- Принцип развития или генетический принцип. Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, — писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, ипсихических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».4 стр., 1513 слов … развития психологические закономерности деятельности менеджера; — Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера; — Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности … психологических принципа : — принцип единства психики и деятельности — согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой …
- Метод– способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. в нашем случае – способ познания психических явлений. метод является способом, орудием, который способствует разрешению теоретических и практических проблем.
- Общие принципы психологических исследований.
- План:
- Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. на каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.
Принцип развития или генетический принцип. Категория развития, будучи фундаментальной философской категорией, является ведущей и в системе понятий психологической науки. Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем возрастной психологии. Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия «развитие» в фундаментальную категорию психологии, стало включение его С.Л.Рубинштейном в систему понятий общей психологии и возведение в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. «Развитие психики является для нас, — писал он, — не только более или менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, ипсихических в том числе, познаются лишь в их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и отмирания».4 стр., 1513 слов … развития психологические закономерности деятельности менеджера; — Раскрыть области применения психологических закономерностей в деятельности менеджера; — Выявить особенности практического применения психологических закономерностей в деятельности … психологических принципа : — принцип единства психики и деятельности — согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой …
В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных на рубеже 40-х годов, впроблематику общей психологии был включен весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении ее индивидуальногопути. Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде «Принципы развития в психологии» (1978).
В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность.
Большой вклад в разработку принципа развития сделал украинский психолог Г.С.Костюк, который работал над проблемой наследственности, т.е. факторов развития психики человека, влияния количественных и качественных изменений перехода от низших к высшим структурам психической жизни.
Принцип развития обязывает подходить к психике, как к продукту усложнения взаимоотношений с окружающей действительностью. Это осуществляется в филогенетическом, историческом и онтогенетическом планах.
Метод– способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. в нашем случае – способ познания психических явлений. метод является способом, орудием, который способствует разрешению теоретических и практических проблем.
Методика– это совокупность специальных приемов и способов проведения работы, направленной на решение диагностических и коррекционных проблем. Методика означает и конкретное воплощение метода. Например: тестирование метод, конкретный тест – методика.
Общие принципы психологических исследований.
Методология, как указывалось выше, определяет принципы, правила, рекомендации, которыми должен руководствоваться исследователь в своей деятельности.
Методологические принципы психологии являются одновременно и определенным видением ее предмета и путей его исследования.
Рассмотрим первоначально методологические принципы, которые относятся к психологической науке в целом.
План:
1. Понятие о методе, методике и методологии психологических исследований.
2. Общие принципы психологической науки.
3. Принципы проведения психологического исследования.
Филогенез психики – ее усложнение в процессе эволюции организмов. на каждой ступени психика обеспечивает их приспособление к требованиям природной среды.
Историогенез психики – качественно более высокий этап ее развития, на котором она проявляет свою общественно-историческую природу, является продуктом и фактором культуры.