Можно ли заставить ребенка учиться? Советы психолога

Содержание
  1. Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?
  2. Почему у ребенка нет мотивации учиться
  3. •    большая нагрузка;
  4. •    отсутствие интереса;
  5. •    отсутствие контакта с учителем, с классом;
  6. •    отсутствие примера.
  7. •    плохая обстановка дома;
  8. •    плохие отношения с родителями;
  9. •    стресс;
  10. •    травля в школе;
  11. Отдых после школы
  12. Стрессы в школе
  13. Жить активно;
  14. . быть за ребенка и на его стороне.
  15. Заниженная самооценка
  16. Похвала
  17. Иметь «открытый» дом;
  18. Гиперконтроль
  19. Никаких подарков
  20. Брать во взрослую жизнь;
  21. Личный пример
  22. Психологическая обстановка в семье
  23. Выбирать школу;
  24. Зависимости
  25. Поддержка
  26. Разрешить выбирать самому;
  27. Поддерживать интересы;
  28. Познакомить ребенка с тайм-менеджментом;
  29. Быть доступным;
  30. Поощрять деньгами и подарками;
  31. Как заставить ребенка учиться?
  32. Лучше понять ребенка-школьника помогут такие книги:
  33. Нужно ли обсуждать оценки?
  34. Учиться в школе – природное желание

Что делать, если у ребенка есть сложности в обучении?

Иногда причинами являются когнитивные, интеллектуальные сложности ребенка, когда программа не соответствует его уровню возможностей. Очень частая проблема с синдромом дефицита внимания — тогда нужна определенная коррекция, помощь.

Эмоциональные в том числе семейные трудности также часто могут быть причиной снижения успеваемости. В этом случае можно наблюдать ребенка, который хорошо учится, а потом вдруг что-то происходит и успеваемость резко падает. Это повод обратиться к специалисту, детскому психологу, чтобы оказать своевременную помощь ребенку.

Почему у ребенка нет мотивации учиться


Нежелание учиться и плохая успеваемость вызваны множеством причин. И родители часто вносят в это свой вклад. Чтобы ребенок выражал интерес к учебе, необходимо для начала выяснить, чем вызвано отсутствие интереса к школьным предметам.

•    большая нагрузка;

Школа, музыкалка, танцы, плавание и английский по субботам – обязательно! В таком режиме долго не протянет никто. В какой-то момент мозг откажется обрабатывать такое количество информации и потребует банально выспаться.

•    отсутствие интереса;

Профессиональное выгорание педагогов – распространенное явление. Не каждый учитель «горит» предметом, умеет заинтересовать.</p>

Родители могут сами показать тему, с другой стороны. И выяснится, что Оксимирон – это тоже литература, а митинги в новостях – это тоже история.

Также помогают разжечь интерес толковые репетиторы, кружки при университетах/музеях, секции.

•    отсутствие контакта с учителем, с классом;

Целый день проводить с теми, кто тебе не нравится – это утомительно. Сложно сконцентрироваться, когда раздражает все вокруг.

Работа с психологом, смена класса, школы, переход на домашнее образование – вот доступные варианты.

•    отсутствие примера.

Вечерами вся семья сидит, уткнувшись в смартфоны? Главные темы для разговоров – это гад-начальник или платье маминой подруги? О каком стремлении к высокому может идти речь?

Ребенку нужно видеть, что родители тоже читают, учатся, чего-то хотят и куда-то стремятся. Тогда и он научится делать это.

•    плохая обстановка дома;

Ребенок (как и любой нормальный человек) развивается из состояния покоя. Все хорошо? Базовые потребности удовлетворены? Ладно, несите сюда свои интегралы. Если дома скандалы и нечего есть, не нужно требовать от ребенка успехов.

•    плохие отношения с родителями;

Физическое и эмоциональное насилие, к сожалению, существует до сих пор. Когда дома тебя бьют и называют идиотом, запоминать исторические даты не очень хочется.

А даже если и хочется, то сил на это уходит намного больше. И то, что ребенку из любящей, теплой семьи дается непринужденно, для травмированного подростка превращается в личный подвиг.

•    стресс;

Болезнь, переезд, перевод в другую школу, развод родителей. Ребенку потребуется от полугода, чтобы научиться жить с любым из этих факторов. Поэтому не нужно решать математику в больнице или требовать от ребенка пятерок в новом классе. Дайте маленькому человеку время окрепнуть, привыкнуть, осмотреться.

•    травля в школе;

Буллинг был всегда и есть сейчас. Когда тебя унижает и оскорбляет весь класс, сложно «не обращать внимания» и «быть выше этого». Даже дома рассказать сложно, чего уж тут.

Ситуации с травлей всегда(!!!) решаются через взрослых. Должны быть задействованы родители, учителя, психологи, социальные работники. Перевод в другую школу – тоже адекватное решение, с ребенком это стоит, как минимум, обсудить.

Отдых после школы

Категорически запрещено заставлять ребенка садиться за уроки сразу после школы. По возвращении домой у малыша должно быть 2 часа свободного времени на любимые дела и игры. Однако при этом необходимо четко дать ему понять, что после этих двух часов ему следует делать домашнее задание. 

Не стоит в эти два часа вообще говорить о школе. Родители не должны заводить разговор об оценках, занятиях или о том, что было в школе. Но если ученик сам поднимет эту тему, беседу необходимо поддержать. В результате школьник морально отдохнет, поймет, что родители на его стороне и поддерживают его во всех начинаниях.

Предлагаем ознакомиться  7 простых упражнений, чтобы снять стресс и нервное напряжение

Стрессы в школе


Одна из самых частых причин. Школьная пора — самое веселое и вместе с тем самое сложное время. Кто-то быстро вливается в коллектив и находит хороших друзей, а кто-то становится изгоем в классе и ежедневно выслушивает насмешки в свой адрес. 

Бывает и такое, что учитель не имеет должного опыта, использует недопустимые меры воздействия. Например, ругает за малейшую провинность, ставит двойки. Это стресс, особенно для ученика начальной школы. А именно стресс отбирает много энергии и заставляет впадать в уныние. Ухудшаются способности, мышление уже не такое ясное, память становится хуже. Отсюда полное отсутствие интереса к учебе и школе в целом.

Жить активно;

Ходите на выставки и спектакли, пробуйте волонтерство, путешествуйте, учите язык всей семьей. За это не ставят оценки, но мозг дитю натренируете на отлично. А с мозгом учиться в школе гораздо проще, чем без него.

. быть за ребенка и на его стороне.

Конфликты с учителями и одноклассниками случаются у всех. Их обязательно надо обсуждать.

Но ваша главная задача – защищать ребенка. Не нужно в воспитательных целях его третировать. Наорать при всей школе не сложно, на эмоциях влепить пощечину – легче легкого.

А вы попробуйте устроить все так, чтобы ребенок смог сохранить собственное достоинство, но понял ошибки. Задача похлеще компьютерных стратегий, да?

Заниженная самооценка

Ответственность за это полностью лежит на плечах родителей. Подавляющее большинство мам и пап постоянно критикуют своего ребенка за двойки и тройки.

При этом за те же пятерки похвала обычно сдержанная. А ведь для ребенка, особенно для ученика младших классов, очень важна похвала. Ироничный тон и упреки в том, что до пятерки было несколько троек — вот основная ошибка родителей. В итоге у школьника падает самооценка, ведь он все равно «не молодец», что бы он не делал. Мотивация исчезает, ведь никто не похвалит его за положительную оценку.

Похвала

Один из самых важных элементов. Больше это касается учеников начальной школы, так как в переходном возрасте у детей уже другие представления о жизни, похвала им требуется меньше. 


Но до 4 класса малыш должен слышать похвалу ежедневно, даже если принес тройку за работу. Задача родителей — успокоить школьника, сказать, что такое случается, но ведь он старался.

Только так можно сохранить мотивацию к учебе. Ругать малыша нельзя, ведь ошибки — это естественно. Взрослые тоже часто совершают ошибки, но их за это не ругают. Стоит поставить себя на место школьника, и вспомнить свои ощущения, когда в дневнике появлялась плохая оценка. 

Иметь «открытый» дом;

Приглашайте гостей: родственников, своих друзей, друзей ребенка. Общение расширяет кругозор. Ребенок увидит, что все люди разные. Дед научит внука делать табуреты, мамина коллега поболтает на английском, а папин однокурсник впервые включит ребенку «Арию».

Вот сколько развития, а родители еще не вмешивались.

Более того, так ребенок в безопасной домашней обстановке пробует общаться с разными людьми, договариваться с ними. А школа и ВУЗ сейчас больше про общение, чем про знания.

Гиперконтроль

Есть и другая категория родителей. Им свойственно чересчур опекать своего ребенка. Да, они хвалят его буквально за все, даже за двойки. Кроме того, домашнее задание выполняет также мама или папа, рюкзак собирает кто-то из родителей.

В результате у школьника больше нет необходимости думать самостоятельно, ведь мама или папа все равно все сделают за него. Такой контроль не приведет ни к чему хорошему. Более того, это отразится на поведении уже взрослого человека.

Никаких подарков


Процесс обучения — это обязательное ежедневное действие, и ребенок должен это хорошо усвоить. Он учится для себя, чтобы в дальнейшем поступить в хороший университет и получить профессию.

Ошибка родителей — дарить подарки за хорошие оценки. При этом такой способ любит подавляющее большинство взрослых. Первые месяцы у малыша будет стимул хорошо учиться, но в дальнейшем это войдет в привычку. Ученикам начальной школы нужно не так много, но ведь дети растут.

Предлагаем ознакомиться  9 научно доказанных способов вытащить из депрессии близкого человека (И не скатиться в нее самому)

С возрастом их потребности увеличиваются, и незначительными презентами отделаться будет сложно. А между тем, у ребенка сформируется четкая цепочка «пятерка-подарок». Таким способом можно мотивировать малыша, но лишь на небольшой срок. Вполне подойдет разовая мера. Например, обещание купить новую компьютерную игру, если в конце четверти не будет троек.

Брать во взрослую жизнь;

Пустите ребенка в свою жизнь: возьмите с собой на работу, в любимый магазин спорт-товаров, на встречу с друзьями. Обойдитесь без стандартного: «Вот тебе телефон, посиди тихо». 

Покажите ему свое рабочее место: сцену, операционную, кабинет. Разрешите сделать самому что-то из вашей работы. Без приколов, по-настоящему. Беседуете с друзьями – спросите мнение своего подростка, уважительно, на равных.

Как это работает? Пара дежурств в больнице и биология уже не кажется скучной. Несколько раз ребенок послушает, с каким азартом взрослые обсуждают книги, и сам возьмет на полке «Щегла». Ведь папа ждет, когда выйдет фильм, надо успеть прочесть, чтобы быть в курсе событий.

Личный пример

Детям свойственно подражать родителям. Если мама или папа работает и смотрит телевизор одновременно, у ребенка возникает стойкая ассоциация. Если нужно мотивировать школьника на учебу, нельзя подавать дурной пример. Родители должны помнить об этом всегда, ведь дети искренне не понимают, почему мама может целый день копаться в телефоне, а ему это запрещено.

Психологическая обстановка в семье

Дети очень восприимчивы. Кроме того, они чувствуют негативные эмоции и напряжение. Если в семье скандалы — нормальное явление, не стоит ждать от школьника успехов в обучении.


Постоянные ссоры — это стресс для маленького человечка. Он думает не об учебе, а об обстановке в семье. Малыш переживает, больше нервничает, замыкается в себе. В результате — сложности с обучением и отсутствие мотивации. 

Выбирать школу;

Психологи советуют для первоклассников выбирать ближайшую к дому школу. В 6-7 лет дорога до школы не должна занимать много времени. Общественный транспорт лучше исключить. Иначе ребенок добирается до парты уже уставший и не может полноценно работать.

Писать и читать можно научиться в любой школе. А перейти из обычного учебного заведения в перспективное лучше после 3-его класса, когда нервная система уже окрепла.

Выбирать школу не всегда означает пойти в самый крутой лицей. Если ребенок активно занимается спортом, хочет строить спортивную карьеру, то зачем ему пять математик в неделю? Поездки на сборы, соревнования отнимают много сил и времени.

После пропусков в элитной школе ребенку будет сложно вернуться в ритм. В таком случае обычная школа во дворе – прекрасный выбор. Умеренные требования, понимающие учителя – все условия, чтобы выпуститься без невроза.

Зависимости


Бич нашего времени. Появление различных гаджетов и ноутбуков спровоцировало целый технический бум. Сейчас все повально увлеклись смартфонами, и дети не исключение. Родители уже в 5-6 лет дарят своим детям планшеты или телефоны, что и приводит к зависимости.

Малыши погружаются в яркий мир игр, и на учебу уже не остается времени. Все мысли занимает очередной уровень в новой игре. Избавиться от этого очень сложно, и даже если запретить телефон дома, нет гарантии, что ребенок начнет хорошо учиться. Ведь в школе есть друзья, у которых те же самые телефоны и игры.

Поддержка

Поддерживать своего ребенка — обязанность каждого ответственного родителя. Если намечается сложная проверочная работа, нужно сказать правильные слова, чтобы школьник поверил в себя.

Для каждого родителя их ребенок — самый лучший, об этом ему и нужно сообщить. Важно также поддержать ученика, если он получил двойку за ту же контрольную.

Ругать и упрекать за глупость не рекомендуется — мотивации исправить оценку не будет. Лучше сказать, что в следующий раз все обязательно получится. 

Разрешить выбирать самому;

Сын хочет вышивать крестиком? Ну и пусть! Дочь записалась на карате? Да пожалуйста, лишь бы нравилось. Интересно делать то, что любишь.

Поддерживать интересы;

Поощряем то, что есть. Глотает книги? Ходим в библиотеки. Целыми днями рисует? Следим, чтобы дома не переводилась бумага.

Как это связано со школой? Во-первых, шантажом и подкупом. Хочешь новые книги и дорогую гуашь? Пятерка по биологии и все будет.

Во-вторых, через свои интересы можно идти в мир. Один научится добиваться целей окольными путями. Пятерку по биологии можно получить за знания, а можно – нарисовав для кабинета портрет Левенгука.

Предлагаем ознакомиться  12 признаков меркантильной девушки и что это вообще значит?

Другой выяснит, что можно совмещать: хирурги Пирогов и Войно-Ясенецкий рисовали прекрасно и оперировали тоже.

Познакомить ребенка с тайм-менеджментом;

Можно начать с Глеба Архангельского и его «Тайм-драйва». Списки, ежедневники и планирование помогут распределять время грамотно. А еще дадут почувстовать себя взрослым и прокачают ответственность.

Возможно, ребенок не имеет ничего против алгебры, но заигрывается и забывает о ней. Предложите ему разные варианты графика. Кому-то удобно делать уроки сразу после школы, кто-то предпочитает сначала отдохнуть. Отпетые жаворонки вообще могут встать в шесть и сделать всю домашку за полчаса до выхода из дома.

Быть доступным;

Детям нужно время. Наше время. Помочь решить уравнение, поговорить о жизни, посмотреть вместе кино. Кажется, что эти простые вещи не всегда имеют отношение к школе.

Но родители – очень важные люди первые лет 15. И от отношений внутри семьи зависит, что ребенок делает в Большом Мире. Вы замечали, что работать легче и приятнее, когда дома все хорошо? Дети тоже это чувствуют.

Поощрять деньгами и подарками;

Можно и так. Не играем в концлагерь: презент на Новый год и День рождения дарят независимо от оценок. Фиксированная сумма карманных денег тоже должна быть всегда.

Но за особые успехи можно купить дорогой подарок или выдать денег сверху. И приятно, и мотивирует, и запомнится.

Как заставить ребенка учиться?

Ребенка не нужно заставлять учиться — все дети по своей природе любознательны. Если посмотреть на малышей, которые только-только познают мир, то можно увидеть, что их переполняет энергия развития, любопытство, интерес, азарт к пониманию мира. Это мощный ресурс и главная задача родителей — поддержать этот познавательный интерес и любознательность ребенка. Для этого необходимо создать благоприятную познавательную среду, в которой ребенок бы рос, развивался и получал бы от этого процесса удовольствие.

Лучше понять ребенка-школьника помогут такие книги:

  1.   Л.Петрановская «Тайная опора», «Если с ребенком трудно», «Что делать, если»;
  2.   Е.Мурашова «Лечить или любить», «Ваш непонятный ребенок»;
  3.   П. Грей «Свобода учиться».

Важно помнить, что школьные успехи ребенка не определяют ни его, ни вас. Мамы и папы частенько принимают школьные проблемы детей как личное оскорбление. Хотя двойки и тройки не делают Игоря плохим человеком. Более того, родители двоечника Игоря могут справляться со своими родительским задачами куда лучше, чем родители отличницы Ани. Бывает по-разному.

Поэтому иногда очень полезно отстать от ребенка. Перестать мониторить его электронный дневник и записывать на стопятисотые курсы. Можно быть доступным, быть рядом, но жить своей жизнью. Часто помогает отпустить проблему.

Вы сами-то хотите на эту выставку? Да, на эту, на которую тянете всю семью в субботнее утро. Или вы предпочли бы весь день смотреть сериал, но надо «развивать ребенка»? Принудиловку дети считывают прекрасно и ненавидят всеми фибрами.

А развиваться можно и через сериал. Хотя если вы посмотрите его просто так, для удовольствия, то мир тоже выстоит.

Нужно ли обсуждать оценки?

Оценки играют не очень хорошую роль, когда становятся намного важнее образовательного процесса и превращаются в самоцель. Для того, чтобы этого не происходило, я предлагаю родителям ориентироваться не на результат, а на процесс. Когда мама или папа знают, сколько усилий ребенок приложил к тому или иному проекту, даже если он получил тройку или четверку, то нужно обсуждать с ним не эту оценку, а его чувства, переживания, мысли на этот счет. Что он вложил в задачу, каким смыслом наполнена та или иная деятельность?

Учиться в школе – природное желание

Учиться, приобретать знания – природное желание каждого ребенка. Это естественный процесс в его развитии.

Вспомните, как ребенок учится ходить: пробует, делает первый шаг. У него может не получиться сразу. Падает, встает, пробует снова и снова. В результате своих усилий он начинает ходить, как и все остальные дети. Ему интересен мир вокруг, он хочет знать с каждым разом все больше.

Только научившись говорить, сразу задает вопросы о том, что видит вокруг себя: «Что это? А зачем? А почему?» Получая ответы, у него возникают новые вопросы. Порой мы даже удивляемся такому количеству «почему?!» Ответ прост: ребенок хочет получать знания.

Направляют, помогают ему в этом устремлении его родители. При правильном взаимодействии с ним взрослым удается достичь нужного результата. Процесс обучения становится желанным, радостным, приносит массу удовольствия всем: и ребенок счастлив, и мама с папой довольны.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector