Макрофакторы — это социальные и природные детерминанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

. Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов.

«Инвалид,
— говорится в Законе «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации»,
— лицо, которое имеет нарушение здоровья
со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеванием,
последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограниченной жизнедеятельности
и вызывающее необходимость его социальной
защиты».

В
комплексе мероприятий по социальной
заботе о трудоустройстве и быте человека
с ограниченными возможностями значительное
место отводится медико-социальному
направлению.

Полная
или частичная утрата способности или
возможности осуществлять самообслуживание,
самостоятельно передвигаться, участвовать
в трудовой деятельности обусловлена у
инвалида, как правило, перенесенным
заболеванием или травмой, что и приводит
к ограничению его жизнедеятельности.
Социальный работникдолжен быть
готов оказать инвалиду помощь по целому
ряду вопросов юридического, психологического,
педагогического и, что очень важно,
медико-социального характера.

В
основах законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан,
в статье о правах инвалидов сказано:«Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и
инвалиды с детства, имеют право на
медико-социальную помощь, реабилитацию,
обеспечение лекарствами, протезами,
протезно-ортопедическими изделиями,
средствами передвижения на льготных
условиях, а также на профессиональную
подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право
на бесплатную медико-социальную помощь
в учреждениях государственной или
муниципальной системы здравоохранения,
на уход на дому, а в случае неспособности
удовлетворять основные жизненные
потребности — на содержание в учреждениях
системы социальной защиты населения».

Гарантированные
права данной категории граждан вступают
в силу при получении официального
статуса инвалида и потому социальный
работник должен знать порядок направления
граждан на медико-социальную экспертизу,
которая, однако, часто становится для
инвалидов сложной и трудновыполнимой
процедурой.

Особая
роль при оказании помощи инвалидам
отводится социальному работнику в
учреждениях здравоохранения. В задачу
медико-социального специалиста,
обладающего знаниями психофизиологических
особенностей инвалидов соответственно
причине, приведшей человека к такому
состоянию, входит определение степени
возможности его участия в трудовой
деятельности, помощи в адаптации к новым
условиям, определение режима питания
и формирование соответствующего образа
жизни.

При оказании медико-социальной
помощи инвалидам социальный работник
руководствуетсякак запросами
самого инвалида, так и целесообразностью
и полезностью проводимых мероприятий
в конкретных условиях проживания и
пребывания пациента (в доме-интернате,
в других учреждениях).Большое
значение имеет заинтересованность
самого инвалида в проведении социальных
программ.

При
патронажной работе особую заботу
социальный работник проявляет к семьям,
имеющим детей-инвалидов. В обязанности
социального работника входит организация
медицинской помощи инвалидам. Социальный
работник совместно с медицинскими
работниками территориальной поликлиники
или диспансера оказывает организационную
помощь при проведении медико-социальной
реабилитации в условиях стационара или
на дому, помогает в организации
санаторно-курортного лечения, способствует
приобретению необходимых тренажеров,
средств передвижения, корригирующих
аппаратов, организует по показаниям
медико-генетическую консультацию
родителей больных детей.

Одним
из важных направлений деятельности
всех организаций и служб, оказывающих
помощь инвалидам, является создание
условий для поддержания здоровья и
благополучия тех, кто временно оказался
в затруднительном положении экономического
или социального характера. К таким
мероприятиям можно отнести предоставление
дополнительных рабочих мест для людей
с ограниченными возможностями, организацию
для них производства на дому и т. д.

Виды и агенты социализации.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Виды социализации: 1. Первичная социализация. Этот этап охватывает процесс формирования и становления личности, то есть процесс ухода, воспитания и обучения детей прежде всего в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем -и позднем детстве. Во время время первичной социализации преобладает пассивное усвоение информации, навыков, представлений.

2. Вторичная социализация. Этот этап охватывает всю остальную — «взрослую» — жизнь человека. На этом этапе освоение социальной среды происходит осознанно, большая часть приходящей извне информации подвергается критическому рассмотрению. Индивид совершает осмысленный выбор из нескольких вариантов.

Предлагаем ознакомиться  Конфликты в сфере управления

3 Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

4. Ресоциализация — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни

5. Организационная социализация — это процесс, в ходе которого индивид постигает ценности, способности, нормы поведения и социальный кругозор, важные для приобретения веса в организации и полноправного участия в ней в качестве работника

6. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Групповая социализация — это процесс внушения идей и насаждения принципов индиви­дууму по мере того как он усваивает основные ценности и символы группы, в которой он задействован.

5 стр., 2375 слов

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок.

Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации.

И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем.В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.

Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.

Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами

В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» — муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми)

Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.

Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.

Предлагаем ознакомиться  Социализация личности: что это такое, признаки и этапы

Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Механизмы

В каждом обществе функционируют механизмы социализации, с помощью которых люди передают друг другу сведения о социальной действительности. Говоря социологическим языком, имеют место некоторые «трансляторы» социального опыта. Это средства, которые передают от поколения к поколению накопленный опыт, способствующий тому, что каждое новое поколение начинает социализироваться.

Социально-психологические механизмы:

  • Импринтинг — запечатление информации на рецепторном и подсознательном уровнях. В большей степени присущ младенческому возрасту.
  • Экзистенциальный нажим — усвоение языка, норм поведения на неосознаваемом уровне.
  • Подражание — следование какому-либо образцу, произвольное или непроизвольное.
  • Рефлексия — внутренний диалог, во время которого человек критически осмысляет, а затем принимает либо отвергает те или иные общественные ценности.

Социально-педагогические механизмы:

  • Традиционный — усвоение человеком господствующих стереотипов, протекающее, как правило, на неосознаваемом уровне.
  • Институциональный — запускается при взаимодействии человека с различными учреждениями и организациями.
  • Стилизованный — функционирует при включенности в какие-либо субкультуры.
  • Межличностный — включается всякий раз при контакте с субъективно значимыми для человека лицами.

Сущность социализации

Необходимость социализации обусловлена самой природой человека. Он уникальное явление, потому что единственный из всех живых существ практически не обладает врожденными формами поведения. Ребенок, не прошедший социализацию, неспособен ни общаться как человек, ни устанавливать отношения с родичами, ни вести себя как принято в социуме. Это кошка или собака имеют врожденные программы видового поведения, а человеку всему надо учиться.

Социализация, по сути, процесс адаптации человека в социуме. Но это не просто знание о том, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Знание социальных норм не гарантирует соблюдение их. Например, преступник ворует не потому, что не знает, что это противозаконно. Он прекрасно это знает. Но норма «не укради» не прошла процесс социализации, не присвоена им, не стала его внутриличностной нормой поведения. Явление перехода социальной нормы или значения с внешнего на внутренний уровень называется интериоризацией.

Это и есть основа социализации, ее базовый процесс. Первоначально все нормы поведения и приемы социальной деятельности для ребенка внешние. Родители когда убеждением, а когда и принуждением воспитывают у малыша привычку совершать определенные действия, делать оценки своих поступков и поступков других.

Например, маленький ребенок не испытывает никакой потребности есть ложкой, застегивать пуговки на кофточке, чистить зубы, здороваться, тем более убирать свои игрушки. Но если родители достаточно настойчивы и терпеливы, то эти действия становятся привычными, и в схожей ситуации ребенок уже сам будет чувствовать потребность в них. Так, мы, взрослые, будем испытывать явный дискомфорт, если придется есть салат руками или выйти к незнакомым людям небрежно одетыми.

Сложность социализации еще и в том, что человек является членом разных социальных групп с разными нормами и правилами. Приходится проходить дополнительную социализацию в каждом социуме, куда нам довелось попасть.

Успешная социализация

Человек в процессе социализации проходит три основные фазы развития:

  1. Адаптация — овладение знаковыми системами, социальными ролями.
  2. Индивидуализация — обособление индивида, желание выделиться, найти «свой путь».
  3. Интеграция — вливание в общество, достижение баланса между личностью и обществом.

Личность считается социализированной, если она научена думать и поступать в соответствии с возрастом, полом и соци­альной ситуацией. Однако для успешной социализации этого недостаточно.

Секрет самореализации и успеха — активная жизненная позиция человека. Она проявляется в смелости инициативы, целеустремленности, сознательных действиях, ответственности. Реальные действия человека формируют его активный образ жизни и помогают занять определенное положение в обществе. Такой человек, с одной стороны, подчиняется нормам общества, с другой, — стремится лидировать. Для успешной социализации, для преуспевания в жизни человеку должны быть присущи следующие основные характеристики:

  • стремление к самоморазвитию и самоактуализации;
  • готовность принимать самостоятельные решения в ситуациях выбора;
  • успешная презентация индивидуальных способностей;
  • культура общения;
  • зрелость и нравственная устойчивость.
Предлагаем ознакомиться  Как сохранить семью на грани развода – советы психолога: если оба хотят сохранить отношения, если развода хочет один супруг

Пассивная жизненная позиция отражает склонность человека к подчинению окружающему миру, следованию обстоятельствам. Он, как правило, находит причины не прикладывать усилий, стремится избегать ответственности, в своих неудачах винит других людей.

Несмотря на то что формирование жизненной позиции человека уходит корнями в его детство и зависит от окружения, в котором он находится, ее можно осознать, осмыслить и преобразовать. Никогда не поздно менять себя, особенно в лучшую сторону. Человеком рождаются, а личностью становятся.

Этапы и факторы социализации личности.

Социализацияличности –это процесс усвоения социальных норм,формирования своего собственного «Я»для проявления уникальности индивидакак личности. То есть,процесссоциализации представляетсобой установление личности. Обществопостоянно диктует нам свои правила инормы поведения, поэтому длительностьданного процесса занимает всю жизнь,основной его частью является периоддетства и юношества.

Основнойцелью социализации является подготовкаиндивида к выполнению социальных ролейдля общения, сохранения общества.Привитие качеств и ценностей – главныйфактор формирования личности.

Детство—Этапразвития человека от рождения до началаполового созревания. Хотя временныерамки последнего индивидуальны,непостоянны во времени и зависят отпринятой системы возрастной периодизации,верхняя граница детства определяетсякак примерно 11-13 лет. В течение детствапроисходит чрезвычайно интенсивноефизическое и психическое развитие.

Юность— самый трудный период социализации.Социальнаяи психологическая зрелость очень частоне поспевает за зрелостью физической.Важностьподросткового этапа заключается в томчто,заканчивается формирование фундаменталичности — мировоззрения;

осознаниесвоего «Я» происходит как осмыслениесвоего места в жизни; идет постоянныйпоиск нравственных ориентиров.

Зрелость— это расцвет человеческой личности.Это длительный период, он состоит изнескольких циклов. Нижняя границаразмыта, примерно 21-23 года. В экстремальнойситуации взросление наступает рано, вспокойное время растягивается. Верхняяграница обозначена выходом на пенсию— 55 лет у женщин, 60 лет у мужчин.

Главныйкритерий зрелости: самостоятельность.«Критерии самостоятельности»:Самообеспечениесредствами существования.Умениераспоряжаться деньгами независимо отдругих,Самостоятельность в выбореобраза жизни.

Проживаниенезависимо от родителей. Взрослая жизнь— самый активный период социализации,так как именно в это время наблюдаетсяосвоение большого количества социальныхролей в реальной жизни. Зрелость — самыйактивный творческий возраст.

Старость— это период человеческой жизни, которыйнаступает после зрелого возраста иделится на несколько циклов: до 71 года— преклонный возраст; с 71 года до 90 —старческий; возраст человека свыше 90лет принять считать возрастомдолгожительства. Старость — это физическоесостояние, для которого характернопостепенное угасание всех жизненныхфункций.

Смерть.Осознаниенадвигающейся смерти требует от индивидаприспособления к новому определениюсобственной сущности. Понятие “умирающий”предполагает нечто большее, чем простопротекание каких-то биохимическихпроцессов. Оно влечет за собой принятиесоциального статуса, при которомсоциальные структуры не простосопровождают, но и формируют опытсоприкосновения со смертью.

Факторысоциализации —это обстоятельства, которые побуждаютчеловека к активному действию. Факторовсоциализации всего три – это макрофакторы(космос, планета, страна, общество,государство), мезофакторы (этнос, типпоселения, СМИ) и микрофакторы (семья,группы сверстников, организации).

1.мегафакторы (мега — очень большой,всеобщий) — кос­мос, планета, мир,которые в той или иной мере через другиегруп­пы факторов влияют на социализациювсех жителей Земли.

2.макрофакторы (макро — большой) — страна,этнос, общество, государство, которыевлияют на социализацию всех живущих вопределенных странах (это влияниеопосредствованно двумя другими группамифакторов).

3.мезофакторы (мезо — средний, промежуточный),усло­вия социализации больших групплюдей, выделяемых: по местно­сти итипу поселения, в которых они живут(регион, село, город, поселок); попринадлежности к аудитории тех или иныхсетей массовой коммуникации (радио,телевидения и др.); по принад­лежностик тем или иным субкультурам.

4.Мезофакторы влияют на социализациюкак прямо, так и опо­средствованночерез четвертую группу — микрофакторы.К ним относятся факторы, непосредственновлияющие на конкретных людей, которыес ними взаимодействуют, — семья и домашнийочаг, соседство, группы сверстников,воспитательные организации, раз­личныеобщественные, государственные,религиозные, частные и контрсоциальныеорганизации, микросоциум.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector