- Бескорыстие
- Внутренний мир
- Возможность бескорыстно помогать
- Волевые качества личности
- Вопрос:
- Как развить нравственные качества?
- Какие бывают качества человека?
- Какие качества необходимы человеку для достижения цели?
- Качества успешного человека
- Личные качества человека
- Любовь к родине
- Моральные качества человека
- Нравственное воспитание – от колыбели до седин
- Нравственное воспитание личности
- О чем речь?
- Психологи и «гуру»
- Сострадание
- Социально-психологические качества личности
- Социальные качества человека
- Способы развития морально нравственных качеств личности
- Хорошие качества человека
- Заключение
Бескорыстие
Как отличить хорошего человека от плохого? Посмотрите на его жизненные ценности. Если вы попросите друга помочь, а он попросит от вас за это какую-то плату, значит, человек рядом с вами недостойный. Нужно окружить себя бескорыстными людьми. Такие персоны не предадут вас никогда. Они смогут оставаться рядом и в печали, и в радости. А вот те индивиды, которые находятся рядом только тогда, когда у вас все хорошо – это ложные друзья.
Формирование морально-нравственных качеств начинается в детстве. Как нужно воспитывать бескорыстного человека? Мама и папа должны просить помогать свое чадо просто так. Многие родители обещают своим детям конфеты или иные бонусы за то, что ребята помогут по дому или же погуляют с собакой. Такой подход к воспитанию закладывает базу в детском сердце для формирования корысти.
Внутренний мир
Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование
Он может быть богатым по содержанию или примитивным. В первом случае к человеку потянутся люди, оценив его личностные качества. Во втором варианте вряд ли возникнет желание в развитии отношений. Чтобы стать востребованным в любом окружении, индивид должен:
- позитивно смотреть на мир;
- уметь свободно мыслить;
- не зависеть от чужого мнения (быть собой);
- заботиться об окружающих;
- легко идти на контакт;
- реально оценивать ситуацию.
Обратите внимание! Человеку необходимо развивать внутренний мир, постоянно впитывая новые знания и применяя их на практике. С разносторонней доброжелательной личностью интереснее общаться.
Возможность бескорыстно помогать
Среди нравственных качеств стоит выделить умение любить других людей и понимать их, уметь сострадать и оказывать искреннюю поддержку. Чтобы развить в себе эти качества, нужно сделать привычку оказание кому-либо посильной помощи.
Что это может быть?
- Организация благотворительной уборки территории или участие в уже запланированном мероприятии. Такой опыт поможет не только развить в себе вышеуказанные качества, но и поможет стать ближе к природе, развить умение работать в команде и вместе идти к общему результату.
- Помощь детскому дому или интернату. С такими детьми не так просто общаться, но часто только такой опыт может дать возможность взглянуть на свою жизнь со стороны. Таким образом, человек не только делает доброе дело, но и ярко осознает, в каком положении находятся другие люди. Он чувствует сострадание, сочувствие – эти качества также относятся к нравственным.
- Помощь приюту для животных или зоопарку. Одним из нравственных качеств также является любовь к природе и понимание ее законов. При оказании помощи братьям нашим меньшим человек развивает ответственность за более слабых и беспомощных, учится безвозмездно отдавать.
- Помощь малообеспеченным семьям, пенсионерам, людям без определенного места жительства. В данном случае человек испытывает разные чувства, а также развивает нравственные качества – умение бескорыстно помогать и сопереживать, входить в положение других людей.
Волевые качества личности
Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды
В процессе жизни человек получает определенный опыт. В зависимости от того, через какие процессы пришлось пройти, формируется характер. Преодоление препятствий помогает реализовать волю индивида.
Основные волевые качества
Целеустремленность | Активное, сознательное, мотивационное движение к определенному результату. Подразделяется на 2 вида: • стратегия – умение руководствоваться убеждениями, определенными ценностями, идеалами; • тактика – способность ставить перед собой четкие цели и не отвлекаться в процессе их достижения |
Инициативность | Является определенным «толкателем» целеустремленности. Инициатива помогает преодолеть инертность и направить волю в конкретное русло |
Самостоятельность | Активная сознательная установка действовать с позиций собственных убеждений и взглядов, не поддаваясь влиянию внешних факторов |
Выдержка | Умение противостоять препятствиям в достижении цели. Требует самоконтроля и самообладания, способности выбрать оптимальный вариант действий |
Решительность | Проявляется в умении быстро принимать твердые, обоснованные решения и претворять их в жизнь. При этом не исключаются обдумывание своих действий с различных позиций, прохождение через антагонизм мотивов и внутреннюю борьбу с собой |
Смелость | Первый шаг в формировании решительности определяется умением преодолевать страхи и способностью идти на оправданные риски |
Энергичность | Проявляется в концентрации внутренних сил, необходимых для получения результата |
Настойчивость | Является чертой характера, дополняющей энергичность и позволяющей мобилизовать силы на длительный процесс движения к цели |
Организованность | Необходимое качество, помогающее разумно спланировать и упорядочить свои действия |
Дисциплинированность | Проявляется в осознанном подчинении личного поведения принятым в обществе нормам и порядкам, с учетом требований действий |
Самоконтроль | Является производной составляющей дисциплинированности. Выражается в способности контролировать свои действия и направлять поведение в нужное русло, не поддаваясь сиюминутным импульсам |
На пути к цели
Описанные базовые качества взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Воля – это осознанное приобретенное свойство личности, развиваемое в процессе постановки цели, умение направленно к ней двигаться, преодолевая препятствия, способность брать ответственность за собственные действия.
Вопрос:
Какие нравственные качества свойственны героям повести: Асе, Н.Н. , Гагину?
Как развить нравственные качества?
Если читатель относится к тем людям, которые склонны к самоанализу и обладают умением объективно себя оценивать, то перед ним рано или поздно возникнет такой вопрос. Далеко не каждый из нас наделен всеми нравственными качествами развитого, интеллигентного человека в общепринятом понимании.
К тому же реалии современного общества часто притупляют чувство совести, сострадания или уважения к другим людям.
Человек, который обычно добр к другим, а также с пониманием относится к чужим недостаткам, может в какой-то ситуации показать себя с другой стороны.
Это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека, его способности усилием воли вырабатывать в себя определенные навыки, держать себя в руках и соблюдать принципы.
Какие бывают качества человека?
Физические качества человека определяются его выносливостью и природными данными, другие качества более высокого порядка относятся к чертам характера, нраву. Те и другие формируются на протяжении жизни, многие из них важно развивать для становления личности еще в детском возрасте. Качества бывают морально-нравственные, волевые, профессиональные – все они отражают внутренний мир человека, то, чем он является.
Какие качества необходимы человеку для достижения цели?
Если спросить у любого человека, что ему помогает добиться поставленных задач и целей, ответы у всех будут разные – это настолько индивидуальный процесс и зависит от ряда обстоятельств и склада характера, ценностей, заложенных в детстве. Качества творческого человека – это вдохновение и креативность, «приземленному» нужны самодисциплина и трудолюбие.
Качества успешного человека
Внешние качества человека – это то, как он проявляет себя в действиях и поступках и эти качества являются отражением внутренних. Качества успешного человека нарабатываются самостоятельно и самым важным из них, является ответственность на всех этапах решения задач. Другие, не менее важные свойства личности, формирующие успешность:
- изобретательность – помогает находить нестандартные решения для любого рода задач от простых повседневных, до разрешения вопросов бизнеса;
- позитивность – негативное мышление разрушило много хороших задумок и проектов, которые так и не воплотились в жизнь, потому что только позитивное мышление дает результат;
- уверенность – проистекает из позитивности и наращивается в процессе;
- ориентированность на помощь людям – важное качество успешного человека, понимающего, что сегодня поможет он, завтра помогут ему;
- видение перспектив и просчитывание результатов на два шага вперед;
- смелость – все боятся нового, неизвестного, но только преодолевая свои страхи можно стать успешным;
- амбициозность – какими бы не казались амбициозными планы для окружения нужно поддерживать в себе стремление и идти к цели.
Личные качества человека
Генетическая предрасположенность в развитии личностных качеств играет важную роль, но нельзя исключать и среду, в которой развивается человек. В окружении других людей ребенок впитывает разные паттерны поведения, учится считывать эмоции и реакции на те, или иные поступки и осознавать, какие качества приветствуется в обществе, а какие нет. Личностные качества человека развиваются всю жизнь и перед человеком часто стоит выбор проявить себя с хорошей или худшей стороны.
Любовь к родине
Человек должен уважать то место, в котором он родился. Понятно, что поговорка: «где родился там и пригодился» сегодня больше не актуальна. Но все же патриотизм – это то чувство, которое должно быть заложено в душу человека. Люди, которые любят свою родину, будут стараться работать на ее благо. Благодаря этому Россия будет развиваться и богатеть.
Как следствие, люди будут получать свои дивиденды за любовь и труд. Конечно, любить нужно с умом. Для того чтобы гражданам было не стыдно за объект своего обожания, он должен быть достоин любви. Любить что-то убогое из сострадания тоже можно, но все же такая любовь недостойна уважения. Патриотизм должен присутствовать в душе человека так же как и совесть или доброта. Об этом нельзя забывать, ведь дети – это будущие нашей страны, и именно на них взрослые возлагают свои надежды.
Моральные качества человека
Качества дисциплинированного человека важны для существования социума. Нормы и ценности общества образуют некий общий остов или базис, на который люди ориентируются и передают своим детям. Личность выражает свое внутреннее «Я» через поведение и манеры – это и есть моральные качества, формирующиеся через интеллект, эмоции и волю. Условно, моральные качества человека можно подразделить на 3 категории «нужно», «можно», «нельзя».
Моральные качества из категории «нужно» — это способность действовать для всеобщего блага:
Качества из разряда «можно» — это все те проявления личности, которые не вступают в противоречие с внутренними убеждениями и принципами:
- честь;
- достоинство;
- совесть;
- чувство справедливости.
Моральные качества категории «нельзя» – порицаются обществом и вызывают неприязнь у людей:
- зависть;
- бесстыдство;
- хитрость;
- склонность ко лжи.
Нравственное воспитание – от колыбели до седин
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо.
«Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был.
Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.
Нравственное воспитание включает:
- Формирование чувства нравственности;
- Культура личности и культура поведения;
- Осознанная связь с обществом;
- Создание нравственных понятий (принципов);
- Формирование поведенческих норм.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Нравственное воспитание личности
Что мы знаем о нравственности? Ну, кроме того, что ее «ах, как не хватает подрастающему поколению», что, кстати, вовсе не правда.
Что такое «нравственное воспитание личности»? Почему оно так важно для ее развития и существования в социуме? Кто такой – нравственный человек, а также каковы современные нравственные принципы? Очень важно знать ответы на все эти вопросы, поэтому мы постараемся разобраться со всем по порядку.
О чем речь?
В учебниках по воспитанию детей и подростков обычно рассматривается эта тема, как одна из обязательных.Среди нравственных качеств часто звучит понятие совести, упоминается любовь к Родине, уважение к родителям, окружающим, принадлежность к семье и государству.
Такие качества обычно не указывают в перечне достоинств при составлении резюме или сопроводительного письма. При этом для общества гораздо более явной является проблема нравственного воспитания, чем, к примеру, недостаток людей с высшим образованием или умением управлять автомобилем.
К тому же нравственные качества должны прививаться человеку с детства и воспитываться в подростковом возрасте. Если в этом вопросе возникли какие-либо пробелы или трудности, то, к сожалению, не так много людей в сознательном возрасте признают наличие проблемы.
Далеко не каждый взрослый человек открыто скажет, что у него не воспитали правильное отношение к природе, окружающим, государству. Он, скорее, начнет заниматься развитием тех качеств, которые помогут ему добиться успеха в работе, а также занять достойное место в обществе.
Психологи и «гуру»
Гуру
Сразу уточним понятие «гуру» — в данном контексте это представитель какой-либо религии, который сможет разобраться в ситуации и дать полезный совет.
В Библии, Коране, книгах других религий существует много информации, которая позволяет стать человеку более нравственным и осознанным.
Если упустить данные о конкретных божествах и ритуалах, а отнестись к данным книгам, как к сборнику ценной информации, то можно извлечь для себя значительную пользу.
Психологи
Современные психологи работают с разными инструментами, которые позволяют решить ту или иную проблему. В основном к специалистам сегодня приходят с желанием разобраться в себе, наладить отношения в семье или с вопросами в области воспитания детей.
Не так часто люди хотят заполнить пробелы в нравственном воспитании, поэтому мало специалистов, которые в этом действительно могут помочь.
В данном случае не так важно, в каком направлении психологии работает специалист – главное, чтобы он был личностью, которая наделена нравственными качествами и может помочь в этом вопросе другому человеку.
Сострадание
Морально-нравственные качества личности формируются в детстве. Сострадание – одно из них. В отличие от многих других, сострадание требуется человеку нечасто. Но именно о его наличию можно судить о том, насколько добрый или открытый человек рядом с вами. Получить искреннее сочувствие в нашем мире – это большая редкость.
Человек плохо умеет сопереживать чужому горю. Люди с каждым годом становятся все эгоистичнее, они отдаляются друг от друга и думают, что горе всегда будет обходить их дом стороной. Но несчастье и счастье – это два близких друга. Поэтому рано или поздно и то и другое посетит человека. Как пережить сложную ситуацию?
Социально-психологические качества личности
Развитие личности — что это такое в психологии
Свойства и качества личности в социально-психологическом плане в обществознании не имеют единого четкого определения. В научных работах психологов встречается несколько различных суждений на эту тему. Вот основные из них:
- Если трактовать термин «личность» как синоним слова «человек», то под качествами подразумевают характеристики. Если личность – составной элемент качеств, то черты человека определяются социальными свойствами.
- Иногда в понятие «социально-психологические черты» вкладывают противопоставление базовых и вторичных свойств (в ракурсе различий личностных и общепсихологических).
- Структуру индивидуума воспринимают как набор черт и свойств. Либо, наоборот, как конкретную систему, состоящую не из качеств, а других элементов.
Исходя из этого списка, понятно, что однозначно определить социально-психологические свойства личности сложно. Потому что, во-первых, нет конкретного перечня таких качеств и критериев их выделения. Во-вторых, имеются противоречия в соотношении способностей и свойств. Все эти аспекты требуют пристального внимания. Их суть еще долго будет изучаться социологами и психологами.
Социальные качества человека
Человек не может существовать вне социума, как личности люди раскрываются в обществе взаимодействуя с друг другом. Человек влияет на социум, а социум влияет на человека – этот процесс всегда двухсторонний. Каждая личность выполняет несколько социальных ролей, и для каждой роли существует свой набор качеств, раскрывающих ее. Позитивные качества человека помогают ему раскрыться в обществе с лучшей стороны и привнести гармонию.
Социальные качества людей:
- самосознание – важная способность, позволяющая личности осознавать себя в общественной системе;
- социальная идентификация – умение человека самоотождествляться с другими людьми сознательно или эмоционально;
- самооценка – способность адекватно оценивать себя не превышая или не принижая своих достоинств, является важным компонентом Я-концепции;
- социальная активность – умения и способности производить социально значимые действия для развития общества;
- мировоззрение – совокупность взглядов, ценностей, норм и установок определяющее отношение человека к социуму и миру в целом.
Способы развития морально нравственных качеств личности
Практически каждый человек может назвать перечень качеств, которые ему хотелось бы в себе развить.
Один хочет научиться более правильно распоряжаться временем, другому не хватает умения быстро принимать решения, а третий пытается развить способность самоконтроля в стрессовых ситуациях.
Также существуют нравственные качества, о развитии которых задумываются не все – о них не пишут в популярных журналах и не так часто вспоминают на психологических тренингах.
Хорошие качества человека
Качества доброго человека всегда вызывают отклик в людях и находят одобрение в обществе. Эти качества можно перечислять до бесконечности, какие-то достаются в наследство от предков, другие при желании нужно развивать. Положительные качества человека – список:
- искренность;
- жизнерадостность;
- оптимизм;
- альтруизм;
- надежность;
- нежность;
- обаяние;
- общительность;
- пунктуальность;
- верность;
- порядочность;
- заботливость.
Заключение
На самом деле у людей могут быть разные представления об нравственных качествах, их проявлении и развитии. В любом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а что я могу сделать для того, чтобы стать более нравственным и осознанным?