Концепция креативной деятельности (Бережнов Г.В.) / Креативная экономика № 4 / 2007 — Издательство «Креативная экономика»

Что такое креативный класс и есть ли он в россии?

Креативным классом в странах Европы и в Америке принято называть людей, проектирующих и создающих новые идеи, образы, продукты. Это дизайнеры, специалисты по рекламе, маркетологи и так далее. Глобальная задача так называемого креативного класса – изменить мир, сделать его удобнее и приспособить под нужды населения.

В менее глобальном смысле – придать привлекательный вид продукции, внедрить какие-либо новшества, связанные с бытовым комфортом, добавить функциональности в предметы обихода и технику. В России как такового креативного класса нет. Здесь эти люди в меньшинстве, поскольку общество на данный момент нуждается в креативных разработках меньше, чем европейское или американское.

Это связано с особенностями культуры и менталитета. Однако можно точно сказать, что креативное направление деятельности в России развивается. Находятся и создаются новые ниши на рынке услуг, где требуются креативные специалисты. Трудно спрогнозировать, догонит ли в этом смысле Россия Европу, но можно не сомневаться, что креативный класс получит развитие и в России.

Внимание к деталям

Еще одной отличительной особенностью творческих людей является наблюдательность. Креативный человек открыт новому опыту, он не смотрит на жизнь как на череду повторяющихся событий. Такое качество роднит этих людей с детьми. Однако они не просто удивляются своим наблюдениям, а стараются фиксировать их.

Для чего нужна креативность?

Это качество в различных областях применяется для решения разных задач. В целом креативность нужна для оптимизации, улучшения, повышения эффективности, увеличения функциональности и производственной мощности. Одним словом – для качественного скачка вперед. В науке и производстве креативность нужна для изобретения нового оборудования, новой техники, даже самих технологий производства.

Красота, энергия и новизна в сочетании с практической пользой – вот та креативность, которая в практическом применении дает эстетическое удовольствие и бытовой комфорт.

Как развить творческое мышление

Психологи утверждают, что это вполне возможно. Главное — иметь высокую мотивацию (понимать, зачем это нужно) и заниматься регулярно, а не время от времени.

Предлагаем ознакомиться  Пунктуальная болезнь. Какие ранние признаки укажут на паркинсонизм

Методы

Психология предлагает использовать следующие методы активизации творческого мышления:

  • эмоциональная вживаемость в проблему;
  • визуализация;
  • метафоризация;
  • юмор, ирония, сарказм;
  • аналогии (прямые и личные, символические и фантастические);
  • ментальные карты;
  • бисоциации;
  • метод ментальной провокации;
  • риторические вопросы;
  • мозговой штурм.

Данные методы лежат в основе практически всех упражнений.

Механика работы креативного ума

Можно сказать, что есть традиционные и нетрадиционные способы решения проблемы. Люди, которые мыслите традиционно, они начинают вспоминать свой опыт, то чему их учили, то так как обычно поступают другие люди. И основываясь на этих данных, они находят ответ на вопрос, который им нужно разрешить.

Однако. Это не единственный вариант мышления. Можно мыслить более продуктивно.

Креативные умы, решают проблему иначе. Они анализируют ситуацию и смотрят какие могут быть применены для решения проблемы методики и подходы, какими разнообразными способами можно прийти к результату. Также то, как можно иначе сформулировать вопрос, такой подход позволяет найти большее количество вариантов.

Креативно мыслящий человек не концентрирует свое внимание на шаблонных методах, он генерирует множество идей, он создает множество альтернативных решений, и способов найти ответ. В общем целый арсенал идей.

На этот счёт есть одна история.

Однажды у Эйнштейна спросили, чем он отличается от обычного человека.

Он дал интересный ответ, что если человеку дать задание найти иголку в стоге стена, то он, найдя иголку, успокоится. А Эйнштейн же напротив, продолжит искать, пока не найдет все возможные иголки.

Вот здесь налицо разница в подходах мышления.

Эта короткая история, учит нас то, как надо мыслить. Недостаточно найти только один вариант, только одну иголку, нужно отыскать все возможные варианты, все иголки какие только могут быть.

Вот очевидная разница между умом гения и обычным человеком.

Развить в себе креативное мышление это простой способ улучшить свою жизнь.

В интернете можно встретить предложения, типа: заработай без вложений. Но на проверку, все эти предложения оказываются пустыми обещаниями и обманом. Развивать же мышление можно не вкладывая денег. Достаточно просто поработать над собою.

Читайте по теме:

Как стать думающим человеком

В этом плане можно вспомнить фильм «Области тьмы».

Там главный герой получил таблетки, которые активизировали работу и благодаря этому он смог изменить свою жизнь, зарабатывать больше и у него появилось много всяких приключений в жизни. Довольно интересный фильм при случае обязательно посмотрите.

Предлагаем ознакомиться  Адаптация нового сотрудника в организации

Профессии для креативных людей

Креативное мышление необходимо во многих сферах деятельности, в том числе в бизнесе, рекламе, науке, искусстве и политике. Сейчас во многих предложениях работы можно встретить сообщение, что работодателю требуются креативные люди на различные должности.

Креативность в бизнесе – это умение подстраиваться под новые стили управления, меняться в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Бизнес, особенно малый или средний, не терпит консервативности. Сейчас развитие бизнес-технологий идет очень быстро, постоянно появляются новые курсы повышения квалификации, новые течения в управлении персоналом и так далее. Креативность в бизнесе нужна для мобильности, быстроты принятия решения и новаторства.

Креативность в рекламе – это способность преподнести продукт новым образом, под неожиданным углом. В современном мире человек получает в сутки зашкаливающее количество информации. Специалисты по рекламе уже не знают, как привлечь внимание потенциального потребителя и не вызвать раздражения слишком навязчивым или кричащим образом. Именно для решения таких проблем и нужны в рекламе креативные люди. Рекламное сообщение должно быть качественным, интересным и информативным.

Креативность в сфере услуг – способность поиска новых подходов в общении с людьми. Эта сфера применения креативности требует не только хорошего знания людей в бытовом смысле и развитой интуиции, но и накопленного багажа знаний в сфере психологии и социологии. Для сферы продаж важно суметь преподнести продукт так, чтобы потенциальный покупатель захотел его приобрести, в гостиничном бизнесе квеативным может быть оформление номеров или, например, особенности обслуживания гостей.

Креативность найдет себе место практически в любой профессии, если подчинить ее сугубо утилитарным целям и не путать с творчеством. Чаще всего креативные люди – это те, которые, помимо развитого воображения, имеют знания в области экономики, управления, технологии производства и так далее.

Способны ли мы мыслить креативно?

Если у левшей больше развито правое полушарие головного мозга, то у правшей – левое. Есть люди, которые одинаково свободно владеют и правой, и левой руками. Им все равно, какой рукой писать, чистить зубы, выполнять другие действия – у них «обе руки правые». Людей с такими способностями называют амбидекстерами (от латинских слов ambi и dexter – «оба» и «правый»). Амбидекстером был Леонардо да Винчи, который прекрасно владел зеркальным письмом – легко писал левой рукой справа налево.

Предлагаем ознакомиться  Теоретические основы развития коммуникативной компетентности старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Существует мнение, что у людей, мыслящих нестандартно, правое и левое полушария развиты одинаково хорошо.

Возьмем в правую и левую руку фломастеры разного цвета и попытаемся одновременно написать одно и то же слово. Посмотрим, что у нас получится. А вдруг мы – амбидекстер с неординарным мышлением, только не подозревали об этом и не применяли свои способности на практике!

Если же левая рука окажется, как и у большинства людей, нерабочая, ее можно натренировать. Это поможет укрепить нейтронные связи между обеими полушариями и развить способность к нешаблонному мышлению.

В течение нескольких минут ежедневно рисуем одновременно правой и левой рукой:

  1. вертикальные волнистые линии;
  2. знаки бесконечности;
  3. пишем «почерком Леонардо», или зеркально.

Кто знает, может, после таких тренировок нам будет проще принимать неординарные решения.

Тесты

Конечно, когда вы поняли, как полезно быть креативным человеком, вы захотите узнать, насколько творческое мышление развито у вас. Поэтому ниже даю вам перечень тестов, которые помогут диагностировать уровень креативности.

  1. “Тест Торренса”. Это один из лучших тестов, которые измеряют креативное мышление. Вам нужно ответить на вопросы, не долго задумываясь об ответах, тогда вы получите правдивые результаты. Это вербальный тест, но эта методика имеет еще и образную часть, где следует дорисовать линии по своему усмотрению. Такая методика проводится специалистом.
  2. “Тест на креативность”. Ответив на 20 вопросов, вы поймете, умеете ли вы мыслить креативно, творчески. Тест не научный, но с помощью него можно понять себя.
  3. “Диагностика креативности Е. Туник”. Вам следует ответить на 50 вопросов, помогающих понять себя. После прохождения теста ваши результаты будут разделены на 4 подкатегории: склонность к риску, воображение, любознательность, сложность.
  4. “Тест дивергентного (творческого) мышления” Вильямса. Это очень показательный тест, по которому можно определить уровень креативности как ребенка, так и взрослого. По инструкции следует дорисовать 12 изображений, и результаты оцениваются по нескольким критериям. Лучше этот тест проходить со специалистом.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector