Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся «продажники» с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих «продажников» и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются… Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от «балласта» (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока «кровью экономики» являются деньги.

Воспитать в ребенке самостоятельность

В раннем детстве полезны ролевые игры. Лечение кукол либо катание плюшевых медвежат в игрушечной коляске. Это своеобразная имитация взрослой жизни.

Выявить склонности помогут дополнительные занятия. Прислушайтесь к интересам ребенка, чем он увлечен, что доставляет ему удовольствие? Пусть малыш выберет 3 кружка или секции, чтобы 2 из них потом оставить.

В детском возрасте кружки – еще не будущая специальность. Не каждый любитель животных захочет изучить медицину, чтобы стать ветврачом. Не каждый любитель порисовать справится с дизайнерской работой. Успехи в футболе еще не повод, чтобы назвать мальчика спортсменом.

Занятия в кружках и секциях сформируют навыки. Зато к совершеннолетию увлечения наградят подростка полезным багажом знаний. Нередки случаи, когда хобби становится любимой профессией.

Поздновато приучать ребенка к самостоятельности за год-два до выпуска из школы. Но старшеклассник должен сам выбрать профессию. Только в этом случае он научится принимать ответственность за собственные поступки. Взрослые должны оказать информационную поддержку, показать пути поиска сферы деятельности.

Выбрать — выбрали. а применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться.

Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека.

Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться».

Как начать развиваться в выбранном направлении до окончания школы?

Во многом план действий зависит от выбранной профессии. По какой-то — можно будет даже устроиться работать подсобником-помощником (например — в автомастерскую). По другой — до учебы получится осваивать только теорию (например — если ребенок выбрал профессию врача: вряд ли школьника пустят в операционную, понаблюдать за ходом операции).

Предлагаем ознакомиться  ЗПР Определение, основные причины, их краткая характеристика (стр. 1 из 2)

Примерный план действий:

  1. Ищем курсы по этой или смежной профессии. Проще всего — рабочим профессиям: по ним всегда что-то найдется. Если ребенок выбрал карьеру врача — можно записаться на курсы оказания первой помощи. Если хочет стать водителем — садите его за руль.

  2. Ищем на Ютубе тематические каналы, или каналы, которые ведут люди, работающие в этой отрасли, на подходящих предприятиях.

  3. Качаем тематические книги. Самый сложный пункт: подросток вряд ли захочет читать учебники, тем более с «сухими» данными. Поэтому ищите самые простые книги для начинающих.

  4. Ищем наставника, который поделится опытом по Скайпу. Такого можно поискать на тематических форумах, в тематических пабликах в соцсетях. Конечно, ему придется платить. Что должен рассказывать наставник? Например — как стоит строить учебную программу новичку, какую литературу стоит читать, какие перспективы по зарплате и карьерному росту, какие будут условия работы, какие есть типичные ошибки.

  5. Ищем работу подсобником, если профессия позволяет. Скорее всего — придется работать бесплатно. Проще всего в этом плане с рабочими специальностями.

  6. Покупаем инструменты и учимся работать самостоятельно, если профессия позволяет. Актуально для рабочих профессий: например, подросток может сам переклеить обои, или сделать табуретку, или заменить кран, или собрать электросхему, или купить старые компьютерные комплектующие, и тренироваться на их ремонте.

Также можно узнать о подготовительных курсах для абитуриентов — такие есть во многих учебных заведениях.

Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность «проиграть», примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки («Образование от А до Я» и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Какие профессии не рекомендуется выбирать?

Вот какие:

  1. Узкие специальности, на которых есть ограниченный спрос. Самый яркий пример — юриспруденция. Если только родители не работают в этой же сфере, и могут предоставить ребенку помощь при трудоустройстве.

  2. Специальности, которые могут отмереть в ближайшем будущем, или сильно измениться, или может сократиться спрос на специалистов. В первую очередь это: журналисты, бухгалтеры, юристы, банковские служащие, переводчики (хотя переводчики — пока спорный пункт, но в перспективе 10-20-30 лет ситуация может измениться), штурманы, диспетчеры. Эти профессии могут исчезнуть из-за появления специализированных приложений или устройств, упрощающих или автоматизирующих процесс.

  3. Профессии, «привязанные» к одному предприятию или городу. Например, если у вас в городе есть химический комбинат, которых на всю страну всего несколько — не рекомендуется идти учиться на химика-технолога только по тем направлениям, которые работают на этих комбинатах. Если комбинат в вашем городе закроется, или производственный процесс автоматизируют/роботизируют — искать работу будет негде.

Какие смежные навыки стоит развивать?

Чтобы повысить вероятность карьерного роста, или в будущем иметь возможность уехать за рубеж, ребенку стоит:

  • выучить английский (если по выбранной профессии можно уехать за рубеж, или если есть крутые обучающие материалы только на английском — например, по программированию);

  • получить права категории В;

  • пройти курсы менеджмента (с ними проще получить руководящую должность);

  • освоить тайм-менеджмент, умение планировать, составлять график, расставлять приоритетность задач.

Найти варианты учебы вдали от дома

Даже если полученная по диплому профессия не станет работой жизни, студент вместе с учебой получит много преимуществ:

  • научится пользоваться информацией;
  • встретит единомышленников;
  • сформирует сетку полезных контактов;
  • приобретет навыки.
Предлагаем ознакомиться  Ревность ребенка к новорожденному: кто виноват, и что с этим делать

Иногда для получения работы мечты необходимо пройти стажировку в другом городе или другой стране. Безусловно, помогать студенту на расстоянии сложнее. Но рискнуть стоит, если речь идет о любимой специальности.

Не путать любимые школьные уроки с профессией

Отойдите от стандартной логики: замечательно дается алгебра – учись на бухгалтера, прекрасно дается русский язык – на филолога и т.п. Не рекомендуется выбирать работу, отталкиваясь только от обретенных школьных знаний. Умения и знания необходимо подгонять под мечту.

Выбирайте с выпускником специальность, не ставя приоритетом любимый предмет. Возможно, что ребенку нравится учитель, его кабинет и интересные наглядные материалы, но в профессии будет все иначе. Подскажите сыну или дочери не зацикливаться на внешней или частной стороне профессии.

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему «Довольны ли россияне полученным образованием?». Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: «Работаете или работали ли вы по специальности?», всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

«Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера.

Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере «с нуля» не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь.

Ответ 1. пусть выбирает по любви

Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Ребенок — это не вы

Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь. Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее


Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Ответ 3. профессия должна подходить характеру

Правило 5. Дни открытых дверей

Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу. Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.

Предлагаем ознакомиться  Как и чем удивить девушку?

Ответ 5. клубы по интересам

Ответ 8. Востребованность профессии

Переворачиватель панд в зоопарке — это, конечно, мечта, но… После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом — курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами «ой как страшно…» и «ой как сложно…».

Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали. 

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя «идеальную формулу профессии» и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Разобраться, какие профессии востребованы

Выпускник с помощью интернета может без труда узнать о нюансах специальности, о востребованности профессии, заработной плате, возможностях карьерного роста. В этом деле не помогут рейтинги и подборки. Источники, предоставляющие информацию о состоянии рынка труда:

  • справочники, которые ежегодно поступают в продажу;
  • профессиональные журналы;
  • сайты центров занятости;
  • интернет-площадки, которые помогают в поиске работы.

Подобные издания и интернет-ресурсы предоставляют информацию, о существовании которой подросток не имел понятия. Следует рассмотреть вакансии, затем сделать оценку престижности профессии.

Стоит ли сразу останавливаться на 1 варианте?

Если есть время — нет, желательно перепробовать несколько. Чем больше — тем лучше, потому что:

  • ребенок точнее поймет, что ему нравится больше всего;

  • ребенок получит несколько разных навыков, и при необходимости в будущем сможет быстрее переучиться на другую профессию.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

«На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию.

И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием».

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Оцените статью
Консультант
Adblock detector