Уровень притязаний как феномен личности

Что характеризует понятие

По мнению ряда известных психологов, изучающих понятие как психологическую категорию, УП характеризуется стремлением личности добиться успеха во всех сторонах собственной жизни (личностных отношениях, значимости в глазах окружающих, профессиональной деятельности, материальном благополучии).

Основа адекватного уровня притязаний — постановка достижимых целей и задач, способность трезво оценивать собственные возможности.

УП характеризуют следующие понятия:

  • степень трудности поставленной цели;
  • определение дальнейших задач;
  • ощущение собственной значимости.

3 оценка уп

Существует определенная методика — методика Шварцландера для определения УП. Разработан тест, который позволяет быстро оценить УП. Его проводят при приеме на работу или для уже работающих сотрудников.

Испытуемым предлагают предположить, сколько знаков » » он нарисует за 10 секунд. По сигналу участник эксперимента проставляет «плюсики». Число знаков считают и записывают в специальную таблицу. Такую процедуру повторяют четыре раза, с каждым разом уменьшая время на 1 секунду. Данное задание является экспресс-методикой для оценки УП, позволяющую получить соответствующую информацию в течение нескольких минут.

Как научиться верить в себя?

Иногда бывает так, что человек знает, в какую сторону следует двигаться, но ему мешает отсутствие веры в то, что желаемое возможно. Кто-то замыкается в себе еще на этапе определения своего рода занятия. Как научиться верить в себя? Прежде всего, нужно позволить себе быть индивидуальностью. Осознайте, что вы вовсе не должны ни под кого подстраиваться и выполнять чужую волю. Позвольте себе совершать необходимые ошибки, если они ведут вас по заданному направлению. Никогда не поздно встать на путь самореализации.

Таким образом, притязания – это то, что сам человек позволяет себе иметь, к чему он в действительности стремится, на что направляет собственные усилия.

Как определить собственный уп?

Для определения собственного уровня притязаний можно воспользоваться методикой психолога Шварцландера.

Тестирование на основе методики часто применяют при приеме на службу. Человеку дается таблица размерностью 10х3. По горизонтали 10 ячеек и в 3 ячейки по высоте.

Испытуемый должен назвать количество квадратов, которое он сможет заполнить плюсиками за 10 секунд. Свой ответ он записывает в правую верхнюю ячейку первой таблицы.

Например, испытуемый планирует поставить 20 плюсиков.

Засекается время, человек выполняет задание. После остановки секундомера подсчитывается количество реально поставленных плюсиков. Это значение вносится в правую-нижнюю ячейку таблицы.

Испытуемому дается 3 попытки, с каждой попыткой сокращается время тестирования.

Оценка результатов тестирования

Для начала вычислим итоговый уровень по формуле:

УП = [ УП (2) – УД (1) ] [УП (3) – УД (2) ] [УП (4) – УД (3) ]

Где УП – Уровни притязания в пробах 1,2,3, а УД соответственно уровни достижения в этих пробах.

Результат сравните с этими данными

≥ 5 – нереально высокий уровень притязаний; 3–4,99 – высокий уровень притязаний (внутри нормы); 1–2,99 – умеренный уровень притязаний (внутри нормы); -1,49–0,99 – низкий уровень притязаний; ≤ -1,50 – нереально низкий уровень притязаний

И помните самооценка не равна уровню притязаний, но чем адекватнее будет самооценка, тем адекватнее будет уровень притязаний. Иначе говоря человек с нереально завышенным УП будет браться за самые амбициозные проекты и дела и чаще всего терпеть в них провал и неудачу.

Как определять собственный уровень притязаний?

Определить личный УП поможет метод Шварцландера, который был описан выше. Также можно провести совместную работу с психологом.

Как установить уп?

Понятие «уровень притязаний» было предложено психологом Левиным. Ученый и последователи установили, что для формирования УП важными факторами являются успешность или неуспех задуманного дела. При этом значение имеют не сам провал или успешность (как объективный фактор), а чувства индивида.

Достигнув определенного уровня, личность проходит через 3 момента становления:

  1. Определяет цели, которых хочется достичь в будущем.
  2. Выбирает ряд действий, которые приведут к достижению целей (выбор зависит от успешности или неуспеха предыдущих действий).
  3. Самоутверждается или начинает ощущать чувство неуверенности в собственных силах.

Если цель удалось достигнуть, УП сдвигается в сторону увеличения, при ряде неудач притязания могут стать более низкими.

Адекватный уровень УП позволяет человеку ставить перед собой задачи и цели и справляться с их выполнением.

Классификация

В психологии выделены 2 вида уровня притязаний (УП), которые подразделяют по 2 типам.

Предлагаем ознакомиться  ТОП-15 самых популярных отмазок от работы

Виды:

  • Частный — относится к желанию быть успешным в конкретной сфере жизнедеятельности (профессиональная деятельность, спортивная карьера, личная жизнь).
  • Общественный — относится ко всем сферам жизнедеятельности.

Типы:

  • Адекватный — когда цели соответствуют возможностям.
  • Неадекватный, который подразделен на 2 подтипа:
  1. Заниженный. Пример: блестящий ученик не подает документы в престижный ВУЗ, боясь неудачи при поступлении.
  2. Завышенный. Пример: ребенок, плохо знающий предмет, уверен, что заслуживает высокую оценку, не предпринимая каких-либо действий для ее получения.

Особенности завышенной самооценки

Диагностика сильно завышенной самооценки будет включать в себя выявление таких признаков, как:

  1. Фанатическая вера в свои возможности. Человек, который поражён такой особенностью, не упускает момента убедить людей вокруг в своём превосходстве над ними и очень любит в любых отношениях проявлять своё я («Я всегда прав, я так считаю, я это рекомендую»).
  2. Полная невосприимчивость к критике и указаниям окружающих людей. Любые замечания в этом случае отскакивают от него, как от стенки горох, кроме этого, они вызывают сильное недовольство и яркую враждебность к окружающим.
  3. Враждебное поведение с окружающими. Ошибочно думая, что тактика нападения — это наилучший способ решения любой ситуации, индивид с завышенной самооценкой обладает качеством обыкновенно затевать скандалы даже по самому незначительному поводу.
  4. Слишком высокий показатель притязаний. Имея искажённое представление о действительности и о соотношении своего желания и реальных возможностей, человек пытается достичь слишком высокого, не в силах при этом справиться даже с обычными проблемами и трудностями.
  5. Наблюдается сильная эмоциональная неустойчивость. Обычно она проявляется в сильных перепадах настроения. Человек может сильно смеяться над какой-то шуткой, а уже по прошествии небольшого отрезка времени его пробирает дрожь и он начинает закатывать истерику, обвиняя окружающих людей и срывая на них свою агрессию.
  6. Особенности внешнего вида. При этом у человека можно заметить неестественно прямую осанку, гордо поднятую голову, пронизывающий взгляд, а также голос, в котором присутствуют нотки команды.
  7. Отрицание проигрыша либо неудачи. Для человека с высоким уровнем собственной оценки недопустима мысль о возможной неудаче. Он продолжает сохранять веру в собственной непогрешимости, он старается не участвовать в разговорах на такую тему и бесцеремонно обрывает собеседников, которые задают ему неудобные вопросы.

Самооценка и уровень притязаний личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Человек сверяет то, что он делает с тем, чего от него ждут. Виды самооценки: 1) положительная, отрицательная, противоречивая; 2) высокая или низкая; 3) верная, неверная, вымышленная, искаженная; 4) адекватная, неадекватная (неадекватная завышенная или неадекватная заниженная). Самооценка – результат проекции «реального Я» на «Я идеальное». Кроме самооценки следует отметить оценку личности группой и ожидаемую оценку. Они все могут расходиться между собой, особенно в детских коллективах. Согласно К.Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста. Многочисленные отечественные исследования показали, что только адекватная самооценка позволяет личности жить без внутренних конфликтов, а неадекватная – источник разочарований и повышенной личностной тревожности. В структуре самооценки выделяются 2 компонента: 1) когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение, умозаключение; 2) эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение. Самооценка выражается в 2-х формах – общей и частной. Она может быть как более, так и менее категоричной (думаю, наверное, мне так кажется и т. п.). Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление повысить самооценку проявляется в двух тенденциях: 1) стремлении повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех; 2) снизить притязания, чтобы избежать неудачи. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формула У.Джемса: Самоуважение = Успех / Притязания По формуле для повышения самоуважения можно избрать два пути: 1) повышая успех или 2) снижая притязания. Следует различать самоуважение – отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками, и самопринятие – непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Все эти особенности самоотношения, накладывающие огромный отпечаток на всю жизнь человека, формируются родительским воспитанием. Позитивная самооценка, лежащая в основании внутренней свободы, создается любовью, а отрицательная – нелюбовью. Самоотношение является механизмом обратной связи. Уровни самореализации (Коростылева Л.А). 1) примитивно-исполнительский; 2) индивидуально-исполнительский; 3) уровень реализации ролей и норм в социуме (с элементами духовного и личностного роста); 4) смысложизненной и ценностной реализации (реализации сущностной аутентичности).

Предлагаем ознакомиться  Как наладить отношения с парнем после расставания или ссоры

52 Природа способностей. Задатки и способности.Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю. Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать. Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

Задатки как природные предпосылки способностей

Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом. При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям. Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни. Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности. Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

Понятие способностей и задатков

Способности —это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Они даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

Задатки — это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

Задатки и способности личности можно разделить природные и специфические. Природные заложены в человеке биологически, и формируются через жизненный опыт. Например, если развить хорошие физические задатки, можно добиться неплохих результатов в спорте. Специфические способности и задатки человека в свою очередь можно разделить на три составляющих:

· теоретические и практические. Первый вид способностей определяет склонность человека к абстрактно-логическому мышлению. Второй вид определяет практические действия. У разносторонне развитых людей обе эти способности прекрасно сочетаются и дополняют друг друга;

· общие и специальные способности. Наличием первого типа способностей определяются различные виды деятельности и коммуникации человека. Например, умственные способности и функции памяти и речи. Специальные способности позволяют добиться успеха в конкретных сферах деятельности. Например, в спорте, музыке, технике, математических и литературных направлениях;

· учебные и творческие способности. Первые помогают человеку с легкостью усваивать навыки и знания, а также способствуют формированию личности. Вторые, т.е. творческие способности помогают создавать произведения искусства и культуры, а также делать различные открытия.

Развитие способностей

Когда мы понимает что такое способности и задатки, развитие способностей не покажется таким сложным как на первый взгляд. Существует несколько уровней их развития:

задатки — природные предпосылки к развитию; сами способности;

1.одаренность — совокупность способностей, которая дает человеку возможность успешно выполнять определенную деятельность;

2.мастерство — выполнение определенной деятельности с совершенством;

3.талант – сочетание высокоразвитых способностей. Одна развитая способность еще не является талантом;

4.гениальность – наивысший уровень развития способностей. Очень редкое явление в истории человечества. Всего можно насчитать около четырехсот гениев за время существования нашей цивилизации.

Развить в себе те или иные способности можно только при определенных условиях. Для этого, вы как минимум должны находиться в благоприятной социальной среде, то есть общаться с людьми, которые могут поделиться с вами знаниями, опытом или просто дать вам дополнительную мотивацию для развития. Интерес и поддержка являются главным фактором развития способностей. Иногда новые силы человеку может дать даже ситуация конкуренции. А если вы сомневаетесь, есть и в вас задатки, определить их и ваши будущие способности помогут специальные психологические методики. Например, тест математических аналогий, диагностика структур интеллекта Амтхауэра, тест Равенна и многие другие.

Предлагаем ознакомиться  Как стать хладнокровным. Источник сил

⇐ Предыдущая11

Самооценка личностных качеств

То, как субъект относится к себе и собственному месту среди других индивидов, имеет огромное влияние на поведение и настроение. Не существует строгих критериев для оценки личностных качеств, следовательно, определение уровня личностной самооценки является произвольным, творческим процессом.

Обязательно почитайте:

Как контролировать свои эмоции и как ими управлять: 10 эффективных правил

Самооценку личностных качеств всегда пристально изучают окружающие люди, формируя собственное отношение к человеку. Фразы «слишком самоуверен», «много о себе думает» или «переоценивает свои возможности», услышанные от знакомых, дадут понять, что самооценка чересчур завышена.

Слова «ни в чем не испытывает уверенности», «во всем сомневается» указывают на заниженную оценку личностных качеств.

Связь между самооценкой и уровнем притязаний личности

Оба компонента имеют огромное влияние друг на друга. Завышенное или заниженное мнение о собственной значимости может привести к постановке неадекватных целей в будущем.

Реальная оценка собственных сил и возможностей способствует развитию адекватного УП.

Зависимость понятий имеет достаточно сложный механизм: постепенное снижение самооценки может сначала уменьшить притязания, но достигнув предела, резко пойти на повышение. Человек, устав от постоянного неуспеха в своей деятельности, неуверенности в собственных силах, неожиданно ставит себе высокие цели.

Слишком низкая самооценка

Учёные, которые хорошо разбираются в сфере психологии, уже давно выявили особые признаки заниженной самооценки:

  1. Сильная робость и осторожность в действиях. От человека с комплексом неполноценности нельзя ждать прямолинейности и твёрдости в ответах. Происходит регулярное опасение задеть чувства других, он чаще всего юлит и мямлит, но никогда не высказывает своей точки зрения.
  2. Чрезмерная требовательность. Люди с сильными комплексами пытаются тщательно добиваться совершенства во всём, придирчиво оценивая не только свои, но также и чужие действия. Такое поведение очень часто приводит к тому, что их начинают избегать даже самые близкие люди.
  3. Попытки заслужить одобрение. Многочисленные эксперименты выявили, что неуверенный в себе человек очень сильно зависит от мнения окружающих людей. Неодобрительные взгляды и разговор со стороны для него считается непросто проблемой, а целой трагедией, которая впоследствии ведёт к возникновению новых комплексов и признаков неполноценности.
  4. В этом случае наблюдаются слишком низкие притязания. Самосознание играет в этом случае главную роль и заставляет индивида устремляться в противоположную сторону от своих настоящих желаний и возможностей. Такой человек просто не может адекватно оценивать свои способности и навыки, очень часто он продолжает оставаться «на побегушках», даже в том случае, когда на самом деле заслуживает более высокой должности в карьере.
  5. Чрезмерная любовь к постоянным жалобам. При этом нет значения, насколько обоснованы страдания человека, главное, чтобы мир вокруг знал о том, что он несчастен, болен, недоволен и раздражён.
  6. Особенный внешний вид. При этом наблюдается нерешительная и шаркающая походка, втянутая в плечи голова и быстробегающий взгляд, в котором можно прочитать вину и какое-то предчувствие плохого.
  7. Такой человек стремится выполнять желания либо указания окружающих. Не доверяя при этом своим суждениям, закомплексованный индивид легко и просто поддаётся влиянию со стороны, а также может с большой радостью переложить всю свою ответственность за поступки на другого человека. Если человек под чужим напором делает что-то незаконное либо плохое, то он с облегчением в первую очередь думает о том, что все, что происходит вокруг — это не его вина.

Частный и общий уровень

Также можно различить частный и общий показатель развития самооценки у личности. Частичные притязания относятся к достижению своей цели в области деятельности (музыка, спорт, кино) либо в человеческом отношении (потребность занять нужное место в семейных, дружеских либо производственных взаимоотношениях, а также в коллективе). В основе данного притязания находится собственная самооценка в определённой сфере.

Притязания также могут быть общими, они будут относиться сразу к множеству области жизни человека и, прежде всего, к тем, в которых участвуют его нравственные и интеллектуальные проявления. Такой показатель будет очень тесно связываться с показателем самооценки человека, и будет сформирован под влиянием субъективного переживания в успех либо неуспех своей цели.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector