Перцептивная функция общения

Антропологическая, социальная и эстетическая стереотипизация

На основе различных стереотипов строится оценка психологических особенностей индивида. Так, многие считают, что глубоко посаженные глаза говорят о жесткости и скрытности, а слабые руки – об отсутствии трудолюбия

Во внимание также принимаются статус личности, материальное положение, внешняя привлекательность

Аспекты

Перцепция – это процесс, проявляющийся при первой встрече с индивидом. На основе анализа его внешних данных вы пытаетесь понять, какой он внутри. Не зря физиогномики говорят, что между лицом и психологическими особенностями человека есть связь.

Следующий этап перцепции – создание эмоционального контакта. Он может быть негативным и позитивным. Все зависит от контекста беседы.Для получения полной информации о человеке нужно обращать внимание не только на внешнюю составляющую и эмоции. Также важно поведение.

Дополнительная литература

  1. Андреев,
    В.И.

    Конфликтология: искусство спора, ведения
    переговоров и разрешения конфликтов
    / В. И. Андреев. – Казань : СКАМ,
    1992. — С. 81-139.

  2. Берн,
    Э.
    Игры, в
    которые играют люди. Психология
    человеческих взаимоотношений. Вы
    сказали «здравствуйте». Что дальше?
    Психология человеческой судьбы /
    Э. Берн. – Екатеринбург : ЛИТУР, 2005.
    — С. 7-53.

  3. Варданян,
    Ю. В.

    Психология общения : учеб.
    пособие / Ю. В. Варданян,
    Т. В. Савинова. –
    Саранск, 2003. – С. 15-29.

  4. Корнелиус,
    Х.
    Выиграть
    может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр.
    – М. : Стрингер, 1992. – С. 8-210.

  5. Руденский,
    Е.В.
    Основы
    психотехнологии общения менеджера /
    Е.В. Руденский. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск:
    НГАЭиУ, 1997. — С. 40-43.

Идентификация

Этот механизм перцепции представляет собой попытку понять человека, войти в его ситуацию, поставить себя на его место. Идентификация пригодится, когда вы хотите понять внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир через призму его взглядов и ценностей.

Интерактивная сторона общения

Интерактивная сторона общениязаключается в регуляции поведения инепосредственной организации совместнойдеятельности людей в процессе ихвзаимодействия. Понятие взаимодействияиспользуется двояко: во-первых, дляхарактеристики действительных реальныхконтактов людей (действий, контрдействий,содействий) в процессе совместнойдеятельности; во-вторых, для описаниявзаимных влияний (воздействий) друг надруга в ходе совместной деятельности.

Межличностноевзаимодействие:

1)в широком смысле – случайный илипреднамеренный, частный или публичный,длительный или кратковременный,вербальный или невербальный контактдвух или более людей, имеющий следствиемвзаимные изменения их поведения,деятельности, отношений и установок;

2)в узком смысле – система взаимнообусловленных индивидуальных действий,связанных циклической причиннойзависимостью, при кот корой поведениекаждого из участников выступаетодновременно и стимулом, и реакцией наповедение остальных.

Предлагаем ознакомиться  Учимся привлекать внимание девушки. Что делать, чтобы она обратила внимание?

Структура любого взаимодействия, помнению Н.В. Казариновой, включает в себяследующие элементы:

  • роли
    участников взаимодействия;

  • набор
    и порядок действий;

  • правила
    и нормы, регулирующие взаимодействие
    и характер отношений участников.

Поведенческаягибкость— наличие ассортимента способов дляреагирования, возможность выбора способадействий. Она дает больше возможностейповлиять на ситуацию.

Ситуациииспользования поведенческой гибкости:

  1. при
    планировании действия – позволяет
    определить ряд возможных подходов;

  2. при
    возникновении трудностей или факторов,
    которые не были учтены заранее;

  3. когда
    возникает ситуация, с которой успешно
    справлялись другие люди — использование
    их опыта.

Механизмы социальной перцепции

Перцептивная сторона общения включает в себя несколько важных инструментов, позволяющих наладить эффективное межличностное взаимодействие.

Модель коммуникационного процесса

Существует несколько моделей коммуникативного процесса, самой известной из которых является концепция Гарольда Лассуэлла.

Эта модель изначально включала пять элементов, но в итоге Лассуэлл добавил к ней еще две, изменив несколько остальные. Изначальная модель:

  • Кто? (коммуникатор, источник информации, то есть человек, который передает информацию).
  • Что? (сообщение, которое передает коммуникатор).
  • По какому каналу? (способ передачи информации).
  • Кому (получатель, реципиент – это может быть как один собеседник, так и целая аудитория).
  • С каким эффектом? (реакция на полученное сообщение, оценка эффективности коммуникации).

Дополненная модель:

  • Кто? (коммуникатор).
  • С каким намерением? (Лассуэлл считал этот вопрос самым важным, ведь без мотивов и целей коммуникации невозможно говорить ни о каналах, ни о целевой аудитории – то есть о коммуникации в общем).
  • В какой ситуации? (ситуация может быть трех видов: благоприятная, нейтральная, неблагоприятная).
  • С какими ресурсами? (под ресурсами стоит понимать как самого коммуникатора, так и технологии, финансовые средства и методы).
  • Используя какую стратегию? (Лассуэлл считал, что каждый коммуникатор до начала речи должен выбрать стратегию, а не просто пускать все на самотек).
  • На какую аудиторию? (если вы знаете, кто ваша аудитория или собеседник, то сможете намного эффективнее убеждать их).

Неравенство

Возникает на фоне превосходящего параметра, подлежащего положительной оценке, или, наоборот, если субъект превосходит объект общения, второго недооценивают.

Ошибки первого впечатления

Информация поступает в сознание человека по трем источникам:

  1. Визуальному восприятию, формирующему комплекс зрительных образов.
  2. Аудиальному источнику, образованному сочетанием звуков.
  3. Кинестетическому каналу управленческой перцепции, построенному на ощущениях.

Важно! Отдельные субъекты общества способны воспринимать и обрабатывать данные, ориентируясь на три источника данных. Однако один канал является приоритетным, на его основе происходит основное восприятие, формирование мыслей, воспоминаний

Предлагаем ознакомиться  Типы характера человека: описание, основные черты и качества. Как определить характер человека в жизни по поведению. Как узнать характер человека по лицу

Модальность (качественная характеристика ощущений) у людей (визуалов, аудиалов и кинестетиков, соответственно) формируется индивидуально.

Перцептивная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону

Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

Механизмы перцептивной стороны общения:

Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Обратная связь в общении.

Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя

Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

Предлагаем ознакомиться  Как отучить ребёнка ругаться и заставить хорошо учиться. Советы психолога

При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения

Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Стереотипизация

Оценка личности происходит на основании внешних данных и социального статуса того или иного человека. Например, глядя на глубоко посаженные глаза собеседника, вы можете сделать вывод о наличии жесткости в его характере. Красивая же девушка с идеальной фигурой кажется добрым, открытым, отзывчивым человеком. При этом внешность никак не отображает то, что находится у нее внутри. И таких примеров множество.

Фактор отношения

Обществознание гласит: люди, проявляющие доброжелательнее отношение, кажутся лучше тех, кто относится плохо. Позитив порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных качеств, стоит включить негатив, и человек перестанет замечать характерные особенности партнера, начнет выделять отрицательные.

Ошибки формирования первого впечатления называются эффектом ореола, спровоцированным рядом причин: перспективным превосходством, привлекательностью и отношением.

Функции и предназначение

Функционал перцепции включает познание себя и партнера, организацию совместных деяний, установку эмоциональной взаимосвязи.

Перцептивное общение основано на трех компонентах: субъекте, объекте и процессе восприятия. Исследования перцепции основаны на двух составляющих:

  • содержательная сторона (характерные особенности субъектов, объектов восприятия);
  • процессуальная часть (анализ механизмов и эффектов восприятия).

Содержательной частью является приписывание объекту черт характера, причин поведения, роли в общении. Процессуальная сторона раскрывает механизмы осознания и эффекты восприятия (новизна, первичность, стереотипы).

Эмпатияp

Представляет собой способность сопереживать и сочувствовать. Чем тоньше душевная организация человека, тем сильнее у него развита эмпатичность. Такие люди могут анализировать внутреннее состояние оппонента, просто наблюдая за его поведением.

Заключение

Перцепция – самая важная часть общения между отдельными людьми или в группе. Именно от нее зависит, смогут ли собеседники понять друг друга, донести нужно информацию. Этот процесс тесно связан не только с изучением оппонента, но и с самопознанием. Знакомьтесь со своим внутренним «Я». Учитесь понимать и принимать окружающих. Это поможет вам не только общаться, но и вести плодотворную совместную деятельность.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector