Девиация — что это такое в психологии, причины, виды и профилактика девиантного поведения

Что такое девиантное поведение

Девиантное поведение – что это такое? В психологии это образ жизни и мысли, который не соответствует общепринятым официальным или неофициальным нормам конкретного общества, группы. Девиантным поведением называют то, чего не понимают, не принимают.

Кто ввел в употребление термин «девиантное поведение» в России: Я. И. Гилинский (российский социолог, криминолог). Он считает, что источник современных девиаций – социальное неравенство.

Девианты есть во всех обществах, существовали во все времена. Но активное изучение понятия девиантного поведения началось в XIX веке. Были выдвинуты биологизаторские, социологизаторские, психологические теории. Что значит девиантное поведение? Согласно одним теориям, девиации обусловлены врожденными особенностями, наследственностью.

Современные ученые пришли к единому мнению, в чем состоят причины девиантного поведения, и признали, что влияние оказывают сразу несколько факторов. Воздействуют как биологические причины девиантного поведения, так и социальные. Человек может от рождения иметь склонность к девиациям, но толчок для их развития дают соответствующие социальные, психологические условия развития личности.

Рассмотрим несколько социологизаторских концепций девиаций (кратко):

  1. Разрушение социальных норм (аномия). Люди начинают искать новые формы самоутверждения, новые ориентиры в жизни.
  2. Стигмация (клеймение). Если человеку говорить, что он плохой, то он таким и будет. «Что от нее ждать, она дочь наркоманов», «да он же сын вора» и т.д.
  3. Социальная дезорганизация. Возникает в районах, городах, областях с трудным социальным, экономическим и политическим положением.
  4. Культурный перенос. Усваиваются нормы другого общества, которые выглядят как девиации.

Иногда люди путают понятия девиантное и делинквентное поведение. Делинквентное – форма девиантного, это преступный образ жизни. Но иногда девиантное и делинквентное поведение можно рассматривать как синонимы. Если мы имеем в виду преступные девиации, то отличий нет.

Виды девиантного поведения в социологии

Социология представила свою структуру отклонений. Типология девиантного поведения в социологии (типология Мертона):

  • инновация (девианты согласны с целями общества, но не согласны с методами их достижения);
  • ритуализм (девианты не признают общественные цели, но пытаются пользоваться теми же методами, что общество);
  • ретритизм (девиант отрицает цели, способы их достижения, выбранные обществом);
  • бунт (девианты отрицают общественные цели, способы, но предлагают свои).

Девиантное поведение и социальный контроль

Девиантное поведение, как говорит Википедия, поддается социальному контролю. Социальный контроль – это набор санкций, нормативов, правил. Проще говоря, это законы, по которым мы все живем. С точки зрения социологии, это лучший вариант борьбы с отклонениями от нормы. Но с точки зрения психологии, это неэффективный метод.

Предлагаем ознакомиться  мой муж жмот...что делать?

Девиантное поведение: благо или зло

Девиантное поведение личности может иметь положительный и отрицательный характер. Однако нельзя однозначно сказать, что первое это добро, а второе зло. Положительные девиации тоже могут быть опасными для жизни. Например, герой может погибнуть, а человек, склонный к самопожертвованию, лишает себя жизненных благ.

Классификация а. и. долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация в. д. менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация н. в. барановского

Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Предлагаем ознакомиться  Черты характера человека, плохие и хорошие

Классификация о. в. поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Классификация р. мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем. И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Предлагаем ознакомиться  Как начать разговор с незнакомой девушкой

Определение девиантного поведения

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  • Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.
  • Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющегося в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Последствия девиантного поведения

Что такое девиация и девиантное поведение? Девиация – это отклонение от нормы. Отклоняющееся поведение – это комплекс поступков, мыслей, установок, действий человека, противоречащих общепринятому образу жизни, мысли. Девиант не понимает, не принимает общество, а общество не понимает, не принимает его.

Тесты и опросники

В процессе диагностики девиантного поведения у подростков и взрослых используются несколько групп тестов: общеличностные, проективные, на выявление отношений в семье, на выявление отдельных личностных показателей и девиаций.

Личностные тесты:

  • методика Айзенка (подходит детям, взрослым);
  • Патохарактерологический диагностический опросник (для подростков 14-18 лет);
  • Миннесотский многофакторный опросник личности (для лиц от 16 лет);
  • тест Леонгарда–Шмишека (выявление подростковых акцентуаций).

В работе с детьми младшего возраста можно использовать арт-терапию, проективные методики.

Проективные методики:

  • тест Сонди (для детей от 10 лет, взрослых);
  • тест Розенцвейга (разработана модификация для детей от 4 до 13 лет, модификация для детей от 15 лет и взрослых, подросткам 12–15 лет подойдут обе модификации).

Тесты на выявление отношений в семье:

  • тест Варга (опросник для родителей на выявление отношения к ребенку);
  • тест Шафера (опросник для детей, подростков на выявление их отношения к родителям).

Для изучения тревожности у взрослых подойдет тест «Шкала Спилбергера», для выявления детской тревожности – тест Филлипса, другие методики на выявление школьной дезадаптации.

Для выявления мотивов, целей, скрытых желаний можно использовать тест Роршаха, метод незаконченного письма или незаконченных предложений. Эти техники подходят всем возрастам.

Опросник «Девиантное поведение» (авторы – М.Ю. Колосницына, Е.А. Кадацкая) помогает выявить, к каким именно девиациям имеется склонность. Кроме самих девиаций выявляются деструктивные черты характера, которые препятствуют развитию личности. С этими чертами нужно работать. Еще одна методика, позволяющая определить склонность к девиациям, установить их тип – «Методика диагностики склонности к девиантному поведению» (автор – Р.В. Овчарова).

Оцените статью
Консультант
Adblock detector