости). При этом память не страдает, наоборот она улучшается, просто люди, работающие в научной области или иной области, откидывают все не нужное и стараются удержать свое внимание на самом важном.
  5. Возрастные изменения. С возрастом, особенно у стариков за 70 ослабевают функции концентрирования внимания и возникает его расстройство.
  6. Иногда сильное волнение мешает сосредотачивать свое внимание, что влечет за собой состояние рассеянности.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector