Память как психический познавательный процесс

V. основные свойства ощущений

1.
Качество—
свойство,
характеризующее основную информацию,
отобра­жаемую данным ощущением,
отличающую его от других видов ощущений
и варьирующую в пределах данного вида
ощущений.

2.
Интенсивность
– количественной характеристикой и
зависит от силы действующего раздражителя
и функционального состояния рецептора,
определяющего степень готовности
рецептора выполнять свои функции.
Например, при насморке интенсивность
воспринимаемых запахов может быть
искажена.

3.
Продолжительность
– временная
характеристика возникшего ощущения.
Она также определяется функциональным
состоянием органа чувств, но главным
образом — временем действия раздражителя
и его интенсивностью.

4.
Пространственная
локализация раздражителя

анализ, осуществляемый рецепторами,
дает нам сведения о локализации
раздражителя в пространстве, т. е. мы
можем сказать, откуда падает свет, идет
тепло или на какой участок тела
воздействует раздражитель;

5.
Абсолютный
и относительный пороги ощущений –
количественные параметры основных
характеристик ощущений, иначе говоря,
степеньчувствительности.
Человеческие
органы чувств –
удивительно
тонко работаю­щие аппараты. Например,
глаз человека – очень чувствительный
прибор. Он может различить около
полумиллиона оттенков и цветов.

I. общая характеристика памяти. физиологическая основа памяти.

Память
– форма психического отражения,
заключающаяся в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении следов
прошлого опыта

Память
связывает прошлое субъекта с его
настоящим и будущим и является важнейшей
познавательной функцией, лежащей в
основе развития и обучения.

Память
– основа психической деятельности. Без
нее невозможно понять основы формирования
поведения, мышления, сознания, подсознания.
Следует отметить, что память занимает
особое место среди психических
познавательных процессов. Многими
исследователями память характеризуется
как “сквозной” процесс, обеспечиваю­щий
преемственность психических процессов
и объединяющий все познаватель­ные
процессы в единое целое.

Память
позволяет человеку накапливать и
впоследствии использовать личный
жизненный опыт, в ней хранятся знания
и навыки.

Физиологической
основой памяти
является пластичность
нерв­ной системы. Пластичность
нервной системы выражается в том, что
каждый нервно-мозговой процесс оставляет
после себя след,
изменяющий
характер дальнейших процессов и
обусловливающий возможность их повторного
возникновения, когда раздражитель,
действовавший на органы чувств,
отсутствует.

Закон фигуры и фона.

Фигурой
принято называть замкнутую, выступающую
вперед, привлекающую внимание часть
феноменологического поля, а все, что
окружает фигуру, представляет собой
фон.

Выделение
предмета из фона связано с особенностями
нашего восприятия, а именно с предметностью
восприятия. Легче выделяется то, что в
действительности является отдельным
предметом и хорошо знакомо из прошлого
опыта. Выделение предмета из фона
облегчает знание того, что надо най­ти,
в особенности, если это конкретный образ
предмета, а также выделение предмета
из фона, что дает возможность обвести
контуры предмета или пере­брать
предметы руками, т. е. возможность
манипуляции предметами.

Следует
отметить, что соотношение
предмета и фона — это соотношение
дина­мическое. То,
что в данный момент относится к фону,
может через некоторое вре­мя стать
предметом, и наоборот, то, что было
предметом, может стать фоном. Под­тверждением
этого является следующий пример. На рис
5. изображена белая ваза на фоне черного
круга, но если внимательно присмотреться
к данному рисун­ку, то можно заметить,
что фон также несет определенное
смысловое значение. В этом случае можно
увидеть, что изображена не ваза, а профили
человеческих лиц.

Ваза
Рубина

По степени осмысления.

1)
Механическое запоминание
— это
запоминание без осознания логической
связи между различными частями
воспринимаемого материала. Примером
такого запо­минания является заучивание
статистических данных, исторических
дат и т. д.

Предлагаем ознакомиться  Симптомы дыхательного невроза и как с ним бороться

2)
Осмысленное
запоминание
основано на понимании внутрен­них
логических связей между отдельными
частями материала. Поэтому ос­мысленное
запоминание всегда связано с процессами
мышления.

Доказано,
что эффективность осмысленного
запоминания в 20 раз выше механического.


Механическое
запоминание неэкономно, требует многих
повторений. Механически заученное
человек не всегда может припомнить к
месту и ко време­ни. Осмысленное же
запоминание требует от человека
значительно меньше уси­лий и времени,
но является более действенным.

При
механическом запоминании в памяти через
один час остается только 40% материала,
а еще через несколько часов — всего 20
%, а в слу­чае осмысленного запоминания
 40 % материала сохраняется в памяти
даже через 30 дней.

По продолжительности.

1)
Сенсорная
(следовая), или непосредственная память
обеспечивает сохра­нение воспринятого
образа на протяжении долей секунды.

2)
Кратковременная
память
— это вид памяти, характеризующийся
очень кратким сохранением воспринимаемой
информации
(около 20 сек) после однократного
непродолжительного восприятия и
немед­ленным воспроизведением.
Кратковременная
память играет большую роль в жизни
человека. Бла­годаря ей перерабатывается
значительный объем информации, сразу
же отсеива­ется ненужная и остается
потенциально полезная.

Вследствие этого
не происхо­дит перегрузки долговременной
памяти. Объем
кратковременной памяти индивидуален.
Он
характеризует природную память человека
и сохраняется, как правило, в течение
всей жизни. Объем крат­ковременной
памяти характеризует способность
механически, т. е. без использо­вания
специальных приемов, запоминать
воспринимаемую информацию.


В
целом же кратковременная память име­ет
огромное значение для организации
мышления, и в этом она очень похожа на
оперативную
память.

3)
Оперативная
память
обозначают мнемонические процессы,
обслужи­вающие непосредственно
осуществляемые человеком актуальные
действия, опе­рации. Она представляет
синтез долговре­менной и кратковременной
памяти. Когда мы выполняем какое-либо
сложное действие, например арифмети­ческое,
то осуществляем его по частям.

4)
Вторичная,
или долговременная
память
— длительное сохранение информации
(начиная от 20 сек. и простираясь на часы,
месяцы, годы) после многократного
повторения и воспроизведения. В
долговременную может проникнуть и
надолго от­ложиться лишь то, что
когда-то было в кратковременной памяти,
поэтому кратковременная память выступает
в виде своеобразного фильтра, который
пропускает лишь нужную, уже отобранную
информацию в долговременную память.

При этом переход информации из
кратковременной в долговременную память
связан с ря­дом особенностей. Так, в
кратковременную память в основном
попадают послед­ние пять-шесть единиц
информации, полученной через органы
чувств. В долговременную память можно
перевести информации гораздо больше,
чем позволяет индивидуальный объем
кратковременной памяти. Это достигается
путем повторения материала, который
надо запомнить.

I . понятие ощущения

Ощущения
возникают на основе раздражимости.
Ощущение – продукт развития в филогенезе
раздражимости. Раздражимость
– общее свойство всех живых тел приходить
в состояние деятельности под влиянием
внешних воздействий (допсихический
уровень) (пример – инфузория-туфелька)
нет необходимости различать конкретные
предметы для своей жизнедеятельности
– раздражимость является достаточной.

Ощущение
– простейший психический процесс
отражения отдельного качества (свойства)
предмета при непосредственном воздействии
раздражителей на воспринимающую часть
анализатора.

Главной
особенностью ощущения является то,
что отражается лишь одно какое-либо
качество предмета обособленно
.

I. общая характеристика восприятия

Восприятие—
это психический процесс, отражающий
целостный образ предметов и явлений в
сознании человека при их непосредственном
воздействии на органы чувств.

Восприятие
включает в себя ощущение и основывается
на нем. Но оно не сводится к простой
сумме ощущений.
Это нечто целое, куда входит
и воспроизведенный прошлый опыт,
и процессы осмысления того, что
воспринимается, и др. психические
процессы. Другими словами, восприятие
отличается от ощущения тем, что это
активный процесс, в результате которого
формируется образ объекта.

Основным
отличием восприятия от ощущения
является целостное отображение
предмета через отражение всей
совокупности его свойств.

Восприятие
часто называют перцептивной
системой человека.

Предлагаем ознакомиться  Сколько времени лечится невроз

I. понятие внимания

Внимание

это сквозной психический процесс,
состоящий в избирательной направленности
психической деятельности на объект.

Внимание
– это направленность и сосредоточенность
психической деятельности на определенном
объекте при одновременном отключении
от других.Направленность
связана с переходом от одного занятия
к другому, а сосредоточение — с
углубленностью в занятие.

Внимание
принимает участие в организации всех
познавательных процессов (ощущения,
восприятия, мышления), являясь сквозным
психическим процессом, и выполняет
следующие функции:

1)
отбор значимых раздражителей и
игнорирование несущественных, побочных;

2)
удержание, сохранение требуемой
деятельности (или образа) до тех пор,
пока не будет достигнута цель;

3)
регуляция и контроль протекания
деятельности.


Таким
образом, внимание можно рассматривать:

          как
процесс (сенсорное, перцептивное);

         как
состояние (сосредоточенность);

         как
свойство личности (наблюдательность).

I. понятие мышления.

Мышление
– одна из наиболее важных способностей
человека. Она удовлетворяет его
потребности в знаниях о мире, о других
людях, о самом себе, в ценностных
ориентациях и общении с другими, в
передаче опыта от одного поколения к
другому. Благодаря мыслительному
процессу возможно производство нового
знания, прогнозирование и принятие
решений, анализ и разрешение проблемных
ситуаций, поиск новых способов
существования и развития самого человека.

Мышление
соотносит данные ощущений и восприятий
– сопоставляет, сравнивает, различает,
раскрывает отношения, и через отношения
между непосредственно чувственно
данными свойствами вещей и явлений
раскрывает новые, непосредственно
чувственно не данные абстрактные их
свойства; выявляя взаимосвязи и постигая
действительность в этих взаимосвязях.
Мышление
– высшая форма познавательной
деятельности.

Сущностью
мышления является установление связей
и отношений между познаваемыми
предметами и явлениями объективной
реальности.

Причем,
в мышлении отражаются не только внешние,
воспринимаемые свойства предметов, но
и внутренние,
существенные
связи и отношения. И это одна из главных
особенностей, отличающих мышление от
других познавательных процессов
(опосредованность).
Т.е. мышление носит опосредованный
характер – познается то, что непосредственно
в восприятии не дано.

Мышление-
это
психический процесс обобщенного и
опосредованного отражения действительности
при непосредственном участии речи.

Ii. виды памяти

Существует
несколько основных подходов в классификации
памяти. Отдельные виды памяти вычленяются
в соответствии с тремя основными
критериями: 1) по характеру психической
активности, , память делят на двигательную,
эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по способу активности — на непроизвольную
и произвольную; 3) по способу запоминания
– на механическую и осмысленную; 4) по
продолжительности закрепления и
сохранения материала) — на кратковременную,
долговременную и оперативную (рис.5).

Ii. фазы восприятия

 Результат
восприятия – психический образ объекта


Восприятие
– результат сложной аналитико-синтетической
деятельности. Оно состоит из следующих
перцептивных
фаз:

1.                 
Обнаружение
(исходная фаза, на которой происходит
выделение объекта из общего фона
раздражителей).

2.                 
Различение
(выделение
в объекте наиболее характерных признаков,
по которым его можно опознать).

3.                 
Идентификация
(отождествление
объекта с образцами, находящимися в
памяти).

4.                 
Опознание
объекта (совпадение
его с имеющимся в памяти образцом,
отнесение его к определенной категории
объектов, «называние объекта»).

На
первом этапе процесса восприятия
происходит выделение комплекса стимулов
из потока информации и принятие решения
о том, что они относятся к одному и тому
же определенному объекту. На втором
этапе происходит поиск в памяти
аналогичного или близкого по составу
ощуще­ний комплекса признаков, по
которым можно идентифицировать объект.

На третьем этапе происходит отнесение
воспринятого объекта к определенной
катего­рии с последующим поиском
дополнительных признаков, подтверждающих
или опровергающих правильность принятого
решения. И, наконец, на четвертом этапе
формируется окончательный вывод о том,
что это за объект, с приписыванием ему
еще не воспринятых свойств, характерных
для объектов одного с ним класса.

Предлагаем ознакомиться  Невротические расстройства: причины, симптомы, лечение

Важную
роль в восприятии играет желание человека
воспринимать тот или иной предмет,
сознание необходимости или обязанности
воспринять его, а также волевые усилия,
направленные на то, чтобы добиться
лучшего восприятия, настойчивость,
которую он при этом проявляет. Таким
образом, в восприятии предмета реального
мира задействованы внимание и
направленность личности.

Ii. фазы мыслительной деятельности.

Важнейшей
особенностью мышления является его
проблемный характер. Всякий
мыслительный процесс по-своему строению
является действием или актом деятельности,
направленным на разрешение определенной
задачи.
Мышление при этом имеет фазовый
характер.
В развернутом мыслительном процессе,
поскольку он всегда направляется на
решение какой-нибудь задачи, можно
различать несколько основных этапов
или фаз.

1.
Начальная
фаза мыслительного процесса:
осознание проблемной ситуации, постановка
проблемы.
Оно может начаться с чувства удивления
(с которого, по Платону, начинается
всякое знание), вызванного ситуацией.
Затруднения в плане действия сигнализируют
проблемную ситуацию, а удивление дает
почувствовать ее.

2.
Фаза
выдвижения и перебора гипотез,
гипотез относительно этой проблемы.

3.
Фаза умственной проверки гипотезы
(сопоставления, сравнения и т.д.).

4.
Фаза
вывода, заключения,
суждения.


Разрешение
задачи является естественным завершением
мыслительного процесса.

Мыслительный
процесс совершается как система
сознательно регулируемых интеллектуальных
операций.

По
мере того, как мы формулируем нашу мысль,
мы ее и формируем. Мышление – это
сознательный
процесс.
Ее важнейшие характеристики: проверка,
критика,
контроль.

Следует
различать мышление и интеллект.
Интеллект
– общая способность к познавательной
деятельности, определяющая готовность
человека к усвоению знаний, использованию
опыта и т.д.

Iii. виды восприятия

1.
Восприятие
пространства
может протекать на разных уровнях. К
пространственным свойствам предмета
относятся: величина, форма, положе­ние
в пространстве. В восприятии трехмерного
пространства, прежде всего, задействованы
функ­ции специального вестибулярного
аппарата, расположенного во внутреннем
ухе, а также аппарат бинокулярного
зрения.

2.
Восприятие времени,
несмотря на важность данной проблемы,
изучено гораз­до меньше, чем вопрос
о восприятии пространства. Сложность
изучения данного вопроса заключается
в том, что время не воспринимается как
явление мате­риального мира. О его
течении можно судить лишь по определенным
признакам.

Наиболее
элементарными формами являются процессы
восприятия, в основе которых лежат
элементарные ритмические явления,
известные под названием «биологических
часов». В целом, при исследовании
восприятия времени необходимо учитывать
два основных аспекта: восприятие
временной длительности и восприятие
временной последовательности.

Оценка
длительности временного отрезка во
многом зависит от того, какими событиями
он был заполнен. Если
событий было много, и они были интересны,
то время идет быстрее. И наоборот, если
событий было мало или они были не
интересны, то время тянется медленно.
Временной отрезок, заполненный
разнообразными событиями, кажется более
продолжительным, и наоборот.

Оценка
длительности времени зависит и от
эмоциональных переживаний.
Если события вызывают положительное
отношение к себе, то время кажется
быст­ро идущим. И наоборот, негативные
переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме
внутренних механизмов восприятия
времени человек также пользуется
определенными
величинами временных интервалов. Такими
интервалами могут быть день, неделя,
месяц, год, столетие и т. п. Существование
этих интервалов возможно потому, что в
них чере­дуется определенная смена
событий, например заход и восход солнца.
Так, по ко­личеству восходов мы можем
судить, сколько прошло дней, недель,
месяцев, лет.

Таким
образом, в восприятии времени человеком
необходимо выделить два аспекта:
субъективный и объективно-условный.
Субъективный аспект связан с на­шей
личной оценкой проходящих событий, что,
в свою очередь, зависит от запол­ненности
данного временного периода событиями,
а также их эмоциональной окрашенности.

Iii. условия возникновения ощущений

V. феномены восприятия

Феномены
восприятия лучше всего были описаны и
проанализированы школой гештальтпсихологии.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector