Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. – М.: Издательство Москов

Лечение

Лечение в основном симптоматическое. Применяют лекарственные средства, стимулирующие мозговой метаболизм (ноотропил, аминалон, церебролизин, липоцеребрин, глутаминовую к-ту и др.); психостимуляторы (фенамин, сиднокарб, индопан и др.); витамины группы В; дегидратирующие средства (сульфат магния, диакарб, лазикс); препараты рассасывающего действия (бийохинол, йодид калия), биогенные стимуляторы (напр., экстракт алоэ).

При судорожном синдроме назначают систематический прием противоэпилептических средств. При О., осложненных психопатоподобными и неврозоподобными расстройствами, применяют нейролептики (аминазин, меллерил, тизерцин, неулептил) и транквилизаторы (элениум, седуксен, радедорм, триоксазин) . Специфическая (патогенетическая) терапия возможна при нек-рых метаболических формах О. (при фенилкетонурии, гомоцистеинурии, галактоземии, фруктозурии, сахаро-зурии).

Она включает соблюдение диеты в виде ограничения натуральных белковых продуктов или продуктов, содержащих определенные углеводы (молоко, фрукты, сахар, сладости); при фенилкетонурии, кроме того, применение гидро лизатов белка или смесей аминокислот, не содержащих фенилаланина (аминогран, берлофен и др.). При О., связанной с врожденным гипотиреозом, проводят лечение тиреоидином.

Реабилитация больных О. предусматривает мероприятия по специальным видам воспитания и обучения умственно отсталых детей и подростков (олигофренопедагогика): консультации по вопросам воспитания в семье, воспитание в домах ребенка и яслях для детей с последствиями ранних органических поражений ц. н. с., обучение детей с дебильностью во вспомогательных школах (по специальным программам), воспитание детей и подростков с резкой и глубокой умственной отсталостью в специализированных интернатах социального обеспечения.

Трудовая адаптация и проф. ориентация умственно отсталых детей в степени дебильности начинается во вспомогательных школах, при имбецильности — в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах. Взрослые с легкой степенью умственной отсталости, как правило, работают на производстве, где не требуется высокая квалификация. Больные О. с неглубокой имбецильностью адаптируются в лечебно-трудовых мастерских при психоневрологических диспансерах и при нек-рых производствах (на несложных операциях).

Предлагаем ознакомиться  «На этих выходных я хочу умереть, но боюсь». Почему люди уходят из жизни в России?

Подростки с более глубокой имбецильностью получают элементарные трудовые навыки в интернатах социального обеспечения или в семье. Взрослые больные в степени неглубокой имбецильности обычно получают II группу инвалидности, при глубокой имбецильности и идиотии назначают I группу инвалидности. В случаях выраженной дебильности может быть назначена III группа инвалидности. Решение вопроса о группе инвалидности при неглубокой умственной отсталости зависит от сопутствующих нервно-психических расстройств.

Прогноз зависит от глубины умственной отсталости и клин, формы О. При неосложненной О. в степени дебильности возможна полная социальная адаптация, к-рая исключает необходимость в наблюдении психиатра. Социальный прогноз неглубокой имбецильности и идиотии и прогноз в отношении клин, выздоровления неблагоприятны.

Определение умственной отсталости.

Умственная отсталость – термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией. Его фактическое значение более объемно, и вследствие этого в последние годы наблюдается тенденция к использованию термина «психическое недоразвитие», поскольку он точнее отражает суть явления, так как в данном случае речь идет не только о недоразвитии интеллекта, но и об отставании других сфер психики.

Остановимся на наиболее часто используемых толкованиях интересующей нас дефиниции. Однако, необходимо отметить, что на современном этапе развития специальной психологии существует тенденция к расширению дефиниции умственной отсталости, приводящая к определенным сложностям в диагностике и терапии.

В 1992 году опыт изучения состояний психического недоразвития во многих странах мира обобщен в дефиниции, приведенной в Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10):

«Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.

Предлагаем ознакомиться  Мнительный человек - это... Как перестать быть мнительным человеком? ::

Однако у умственно отсталых может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них по меньшей мере в 3—4 раза выше, чем в общей популяции. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях, где обеспечена поддержка, это нарушение у больных с легкой степенью умственной отсталости может совсем не иметь явного характера».

Патологическая анатомия

Патоморфологические изменения в головном мозге наиболее выражены при О., обусловленных эмбриопатиями, для к-рых характерны малые размеры головного мозга, отсутствие извилин мозговой коры (агирия), разрежение извилин (пахигирия), преобладание мелких, сильно изогнутых извилин (микрогирия), недоразвитие или резкое расширение желудочков мозга, внутренняя и наружная гидроцефалия, сопровождающиеся атрофией коры больших полушарий и уплощением извилин. При О., обусловленных хромосомными эмбриопатиями, отмечаются также недоразвитие мозжечка и ствола мозга и пороки развития других органов и систем. При О., обусловленных мозговыми инфекциями и травмами, в головном мозге обнаруживаются рубцовые изменения, кисты, участки атрофии мозгового вещества и другие изменения.

При гистол, исследовании выявляют нарушения миелинизации, аномалии строения серого и белого вещества и недоразвитие слоев коры больших полушарий.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector