Вы точно человек?

Содержание
  1. Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).
  2. (по А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой)
  3. Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы
  4. Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах
  5. Часто появляются головные боли, головокружения, боли в животе
  6. Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени
  7. Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав
  8. На уроках рассеян
  9. Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой
  10. На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительной интонацией
  11. Боится потерять школьные принадлежности или испортить их
  12. На контрольных работах, при ответах у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания
  13. Вызывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами
  14. На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами
  15. Нет друзей среди одноклассников
  16. Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах обучения
  17. Формы проявления школьной тревожности
  18. классы
  19. 1
  20. 2-4
  21. 5
  22. 6-8
  23. 9
  24. 10
  25. 11
  26. Ухудшение соматического здоровья
  27. *
  28. *
  29. *
  30. *
  31. *
  32. *
  33. *
  34. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов)
  35. *
  36. *
  37. *
  38. *
  39. *
  40. *
  41. *
  42. Излишняя старательность при выполнении заданий
  43. *
  44. *
  45. *
  46. *
  47. *
  48. *
  49. *
  50. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий
  51. *
  52. *
  53. *
  54. *
  55. *
  56. *
  57. *
  58. Раздражительность и агрессивные проявления
  59. *
  60. *
  61. *
  62. *
  63. *
  64. *
  65. *
  66. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках
  67. *
  68. *
  69. *
  70. *
  71. *
  72. *
  73. *
  74. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях (дрожь в коленях, бледность, тошнота)
  75. *
  76. *
  77. *
  78. *
  79. *
  80. *
  81. *
  82. Страх потерять или испортить школьные принадлежности
  83. *
  84. Страх опоздать в школу
  85. *
  86. Ночные кошмары
  87. *
  88. *
  89. *
  90. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом
  91. *
  92. *
  93. *
  94. *
  95. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму)
  96. *
  97. *
  98. *
  99. *
  100. *
  101. «Сверхценность» школьной оценки
  102. *
  103. *
  104. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний
  105. *
  106. *
  107. *
  108. *
  109. *
  110. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)
  111. *
  112. *
  113. *
  114. *
  115. *
  116. «Уход» в аддиктивное поведение
  117. *
  118. *
  119. *
  120. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия
  121. *
  122. *
  123. *
  124. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки
  125. *
  126. *

Начиная с подросткового возраста, тревожность по отношению к школьной жизни может уже являться сложившейся личностной особенностью. При этом, несмотря на относительно стабильную социальную ситуацию развития, начало подросткового кризиса может способствовать повышению уровня школьной тревожности (особенно в 7 классе).

В старшей школе уровень школьной тревожности вновь возрастает. Однако эта тревожность неоднородна: если беспокойство 8-9-классников связано, прежде всего, с отношениями со сверстниками, то тревоги 10-11-классников обусловнлены необходимостью личностного самоопределения и выбора дальнейшего жизненного пути.

Предлагаем ознакомиться  Понятие о структуре речевого дефекта при дизартрии. Критерии клинических и психолого- педагогических классификаций дизартрий.

(по А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой)

1.Боится опоздать в школу

2. Высказывает нежелание ходить в школу

3. Не заходит в класс, если опоздал на урок

  • Старается получить хорошую оценку, плохая оценка вызывает сильные эмоции, иногда слезы

  • Часто бывает раздражительным, легко «заводится» при разговоре о школьных делах

  • Часто появляются головные боли, головокружения, боли в животе

  • Относится к заданиям с чрезмерным усердием, тратит на учебу много времени

  • Если задание кажется слишком сложным, может бросить его, не доделав

  • На уроках рассеян

  • Рассказывает, что ему снятся страшные сны, связанные со школой

  • На уроках отвечает тихо, иногда с вопросительной интонацией

  • Боится потерять школьные принадлежности или испортить их

  • На контрольных работах, при ответах у доски теряется, не может продемонстрировать все свои знания

  • Вызывает обеспокоенность перед контрольными или проверочными работами

  • На уроках кривляется, пытается рассмешить одноклассников или нарушить ход урока другими способами

  • Нет друзей среди одноклассников

На наличие у ребенка школьной тревожности указывает присутствие 5-6 и более признаков.

Критерии определения тревожности у ребенка

(по Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной)

  1. Постоянное беспокойство

  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо

  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи)

  4. Раздражительность

  5. Нарушения сна

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в его поведении.

Приемы снижения тревожности.

Приемы снижения тревожности должны быть по своей сути направлены также на достижение «ученического счастья»:

  • Коммуникативной состоятельности

  • Интеллектуальной состоятельности

  • Деятельностной состоятельности

Плакат с «заклинаниями-девизами»

Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ученикам изменить внутреннюю речь. Можно повесить в вашем классе перед глазами учеников плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два плюса на каждый минус

Введите правило: когда услышите, что ученик негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ученикам обращать внимание на те слова, которые они говорят себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный.

Декларация «Я могу»

В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Предлагаем ознакомиться  Положительные человеческие качества: список

Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Рассказывайте об ошибках (игра «Классный пароль»)

Дети часто видят избирательно. Тревожные ученики могут видеть свои ошибки, но не видеть ошибок у других. Отсюда у них появляется уверенность, что все вокруг лучше, способнее, привлекательнее, чем они. Учитель может изменить эту установку, начав разговор об ошибках.

Игра «Классный пароль» может спровоцировать дискуссию на подобную тему. Когда зазвенит звонок с уроков, встаньте в дверях и объявите, что пароль, по которому вы будете выпускать из класса – рассказ об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу ученики могут не принять эту игру.

Об ошибках говорить самим, да еще перед остальными – для многих это все равно что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам учитель принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну своим ученикам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные ученики перестают чувствовать себя изолированными.

В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ученики начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок. Когда ученик слышит, как другие планируют исправлять свои ошибки, он как бы учится способам исправлять свои собственные.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, — делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

Раскрывайте сильный стороны своих учеников

Тревожные дети нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли развить чувство состоятельности. Обращайте внимание на сильные стороны ученика. Едва заметив что-то ценное в ученике, прямо скажите ему об этом или напишите в его тетради.

Обратить внимание на свои сильные стороны можно помочь, играя например в «Классный пароль». В данном случае ученик должен назвать свою сильную сторону, позитивную личностную характеристику или талант, тогда учитель отпустит его на перемену. Чтобы игра занимала меньше времени, можно попросить учеников подготовить записочки и отдать вам, как будто это билет «на выход» из класса.

Предлагаем ознакомиться  Тема: Кто такой шопоголик?

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ:

По материалам книги

Е.Лютовой, Г. Мониной

  • Хвалите ребенка даже за незначительный успех

  • Спрашивайте ребенка в середине урока

  • Избегайте заданий на время, особенно заданий с необходимостью выбирать правильный ответ из нескольких приведенных

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими. Только с его собственными достижениями (неделю, месяц, четверть назад)

  • Предъявляйте адекватные возможностям ребенка требования

  • Используйте на уроках визуальную поддержку

  • Снижайте количество замечаний

  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.

  • Способствуйте повышению самооценки ребенка чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

  • Наказывая ребенка, не унижайте его.

  • Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии одноклассников.

  • По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

  • Избегайте длинных нотаций.

  • Старайтесь соразмерять свои основные требования с требованиями других учителей-предметников.

  • Обговаривайте заранее с детьми, как будет проходить контрольная работа, экзамен.

  • По возможности выберите подходящий для ребенка способ проверки знаний (письменный ответ, ответ с места, подготовленный дома доклад и т.п.)

  • Обратите внимание на ваш стиль преподавания (авторитарный стиль может усилить тревожность ребенка).

Типичные проявления школьной тревожности на различных этапах обучения

Формы проявления школьной тревожности

классы

1

2-4

5

6-8

9

10

11

  1. Ухудшение соматического здоровья

*

*

*

*

*

*

*

  1. Нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов)

*

*

*

*

*

*

*

  1. Излишняя старательность при выполнении заданий

*

*

*

*

*

*

*

  1. Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий

*

*

*

*

*

*

*

  1. Раздражительность и агрессивные проявления

*

*

*

*

*

*

*

  1. Рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках

*

*

*

*

*

*

*

  1. Потеря контроля над физиологическими функциями в стрессовых ситуациях (дрожь в коленях, бледность, тошнота)

*

*

*

*

*

*

*

  1. Страх потерять или испортить школьные принадлежности

*

  1. Страх опоздать в школу

*

  1. Ночные кошмары

*

*

*

  1. Отказ отвечать на уроке или ответы тихим, приглушенным голосом

*

*

*

*

  1. Отказ от контактов с учителями или одноклассниками (или сведение их к минимуму)

*

*

*

*

*

  1. «Сверхценность» школьной оценки

*

*

  1. Резкое снижение эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знаний

*

*

*

*

*

  1. Проявление негативизма и демонстративных реакций (прежде всего, в адрес учителей, как попытка произвести впечатление на одноклассников)

*

*

*

*

*

  1. «Уход» в аддиктивное поведение

*

*

*

  1. Избегание вопросов, связанных с собственным будущим, или проявление показного равнодушия

*

*

*

  1. Излишняя старательность при подготовке к экзаменам или, наоборот, полный отказ от подготовки

*

*

Оцените статью
Консультант
Adblock detector