Что такое коммуникативная компетентность? статья на тему

. Основные трудности общения и причины их возникновения.

Известны
такие психологические причины, которые
не способствуют достижению целей
общения, вызывают недовольство частичным
или не достигнутым результатом:

  • нереальные цели;

  • неадекватная оценка партнера, его
    способностей и интересов;

  • неверное представление о своих
    собственных возможностях;

  • использование таких способов общения,
    которые не подходят в данной ситуации
    .

В
плоскости возрастной психологии также
изучаются трудности общения, которые
возникают из-за принадлежности его
участников к разным возрастным группам.
Непохожесть их жизненного опыта
накладывает отпечаток не только на
представление собеседников о мире, его
природе, обществе, но и на конкретное
поведение индивидов в реальных ситуациях
жизнедеятельности.

. Барьеры общения.

Коммуникативные
барьеры появляются под влиянием внешних
факторов со стороны объекта или ситуации
взаимодействия. Общение может идти «на
разных языках» из-за различия культурно
обусловленных норм общения, при
взаимодействии представителей разных
культур, наций (особенно когда имеются
стойкие предубеждения, установки и
стереотипы) или же вследствие разницы
в возрасте, когда каждый собеседник
является носителем культуры, ценностей,
идеалов, норм своего поколения. Могут
влиять и такие факторы, как отсутствие
обратной связи в контакте, ошибки в
понимании смысла и т. п.

Психологические
барьеры условно делятся на:

1.
Барьеры общения – это уже чисто
психологический феномен, возникающий
в ходе общения коммуникатора и реципиента.
Речь идёт о возникновении чувства
неприязни, недоверия к самому коммуникатору,
которое распространяется и на передаваемую
им информацию.

2.
Коммуникативными помехами может быть
механический обрыв информации и отсюда
её искажение; неясность передаваемой
информации, в силу чего искажается
изложенная и переданная мысль; эти
варианты можно обозначить как
информационно‑дефицитный
барьер.

Предлагаем ознакомиться  скромный - это... Что такое скромный?

Избегание.
Убежать от нежелательной информации и
ее влияния возможно как физически
(избегать не предусматривает контакт
с самим носителем такой информации),
так и психологически (забывание информации
или «углубление в себя» во время
слушания).

Второй
барьер — авторитет — действует следующим
образом: информация поступает в сознание,
но на этом пути она существенно
обесценивается через субъективное
снижение авторитетности ее источника,
т.е., в конечном счете, становится
ненадежной и малозначимой.

Третий
барьер — непонимание, тончайший способ
снизить влияние информации путем ее
искажения до неузнаваемости, предоставление
ей нейтрального смысла.

Структура и средства общения.

Общение
— специфическая форма взаимодействия
человека с другими людьми как членами
общества, в общении реализуются
социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных
стороны: коммуникативная сторона
общения состоит в обмене информацией
между людьми; интерактивная сторона
заключается в организации взаимодействия
между людьми, например нужно согласовать
действия, распределить функции или
повлиять на настроение, поведение,
убеждение собеседника; перцептивная
сторона общения означает процесс
восприятия друг друга партнерами по
общению и установление на этой основе
взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык — система слов, выражений и правила
их соединения в осмысленные высказывания,
используемые для общения. Слова и правила
их употребления едины для всех говорящих
на данном языке, это и делает возможным
общение при помощи языка, если я говорю
слово «стол», я уверен, что любой
мой собеседник соединяет с этим словом
те же понятия, что и я, — это объективное
социальное значение слова можно назвать
знаком языка; но объективное значение
слова преломляется для человека через
призму его собственной деятельности и
образует уже свой личностный «субъективный»
смысл — поэтому не всегда мы правильно
понимаем друг друга.

Предлагаем ознакомиться  Социально-психологические механизмы общения

2. Интонация, эмоциональная выразительность,
которая способна придавать разный
смысл одной и той же фразе.

3. Мимики, поза, взгляд собеседника могут
усиливать, дополнять или опровергать
смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть
общепринятыми, т.е. иметь закрепленные
за ними значения (кивок головой, пожатие
плечами), или экспрессивными, т. е. служить
для большей выразительности речи.

5. Расстояние общения зависит от культурных
и национальных традиций, от «степени
доверия» к собеседнику.

В
процедуре общения выделяют следующие
этапы

1. Потребность в общении (необходимо
сообщить или спросить информацию,
повлиять на собеседника и т.п.) побуждает
человека вступить в общение.

2. Ориентировка в целях общения (в своих
целях и целях собеседника), во внешней
ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника;
иногда ориентировка сводится к минимуму
— люди общаются почти автоматически,
готовыми фразами, не выбирая наилучших
в данных условиях способов общения;
иногда, если человек попадает в новую
ситуацию с малознакомым собеседником,
ему приходится ориентироваться в
обстановке не только до общения, но и
во время него, чутко следя за реакциями
собеседника, «подстраиваться к нему»,
на ходу нащупывать наиболее эффективные
способы общения.

4. Планирование содержания своего
общения, человек представляет себе
(обычно бессознательно), что именно он
скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно)
человек выбирает конкретные средства,
речевые фразы, которыми будет пользоваться
(решает как говорить, как себя вести).

6. Восприятие и оценка ответной реакции
собеседника, контроль эффективности
общения на основе установленной обратной
связи, корректировка направления, стиля,
методов общения.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector