Что делать когда лень учиться, но кое-какие задатки здравомыслия, выраженные в осознавании важности учебы, все же имеются (с просторов)

Управляйте вниманием

Чем больше обязанностей, тем сложнее выкроить лишний час на обучение. Помните, каждая свободная минута на счету. Если ваш смартфон не пригодится в учёбе, уберите его подальше. То же самое касается социальных сетей и электронной почты. Чем чаще вы распыляете внимание, тем дольше вам придётся каждый раз фокусироваться на работе.

Разделяйте задачи

Попробуйте разделить ваши задачи на два списка по методу американского инвестора-миллиардера Уоррена Баффетта. Напишите 20-25 дел, запланированных на ближайшую неделю, и выберите из них 5 самых важных. Из них будет состоять первый список, остальные пойдут во второй. Забудьте про него, пока не выполните приоритетные задачи, и только потом принимайтесь за второстепенные дела. Тот же принцип работает и в обучении. Поймите, что вам нужно узнать в первую очередь, а остальное подождёт.

Подружитесь со стрессом

Комфорт не стимулирует нас больше учиться, стресс же, напротив, активизирует участки мозга, ответственные за усвоение новых знаний. Это можно сравнить с пребыванием в незнакомой стране, когда в первые дни всё ново и нужно общаться с местными, чтобы сориентироваться. Покинуть зону комфорта проще, чем кажется.

Если вы изучаете иностранный язык, посетите место, где собираются его носители, и практикуйтесь, смотрите иностранные фильмы и новости. Порцию разумного стресса вам обеспечит и сложная задача, для выполнения которой потребуется что-то изучить, изменение личного расписания или общество людей, которые в чём-то разбираются лучше вас. Вариантов много, пробуйте.

Повторяйте и рассказывайте

Запомнить всё за раз нереально, потому что мозг обрабатывает новые знания и связывает их с уже имеющимися. В памяти появляется новая ассоциативная цепочка, а на это нужно время, как минимум один день. Поэтому информацию нужно повторять, делая интервалы. В первый день повторите материал сразу после обучения, потому спустя 15-20 минут и через 6-8 часов, желательно перед сном.

Предлагаем ознакомиться  Значение словосочетания &laquoжестокое обращение»

Не забудьте вернуться к изученному материалу в течение недели. Для запоминания иностранных слов пригодятся карточки или мобильные приложения. Ещё один проверенный способ тренировки памяти – рассказать усвоенную информацию друзьям, родственникам и знакомым. Так вы поймёте, что забыли, а что запомнили.

Используйте мнемотехнику

Один из лучших способов быстро запомнить большое количество информации — это использовать мнемонические приёмы: ассоциации с изображениями, звуками либо с какими-то знакомыми объектами и явлениями. Самый очевидный пример — песенка, в которой пропевается алфавит. Дети разучивают её ещё в детском саду или начальной школе и помнят едва ли не всю жизнь. Другой пример — рифмованные фразы для запоминания грамматических правил.

Мнемотехника помогает обобщить, сократить и сжать информацию, сделав её удобнее для запоминания. Это особенно полезно для студентов и тех, кто изучает иностранный язык. Если вам нужно надолго сохранить информацию в памяти, попробуйте использовать мнемонические приёмы. И даже через долгое время после сдачи теста или экзамена вы обнаружите, что всё ещё помните материал.

Отдыхайте и тренируйтесь

Когда вы не выспались или валитесь с ног от усталости после работы, мозг не хочет учиться. Если вы хотите всё успевать и хорошо запоминать, нужно вовремя восстанавливать силы. Знания фиксируются в памяти во время фазы глубокого сна, поэтому важно уснуть в течение 12 часов после обучения.

Любые физические упражнения также помогут в запоминании. Мозговую активность стимулирует усиленное кровообращение, и оно же избавляет от вялости. За долгосрочную память в мозге отвечает гиппокамп – парное образование, расположенное в обоих полушариях, где формируются новые нервные клетки. За их строительство и укрепление старых клеток отвечает специальный вид белка, выработку которого стимулируют тренировки.

Вспоминайте правильно

Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.

Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.

Предлагаем ознакомиться  Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.

Закрепляйте материал

Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.

Идите от простого к сложному, от общего к частному

Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.

Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.

Меняйте обстановку

Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.

Меняйте режимы работы мозга

Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.

Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом. Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение.

В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.

Предлагаем ознакомиться  Количественный контент-анализ — Исследовательский центр «ДИСКУРС»

Не забывайте о практике

Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.

Повторяйте с интервалами

Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.

Примеры — сила

Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.

Решайте проблему до того, как вас этому научат

Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.

Не важно, получится найти правильный ответ или нет. Вы прилагаете усилие, сами «изобретаете велосипед» до того, как получите готовый ответ. Это поможет быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.
Оцените статью
Консультант
Adblock detector