Эффект стереотипной угрозы, гендерные и расовые стереотипы

«правильное»

  • Только в элитных университетах можно получить хорошее образование.
  • «Нормальные» люди устраиваются на работу вне зависимости от своих желаний. Деятельность не должна нравиться.
  • Нужно жить на родине, а не переезжать в другую страну.
  • Необходимо следовать трендам.
  • Одеваться надо в дорогих магазинах.
  • Нельзя жить без веры в бога.
  • Мнение личности должно соответствовать позиции большинства.

Виды стереотипов

Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.

Врачи

  • Они ничем не болеют.
  • Вне зависимости от профиля, хороший доктор знает рецепт от любого заболевания.
  • Настоящий специалист всегда носит при себе аптечку для оказания скорой помощи человеку на улице или в общественном месте.

Гендерные стереотипы и работа

Второй пример связан со стереотипами в профессиональной деятельности. Влияние стереотипов наблюдается, потому что черты, которые присущи, как кажется, мужчинам и женщинам, частично определяют род деятельности, которую эти люди могут вести.

Традиционным занятием для женщин считается что-то связанное с общением, с детьми. Для мужчин род деятельности скорее связан с техническими областями и бизнесом — или только кажется, что связан. Если придерживаться таких стереотипов, то при отборе кандидатов на работу выбор будет предрешен. Если человек отбирает на работу в компьютерную организацию людей, занимающихся программированием, то предпочтение будут отдавать мужчинам, потому что они заранее выглядят компетентнее. А для должности учителя начальной школы или воспитателя детского сада, согласно стереотипам, скорее подойдет женщина.

Даже когда человека уже взяли на работу, к нему будут по-разному относиться. Исследования показывают, что люди, играющие роль начальника, выделяют больше материальных ресурсов мужчинам для выполнения специфической деятельности. Кажется, что у вас есть должность и вы ее выполняете, но возможности, которые вам даются, разные. Это одна сторона воздействия стереотипов, связанная с их влиянием на восприятие окружающих.

Дети

Они обязаны:

  • Во всем слушать взрослых.
  • Воплощать нереализованные планы родителей.
  • Получать хорошие оценки в школе.
  • Поступить в университет по согласованию с мамой и папой.
  • Не умничать.

При этом считается, что все малыши – безобразники, им ничего нельзя доверить, они ломают и портят вещи. Подрастающее поколение распущенное, глупое, молодежь не отдает себе отчет в том, что делает.

Индивидуальные

Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.

Предлагаем ознакомиться  Почему мужчина игнорирует женщину, которая ему нравится: меняем ситуацию в свою пользу

Как мы узнаем стереотипы

Стереотипы — результат общественной жизни, потому что люди не рождаются со стереотипами. Человек постепенно запоминает их с момента рождения. Сначала мы узнаем их в семье, когда родители говорят: «Делай это и не делай того-то: ты же мальчик», «Делай это и не делай того-то: ты же девочка». Затем мы встречаемся с этими стереотипами в школе, университете, на работе.

Стереотипы продолжают существовать в обществе, потому что люди склонны делать мир вокруг себя понятным и предсказуемым. Когда человек попадает в новую ситуацию, он пытается получить информацию о том, что происходит, пытается понять, какие люди его окружают и чего ждать от этих людей. Во многих ситуациях такой информации у нас почти нет.

Представьте, что вы оказались на новой работе или в новой для себя стране, вы мало знаете об окружающих, но можете получить минимальную информацию, изучая внешние признаки людей. В таких неопределенных ситуациях мы спонтанно начинаем классифицировать людей на основе хорошо заметных признаков — проводим социальную категоризацию, например, на основе биологического пола, на основе возраста, цвета кожи, разреза глаз.

Когда мы помещаем человека в определенную группу, мы говорим: «Ага, перед нами женщина», а затем начинаем применять стереотипы. Мы думаем: «Ага, она женщина, значит, она добрая, но эмоциональная». Или: «Ага, он мужчина, значит, он склонен к лидерству или, возможно, агрессивен». В итоге мы делаем мир вокруг себя более понятным и предсказуемым.

Как происходит их становление

Шаблоны переходят от одного поколения к следующему. Уже в детском возрасте родители закладывают в нас нормы поведения, учат, как правильно поступать, думать. Большое влияние на людей оказывает общество и культурные особенности страны проживания. Эти клише помогают приспособиться к жизнедеятельности в социуме, однако зависимость от стереотипизации приводит к тому, что личность не развивается полноценно, ей проще действовать и мыслить так, как принято, чем рисковать и сталкиваться с новыми моделями жизни.

Как сражаться со стереотипами

С одной стороны шаблоны помогают разгрузить ум от излишнего напряжения. Но в то же время они становятся ограничителями мысли.

  • Не стоит слепо верить всему, что принято в обществе. Проверяйте получаемые извне данные и делайте выводы, опираясь лишь на собственный опыт.
  • Выделите те модели поведения, которые существуют у вас, но не подтверждены практически. Попытайтесь их доказать или откажитесь от них.
  • Находите опровержение тем установкам, которые не имеют фактического и логического основания.

Какими бывают стереотипные установки

Ниже я подробнее опишу наиболее распространенные модели, существующие в общественной парадигме.

Отличие стереотипов от предрассудков

Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.

Предлагаем ознакомиться  Постоянно в голову лезут плохие мысли — боюсь их материализации

Полицейские

Эти клише подпитываются различными фильмами и сериалами. Они возникают из-за редкого контактирования рядовых лиц с сотрудниками правоохранительных органов. Наиболее распространенные домыслы:

  • каждый служащий смел и самоотвержен;
  • на заданиях стражи порядка постоянно сражаются с бандитами;
  • при этом все сотрудники полиции берут взятки.

Проблема стереотипов

Проблема использования стереотипов в том, что все люди разные. Психологические исследования показывают, что различия между женщинами и различия между мужчинами по агрессивности, по эмоциональности, по уровню интеллекта больше, чем различия между мужчинами и женщинами в целом. Когда мы начинаем использовать стереотипы, мы убираем индивидуальные различия, выкидываем их из нашего восприятия. В итоге суждения, которые мы строим, и формы поведения, которые мы выбираем, могут не подходить для конкретного человека.

Несмотря на эту проблему, люди продолжают использовать стереотипы, и они оказывают двойственное влияние на наши оценки и поведение. Приведем два примера, связанных с гендерными стереотипами, они будут касаться эмоциональной стороны жизни с одной стороны и профессиональной деятельности с другой.

Социальные

Относятся к группе людей. Помогают нам составлять свое представление о мире. Параллельно мы отделяем «свою» группу людей от прочих. Это может, как развивать, так и угнетать. Попросту говоря социальный стереотип – это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Пример: политики постоянно врут, итальянцы страстные и эмоциональные, рыжие – строптивые.

Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.

Стереотипы и общество

Воздействие стереотипов рассматривается в социальных науках, особенно в психологии, как большая и серьезная проблема. Но это не значит, что эту проблему невозможно решить.

В обществах есть разные люди, которые в разной степени согласны с этими стереотипами. Кто-то их поддерживает, кто-то — нет. Страны различаются по степени этих стереотипов. Сравнительные исследования показывают, что в странах Северной и Западной Европы гендерные стереотипы выражены меньше, чем в странах Южной Европы.

Главное, многие психологические исследования показывают, что стереотипы можно менять. Существуют целые программы, с помощью которых меняют стереотипные ожидания. Этот процесс важен, потому что изменение стереотипов и частично отказ от стереотипов позволяют людям делать то, что хотят делать в жизни они сами, а не то, что предписывают им подобные представления.

Счастье

Обязательными элементами счастливой жизни являются:

  • Деньги.
  • Исполненная мечта.
  • Высокое социальное положение.

А ведь на самом деле у каждого человека своя система координат, ценностей и желаний. Вы вправе самостоятельно решить, что для вас важно.

Функции

  • Когнитивная. Указывает на необходимость упорядочивания и систематизации новой информации.
  • Аффективная. Позволяет выделять  «своих» и «чужих».
  • Социальная.
Предлагаем ознакомиться  Эго. Что это такое?

Последняя способствует формированию общественных структур, а также:

  • установлению коммуникаций;
  • налаживанию взаимодействия в группе.

Характер стереотипов

Стереотипы — универсальное явление для разных стран и обществ. Они могут формироваться по отношению к разным группам, но во всех странах есть стереотипы о мужчинах и женщинах (гендерные стереотипы), стереотипные представления о людях разного возраста, чаще всего пожилых и молодых (возрастные стереотипы). Еще два универсальных типа стереотипов — это этнические и расовые стереотипы — представления о членах этнических и расовых групп.

Содержание стереотипов может сильно различаться. Они могут включать в себя как позитивные, социально желательные, так и социально нежелательные особенности. Например, интеллект — это плюс-характеристика, а агрессивность — минус-характеристика. С точки зрения психологии эти черты в сознании людей группируются в два крупных измерения.

Первое — компетентность, куда относятся черты, связанные с интеллектом, знанием, профессиональным опытом, целеустремленностью. Второе измерение — теплота, куда относятся характеристики, связанные с добротой, честностью, благонамеренностью, готовностью пойти навстречу другим людям.

Этностереотипы

Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.

В глазах большинства:

  • типичный китаец: невысокий, болтливый, обожающий рис;
  • типичный американец: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры;
  • типичный француз: пижон, любвеобильный романтик, гурман;
  • типичный англичанин: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.

Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.

Эффект стереотипной угрозы

Поразительным образом стереотипы влияют на наше самовосприятие. Если мы поддерживаем некоторые стереотипы, то начинаем применять их к себе.

Яркий пример такого влияния — эффект стереотипной угрозы. Его впервые обнаружили на расовых стереотипах, а потом и на гендерных. Такой эффект возникает, когда в обществе есть стереотип о конкретной группе, включающей в себя негативные особенности. Например, женщины плохо справляются с техническими или точными науками.

Появление такого эффекта происходит по нескольким причинами. Прежде всего, когда человек помнит о таких стереотипах, он начинает волноваться, и у него возникают посторонние мысли. Человек боится оправдать эти негативные ожидания, и в итоге из-за стресса их оправдывают. Также в таких ситуациях у человека падает мотивация.

Кроме того, подобное представление имеет и долговременное воздействие. Люди, которые долго находятся под воздействием таких стереотипов, не хотят заниматься соответствующей деятельностью. Например, девочки, которым напоминают о таких стереотипах, не видят себя в будущем в университетах занимающимися техническими науками.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector