Когнитивные нарушения в детском возрасте при некоторых неврологических заболеванияхТекст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные свойства организма заключают в себе такие функции нашей нервной системы, которые отвечают за осознание, восприятие, изучение, понимание и переработку информации из окружающей нас среды. Без этой важной функции человек не способен правильно воспринимать и познавать окружающий его мир. Ниже приведены функции, которые пострадают в результате данной патологии:

  • Восприятие. Человек не может воспринимать информацию из внешней среды.
  • Интеллект. Нарушена способность анализа информации. Человек не в состоянии делать умозаключения.
  • Психомоторная функция. Утрачивается способность к выполнению различных двигательных навыков.
  • Память. Нарушена способность сохранять и воспроизводить полученную информацию.
  • Внимание. Человек с большим трудом может выделять какую-либо информацию из всеобщего потока, он испытывает трудности с концентрацией.
  • Речь.

Что такое деменция

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить.

Люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие. Оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую конфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, “вырисовывая” во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Деменция приводит к изменению личности, вплоть до далекого отстранения от привычной жизни и когда-то родных людей.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Виды

Исходя из степени проявления нарушений, можно обозначить три их вида.

При легких когнитивных нарушениях симптомы выглядят как снижение концентрации внимания, незаметное ухудшение памяти, высокая утомляемость при разных видах умственного труда. Человек может забыть имена знакомых, не способен найти дорогу в незнакомом месте, ему сложно подбирать слова. Часто он не может вспомнить, где оставил какую-то вещь.

Обследования этих нарушений проводятся с применением психологических и клинических исследований. Так, при выполнении нейропсихологических тестов может быть установлено нарушение серийного счета.

Пациенту свойственно отсутствие глобальных изменений в эмоциональной и поведенческой сфере, нет повреждений в головном мозге. Наблюдается небольшое нарушение профессиональной и социальной активности.

Умеренные когнитивные нарушения вызываются в результате ухудшения одной или нескольких функций. Пациенту может требоваться помощь со стороны, так как он почти не помнит некоторые ситуации из жизни, не способен находить дорогу.

Деменция

Тяжелый вид когнитивных нарушений – это деменция. Такой вид характерен наличием сложных проблем в профессиональной и социальной сфере и даже в банальном самообслуживании. Ему постоянно необходима посторонняя помощь.

У человека появляется дезориентация во времени, он не помнит многие жизненные события. Ситуация может осложнится появлением навязчивых идей, тревожности, бредом и галлюцинациями.

Самое тяжелое проявление – полное отсутствие психомоторных навыков, недержание мочи, потеря речи.

Дефицит или недостаточность

Когнитивная недостаточность или дефицит является формой утраты когнитивных функций.

Степень симптоматики зависит от скорости прогрессирования отклонения. В первую очередь когнитивная недостаточность отражается на оперативной памяти, скорости обработки полученной информации, концентрации внимания и способности быстро менять вид деятельности.

Предлагаем ознакомиться  Гордыня и гордость в чем разница, как избавиться от гордыни

При наличии критичного уровня нарушений возникает риск развития расстройства личности и дезадаптации человека в социальной и профессиональной среде.

Этапы когнитивного дефицита:

  1. Умеренные когнитивные нарушения (склонность к тревожно-депрессивным состояниям).
  2. Деменция легкой степени (в домашних условиях человек чувствует себя лучше, чем в коллективе).
  3. Деменция умеренной степени (нарушение повседневной активности, появление первых симптомов когнитивных нарушений).
  4. Тяжелая деменция (проявление основных симптомов когнитивных нарушений).

Дополнительная информация

Врачи советуют всем учить стихотворения, заняться рисованием, вязанием или каким-нибудь другим занятием, где нужно задействовать руки. Также полезны разгадывания кроссвордов. Такое времяпрепровождение – замечательная зарядка для мозга.

Как предотвратить нарушения когнитивного развития?

Классификация

Современная классификация когнитивных расстройств основывается на степени их выраженности и делится на легкие, средние и тяжелые формы.

При легких расстройствах под удар попадают такие процессы, как возможность быстро обрабатывать поступающую информацию, переключение с одного вида деятельности на другой.

При умеренных расстройствах преобладает нарушение памяти, которое со временем может развиться в болезнь Альцгеймера. Тяжелые расстройства – это дезориентация во времени, страдает речь, нарушается способность воспроизведения слов, страдает психика.

Классификация и виды

В медицинской практике когнитивные нарушения подразделяют на три основные группы — легкая, умеренная и тяжелая степень.

В первом случае нарушения будут незначительными (может наблюдаться ухудшение памяти, чрезмерная утомляемость и затруднения в решение каких-либо задач).

Умеренная форма сопровождается ухудшением сразу нескольких когнитивных функций.

В тяжелой стадии возникают серьезные проблемы с восприятием окружающего мира (у пациента наблюдается большинство характерных симптомов когнитивных расстройств).

Классификация синдрома в зависимости от этиологии:

  • органические нарушения (патологические процессы приобретают необратимую форму);
  • функциональные отклонения (нарушения носят временный характер);
  • нейрокогнитивные нарушения (свойственны для органических психических расстройств).

Лечение когнитивных нарушений

При грубых расстройствах когнитивных способностей требуется терпеливая коррекция для дальнейшей социализации детей в специализированных учреждениях.

Если имеются органические поражения головного мозга, такие как гидроцефалия, необходимо хирургическое лечение. Для этого имплантируют гибкую трубку, соединяющую желудочки мозга с брюшной полостью.

Это способствует выведению излишка жидкости и улучшению ликвородинамики.

При легкой или средней степени снижения когнитивных функций прогноз заболевания зависит от того, насколько тщательно и регулярно производится коррекционная работа.

Назначают следующее лечение:

  1. Антигипоксические препараты (Мексидол, Реамберин, Милдронат).
  2. Ангиопротекторы: Актовегин, Солкосерил.
  3. Витамины: тиамин, метилкобаламин, фолиевая кислота, пиридоксин.
  4. Ноотропные препараты: Ноопепт, Пирацетам, Пантогам, Глицин.
  5. Санаторно-курортное лечение.

Полезно прочитать, что такое дислексия: симптомы, причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Моторная алалия у детей: причины патологии, основные симптомы и эффективное лечение.

Информация о том, что такое пограничная умственная отсталость: симптомы и лечение.

При двигательной гиперактивности следует ограничить употребление возбуждающих веществ – кофеинсодержащих напитков, специй с глутаматом натрия. С СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) потребность в физической активности увеличивается. Спортивные секции, кружки по интересам станут полезным времяпрепровождением, направят энергию в конструктивное русло.

Лечение нарушений

Обязательно лечение основного заболевания!

Для лечения деменции применяют донепезил, галантамин, ривастигмин, мемантин (абикса, мема), ницерголин. Дозировки, длительность приема и схемы подбираются индивидуально.

Для улучшения когнитивных функций применяют лекарственные препараты разных фармакологических групп, обладающих нейропротекторными свойствами – глицин, церебролизин, семакс, сомазина, цераксон, ноотропил, пирацетам, прамистар, мемоплант, сермион, кавинтон, мексидол, милдронат, солкосерил, кортексин. Обязательно лечение гиперхолестеринемии.

Это способствует снижению риска развития когнитивных дисфункций. Это соблюдение диеты с пониженным содержанием холестерина – овощи, фрукты, морепродукты, нежирные молочные продукты; витамины группы В; статины – липримар, аторвастатин, симватин, торвакард. Исключить курение, злоупотребление алкоголем.

Мнение неврологов

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Предлагаем ознакомиться  Капельница от запоя: эффективность применения

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни.

Особенности развития у детей

К развитию когнитивных нарушений у детей в большинстве случаев приводит критичная нехватка витаминов в организме (при отсутствии врожденных заболеваний головного мозга).

Спровоцировать отклонения могут также последствия инфекционных заболеваний или отсутствия контроля рациона питания.

Риск нарушения когнитивных функций может возникнуть в период внутриутробного развития (самым распространенным фактором является гипоксия плода, приводящая к кислородному голоданию организма).

Особенности когнитивных нарушений у детей:

  1. Нарушение когнитивных функций головного мозга у детей может стать причиной дезадаптации ребенка в обществе (в детском саду, школе и пр.).
  2. Подобные нарушения является причиной отклонений в формировании речи, и спровоцировать снижение концентрации внимания.
  3. Эмоциональные нарушения могут стать причиной развития отклонений в навыках учебы и восприятия необходимой информации.

Повреждение мозга

Органические же нарушения всегда подразумевают под собой повреждение головного мозга. Подобные состояния чаще встречаются у людей постарше. Но грамотное лечение в большинстве случаев позволит достичь существенных улучшений даже при когнитивных нарушениях в пожилом возрасте.

Самые популярные причины названной патологии:

  • гипотиреоз;
  • сахарный диабет;
  • различные травмы;
  • сосудистые болезни головного мозга – атеросклероз (приводит к окклюзии магистральных сосудов), инсульт, артериальная гипертензия;
  • печеночная недостаточность;
  • почечная недостаточность;
  • нерациональное потребление лекарственных средств;
  • наркомания;
  • алкоголизм;
  • опухоль головного мозга;
  • рассеянный склероз;
  • болезнь Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • отравления.

Как проявляет себя синдром когнитивных нарушений?

Понятие и определение

В широком смысле когнитивные нарушения представляют собой отклонения в функциях головного мозга человека, отвечающих за познавание, понимание, восприятие и осознание определенной информации, полученной из окружающей среды.

В некоторых случаях такие расстройства наблюдаются при наличии серьезных заболеваний неврологической этиологии.

Когнитивные нарушения могут быть связаны со следующими функциями головного мозга:

  • регуляция произвольной деятельности;
  • все виды памяти;
  • гнозис (отнесение предметов к определенной категории);
  • восприятие информации;
  • концентрация внимания;
  • интеллект;
  • речевая активность;
  • праксис (способность применять знания на практике);
  • психомоторная функция.

Препараты

Лечение детей с когнитивными нарушениями необходимо проводить в комплексе, включающем медикаментозные и немедикаментозные методы терапии. Из лекарственных препаратов, в большинстве случаев, используются ноотропные средства.

Они повышают функции метаболизма и межнейронную передачу в ЦНС, что хорошо сказывается на интеллектуальной деятельности, памяти, речи, внимании и способности к обучению.

К подобным средствам относятся «Энцефабол», «Пирацетам», «Пирацетам», «Инстенон».

Положительный эффект приобретается и во время занятий с психотерапевтом, а также с помощью тренировок памяти, к примеру, заучивания наизусть песен и стихов.

Причины

Нарушения делят на два вида: функциональные и органические. Функциональные расстройства провоцируются эмоциональным перенапряжением, стрессами, перегрузками. Они характерны для любого возраста и при устранении причин, как правило, проходят самостоятельно. Однако бывают случаи, когда врач решает применить медикаментозную терапию.

Органические нарушения провоцируются изменениями в головном мозге под воздействием какого-либо заболевания. Как правило, они наблюдаются в пожилом возрасте и отличаются устойчивым характером. Современная медицина предлагает продуктивные способы решения такой проблемы, позволяющие получить хороший результат. Можно назвать следующие причины нарушений:

  • Недостаточность кровоснабжения клеток мозга. Сюда относят такие заболевания, как сердечно-сосудистая патология, инсульт, гипертония. Человек должен следить за своим артериальным давлением, поддерживать оптимальный уровень сахара и холестерина.
  • Возрастная атрофия головного мозга или прогрессирующая болезнь Альцгеймера. В этом случае симптоматика болезни нарастает постепенно, в течение многих лет. Адекватное лечение поможет улучшить состояние пациента, стабилизировать симптомы на долгий срок.
  • Проблемы обмена веществ.
  • Алкоголизм и отравления.
  • Сердечно-сосудистая недостаточность.
Предлагаем ознакомиться  Конфиденциальная информация

Причины возникновения

Одной из самых частых причин возникновения когнитивных нарушений считаются сосудистые заболевания головного мозга.

Возникнуть риск развития отклонений может в результате геморрагического его поражения, мультиинфарктного состояния, церебральной ишемии хронического типа или инфаркта стратегической локализации.

Определенные функции головного мозга начинают работать с нарушениями или полностью утрачивают себя.

Дополнительно спровоцировать когнитивные отклонения могут многочисленные факторы, касающиеся негативного воздействия внешней среды или прогрессирования конкретных патологий.

Спровоцировать когнитивные нарушения могут следующие факторы:

  • прогрессирование опухолей головного мозга;
  • серьезные отклонения в системе метаболизма;
  • нейродегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера и пр.);
  • недостаточность кровоснабжения головного мозга;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • ликвородинамические нарушения;
  • алкоголизм и наркомания (в запущенных стадиях развития);
  • нейроинфекции и заболевания демиелинизирующего типа;
  • результат серьезных гормональных сбоев;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • последствия инфекционных заболеваний;
  • результат патологий, связанных с сосудами;
  • возрастные изменения организма.

Причины когнитивных нарушений

Основными причинами нарушения когнитивных функций являются органические поражения головного мозга разной степени тяжести. Факторы, приводящие к формированию проблем с познавательными способностями:

  1. Внутриутробные инфекции.
  2. Родовые, черепно-мозговые травмы.
  3. Табакокурение и употребление алкоголя матерью во время беременности.
  4. Перенесенные нейроинфекции: менингит, энцефалит.
  5. Нарушения родового процесса.
  6. Дефицит витаминов, макро- , микроэлементов, неправильное питание.
  7. Органические патологии – гидроцефалия.

Внутриутробные инфекции, такие как хламидиоз, герпес, краснуха, могут вызвать нарушения развития нервной ткани. Наличие подобных возбудителей у матерей часто приводит к неполноценному формированию головного мозга младенца.

Гонококковый, менингококковый, стафилококковый менингит, вирусный энцефалит приводят к отеку и гибели нервных клеток, что в дальнейшем сказывается на умственном развитии.

Травмы головы, в том числе родовые, являются причиной множества нарушений: эпилептического синдрома, детского церебрального паралича. При этом закономерно возникает расстройство познавательных функций.

Дефицит витаминов В при беременности и после рождения может крайне негативно сказаться на формирование головного мозга и нейронных связей в нем. Алкоголизм у вынашивающей плод женщины ведет к дефициту питательных веществ, а также непосредственному токсическому действию на нервные клетки.

Гипоксия во время родов – частая причина когнитивных расстройств у детей, а также детского церебрального паралича, эпилептического синдрома.

Тяжелое когнитивное нарушение

Это полная дезориентация человека в повседневной жизни, утрата самостоятельности. Выраженные когнитивные нарушения бывают следующие:

  1. Деменция. Это слабоумие, проявляющееся в памяти, речи, внимании и так далее.
  2. Делирий. Отмечается помрачением сознания.
  3. Выраженная афазия. Расстройство психики, сопровождающееся потерей способности говорить и воспринимать речь.
  4. Апраксия. Это неспособность делать целевые действия (например, по команде).

У детей

Практика детской невралгии показывает, что когнитивный дефицит появляется вследствие заболеваний, затрагивающих нервную систему маленького пациента.

Это может быть, например, родовая травма или внутриутробная инфекция, врожденные обменные нарушения в нервной системе ребенка.

Существует проблема скорой и верной диагностики, но чем быстрее специалисты выявят болезнь и начнут проведение адекватной терапии, тем лучше будет результат.

Умеренное когнитивное нарушение

Данная форма заболевания встречается у 11-17% лиц после 65-ти лет жизни. Нарушения когнитивных функций имеют тенденцию прогрессировать. Со временем переходят в слабоумие. Основная характеристика – патология одной (нескольких) когнитивных зон. В жизни проявляется, как невозможность заниматься сложными видами деятельности. Однако человек еще не утратил свою жизненную самостоятельность и независимость в быту.

Умеренные когнитивные нарушения

При ухудшении работы нескольких процессов, выходящих за рамки нормы возраста пациента, но не достигающих степени деменции, можно говорить об умеренном нарушении. По данным медицинской статистики, подобные симптомы могут встречаться у 20% людей возраста от 60 лет.

Однако у большей части этих пациентов в последующие пять лет наступает деменция.

У 30% людей наблюдается медленное прогрессирование болезни, но если за короткий промежуток времени случается расстройство сразу нескольких когнитивных функций, то необходима срочная консультация специалиста.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector