Психологическое консультирование: этапы, виды, техники

1. Процесс консультирования

Общие замечания

Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат – ребенок, – а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог…). Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает некоторые советы; реализовать их – задача клиента.

Проводя консультирование, психологу приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента. Соответственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие. Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например: коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье или, скажем, занятия в художественном кружке) могут помочь ребенку в преодолении имеющихся проблем. Во-вторых, нужно суметь выработать такие рекомендации и так преподнести их клиенту, чтобы он принял их и был в состоянии выполнить.

Диагностика в процессе консультирования направлена, в первую очередь, на решение первой из этих задач, которая и станет основным предметом нашего рассмотрения. Однако предварительно нам придется хотя бы вкратце коснуться и второго аспекта консультирования.

Этапы консультирования

Начальной стадией консультирования является первичная беседа с клиентом, обратившимся за помощью. В ее ходе консультант выясняет причину обращения и намечает предварительную программу своих дальнейших действий. В частности, он решает для себя вопрос о том, какие психологические особенности ребенка ему нужно определить, чтобы квалифицированно ответить на запрос клиента.

В одном случае это, в первую очередь, уровень развития когнитивных процессов, в другом – личностные особенности, в третьем – отношение ребенка к той или иной области действительности (к школе, к семейной ситуации и т.п.). В ходе первичной беседы обычно также собирается анамнез (сведения о предшествующем ходе развития ребенка).

Как правило, следующим этапом консультирования становится психологическая диагностика. Исключение составляют случаи, когда клиент обращается с вопросами, вообще не зависящими от индивидуальных особенностей ребенка (например, советуется о том, какие игры могут быть полезны для умственного развития дошкольника). Этому этапу будет посвящена основная часть книги, поэтому пока мы не будем останавливаться на нем подробнее.

Отдельный и очень важный этап консультирования – это анализ полученных данных и составление целостного «психологического портрета» ребенка. При этом учитываются как тестовые данные, так и наблюдения за ребенком, и сведения, полученные в первичной беседе. Если этот этап выпадает, то консультирование сводится к тому, что клиенту сообщаются мало понятные ему результаты диагностики.

После того, как «психологический портрет» построен, можно начать выработку рекомендаций. Обычно консультант самостоятельно формулирует рекомендации лишь в самом общем виде, а их конкретизация происходит в процессе совместного обсуждения с клиентом на этапе заключительной беседы. Во время этой беседы очень важно следить за тем, чтобы выводы и советы психолога были понятны клиенту.

2. Жалоба, проблема, запрос

Жалоба

Обращаясь за психологической консультацией, родители и педагоги обычно сами не очень точно представляют себе, чего именно они от нее ожидают. В предварительной беседе они, как правило, могут лишь рассказать о тех проявлениях ребенка, которые их беспокоят (изложить жалобу), но не в состоянии самостоятельно сформулировать запрос, т.е. ту конкретную просьбу, с которой они обращаются к психологу.

Во время первичной беседы не старайтесь получить от клиента побольше сведений. Ваша главная задача – услышать его, понять, как видится проблема ему самому, как он воспринимает ребенка и сложившуюся ситуацию. Полезно познакомиться с типичными поведенческими проявлениями ребенка и выяснить, как обычно реагируют на них окружающие его люди (взрослые и дети).

Во время беседы важно все время учитывать, что вы получаете не объективную картину, а ее восприятие клиентом. Например, он может расценивать неуспеваемость ребенка как следствие нарушений в умственном развитии, в то время как в данном случае она объясняется эмоциональными отклонениями или сниженной мотивацией.

Предлагаем ознакомиться  Виды общения — Студопедия

Не следует также исключать возможность сознательного утаивания или искажения информации. Скажем, родители иногда не сообщают о том, что ребенку уже был ранее поставлен какой-либо диагноз (например, умственная отсталость). Иногда они таким образом проверяют психолога (в чем нет ничего обидного для него), иногда стесняются рассказывать о чем-то, что считают для себя позорным, иногда надеются на чудо: если не сказать, то, глядишь, окажется, что ничего страшного нет.

К сожалению, в нашем обществе нет сети психологических служб, способных заниматься профилактикой и гигиеной психического здоровья каждого ребенка, а не только запоздалой помощью при остром неблагополучии. С другой стороны, в массовом житейском сознании отсутствует тот минимум психологической культуры, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и воспитания ребенка.

В результате родители и учителя чаще всего обращаются к консультанту в ситуации уже возникшего устойчивого неуспеха в достижении их педагогических целей. Такие ситуации всегда аффективны. Поэтому часто бывает полезно просто дать клиенту возможность выговориться. Хорошо известен психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, заведомо понимающим (в силу профессионального авторитета) слушателем.

Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам. Его общая позиция во время первичной беседы – это доброжелательное, заинтересованное и сочувственное выслушивание клиента, но не идентификация с ним и не критика его высказываний.

Психологическая проблема

На основе жалоб клиента консультант формулирует для себя предположительную психологическую проблему (как уже отмечалось, в дальнейшем ее, возможно, придется пересмотреть). Можно использовать следующую достаточно общепринятую классификацию проблем.

  • Проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания, трудности в понимании учебного материала и т.п.;
  • Поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, лживость, антисоциальное поведение (агрессивность, воровство, вандализм) и т.п.;
  • Эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроений, страхи, раздражительность, безволие, отсутствие целенаправленности и т.п.;
  • Проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость, неумение «постоять за себя» и т.п.;
  • Неврологические проблемы: тики (непроизвольные подергивания мышц), навязчивые движения, энурез (ночное или дневное недержание мочи), повышенная утомляемость, нарушения сна, головные боли и т.п.

Наличие определенной жалобы не всегда означает, что у ребенка имеется соответствующая проблема. Так, жалоба на то, что ребенок плохо учится, может быть вызвана завышенными ожиданиями и требованиями родителей, которых не устраивают вполне нормальные, средние успехи сына или дочери. За жалобой на лень может стоять все, что угодно – от снижения учебной мотивации до умственной отсталости.

Самая частая из поведенческих жалоб – это неуправляемость, непослушность ребенка, но и тут взрослые нередко принимают желаемое за норму, а реальное – за отклонение. Речь идет о случаях, когда на самом деле ребенок послушен и управляем ровно в такой же степени, как и большинство его сверстников, но родителям это кажется «неуправляемостью».

Такого рода ошибки чаще всего относятся к периодам возрастных кризисов (2 – 3 лет, 6 – 7 лет, 12 – 13 лет), когда почти каждый ребенок становится менее послушным, чем был раньше. Жалобы на непослушание наиболее характерны для родителей с ригидным типом личности, которые сами повышенно пунктуальны и ожидают того же от ребенка.

Иногда в результате беседы с клиентом и/или психологического обследования ребенка консультант приходит к выводу, что проблема является не психологической (или не только психологической). Например, он может заподозрить нервное или психическое заболевание (неврологическую или психиатрическую проблему), умственную отсталость (дефектологическую проблему) и т.п. В этих случаях приходится рекомендовать клиенту обращение к соответствующему специалисту за дополнительной консультацией.

Запрос

К концу предварительной беседы с клиентом полезно подвести его к формулированию запроса. Скажем, можно кратко суммировать высказанные им жалобы, завершив свое резюме словами: «Вряд ли вы рассчитываете на то, что в результате этой консультации все проблемы сразу исчезнут. Вероятно, вы надеетесь получить какой-то другой эффект. Попробуйте, пожалуйста, описать, какой именно – хотя бы приблизительно».

Предлагаем ознакомиться  Читать книгу Личность в условиях психической депривации: учебное пособие

Бывает, что в ответ на такую просьбу клиент начинает повторно излагать жалобы (нередко добавляя к ним новые). В этом случае приходится еще раз повторить вопрос, а иногда и предложить возможные варианты ответа. Практика показывает, что чаще всего встречаются следующие виды запроса (по отдельности или в тех или иных сочетаниях):

  • получить рекомендации по общению с ребенком, его воспитанию в семье;
  • получить рекомендации по общению с ребенком в школе (детском саду);
  • получить рекомендации по преодолению конкретных учебных или поведенческих проблем;
  • определить наиболее подходящий для ребенка вид обучения (массовая или вспомогательная школа; массовая школа плюс дополнительные индивидуальные занятия и т.п.);
  • получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести школьные каникулы; имеет ли смысл отдать ребенка в интернат; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребенку лучше жить и т.п.);
  • определить причину имеющихся нарушений (в частности, выяснить, нет ли у ребенка психического заболевания);
  • определить уровень развития ребенка, его соответствие или несоответствие возрастной норме (в частности, определить, готов ли шестилетний ребенок к школе);
  • получить прогноз дальнейшего развития;
  • научиться лучше понимать своего ребенка.

Некоторые виды запроса клиенты часто формулируют сразу, без специального вопроса консультанта (получить помощь в решении бытовых вопросов, определить уровень развития ребенка, научиться лучше его понимать). Такой запрос может не сопровождаться жалобами. Однако в результате психологического обследования вполне может обнаружиться какая-либо серьезная психологическая проблема, о существовании которой клиент не подозревал.

Исходя из приведенных выше соображений, можно выделить следующие задачи, для решения которых в процессе консультирования используется диагностика:

  • определение (уточнение) психологической проблемы;
  • выявление реакции ребенка на имеющуюся ситуацию;
  • определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию рекомендаций, связанных с основной проблемой.

Контрольный

Заключительный этап работы консультанта состоит в создании обратной связи с клиентом с целью получения достоверной информации о результатах процесса изменений.

Для этого теория дает следующие рекомендации:

  1. Психолог должен проанализировать полученные данные и оценить, насколько его рекомендации способствовали изменению жизненной ситуации обратившегося за помощью человека.
  2. На основе собранной информации принимается решение о коррекции выбранных способов действий, вырабатываются дополнительные указания и советы.
  3. Консультанту следует мотивировать клиента на самостоятельную активность, усиливать и стимулировать ее.
  4. Необходимо включить выводы и знания, которые получены субъектом через совместную с психологом деятельность, в постоянную структуру повседневного существования, чтобы закрепить результаты и не допустить их утраты в дальнейшем.

После того, как результаты предыдущих достижений закреплены, даже простое планирование очередного шага может являться большим стимулом к дальнейшим положительным преобразованием.

Можно ли консультировать друзей и родных

Личностное консультирование специалистом в области психологии своих друзей, родных и близких не считается правильным по ряду причин:

  1. Переживание за состояние знакомых людей мешает психологу воспринимать ситуацию объективно, эмоции – плохой советчик.
  2. В случае если проблема усугубится, не исключено, что виноватым в исходе дела посчитают человека, который опрометчиво давал рекомендации. Причем это может случиться вне зависимости от того, следовал ли консультируемый советам, или нет.
  3. Возможно, что специалист совершит ошибку. Последствия ему будет трудно воспринять профессионально – сделать выводы и продолжать работать.

Нельзя не учитывать и вопрос материальный. На оказание помощи будет затрачено большое количество времени, переработан немалый объем информации, но потребовать оплату с близкого человека способен не каждый. Кроме того, люди не склонны относиться должным образом к тому, что им досталось бесплатно.

Настроечный

Индивидуальное консультирование – процесс, требующий установления доверительных, располагающих к сотрудничеству и взаимопониманию отношений.

Предлагаем ознакомиться  Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога

Специалист должен уметь создать атмосферу, в которой клиент чувствует себя в безопасности. С этой целью психолог знакомит субъекта с общим планом разговора, выстраивает рациональную основу взаимодействия.

Обратившемуся за помощью человеку разъясняют психологические механизмы, структуру и цели консультирования. Это создает дополнительную мотивацию к изменениям, вовлекает субъекта в осознанную работу.

Путеводитель по книге

Оба понятия, вынесенные в заглавие книги, прекрасно знакомы каждому психологу. За последние годы в России вышло множество работ, посвященных как психодиагностике, так и психологическому консультированию. Специфика этой книги в том, что она представляет собой практическое руководство по применению диагностики в консультировании.

Первая часть посвящена проблемам диагностики. Она будет интересна не только психологу-консультанту, но и специалистам, использующим тесты в других целях.

В первой главе определяется место, занимаемое диагностикой в процессе консультирования. Вторая глава довольно необычна для практических руководств. В ней приводится краткий обзор понятий, используемых при интерпретации результатов диагностики. Они важны и при выборе методик, наиболее адекватных запросу клиента и предполагаемой психологической проблеме, поэтому их описание предшествует описанию самих методик. Читатель, хорошо знакомый с психологической терминологией, может эту главу опустить.

Третья и четвертая главы посвящены подробному описанию рекомендуемых диагностических методик, технике их проведения и интерпретации результатов. Тестовый материал приведен в Приложении. Овладеть интерпретацией рисуночных тестов помогают 25 иллюстраций, также приведенных в Приложении.

После прочтения книги ею удобно пользоваться как справочником по интерпретации рисуночных тестов. Для этого в Приложении помещены Сводный списоктестовых показателей (более 200) и Словарь терминов, содержащий 160 кратких определений с указанием страниц (в скобках), на которых дается более подробное описание данного понятия. В основном тексте эти термины выделены курсивом.

Во второй части книги будет приведена подробная характеристика психологических проблем, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться психологу-консультанту. В ней описываются признаки, по которым можно опознать ту или иную проблему, и рекомендации по ее преодолению.

Техники психологического консультирования

Существуют подходящие техники для любых этапов взаимоотношений специалиста и нуждающегося в помощи субъекта. С виду незначительные вариации поведения консультанта способствуют более быстрому установлению подходящих связей:

  1. Когда профессионал проводит клиента к предназначенному месту, он сначала следует впереди, а перед дверью пропускает того первым.
  2. Чтобы настроить человека положительно, специалист по общению устанавливает раппорт – специальным образом производит благоприятное впечатление, используя для этого выражение лица, позу, жестикуляцию, управляя зоной общения.
  3. Ненавязчивая спокойная музыка, возможность некоторое время побыть одному и привыкнуть к обстановке раскрепощают клиентов, снимают психологические барьеры.
  4. При формулировании рекомендаций консультант старается не использовать директивную манеру общения, заменяя ее разъяснениями, убеждением, предоставлением клиенту информации и советами.

Условия результативности консультаций у психолога

Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно становится действенным, если сочетаются ряд факторов:

  1. Специалисты рассматривают проблему всесторонне, не делают акцент на решении сиюминутных задач, которое чаще всего имеет временный эффект. Психолог должен ориентироваться на разрешение глубоких внутренних конфликтов.
  2. Квалификация консультантов позволяет создать атмосферу доверия и установить отношения, которые позволяют получить всю требуемую информацию о проблемах и внутреннем мире клиента, использовать методы воздействия, которые требуются для достижения нужного результата.
  3. Обратившийся за помощью человек ведет себя благоразумно и дисциплинированно: посещает все встречи, выполняет самостоятельную работу в нужном объеме, выдает достоверную информацию о своих состояниях.
  4. Методики воздействия и структура консультации построены в расчете на индивидуальные особенности личности клиента.
  5. Психолог не в состоянии выполнить работу за клиента. Поэтому мотивировочная часть остается наиболее важной для всей консультационной работы.

Этапы психологического консультирования

В ходе интервью межличностное взаимодействие разделяется на отдельные фазы – в зависимости от механизма и закономерностей развития динамики диалога.

Консультативная психология разработала несколько моделей проведения беседы специалиста с клиентом, но основная структура общения в них сохраняется.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector