Понятие о характере и его физиологические основы. Черты характера и их характеристика — Студопедия

Интерактивная сторона общения- взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей. межличностное взаимодействиепредставляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Итак, исходным условием успешного общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью — возникает межличностный конфликт.

В совместной деятельности причинами конфликтов могут быть предметно-деловые разногласия и личностные интересы. Причиной возникновения конфликтов являются также неопределенные смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия общающихся. Смысловой барьер в общении— это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров в общении, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Немаловажное место в общении занимает психологическое воздействие. Психологическое воздействие— структурная единица, компонент общения. По своей сущности это проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц).

Целью и результатами этого проникновения являются изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, установок, состояний и т.п.).

Психологическое воздействие отнюдь не всемогуще, хотя при определенных условиях можно вызвать известные изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

Особую форму общения людей представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом. Развитие дружбы предполагает следование ее неписанному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, бескорыстие чувств.

Идеальная дружба — это глубочайшая искренность, полное взаимное доверие, безоглядное раскрытие своего интимного я. Ценность дружбы заключается не только в полном самораскрытии, но и в безоговорочном принятии другого.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида “накладываются” на представления о партнере, иными словами, как формируется образ партнера по общению.

Как уже было сказано, взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнер по общению. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Перцептивная сторона общения— восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Предлагаем ознакомиться  Разваливается семья - Психология - Семейные отношения

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой — чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе.

Идентификация — это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Рефлексия — еще один механизм понимания другого человека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.

Общение, как было показано, не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает наличие обратной связи — получения субъектом информации о результатах взаимодействия.

Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя.

Семья — это первая социальная группа, активно воздействующая на формирование личности ребенка. Особенности взаимоотношений и общения между ее членами создают в семье специфическую морально-психологическую атмосферу. Взаимоотношения родителей и детей и специфика их общения, в которой эти взаимоотношения проявляются в семье, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

Высокий уровень взаимной информированности родителей и детей является одной из важных предпосылок их адекватного представления о личностных особенностях друг друга, обеспечивающего нормально протекающее общение в семье. Взаимная информированность родителей и детей может быть обеспечена только за счет разнообразия и сфер и тем их общения.

Специфика общения родителей и детей не только формирует их межличностные отношения, но и оказывает огромное влияние на формирование навыков общения детей с другими людьми.

Определение понятия характер

Ещё древнегреческий учёный Теофраст изучал характер и ввёл этот термин в науку. Он считал, что данное определение должно отражать черты, особенности, приметы и признаки личности. Аристотель понимал характер как определение деяний человека, он использовал такое понятие как этос (греч. ἦθος), обозначающее нрав, душевный склад.

Марк Самуилович Лебединский и Владимир Николаевич Мясищев определяли характер в психической индивидуальности, выраженной в своеобразном поведении, сформированной на базе темперамента и поведения личности. Константин Константинович Платонов считал характер совокупностью устойчивых черт, выражающихся в поступках и действиях.

Характер проявляется в деятельности, общении, обнаруживает поведение и специфические особенности, оттенки. Одним нравятся трудные виды деятельности, они получают удовольствие, когда преодолевают препятствия. Другие выбирают более простую работу, пытаются избежать проблем. Для некоторых важно значение выполненной работы и полученного результата, который должен быть наилучшим, иные могут относиться к работе спустя рукава и будут удовлетворены тем, что справляются с обязанностями не хуже остальных. Всё это характеризуют различия в натурах людей.

Предлагаем ознакомиться  Почему люди ностальгируют по СССР

Так, что же обозначает такое понятие как характер? Это объединённые черты определённой личности, выраженные в действиях или поступках по отношению к людям, деятельности, событиям, происходящим вокруг. Характер у каждого уникальный и проявляется в общении, поведении, социально-психологическом, нравственном, духовном мировоззрении и действиях.

Можно сказать, что в обществе существует деление на людей с сильным и слабым характером. Лицо с сильной натурой ведёт себя настойчиво, упорно, целенаправленно. Слабохарактерный человек проявляет слабоволие, непредсказуемость, неуравновешенность. Задача в изучении структуры характера должна определять его черты, проявления, и их взаимосвязь.

Характер тесно переплетается с волей и темпераментом. Ещё Гордон Олпорт заметил, что темперамент и характер выглядят как синонимы и предназначены для личности. Он отмечал, что высказываясь о человеке с хорошим характером, подразумевают оценку личности, а не качества социальные и этические. Поэтому понятие носит оценочный образ. Темперамент Олпорт представлял как первичный материал, конституцию интеллекта, особенности генетики.

Типы характера

С давних времён многие пытались провести моделирование типологии характеров. Наиболее ранняя схема представлена психиатром из Германии Эрнстом Кречмером, и ещё одна попытка была предпринята американским психологом Уильямом Гербертом Шелдоном. В более позднее время работы велись учёными Эрихом Фроммом, Карлом Леонгардом, Андреем Евгеньевичем Личко. В основу работ были заложены основные идеи:

  • Люди, объединенные типологией, должны разделяться на групповые формирования.
  • Формирование образа идёт с начала рождения и с возрастом укрепляется устойчивость.

По классификации Э. Кречмера, черты представления личности не хаотичны, они объединяются типологией и разделяются на определённые типы:

  • Пикнический тип. Человек среднего роста, с короткой шеей. Имеет предрасположенность к психическим расстройствам, не развиты мышцы, тучность, избыточный вес.
  • Атлетический тип. Принадлежит к группе развитых, сильных, волевых людей. Невысокий, мускулатура развита, широкая грудь и плечи.
  • Астенический тип. Имеют худое и истощенное строение, кажутся наиболее высокими, чем на самом деле. Кожа нежная, неширокие плечи, грудная клетка вытянута, тоненькие ручки, в теле практически отсутствует жир. Такая характеристика больше относится к астеникам мужчинам. А Женщины, к тому же, ещё и маленького роста.
  • Диспластический тип. Имеет признаки с элементами противоречащими и негармоничными по строению тела для человека, данная квалификация является противоположностью трём выше представленным.

Психиатры высоко оценивали и изучали строение понятий по типу и чертам испытуемых участников, использовали специальные тесты и методы анализа. Их выводы неоднократно подтверждались при проверках впоследствии. К примеру, Леонгард представил классификацию черт акцентуированных, в которых чаще попадаются больные с неврозом. К таким относятся:

  • Дистимный тип. Люди с достаточно низкой общительностью, малословны, пессимистически настроены. Это лица не любящие шум, скандалы, считаются домоседами. Им присущи черты серьёзности, добросовестного отношения, равноправия.
  • Гиппертимный тип. Любители выражать в эмоциональном жестикулировании и пантомиме своеобразный тип характера. Они принадлежат к инициаторам конфликтов, отрицательно воспринимают укоры и замечания.
  • Педантичный тип. Интересный тип, больше похож на аристократов, формалистов. Зато считается бережливым, надёжным, добропорядочным.
  • Циклоидный тип. Имеет изменчивость в настроении, может быть то замкнут, то общителен, как говорят: «человек настроения».
  • Возбудимый тип. Вспыльчивый, неуживчивый, имеет низкую общительность, постоянная склонность к конфликтам, хамству и брани.
  • Застревающий тип. Любит учить, умеренно общителен, зануда, может обидеться, честолюбивый и ревнивый, требовательный к подчинённым и себе.
  • Эмотивный тип. Имеют замкнутый, маленький круг общения, всё проблемы держат в себе, имеют высокую чувствительность, обладают слезливостью, по натуре добрые и сострадательные.
  • Тревожный тип. Относится к робким, неуверенным в себе лицам. Они дружелюбны, любят самокритику, прекрасные исполнители.
  • Демонстративный тип. Могут свободно контактировать, обладают элементами лидерства и стремятся к власти. Высоко приспособляемы, склонны к интригам, иногда раздражают самоуверенностью и пристальным вниманием к себе. Артистичны, неординарно мыслят и поступают.
  • Интровертированный тип. Философы, замкнуты, любят одиночество, имеют твёрдые убеждения и определённые принципы, иногда упрямы.
  • Экстравертированный тип. Лицо с массой знакомых, всегда открыт и имеет доступ для любой информации. Доброжелательны, исполнительны, легкомысленны, совершают необдуманные поступки.
  • Экзальтированный тип. Часто спорят, глубоко контактны, влюбчивы, обладают вниманием к друзьям и близким, часто сострадательны, выделяются яркими чувствами и паникёрством.
Предлагаем ознакомиться  Детская ревность – это у нас в крови или результат плохого воспитания?

Формирование и развитие характера

Многих интересует проблема, как и в какое время меняется характер? Сейчас учёные твёрдо знают, что первые характерные черты можно заметить у ребёнка ещё в раннем детстве, до школы. С возрастным периодом формируются качества и новые черты, воспитывается полноценная личность. Для воспитания человека с сильной натурой, смелым и выдержанным, следуют приобщать его ещё ребёнком к коллективным играм по строгим правилам и сюжетам.

С младшего возраста прививаются доброта, общительность, отзывчивость или, напротив, эгоизм, черствость, безразличие. В школьные годы преобладает общительность, закрепляются волевые качества, мировоззрение. Далее, с течением жизни, черты характера изменяются, формируется тип в новых условиях, подстраиваясь под сложившиеся обстоятельства. И уже к 17 годам изменения личностных характерных черт становятся стабильными и имеют определённую форму.

На складывание и образование необходимых качеств могут оказывать влияние:

  • Болезнь, изменение способа жизни.
  • Смена, приобретение друзей.
  • Кризис переходного периода в юности.

С возрастом ослабляются детские черты и укрепляются более рациональные и ответственные, присущие человеку после 30 лет. В более поздний период, после 50 лет, встречаются период прошлого и будущего, происходит утверждение прошлого в настоящем, забота о здоровье, о благосостоянии равномерности.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector