История Сережи. Советы подросткам

Где купить эфирные масла для снятие стресса?

Лучшую стоимость и ассортимент эфирных масел предлагает самый популярный сайт совместных покупок. Тут самые качественные масла по хорошим ценам.

Вот и всё, спасибо за внимание!

Классификация

В более широком определении школьный моббинг – психологическое притеснение группой учащихся одного ребенка или учителя. Согласно этому представлению травля подразделяется по направленности и остается внутри класса либо вовлекает систему отношений педагоги-ученики. Моббинг между учениками может быть горизонтальным, когда жертвой становится одноклассник, и вертикальным, когда атакам подвергается ребенок младшего возраста. Данный тип поведения называют боссингом. По характеру проявления притеснение бывает отрытым (толчки, насмешки, обзывательства) и латентным (сплетни, эмоциональная изоляция). Основными фазами развития данного типа поведения являются:

  • Предпосылки. Идея моббинга зарождается на основе эмоциональной напряженности в группе. Зачастую пусковым фактором служит период экзаменов, смена учителя, повышение учебной нагрузки, отсутствие интересных школьных мероприятий.
  • Начало. Лидер подыскивает жертву. Выбор зависит от случайных факторов (внешность, успеваемость, социальное положение) или от личной неприязни к ученику.
  • Активная фаза. Начинаются безосновательные придирки, провокация жертвы на конфликт. Затем проявляется открытая агрессия группы.
  • Социальная изоляция. Жертву психологически отстраняют от участия в досуговых мероприятиях, совместных учебных процессах. На переменах с ней не общаются.
  • Смена школы/класса. Не выдерживая настроя группы, ребенок просит родителей о переводе в параллельный класс или в другую школу. Этот этап можно предупредить своевременным психолого-педагогическим вмешательством.

Патогенез

Механизм моббинга объясняется в терминах социальной психологии. С ее позиций школьный класс рассматривается как организованная группа с устойчивой структурой, в которой существует лидер, исполнители и члены, занимающие нейтральную позицию. Травля инициируется лидером, основана на его личных особенностях – неуверенности, чувстве неполноценности, потребности во власти, признании «подчиненными».

Предлагаем ознакомиться  Проблема исследования интеллекта - Психология - KazEdu.kz

Основные действия в отношении жертвы реализуются исполнителями (свитой), которые находятся под влиянием эмоционального состояния, идеологии лидера, действуют согласно его представлениям о хорошем и плохом, дружбе и вражде. Те учащиеся, которые не являются частью иерархии, либо сохраняют нейтралитет, либо ситуационно участвуют в моббинге.

Прогноз и профилактика

При совместных усилиях педагогов-психологов, школьных учителей, родителей моббинг в школе успешно устраняется, происходит переориентация интересов группы, восстанавливается социальный статус жертвы. В целях профилактики необходимо разработать правила поведения в школьном учреждении, выделить пункт с запретом на притеснение учеников, наблюдать за поведением подростков на уроках, досуговых и спортивных мероприятиях, при необходимости пресекать моббинг, периодически проводить диагностику отношений в классах, организовывать классные уроки и собрания с пояснением неприемлемости любых проявлений травли.

Симптомы моббинга в школе

По особенностям проявлений выделяют около 45 видов моббинга. В школе наиболее распространены вербальные формы воздействия на жертву: издевки, придирки, обзывательства, насмешки, клевета. В Интернете организуется «атака» негативными, непристойными комментариями, публичное унижение и провокация конфликтов в чате класса. Речевое воздействие реализуется в большей степени девочками. Высказывания нацелены на то, чтобы унизить, ранить чувства школьника. Проявление им ответной агрессии, обиды, слез воспринимается группой мобберов как сигнал об успешности действий.

Другая форма моббинга – физическая агрессия. Она может реализовываться скрыто, через «случайные» толчки, и открыто, через пинки, удары. Более свойственна мальчикам, причем жертва всегда слабее физически. Основная цель скрытых воздействий – запугать, держать в напряжении. При открытом проявлении силы атакующие стремятся прилюдно унизить ребенка, выставить его побежденным, беззащитным. Сцены побоев регистрируются подростками на видеокамеры мобильных устройств, записи с усмешками обсуждаются в интернет-пространстве. Нанесение серьезных увечий встречается реже, обычно совершается из-за неумения обидчиков оценить силу удара, контролировать гнев.

Предлагаем ознакомиться  В чем причины деградации личности

Психологическая травля проявляется принуждением к изоляции, бойкотированием. Жертва становится обреченной на одиночество, что приводит к подавленному состоянию, депрессии. Классический пример – изгнание ученика из группы за нежелание действовать в соответствии с требованиями лидера. При этом ожидаемые действия заранее планируются как унижающие чувство достоинства – принести еды, вытереть обувь «главаря», носить за ним тяжелую сумку. При организованном бойкотировании ребенка отрыто не впускают в класс на перемене, не позволяют ему находится рядом, отталкивают. Девочки демонстративно встают, молча перемещаются в другое место для продолжения беседы.

Выводы

Итак, проведенное исследование показывает, что большинство опрошенных подростков сталкивались с кибербуллингом, и часто неоднократно. Наиболее часто они встречаются с негативными оскорбительными комментариями, картинками и распространением слухов и сплетен. Важно, что большая доля детей, занимавшихся кибербуллингом, также имеют и опыт жертвы такой агрессии со стороны пользователей.

Судя по ответам, собственный опыт подростков говорит о том, что кибербуллинг неэффективен с точки зрения выражения злости, это важный ресурс для профилактической работы. Отчетливая динамика повышения толерантности к кибербуллингу с возрастом указывает на формирование привыкания к агрессивности среды и на необходимость осуществления профилактических мероприятий для младших подростков и учеников начальной школы, т. е. до появления такой десенсибилизации.

Говоря о психотерапевтической работе с кибербуллингом в подростковой среде, важно подчеркнуть два аспекта. Во-первых, необходима работа по разрешению напряженных отношений в классе, аналогично работе с очной школьной травлей, в которую следует включать не только агрессоров и жертв, но и весь класс целиком, причем чрезвычайно важна поддержка администрации образовательной организации.

Во-вторых, нужна индивидуальная работа с ребенком, оказавшимся в роли жертвы кибербуллинга, которая близка к работе с человеком, столкнувшимся с болезненными, травматическими переживаниями вне связи с интернетом. Мы предполагаем, что после стадии шока включаются адаптационные механизмы личности; если они не срабатывают или их недостаточно, то психотерапевт имеет дело с последствиями травмы и необходимостью работы по сопровождению негативных переживаний клиента (страха, боли, унижения, разрушения самооценки, потери чувства защищенности), оказанию поддержки и постепенному восстановлению у клиента доверия к миру.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector