Статья. Виды общения. Функции педагогического общения. статья на тему

Что такое педагогическое общение

Под педагогическим общением мы понимаем общение преподавателя с учащимися на профессиональном уровне с целью создания благоприятной обстановки в коллективе.

Всевозможные отклонения от нормы педагогического общения являются причинами возникновения у детей страха, неуверенности в своих силах, ослабление памяти, снижение внимания и работоспособности.

Кроме того возможно появление заметных отклонений в динамике речи, ее стереотипность. Меняется поведение ребенка, снижается желание учиться, думать, рассуждать.

Восприятие и понимание личности ученика учителем

Восприятие и понимание личности ученика учителем (педагогом) — это познание его физических состояний и духовного мира, возрастных и индивидуальных, национальных, психических и других различий, проявления сензитивности и психических новообразований. Понятия, формирующиеся у учителя, способствуют регуляции его поведения и деятельности в отношении учащихся.

На основе действия механизмов обратной информации он получает знания об объекте общения, о протекании общения, что и обеспечивает ему поиск новых, более совершенных способов общения. Повышение уровня понимания детей способствует выбору видов и количества педагогических воздействий, число которых уменьшается, а качество возрастает; увеличивает качество положительных оценочных воздействий и уровень педагогической оценки личности учащегося независимо от типа успеваемости.

Информационная функция

Информационная функция обеспечивает реальный психологический контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен материальными и духовными ценностями; формирует положительную мотивацию успехов в учебной деятельности и самовоспитании, в становлении личности, совместный познавательный поиск решений, обратную информацию об общении, развитие познавательной направленности личности; устраняет психологические барьеры; содействует установлению межличностных отношений в коллективе.

Историческая сторона вопроса

Педагогическое общение можно рассматривать как «рапорт», т.е. установление близких межличностных отношений, основанных на высокой степени общности мыслей, интересов, чувств; установление доброжелательной, дружественной атмосферы между субъектом и объектом, максимально обеспечивающей эффективный процесс обучения и воспитания, интеллектуального и психического развития человека, сохраняющего индивидуальность и неповторимость личностных особенностей.

Рассматривая педагогическое общение, Я.А. Коменский видел в нем школу радости для детей и учителя. П.П. Блонский, А.В. Луначарский, С.Г. Шацкий (20-е годы) рассматривали коллективное сотрудничество как основу общения. А.С. Макаренко рассматривал общение учителя и учащихся как основанное на уважении и требовательности к воспитаннику. В.А.

Сухомлинский педагогическое общение представлял как виртуозное владение словом как самым сильным источником воздействия на ум и сердце воспитанника. Он придавал особую важность сохранению детского доверия и уважения к слову учителя. Белорусский классик Я. Купала рассматривал возможности поэтического общения как средства воздействия на чувства и сознание людей.

В 80—90-е годы в педагогике обозначился личностный подход, т.е. равенство позиций учителя и ученика в общении. Практика такого педагогического общения характерна для целой плеяды педагогов-экспериментаторов (В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой и др.), ученых-педагогов, психологов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, И.И.

Рыдановой и др.). Процессы демократизации, гуманитаризации образования и гуманизации школы и всего общества обусловили поворот к личности ребенка, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека. Педагогическое общение призвано обеспечить глубокое уважение к личности ребенка как к потенциальному носителю разумного, духовного, творческого и осуществляться на уровне детского восприятия и понимания, обеспечивать демократизацию отношений и личности, ее саморегуляцию, условия быть как объектом, так и субъектом собственного воспитания и развития, духовного совершенствования и возвышения.

Можно отметить исторически обусловленное изменение целей и задач педагогического общения как социально-педагогического процесса. Педагогическое общение имеет ряд функций, отражающих его содержание и обусловленных ему присущими закономерностями, ролью в педагогическом процессе, изменениями в социально-экономической и политической сфере общества, реформированием школы.

Предлагаем ознакомиться  Алкогольная эпилепсия: симптомы перед приступом, последствия. Диагностика и лечение алкогольной эпилепсии

Нормативная функция

Нормативная. Направлена на совершенствование поведенческо-правовой, нравственной и эстетической основы личности. В процессе общения учащиеся получают разноаспектную нравственно-эстетическую информацию. Она помогает им усваивать и вырабатывать моральные понятия, нормы и принципы, способствует развитию социальной активности и представлений о социально-правовой сфере общества, учит правильно ориентироваться в жизни, определять грань между дозволенным и запрещенным, выбирать разрешенные законом (цивилизованные) пути и средства защиты своих прав, свобод, интересов.

В основе этой функции лежит усвоение правовых знаний, конкретных норм права, формирование оценочных отношений и правовой культуры учащихся. Нормативная функция способствует соблюдению школьниками правил поведения в школе и за ее пределами, дает возможность осознанно и уважительно относиться к законам государства, своим отношением и поведением укреплять законность и порядок.

Понятие и функции педагогического общения

Тазаян Арменуи Анна

Понятие и функции педагогического общения

Понятие педагогического общения, его функции

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и взаимоотношений между педагогом и учащимися(А. А. Леонтьев)

Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся(Л. Д. Столяренко)

Педагогическое общение — это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Профессионально важные качества педагогического общения:

1. интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

2. способность к эмпатии и пониманию людей;

3. гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро менять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студента;

4. умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5. умение управлять собой, своими психическими состояниями, телом, голосом, мимикой, настроением, умение снимать мышечные зажимы;

6. способность к спонтанности (неподготовленной)

коммуникации;

7. умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

8. хорошие вербальные способности;

9. владение искусством педагогических переживаний, которые представляют сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении;

10. способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия.

Функции педагогического общения:

— познавательная, обозначающая объяснение окружающего мира;

— эмотивная, представляющая собой отношение говорящего к со-общаемому и собеседнику;

— воспитывающая, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

— регулятивная, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

— функция само актуализации, производящая процесс актуализации своих возможностей;

— коммуникативная, состоящая в передаче необходимого контента, в связи с чем, часто называется информационно-коммуникативной.

— интерактивная, функция регулирования коммуникации, ее назначение во взаимной корректировке действий при осуществлении совместной деятельности.

— перцептивная, относится к эмоциональной сфере человека и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния, в понимании состояния субъектов коммуникации.

в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности

Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров»общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении.Затруднение в общении и деятельности – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя»

Предлагаем ознакомиться  «Что такое – этикет»…

в реализации прогнозируемого(планируемого)общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, непонимания текста (сообщения, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т. д.Статусно-позиционно-ролевая область затруднений.

Эта область затруднений в общенииобусловлена целым рядом глубинных причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в условиях асимметрии статусов, позиций, в ситуациях нарушения прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область затруднений. Возрастные особенности партнеров общения также могут вызвать затруднения. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до среднего подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками.

Это предпочтение доминирует у старшеклассников до окончания школы, когда вновь около трети юношей и девушек проявляют интерес к общению со взрослыми. Затруднения в общении с взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему все еще как к ребенку.

Область индивидуально-психологических затруднений. Индивидуально-психологические особенности партнеров общения(как учителя, так и учеников)

чаще всего служат причиной коммуникативных затруднений. Это объясняется, во-первых, тем,что эти затруднения есть результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя (преподавателя, ученика(студента)и их принятия друг другом.

Как отмечает Е. А. Климов, совпадение индивидуальных стилей деятельности, отражающих индивидуально-психологические особенности людей, есть одно из основных условий их незатрудненногообщения. Во-вторых, затруднение в педагогическом общении может быть обусловлено сознательным отсутствием сдерживания педагогом своих индивидуально-психологических особенностей (раздражительность, излишняя эмоциональность, критичность, скептицизм и др., негативно влияющих на общение.

Педагогическое общение – профессиональная деят-ть преподавателя, как на уроке, так и вне его, направление на создание благоприятного психологического климата, это общение должно снимать негативные эмоции, вызывать радость постижения нового знания и стимулировать познавательную деят-ть учащихся.

Функции пед. общения:познание личности как педагога, так и уч-ка; обмен информацией, создание условий для развития положит. мотивации учебно-воспитательного процесса; организация деят-ти; обмен ролями (общение через роли, образование социального поля деят-ти личности и программирование у личности того или иного шаблона поведения; сопереживания – обеспечивают условия для понимания чувств др. ч-ка, для формирования способностей поддерживать точку зрения другого ч-ка; самоутверждение в общении проявляется в осознании учеником собственного личного «я»

в ощущении личностной значимости и формировании адекватной самооценки учеников.

2 стороны в общении — отношения и взаимодействия, спец. стили отнош.с учеником: положительный (устойчивый, ситуативный, неустойчивый, отрицательный (устойчивый, ситуативный)

Взаимодействие между учеником и учителем,3 стиля: авторитарный (учителем единолично определяется деят-ть уч-ка либо колл-ва, указывается всё вплоть до мелочей, присваиваивание всякой инициативы детей,демократический (проявляется в опоре педагога на мнение ученика или коллектива, такой педагог старается поощрить любое проявление активности детей, развив. самоуправление. в коллективе,либеральный (анархический, педагог не вмешивается в жизнь колл-ва, не проявляет активности и формально относится к своим обязанностям, педагог устраняется от ответственности за происходящее).

Структура проф. пед. общения(Кан-Калик)

: 1 этап прогностический – моделированиепедагогом предстоящего общения с учащимися. 2 этап – «коммуникативная атака»— организация непосредственногообщения в момент начального взаимодействия (быстрое включение ученика в работу). 3 этап – управлениеобщением – умение педагога поддерживать инициативу ученика, умение организовывать диалогическое общение.

; 2.Общение-дистанция (организация деят-ти ближе к авторит. стилю, что снижает общий творческий уровень); 3. Устрашение; 4. Заигрывание (3 и 4 фрагментарно можно использовать); 5. Увлечение совместной творческой деят-тью, самый продуктивный, в его основе — положительное устойчивое отношение к детям, к профессии, стремление совместно решать вопросы учебно-воспитательного процесса.

Предлагаем ознакомиться  Социальные статусы и роли. Социальный статус человека

Регулятивная

Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания. Действенность функции зависит от профессиональных умений учителя применять соответствующие средства, методы, приемы контроля, требования, соответствующие педагогической ситуации.

Педагогические требования бывают различными. Важно их соответствие возможностям детей: справедливость требований, педагогически оправданная форма их предъявления (не унижающая достоинства), систематичность контроля после предъявления требований. Их выполнение всегда связано с качеством и объемом выполнения.

Регулятивная и другие функции общения

Общение педагога с детьми условно разбивается на множество функций, среди которых немаловажное значение имеет регулятивная функция.

Регулятивная функция общения предполагает  установку и соблюдение разных форм контроля учебной деятельности со стороны педагога. Сюда относится и выбор преподавателем методов поощрения и наказания.

Знание таких функций общения, как информативная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, нормативная и регулятивная, позволяет эффективно строить целостный учебный и воспитательный процесс.

Сопереживание

Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности (или социальной группы). Помогает развивать эмоциональную чувствительность учащихся, осознавать причины и природу эмоциональных состояний других людей и целых коллективов, обеспечивает учителю выявление эмоциональных потребностей учащихся с целью их удовлетворения.

Формирует способность стать на позицию, точку зрения другого человека, нормализует отношения в коллективе. В основе сопереживания лежит эмоциональная идентификация, когда индивид как бы ставит себя на место другого человека, и гуманное отношение к личности другого. Умение учителя сопереживать помогает понять внутренний мир ребенка, его личностную позицию для обеспечения гармоничного взаимодействия, как бы исходя от инициативы объекта общения.

Структура

Данный вид коммуникации состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Прогностический. Во время подготовки к осуществлению преподавательской деятельности педагог моделирует предстоящее общение. Он исходит из целей и задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. Также влияние оказывает личность самого педагога, особенности аудитории, с которой предстоит взаимодействовать. Построение прогноза позволяет определить стиль поведения, освежить знания в конкретной области, подготовить при необходимости наглядные материалы и т.д.
  2. Начальный. Знакомство с новой аудиторией, построение первичного диалога с ее представителями. В этот момент у сторон формируются первые впечатления, основанные на эмоциональном восприятии оппонента. Этот этап во многом определяет успешность не только содержательной части деятельности, но и ее социально-психологическую основу.
    В первые же мгновения работы с аудиторией преподаватель должен определить, насколько выбранная им модель обучения соответствует обстановке, настроению подопечных.
  3. Управление общением. Это непосредственный процесс взаимодействия, во время которого преподаватель реализует намеченную на прогностическом этапе стратегию. В зависимости от ответной реакции аудитории, опытный педагог может корректировать свое поведение, подстраиваясь под конкретную ситуацию. Он оказывает речевое воздействие на учеников, подбирает и применяет различные средства передачи информации, поддерживает вербальный и невербальный контакт.
  4. Заключительный. Анализ промежуточных результатов общения. Выявление имеющихся проблем с целью корректировки выбранных методов. Определение педагогических задач, которые будут решаться в дальнейшем. Для преподавателя важно уметь объективно оценивать результаты взаимодействия, ощущать обратную связь с аудиторией. В противном случае эффективность коммуникации и самого учебного процесса будет очень низкой.

Структура педагогического общения при обучении

Педагогическое общение на уроке выстраивается через прогноз предстоящего общения с коллективом, организацию общения, управление взаимодействием с детьми и анализ получившейся модели общения с целью дальнейшего прогнозирования с корректировкой на сложившиеся условия в коллективе.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector