Направленность личности — Общая психология. Курс лекций.

Личность, её структуры и психологические свойства

… низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характер Компоненты структуры личности Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального Подструктура направленности Убеждения …

В разных концепциях направленность определяется и толкуется по-разному как «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), как «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), как «доминирующее отношение» (В. И Мясищев), как «основная жизненная направленность» (А. С Прангишвили).

Мы будем исходить из следующего определения направленности личности.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

Приведенное определение понятия «направленность личности» часто совпадает с некоторыми другими понятиями. Поэтому определим также такие понятия, как «мотивационная сфера», «мотивация» и «мотив». При решении этой задачи будем базироваться на позиции одного из известных российских исследователей проблем мотивации Е. П. Ильина.

Мотивационная сфера – сложная система разнохарактерных мотивов (потребностей, интересов, склонностей и т. п.), отражающих различные стороны социальной деятельности

человека и его социальные роли.

Мотивация:

  1. побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность;
  2. процесс формирования мотива.

В первом случае определение мотивации совпадает со значением «направлен­ность личности», поэтому мы будем понимать мотивацию в процессуальном значении.

Мотив — (от лат movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием.

Таким образом, мотивационная сфера наиболее широкое из рассмотренных понятий, включающее совокупность всех побуждений человека на различных уровнях его жизнедеятельности (физиологическом, психическом, социальном).

4 стр., 1595 слов

Направленность в структуре личности

При рассмотрении проблем личности ученые часто обращаются к рассмотрению её структуры, под которой понимается относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой структура личности. Например, известны подходы С.Л. Рубинштейна К.К. Платонова, А.Г. Ковалева, Б. Г. Ананьева и др.

С. Л. Рубинштейн в структуре личности выделяет:

  • направленность;
  • знания, умения и навыки;
  • индивидуально-типологические особенности.

К. К. Платонов:

  • подструктура направленности;
  • подструктура социального опыта;
  • подструктура форм отражения;
  • биологически обусловленная подструктура.

А. Г. Ковалев:

  • направленность;
  • возможности;
  • характер;
  • система упражнений.
Предлагаем ознакомиться  Дельфинотерапия

Б. Г. Ананьев:

  • первичные личностные свойства (к ним относятся социальный статус, со­циальные функции-роли, цели и ценностные ориентации);
  • вторичные личностные свойства (мотивация, социальное поведение миро­воззрение);
  • характер и склонности как результат интеграции первичных и вторичных личностных свойств.

Таким образом, во всех рассмотренных подходах отечественных ученых в ка­честве отдельного компонента структуры личности выделяется направленность или мотивация. При этом большинство психологов именно направленность рассма­тривают в качестве ведущего компонента структуры личности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

7 стр., 3464 слов

Тема 4. психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека образовательные задачи:

9 – Понять специфику психоаналитического подхода. – Осознать влияние концепции на развитие психологии. – Усвоить основные категории и понятия психоаналитической концепции. – Сформировать представление об основных положениях концепции психоанализа. …

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая более полному познанию действительности.

Интересы — это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Субъективно интересы обнаруживаются в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчи­вости. По содержанию интересы определяются теми объектами, на которые они направлены. Различные по содержанию интересы оцениваются с точки зрения их общественной значимости: одни — положительно,

если в них правильно сочетаются общественные и личные моменты; другие —отрицательно,как мелкие, обывательские, связанные только с удовлетворением своих чувственных потребностей или низких страстей. Различие по признаку цели выявляет наличиенепосредственныхиопосредованныхинтересов.

Различают широкие и узкие интересы. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Под узостью интересов понимают наличие у человека одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.

Интересы могут подразделяться и по степени их устойчивости. Устойчивость инте­реса выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада. Устойчивый интерес — одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Другой формой направленности личности выступают убеждения.

Убеждение – система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Предлагаем ознакомиться  Как завоевать мужчину-Рака ? Покорить и влюбить в себя

Убеждения — это то, что не только понято, осмыслено, но и глубоко прочувство­вано, пережито. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, — это знания об окружающем мире природы и общества, их определенное понимание. Когда эти знания образуют упорядоченную и внутренне организованную систему воззрений, то они могут рассматриваться как мировоззрение человека.

Не следует забывать и еще об одной форме направленности — стремлениях.

Стремления — это мотивы поведения, где выражена потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. Если отчетливо осознаются не только условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства, которые рассчитывает он использовать, то такие стремления принимают характер намерения.

Стремления могут приобретать различные психологические формы. Конкретной формой стремлений человека является, наряду с намерениями, мечта как созданный фантазией образ желаемого, побуждающий человека не только созерцать в законченной картине то, что еще предстоит совершить, создать и построить, но и поддерживающий, и усиливающий энергию человека.

К стремлениям следует отнести и страсти — мотивы, в которых выражаются потребности, обладающие непреодолимой силой, отодвигающие на задний план в деятельности человека все, что не связано со значимым объектом, и на протяжении длительного времени неизменно определяющие направление мыслей и поступков человека.

Разумеется, намерения, мечты, страсти, идеалы и другие стремления личности характеризуются психологически и оцениваются практически в соответствии с их конкретным содержанием. Мечты, страсти, идеалы, намерения могут быть высокими и низкими и в зависимости от этого играть различную роль в деятельности людей и жизни общества.

Уже из рассмотрения приведенных форм направленности можно увидеть, какую роль они играют в жизни человека. Можно согласиться со словами известного советского ученого Б. И. Додонова, который писал: «Направленность человека — ведущий компонент структуры личности. Другие ее компоненты могут быть правильно определены и оценены лишь в связи с ее направленностью».

Формы

Формами направленности считаются определяющие мотивы деятельности личности. Они характеризуются разной степенью личной значимости для личности, желаемости наступления результата и волевым отношением.

Выделяют следующие формы:

  • желание;
  • стремление;
  • влечение;
  • интерес;
  • склонность;
  • убеждение;
  • идеал;
  • установка;
  • позиция;
  • цель и задачи;
  • мировоззрение.

Опишем важные:

  1. Желание представляет собой самую простую форму направленности и характеризуется осознанным стремлением осуществить что-либо, причем желание имеет приближенные к настоящему сроки возможной реализации. Зачастую эта форма не подчиняется волевым установкам, поскольку тесно связана с эмоциональной сферой. К примеру, желание обнять любимого человека.
  2. Стремление определяется большим волевым участием. Это уже более сложное определение, которое включает как желаемый результат, так и пути его достижения.
    Стремление более растянуто во времени, и нередко имеет практическое значение: найти более подходящую работу или выиграть в состязании.
  3. Влечение подразумевает собой непреодолимое желание. Воля при этом отходит на задний план, чаще наблюдается даже обратная ситуация: влечение реализуется против воли. Нередко такая форма имеет негативную окраску в обществе или в сознании самой личности. Ярким примером является влечение партнера в паре к кому-то третьему. Истоки этой формы находятся у биологических потребностей личности или же глубоких комплексах.
  4. Интерес характеризуется средней степенью значимости и только определяет следующую форму направленности. Интерес имеет волевой компонент, но через небольшое количество времени может либо угаснуть илбо развиться в желание или стремление. Интерес личности является первым элементом ее направленности в той или иной сфере, во время реализации которого человек оценивает сознательно или интуитивно важность и возможность дальнейшего развития этой формы в новую, более сильную и сложную.
  5. Склонность характеризуется выраженным эмоциональным компонентом и большей осознанностью, чем влечение, хотя имеет с ним много общего. Склонность определена доминирующими характеристиками личности: волей или ее отсутствием, склонностью к анализу или эмоциям. Пример: склонность к спорам или к эмоциональной реакции, склонность в аналитическим видам деятельности или к творчеству.
  6. Убеждение сформировано личным опытом и принципами личности. Эта форма несет под собой смысловую нагрузку направленности, определяя ее значение и отношение к другим сферам личности. Яркий пример: физическое здоровье имеет наибольшую ценность в жизни человека. Из этого убеждения вытекает направленность личности сохранять здоровье, а также склонности вести здоровый образ жизни и соответствующие цели.
    Из убеждений формируется мировоззрение, которое представляет собой уже целостную систему, подчиняющую все сферы личности.

    Также компонентом этой формы является установка: она представляет собой эмоционально окрашенное убеждение, которое непосредственно мотивирует личность на действие.

  7. Идеал является конечным результатом деятельности, который зачастую недостижим. Эта цель является венцом всех стремлений человека. Поэтому такая форма направленности зачастую приносит много неудобств в связи с невозможностью достижения, однако мотивирует на постоянную активность.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector