ОТНОШЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.

3.
Педагогические воздействия опережают,
стимулируют, направляют и ускоряют
развитие наследственных данных личности.
Структура развивающего обучения
представляет собой цепь усложняющихся
предметных задач, которые вызывают у
школьника потребность в овладении
специальными знаниями и навыками, в
создании новой, не имеющей аналога в
его опыте схемы решения, новых способов
действия.

На первый план выступает не
только актуализация ранее усвоенных
знаний и сформировавшихся уже способов
действия, но и выдвижение гипотезы,
формирование принципа (идеи) и разработка
оригинального плана решения задачи,
отыскание способа проверки решения
путем использования самостоятельно
подмеченных новых связей и зависимостей
между данным и искомым, известным и
неизвестным.

4.
Ребенок является полноценным субъектом
учебной деятельности. Усвоение
знаний и формирование способов
деятельности выступают в структуре
развивающего обучения как процесс и
результат деятельности ученика.

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

6.
Развивающее обучение происходит в зоне
ближайшего развития ребенка. Развивающее
обучение — это ориентация учебного
процесса на потенциальные возможности
человека и на их реализацию.

Учебные
действия являются в процессе усвоения
первичными. Знания носят вторичный
характер и как стимулы учения, конкретные
цели, орудия и инструменты познания вне
деятельности (вне системы действий)
теряют свою силу. Следовательно, предметом
деятельности учения в структуре
развивающего обучения является не
усвоение как таковое, а собственно
учебная деятельность, в процессе
конструирования и осуществления которой
и происходит усвоение.

ПРИНЦИПЫ

  • принцип
    творческого характера развития.

  • совместная
    деятельность и общение как движущие
    силы развития, как средство обучения
    и воспитания.

  • Принцип
    ведущей деятельности. Законы ее смены
    в процессе развития ребенка глубоко
    исследовал Д. Б. Эльконин, который
    экспериментально показал, что
    психологические образования каждого
    периода в жизни ребенка определяются
    осуществляемой им ведущей деятельностью.

  • Определение
    зоны ближайшего развития. ЗБР определяется
    содержанием тех задач, которые ребенок
    еще не может решить самостоятельно, но
    уже осуществляет с помощью взрослого.

  • Учет
    сензитивных периодов развития.

  • Принцип
    амплификации (расширения) детского
    развития рассматривается как необходимое
    условие разностороннего воспитания
    ребенка.
    Амплификация
    — это условие свободного развития,
    поиска и нахождения школьником «себя
    в материале, в той или иной форме
    деятельности или общения» (Л. С.
    Выготский).

  • Принцип
    единства аффекта и интеллекта был
    обоснован в трудах Л. С. Выготского, а
    затем и А. В. Запорожца. За мыслью, писал
    Л.С.Выготский, обязательно стоит
    аффективная и волевая тенденция. Это
    единство выражается в таких понятиях,
    как познавательное отношение, личностное
    знание.

Система
развивающего обучения (СРО) Эльконина
– Давыдова.

По
мнению Эльконина и В.В. Давыдова, в основе
психического развития младших школьников
лежит формирование у них учебной
деятельности в процессе усвоения ими
теоретических знаний посредством
выполнения содержательного анализа,
планирования, рефлексии (теория учебной
деятельности и ее субъекта представлена
в работах В.В. Давыдова, В.В. Репкина,
Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, Й.

Ломпшера
и др.) (Репкин В.В., 1997; Венгер А.Л., Цукерман
Г.А., 2001;). Осуществление детьми этой
деятельности определяет развитие всей
их познавательной и личностной сферы.
Развитие субъекта этой деятельности
происходит в самом процессе ее становления,
когда ребенок постепенно превращается
в учащегося, изменяющего и совершенствующего
самого себя.

В
системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
обучение строится в соответствии с
тремя принципами:

1.
Предметом усвоения являются общие
способы действия – способы решения
класса задач. С них начинается освоение
учебного предмета. В дальнейшем общий
способ действия конкретизируется
применительно к частным случаям.
Программа устроена так, что в каждом
последующем разделе конкретизируется
и развивается уже освоенный способ
действия.

Предлагаем ознакомиться  Интроверт – кто такой простыми словами? Большой разбор от

2.
Освоение общего способа ни в коем случае
не может быть его сообщением – информацией
о нем. Оно должно быть выстроено как
учебная деятельность, начинающиеся с
предметно-практического действия.
Реальное предметное действие в дальнейшем
свертывается в модель-понятие. В модели
общий способ действия зафиксирован в
«чистом виде».

3.
Ученическая работа строится как поиск
и проба средств решения задачи. Поэтому
суждение ученика, отличающееся от
общепринятого рассматривается не как
ошибка, а как проба мысли.

Эмпирическое
мышление направлено
на группировку предметов, на их
классификацию. В основе этого мышления
лежит эмпирическое (или формальное)
обобщение, позволяющее человеку путем
сравнения предметов обнаруживать в них
нечто сходное, одинаковое, общее, а
затем, обозначая это общее словом,
отделять (абстрагировать) его от других
свойств предметов, создавая тем самым
эмпирическое понятие.

Такое понятие
словесно фиксирует группу в чем-то
сходных, одинаковых предметов, выделяя
в них общие свойства. Используя
эмпирические понятия, человек может
строить классификацию различных
предметов, а затем, сталкиваясь в жизни
с каким-либо отдельным предметом,
«узнавать» его в качестве сходного
(или общего) с другими предметами,
имеющими одно и то же словесное
обозначение.

В
основе теоретического
мышления
лежит теоретическое (или содержательное)
обобщение. Состоит в том, чтобы создавать
содержательное обобщение той или иной
системы, а затем мысленно строить эту
систему, раскрывая возможности ее
существенного, всеобщего отношения.

Дидактическая
система развивающего обучения Л.В.
Занкова.

Система
развивающего обучения Л.В. Занкова
обеспечивает достижение планируемых
результатов посредством особого отбора
и структурирования содержания учебных
предметов, что создает условия для
реализации системно-деятельностного
подхода и индивидуализации обучения.
Учебно-методический комплект (УМК) для
начального и среднего звена разработан
в соответствии с основными направлениями
модернизации российского образования,
с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта начального
и общего образования и с новым Базисным
учебным планом.

Основу
системы обучения по Л.В. Занкову составляют
следующие взаимосвязанные принципы:

1.
Принцип обучения на высоком уровне
трудности.
Реализация этого принципа предполагает
соблюдение меры трудности, преодоление
препятствий, осмысление взаимосвязи и
систематизацию изучаемых явлений.
Содержание этого принципа может быть
соотнесено с проблемностью в обучении.

2.
Принцип ведущей роли теоретических
знаний. Согласно
этому принципу, отработка понятий,
отношений, связей внутри учебного
предмета и между предметами не менее
важна, чем отработка навыков. Он был
выдвинут в противовес традиционным
представлениям о конкретности мышления
младших школьников.

3.
Принцип осознания школьниками процесса
учения. Это
принцип обучения направлен на развитие
рефлексии, на осознание самого себя как
субъекта учения. Содержание этого
принципа может быть соотнесено с
развитием личностной рефлексии,
саморегуляции. Л.В. Занков подчеркивал
важность понимания учебного материала,
умения применять теоретические знания
на практике, овладения мыслительными
операциями (сравнения, анализа, синтеза,
обобщения), а также признавал необходимость
позитивного отношения школьников к
учебному труду.

4.
Принцип работы над развитием всех
учащихся. Согласно
этому принципу, должны быть учтены все
индивидуальные особенности, но обучение
должно развивать всех, ибо «развитие
есть следствие развития» (Л.В. Занков).
Содержание этого принципа может быть
соотнесено с гуманизацией образовательного
принципа.

5.
Принцип продвижения в изучении материала
быстрым темпом. Это
предполагает отказ от однообразного
повторения пройденного. При этом самое
важное — непрерывное обогащение школьников
все новыми и новыми знаниями. Однако
нельзя путать быстрый темп обучения с
поспешностью в учебной работе, также
не следует стремиться к большому
количеству заданий, выполняемых
школьниками.

Взаимоотношения подростка с взрослыми

Вступление в жизни взрослых подросток понимает прежде всего как новые права в отношениях с взрослым. В результате у подростка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправным отношениям без ограничений самостоятельности. Подросток добивается, чтобы взрослый признал его и уважал.

Предлагаем ознакомиться  7 болезней на нервной почве и 7 способов защиты от них.

Характер общения со взрослыми существенно влияет на особенности самооценки подростков. Так, только в 8,3% подростков, которые могли доверчиво общаться с родителями, отмечается неадекватная самооценка (так или иначе они недооценивают себя). При доминировании же регламентированного общения неадекватная самооценка имела место в 87,9% случаев.

Переход к новому типу отношений сложен, как для подростка, так и для взрослого. Его тормозят следующие моменты:

o подросток, как и раньше, остается учеником;

o полная его материальная зависимость;

o привычка взрослых контролировать поведение ребенка и страх перед самостоятельностью подростка;

o проявления у подростка детских черт, отсутствие настоящей самостоятельности.

Несмотря на перечисленные трудности, именно взрослый должен стать инициатором изменений в отношениях с подростком. При отсутствии таких изменений ребенок или останется неподготовленной к взрослой жизни и страдать в будущем инфантилизмом, или возникать бурные межличностные конфликты взрослых и подростка.

Итак, основной причиной межличностных конфликтов с участием подростка является противоречие между отношением взрослого к ребенку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости. Протест ребенка возникает в форме непослушания, грубости, упрямстве, агрессивности. Эти же проявления присутствовали и в предыдущих возрастных кризисах.

Преодоление конфликта лежит через нахождения той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него. Рекомендуется организация содержательной сотрудничества взрослого и подростка с присущими для нее взаимопониманием, взаимным, взаимопомощью.

Взаимоотношения подростка со сверстниками

Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для него. Эти отношения строятся на принципах равенства, справедливости и поэтому обеспечивают оптимальные условия для укрепления чувства взрослости у подростка. Основой для общения выступает общность потребностей, ценностей, стремлений, интересов, переживаний.

Субъективное значение для подростка сферы общения со сверстниками серьезно отличается от ее оценки взрослыми, особенно учителями (С. К. Масгутова). Сами подростки свои переживания по этому поводу наиболее типичными и значимыми, тогда как учителя думают, что подростков больше всего волнуют отношения с ними, а родители приписывают такое же значение отношениям в семье.

Вследствие различной субъективной ценности ведущих сфер взаимоотношений подростка для него самого и для взрослых между ними часто случаются споры. В частности, подросток может найти компанию сверстников, за которой он не слушается родителей, учителей.

Подростки видят в общении с ровесниками сферу личной жизни, где каждый действует самостоятельно и отвечает за свои поступки. Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым другом. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, они стремятся занять в их среде то положение, которое бы соответствовало их притязаниям. Для одних это желание быть лидером, для других — пользоваться авторитетом в каком-то деле, третьи пытаются найти близкого друга.

Сказанное объясняет, с одной стороны, повышенный конформизм подростков в отношении компаний сверстников и, с другой — их недисциплинированность и даже правонарушениях за неумения добиться желаемого положения в таких компаниях.

Мотивы общения с товарищами проходят определенные стадии развития:

5 класс — доминирует недифференцированное желание быть среди сверстников, играть с ними, что-то вместе делать;

6 класс — основным становится стремление подростка занять определенный статус в коллективе;

7-8 класс — возникает потребность подростка в автономии в группе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах.

Исследования показывают, что именно фрустрация потребности быть значимым среди товарищей у многих подростков вызывает тяжелые негативные переживания (С. К. Масгутова), приводит к появлению девиантного поведения.

Предлагаем ознакомиться  Секреты идеальной любовницы

Конфликты с ровесниками подросток воспринимает очень болезненно, ищет друзей вне школы, среди случайных знакомых. Стремясь завоевать признание, демонстрирует свою индивидуальность, но не всегда удачно и приемлемо. Больше всего подростки ценят такие качества друг друга, как общительность, сообразительность и знания, смелость, самообладания.

Популярность подростка в классе обеспечивается:

o наличием положительных качеств, которые класс ценит;

o ценностной единством подростка и класса;

o адекватной или чуть пониженной самооценкой.

Статус подростка в классе меняется по сравнению с младшим школьником. Ученики, которые раньше были популярны на основании уровня успешности и поведения, теперь перестают быть таковыми. Ученики, которые пользовались авторитетом среди одноклассников, теряют его, если действуют с позиции приказов, свысока.

В процессе общения со сверстниками у ребенка активно формируются нравственные нормы, характерные для отношений между взрослыми — на основе «кодекса товарищества», где высоко ценятся уважение, равенство, преданность, честность и осуждаются несоблюдение договоренностей, отказ в помощи, эгоизм, жадность, стремление к преимущества, унижения других, отсутствие собственного мнения, неумение постоять за себя. Развивается умение подростков ориентироваться на требования товарищей, способность к взаимопониманию.

Особое значение приобретает дружба. Подростки стремятся дружить с теми, кто пользуется уважением, авторитетом, отличается своей индивидуальностью (знаниями, смелостью, взрослым видом и манерами, самостоятельностью и т.д.).

Происходит поиск друга. Сначала круг претендентов на звание второго достаточно широкое, противоречивое, пестрое и неустойчивое. Для выбора важными факторами являются общность увлечений, сближение интересов, взаимопонимания. Дружба влияет на развитие личности подростка, выполняя такие функции:

o выступает источником возникновения новых интересов;

o развитие самооценки и самосовершенствования на основе того, что товарищ служит образцом;

o обеспечивает опыт взаимопонимания и взаимоподдержки;

o возможность выражения своих мыслей, желаний, планов и сравнение их с товарищами;

o формирование убеждений в дискуссиях и в обсуждениях;

o формирование рефлексивного отношения к отношениям;

o формирование идеала дружбы;

o познания внутреннего мира своего и других людей;

o приобретение умений влиять на поведение другого;

o овладение практикой личных взаимоотношений.

Отдельно следует остановиться на развитии взаимоотношений между мальчиками и девочками.

В 5-6 классах сказывается неравномерность развития мальчиков и девочек. Возникает интерес к противоположному полу и к собственной внешности. У ребят интерес к девушкам проявляется в задевании девушек, буйством. То есть интерес сочетается с отстраненностью.

В 6-7 классах подростки обсуждают вопрос «кто кому нравится», характерные обмен «новостями» личного содержания, доверчивые разговоры с друзьями.

В 7-8 классах возникают разнополые микрогруппы, дружба девушек и парней. Характерные страдания от равнодушия сверстника противоположного пола, который вызвал интерес, нравится; страх перед отказом того, кто нравится. Ребята устраивают свидания, совместно проводят досуг.

В разнополых отношениях формируется наблюдательность, внимание к внутреннему миру человека, проницательность, желание быть лучшим.

Таким образом, в подростковом возрасте общение со сверстниками имеет огромное значение для формирования личности.

ВЫВОДЫ о взаимоотношениях подростка с окружающими:

— Во взаимоотношениях со взрослыми у ребенка обостряется чувство собственного достоинства, стремление к равноправных отношений;

— Взрослый должен стать инициатором изменений в отношениях с подростком;

— Основной причиной межличностных конфликтов является противоречие между отношением взрослого к ребенку как к ребенку и представлениям подростка о степени собственной взрослости;

— Преодоление конфликта лежит через нахождения той степени самостоятельности подростка, которая соответствовала бы его возможностям, общественным требованиям к нему и позволяла бы взрослому влиять на него;

— Общение со сверстниками — особая и отдельная сфера жизни подростка, чрезвычайно важна для развития его личности;

— Важнейшая потребность подростка — стремление к совместной деятельности со сверстниками и желание быть признанным, принятым другом.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector